МАЗАЧЧО (Masaccio) Фрески капеллы Бранкаччи

Живопись в деталях 
МАЗАЧЧО 
ТОММАЗО ДИ СЕР  ДЖОВАННИ ДИ ГВИДИ
умер в 1428г.
Фрески капеллы Бранкаччи
Мазаччо (Masaccio)  Троица  Церковь Санта-Мария-Новелла Флоренция
Репродукция
Мазаччо (Masaccio)
Троица
Церковь Санта-Мария-Новелла Флоренция

Не могла не поставить эту работу первой, так как именно в ней воплощён тот самый принцип перспективы, который, говоря простыми словами, разделил эпохи. Я ни в коем случае не хочу сказать, что Мазаччо открыл перспективу, но именно его Троица стала знаковой в этом вопросе.

Фреска Троца находится в Санта-Мария-Новелла, которая в свою очередь  расположена на площади носящей ее имя, в непосредственной близости от центрального городского вокзала. Своим названием она обязана молельне, которая изначально находилась здесь. И это первый шедевр, с которым я, и другие путешественники, встречаются, приехав на поезде во Флоренцию. Церковь была построена в XIV-XV веках, став первой базиликой во Флоренции, и вскоре превратилась в главную доминиканскую церковь города. В ней много шедевров, так что потратить время на ее посещение, будучи во Флоренции, однозначно стоит, но Троицу, на мой взгляд, стоит выделить отдельно.


Фреска - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (ок. 1295), ранее считали, что мастер неизвестен, а позже, решили что Джотто. Ну Джотто, так Джотто, точку в этом вопросе не поставить уже никогда. 
Точная дата возникновения Троицы фрески, не известна, однако исследователи относят ее к периоду зрелых работ Мазаччо, (зрелых! Парню не было еще 27 лет, когда он умер), поскольку в работе использована линейная перспектива, над разработкой которой в то время трудился Брунеллески.

Первый план: крест с распятым Христом  и предстоящие Богоматерь и Иоанн Евангелист, вверху, позади Христа заметна фигура Бога-отца, и Святой Дух в образе голубя.  Одно время считалось, что Мазаччо был автором всей алтарной композиции, но в поздней было доказано, что кисти мастера принадлежат лишь фигуры Иеронима и Иоанна Крестителя, все же остальное было написано Мазолино. Св. Иероним держит в одной руке библию, в другой модель часовни, у его ног, согласно художественной традиции сидит лева.


Пожалуй, вещь, которая сделала Мазаччо очень знаменитым, и которая подняла его на высоту подлинного мастерства это роспись церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, точней капеллы при этой церкви, которая сейчас известна как капелла Бранкаччи. В 1367 году влиятельный и главное богатый флорентинец Пьетро Бранкаччии отдал приз о возведении фамильной капеллы в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, то есть задолго до жизни самого Мазаччо. Сначала сюда приглашают Мазолино, а уж потом Мазолино завет себе на помощь Мазаччо


КАПЕЛЛА БРАНКАЧЧИ


Мазаччо  Изгнание из рая  Капелла Бранкаччи Флоренция

Фреска ЛЕВАЯ СТЕНА верхняя часть
Мазаччо
Изгнание из рая
Капелла Бранкаччи Флоренция



Фреска  ЛЕВАЯ СТЕНА вехняя часть
Мазаччо
Дань. Аполстол петр находит монету в рыбе
Капелла Бранкаччи


Мазолино  Святой Петр (деталь)  Капелла Бранкаччи

Фреска  ЛЕВАЯ СТЕНА верхняя часть
Мазолино
Святой Петр (деталь)
Капелла Бранкаччи


Художник прожил совсем не долго, и покинул этот мир когда ему  еще и 27 лет не было, однако, в историю он вошел навечно. Томазо ди Джованни, по прозвищу Мазаччо родился 21 декабря 1401 года. У художника есть дата рождения – это большая редкость для того времени. На много чаща встречается фраза «родился приблизительно, жил ориентировочно…».
В возрасте семнадцати лет Мазаччо оказывается в столице Тосканы – Флоренции.  Судьба отпустила ему еще только деть лет жизни, за которые он так много успеет! В соответствии с обычаями, Мазаччо скорее всего поступил на учебу к какому-нибудь известному флорентийскому художнику, но имени учителя история не сохранила.  Однако, точно известно  что в Цех факторов и аптекарей он был зачислен, а туда принимали художников только  после окончания обучения.  В 1424 Мазаччо вступает в Гильдию святого Луки – сообщество флорентийских художников.  С 1424 по 1428 работает с Мазолино над фресками в капелле Бранкаччи.

Мастер скоропостижно скончался и июне 1428 года в Риме. Как пишет Вазари ( а сплетник, он был известный), «Было ли это по причине зависти или потому, что все хорошее обычно бывает недолговечным – так или иначе он умер во цвете лет и ушел от нас внезапно, что многие подозревали отравления»… Что тут скажешь, итальянцы этим славились. Позже и Дюреру будут советовать не садиться есть и пить,  с итальянцами мастерами, по причине пристрастия последних в разного рода ядам.  1443 году его были перевезены во Флоренцию. 




Мазаччо (Masaccio)  Воскрешение сына царя Теофила и апостол Петр на кафедре  Капелла Бранкаччи Флоренция
Репродукция ЛЕВАЯ СТЕНА нижняя часть
Мазаччо (Masaccio)
Воскрешение сына царя Теофила и апостол Петр на кафедре
Капелла Бранкаччи Флоренция

Автор сборника библейских сказаний «Золотая Легенда» монах-доминиканец живший и писавший в Тринадцатом веке, заимствовал  сюжеты для своих рассказов из ранних апокрифических «Деяний Петра», и вот Мазаччо воссоздал одно из деяний-чудес.
В Антиохии проповедовал апостол Петр, за что был заключен в темницу, и пребывать бы ему там, но вмешался апостол Павел, который рассказал правителю Антиохии о чудесных способностях Петра. Апостола освободили из под стражи и проводили к гробнице сына Теофила, умершего 14 лет назад, где апостол силой веры воскрешает молодого человека.
В результате, Теофил и жители Антиохии обратились в христианство. Так как все в городе обратились в христианство  в городе был построен великолепный храм, в центре которого была установлена кафедра для апостола Петра. С этого престола он читал свои проповеди. Проведя на городе семь лет, Пётр отправился в Рим, где двадцать пять лет восседал на папском престоле — кафедре.
На одной фреске два события. В центре обнаженный юноша, стоящий на коленях перед апостолом  Петром, готовый подняться. Рядом лежат черепа и кости, как символ того, что юноша был мертв, и здесь же рядом восседающий Петр на престоле. Перспективы нет, фигура Петра как бы прилеплена к стене собора.

 Люди, изображенные Мазаччо под видом апостолов, совсем обычные, или наоборот не совсем обычные для того времени. Они   не похожи на эфемерных созданий художников предыдущей эпохи. Это широкоплечие крепыши, сильные и здоровые, полностью утратившие готическую вытянутость и хрупкость. Все в полном соответствии с идеями флорентинских гуманистов о высоком достоинстве человеческой личности, о ее значимости в реальном мире, о ее способности бороться со слепой судьбой. Средневековая вера в бога была заменена верой в человека человеческую мощь, и в то что именно он, человек решает все.  А хорошо это или плохо, человечество так и не может определить вот уже на протяжении 450 лет.

Мазаччо (Masaccio)  Петр исцеляющий больных своей тенью
Репродукция ЛЕВАЯ СТЕНА нижняя часть
Мазаччо (Masaccio)
Петр исцеляющий больных своей тенью
«Деяний апостолов» (5:12-16)

«Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.  Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.  Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,  так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все»
Из текста Деяний сюжет понятен. Апостол одной своей тенью излечивает больных и немощных.

В качестве фона Мазаччо дал уходящую вглубь по диагонали улицу, дома которой расположены в перспективном сокращении наискось. Стена первого дома, два других дома имеют «нависающие» этажи. Этому движению вглубь противостоит движение Петра навстречу зрителю. С помощью такого приема подчеркнута воля Петра. А дальше, я раз за разом натыкалась на описание этой картины, где все повторяли одну единственною фразу, кочующую из статьи в статью, о Мазаччо, и  способной привести в недоумение любого мыслящего человека:   "Он идет спокойно и уверенно, не сомневается в том, что тень от его фигуры способна исцелить больных. А к нему, тянутся все страждущие исцеления.» Только тут мне кажется дело в не сомнениях. Или отсутствии оных. Я не думаю, что апостол был объят такой огромной гордыней, чтоб «не сомневаться» что его тень исцелит больных. Если он в чем и не сомневался, то только в собственной вере. Апостол идет, веря, что молитвой, обращенной к богу, он исцелит. И верит настолько, чудо действительно происходит. 

Мазаччо (Masaccio)  Раздача имущества и смерть Анании  Капелла Бранкаччи Флоренция

Репродукция
Мазаччо (Masaccio)
Раздача имущества и смерть Анании
Капелла Бранкаччи Флоренция

Сюжет взят из «Деяний апостолов» (4:32-37 и 5:1-11). В сюжете повествуется, как член первохристианской иерусалимской общины Анания и его жена Сапфира предприняли попытку обмануть апостолов и утаить часть вырученных средств.  Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. После укоризненных слов апостола Петра Ананию обуял такой страх, что он скончался на месте. По толкованию Иоанна Златоуста, смерть Анании и Сапфиры наступила не вследствие сильного потрясения, а как Божие наказание. Комментаторы подчёркивают, что прегрешение Анании состояло не в том, что он присвоил деньги, они принадлежали ему и он волен был поступить с ними как угодно, что подчеркнул и апостол Пётр в своей обвинительной речи, а в том, что пытался обмануть Бога и членов общины
По мнению ряда богословов эпизод с Ананией и Сапфирой, во-первых, показывает сколь высок был нравственный уровень ранней общины, во-вторых, подчёркивает сильное желание единства в общинной жизни

Мазаччо, как на других фресках капеллы, в этой фреске изобразил два сюжета: Пётр раздаёт имущество, пожертвованное апостолам, и смерть Анании, чьё бездыханное тело лежит возле ног Иоанна. 

Мазаччо (Masaccio)  Исцеление хромого воскрешение Тавифы

Репродукция
Мазаччо (Masaccio)
Исцеление хромого воскрешение Тавифы
 Капелла Бранкаччи Флоренция

Фреска посвящена сразу двум чудесам совершенным Апостолом Петром.
Встретив на ступенях хромого нищего просившего подаяния, «Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» Деяния апостолов 3:1-10
Вторая часть фрески представляет историю воскрешения умершей Тавифы, которая была известна своей добротой и множеством благотворительных дел, но умерла от неизлечимой болезни. Петр отправляется в Иоппию, где его встретили бедные «вдовиц, которые стали показывать ему одежду, которую шила для них Тивифа. Петр выслал всех вон и «… преклонив колени, молился и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.» Деяния Апостолов  9:36-42


Мазаччо  Крещение Неофитов

Фреска
Мазаччо
Крещение Неофитов

Когда речь заходит о Ренессансе, обычно имеется ввиду процесс возрождения культуры и искусства не только в Италии, но Нидерландах, Бургундии, странах Северой Европы, однако, господствующее положение безусловно занимает Флоренция, потеснив даже Рим.  «Разбогатевшие ремесленники потянулись к прекрасному», по выражению Вазари, и охотно занялись меценатством.  Художники выполняют заказы уже не для церкви, а значит строгая, церковная, готическая манера уже не подходит. Нужна другая, ставившая человека, пока еще не во главу угла, нет, до этого  время еще далеко,  но живописцы и скульпторы обращаются к греческой и  риской античности, как единственной настоящей Традиции.
Донателло открывает античную скульптуру, и вносит в жизнь искусства правила анатомии человеческого тела. Архитектор Брунеллески основываясь на теориях Евклида и Птолемея, дарит искусству линейную перспективы.

Вазари писал, что Флоренция породила в течение одного поколения фра Филиппо Липпи, Донателло, Лоренцо Гиберти, Паоло Учелло и Мазаччо, каждый из которых был в своем роде превосходнейшим, которые воспламенили души их потомков, продолжает он, настолько, что занятие их делом достигло того величия и того совершенства, которые мы видим во времена наши, заканчивает Вазари.

ЖИВОПИСЬ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА: ЗДЕСЬ