Русские иконы ШЕСТОДНЕВ (Седмица) Russian icons The Hexameron

ШЕСТОДНЕВ (СЕДМИЦА) 
КАК ПИШУТ ИКОНЫ


Икона
СВЯТАЯ СЕДЬМИЦА
Палех 19 в

Икона (Образ выше) с изображением дней недели именуется «Седмицей». По православному календарю, каждый день недели знаменует священное событие. Неделя начинается с воскресения, и день этот отмечен Воскресением Христовым. 
В понедельник поминаются Силы Небесные, потому следующий образ — «Собор архангела Михаила». Вторник — день, посвященный св. Иоанну Крестителю. Среда, день Богоматери — изображается Благовещение. Четверг - день святых апостолов и святителя Николая Мирликийского. Пятница — Распятие Спасителя. 
День субботний иногда выделяется отдельной иконой и именуется тогда «Суббота Всех Святых». Христос в славе держит открытое Евангелие и окружен Небесными Силами, Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Креститель. Их окружают лики святых: юродивые, праотцы, преподобные жены, пустынники, пророки, апостолы, мученики.
Иконы, иллюстрирующие литургическое посвящение различных дней недели, известны в русском искусстве начиная с XV века.


Икона
Шестоднев (Седмица)
Ярославль  Конец XVII в.

Ярославский художественный музей, Ярославль

В верхней части иконы (Образвверху), в клеймах, представлены праздничные сюжеты, соответствующие шести дням недели: «Сошествие во ад» (воскресенье), «Собор архангелов» (понедельник), «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (вторник), «Благовещение» (среда), «Омовение ног» (четверг) и «Распятие» (пятница). Большую часть композиции занимает изображение «Субботы всех святых». В центре здесь представлен Престол Уготованный — Этимасия с Голгофским Крестом. По обе стороны от престола располагаются изображения ангелов с венцами в руках — они готовятся увенчать праведников. Над престолом — Спаситель на троне в окружении ангелов. Правой рукой Он указывает на раскрытое Евангелие (надпись на Евангелии: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11 : 28–29). Выше, в ряду праздничных клейм, — изображение Святой Троицы в ангельском круге с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.


По обе стороны от престола тремя горизонтальными ярусами располагаются изображения святых по чинам: мученицы и преподобные жены (верхний ярус); праотцы, преподобные и мученики (средний ярус); мученики, пророки, апостолы и святители (нижний ярус). Имена святых надписаны на их нимбах.



Икона
Шестоднев
XVIII в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона представляет сложную композицию: шесть клейм с изображением Сотворения мира (Библия, Книга Бытия, гл. 1, ст. 3–31) и праздничный шестоднев на тексты поучения Кирилла Философа (ок. 827–869), посвященного шести дням недели.


Порядок клейм в среднике: Воскресение в виде Сошествия во ад — неделя; Собор архангелов — понедельник; Усекновение главы Иоанна Предтечи — вторник; Благовещение — среда; Омовение ног — четверг; Распятие — пятница; Суббота всех святых — суббота (композиция занимает центральную и большую часть средника). На углах полей — евангелисты Матфей, Марк, Иоанн с учеником Прохором, Лука. На верхнем поле в трех клеймах Служба святых отцов: Агнец Божий на дискосе и архангелы с рипидами, по сторонам — Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и великомученик Антипа. На полях попарно изображены митрополиты московские Петр и Алексей; Иона и Филипп; митрополиты Ростовские Леонтий и Исайя; Игнатий и Иаков; преподобные: Сергий Радонежский и Антоний Печерский; Феодосии Печерский и Варлаам Хутынский; Зосима Соловецкий и Иоанн Дамаскин, Савватий Соловецкий и Иоаникий Великий. На нижнем поле в середине — убиение царевича Димитрия, слева — Василий и Максим Блаженные на фоне Московского Кремля; справа — блаженный Иоанн Московский и Прокопий Устюжский.



Икона
Шестоднев
Мастерская Василия Ивановича Хохлова
Школа или худ. центр: Палех Первая четверть XIX в.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Средник иконы представляет собой сложную композицию, состоящую из отдельных сюжетов. Вверху в центре шесть сцен Сотворения мира, расположенных в два ряда (Быт. I, 3–31). Слева три клейма (сверху вниз): Сошествие во ад, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Омовение ног; справа (сверху вниз): Собор архангелов, Благовещение, Распятие. Между ними представлен Господь Саваоф в окружении небесных сил. Под ним Христос на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей и небесными силами. Ниже райское древо, обвитое змием. По сторонам от древа обнаженные Адам и Ева, слева от них ангел, справа — изгнание Адама и Евы из рая. Внизу средника двухрядное изображение — Суббота всех святых. Вокруг средника располагаются клейма с изображениями евангелистов, отцов церкви, митрополитов, преподобных, блаженных и юродивых.

Порядок клейм на полях:
1.                  Евангелист Иоанн Богослов с Прохором.
2.                  Григорий Богослов, Василий Великий.
3.                  Агнец на дискосе («Поклонение жертве»).
4.                  Иаков брат Божий, Иоанн Златоуст.
5.                  Евангелист Матфей.
6.                  Алексий и Петр митрополиты московские.
7.                  Иона и Филипп митрополиты московские.
8.                  Исайя и Леонтий Ростовские.
9.                  Игнатий и Иаков Ростовские.
10.              Феодосий и Антоний Печерские.
11.              Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.
12.              Зосима и Савватий Соловецкие.
13.              Антоний Великий и Иоанн Дамаскин.
14.              Евангелист Марк.
15.              Василий и Максим Блаженные.
16.              Убиение московского царевича Димитрия.
17.              Иоанн и Исидор Блаженные.
18.              Евангелист Лука.


Икона
Шестоднев
1903 г.
Государственный исторический музей, Москва


Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Русские монастыри: искусство и традиции. — CПб.: Palace Editions, 1997.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.