Русские иконы СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (ПАНТОКРАТОР) Russian icons The Saviour (Christ Pantocrator)
ИКОНА
Икона
Спас
Из
деисусного чина
Школа:
Псков Первая половина XV в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Икона
относится к псковскому деисусному чину из собрания Н. С. Большакова.
|
Спас
Вседержи́тель, или Пантокра́тор (от греч. παντοκράτωρ — всемогущий, всесильный)
— центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя
и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете.
Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В
левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. В соответствии с традицией, Христос облачен в вишневый хитон с клавом и темно-синий гиматий.
Икона
Спас
Вседержитель
Школа:
Тверь (?) Конец XIII в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Из
собрания А. И. Анисимова.
|
Икона
Спас
Последователь
Рублева
Школа:
Москва Вторая четверть XV в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
|
Икона
из Троице-Сергиева монастыря, куда она была вложена в 1575 году мирянином Фомой
Симоновым, управляющим земельными владениями лавры. Сохранность исключительно
хорошая. Оклад того же времени. Фон и поля золотые. Лицо Спасителя, написанное
с исключительной тонкостью, по общему своему духу близко к рублевскому «Спасу»
из Звенигорода. Вероятно, последняя икона была дана в этом же иконографическом
типе. (Лазарев В.Н.)
Поясной
Христос держит раскрытое Евангелие с красным обрезом, с расстегнутыми золотыми
застежками (черная надпись: «Приидете ко мне вси тружающиеся...»). Отведенная
влево правая благословляющая рука окутана до кисти синевато-зеленым гиматием,
образующим натянувшиеся к левому нижнему углу параллельные складки. На хитоне
Спаса золотой клав.
Икона
Спас
Из
деисусного чина
Школа:
Тверь Конец XV в.
Тверская
областная картинная галерея
Из
деисусного чина конца XV в. из Весьегонского района Тверской области.
|
Икона
Спас
Вседержитель
©
Государственный Эрмитаж
|
Икона
Спас
Вседержитель
©
Государственный Эрмитаж
|
Икона
Христос
Вседержитель
Школа:
Москва 1520–1530-е годы
Центральный
музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
|
Икона
Спас Вседержитель
13-
нач. 14 в.
Государственный
Эрмитаж
Поступил
в 1959 г. Передан Беломорской экспедицией Государственного Эрмитажа 1958 г.
|
Икона "Спас Вседержитель"
исполнена во второй половине XIII - XIV в. северорусским мастером. Христос
правой рукой благословляет, а в левой держит раскрытое Евангелие. Содержание
текста индивидуально, что типично для икон, созданных до XV в. До XV столетия изображение
Спаса с раскрытым Евангелием встречается значительно реже изображения с
закрытой книгой.
Икона происходит из деревянной церкви
Пророка Ильи погоста Вазенцы на р. Онеге. Онежский край еще в XII в. был освоен
новгородцами. То, что икона была написана не новгородским художником, а
местным, показывают техника ее исполнения и цветовое решение: краски иконы
темные, а не яркие "праздничные".
Икона
Господь
Вседержитель
Школа:
Москва (мастерские Московского Кремля)
Конец
XVII в.
Дерево,
левкас, темпера, золото, серебро, алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, жемчуг;
позолота, чеканка.
Государственный
исторический музей, Москва
|
Икона
Спас
Вседержитель
Рефусицкий
Иван Петров
Школа:
Оружейная палата Московского Кремля 1705 г.
Государственный
музей Новодевичьего монастыря, Москва
|
Икона
Господь
Вседержитель
Мастерская
серебряных изделий Д. Л. Смирнова
Начало
XX в. (не ранее 1908 г.)
Собрание
А. В. Дадиани, Россия
|
Икона
Спас Вседержитель 19в. Петербург
Серебряный оклад
Частная коллекция
|
Икона
Спас Вседержитель 19в. Москва
Императорский орел
Частная коллекция
|
Икона
Спас Вседержитель 1881в. Москва
Частная коллекция
|
Икона
Спас Вседержитель 1880в. Москва
Частная коллекция
|
Икона
Спас Вседержитель Москва
Частная коллекция
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.