ФРАГОНАР Жан Оноре Искусство Франции / Jean-Honoré Fragonard French painter

Живопись в деталях содержание
ЖАН ОНОРЕ ФРАГОНАР 
1732 - 1806 
ФРАНЦИЯ

Фрагонар ((Jean-Honoré Fragonard)  Коррез и Каллироя
Репродукция
Фрагонар ((Jean-Honoré Fragonard)
Коррез и Каллироя
Галерея Sphinx Fine Art   Лондон

ЖРЕЦ КОРРЕЗ ЖЕРТВУЮЩИЙ СОБОЙ ЧТОБ СПАСТИ КАЛЛИРОЮ таково полное название монументального плотна.  Написанная, специально для вступления в Академию, она была выставлена в Салоне и имела огромный успех, такой, что принесла Фрагонару  право "совещательного голоса", что формально приравнивалось к членству в Академии. Но для фактического избрания надо было написать еще одну историческую картину, а мастер так её и не написал.
 В чем суть. Влюбленный в прекрасную Каллирою верховный жрец Диониса, после того, как девушка его отвергла, обращается с мольбами к Дионису, и в ответ коварный бог насылает на страну - смертельное опьянение.  Оракул объявляет, что есть только одно спасение - жрец должен принести в жертву богу свою возлюбленную Каллирою, или того, кто добровольно занял бы ее место. 


Желающих, как нетрудно догадаться, не нашлось.  Тогда в самый ответственный момент, жрец спасая жизнь возлюбленной жертвует собой. Сюжет был не нов, но известен был скорее по опере "Каллироя", которая в то время шла на подмостках.
Вот и картина, в какой то степени, не лишена театральности, тут и сцена, где происходит главное действо, и зрители, которые надеждой и ужасом смотрят на происходящее.  Мужчины из-за колонны стараются лучше рассмотреть, что же происходит возле жертвенника, в то время как женщина на переднем плане в ужасе закрывает лицо тканью.


А вверху  сам коварный бог? Дионис? Младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства и виноделия, производительных сил природы. По Гесиоду (Теогония) традиционно считается сыном Зевса и Семелы. Кудрявый, только вид у него мне кажется, немного свирепый. 
После закрытия Салона, полотно Фрагонара купил сам Людовик Пятнадцатый, повелев сделать по этой картине гобелен.  Но казна была пуста, и деньги за "Кореза и Каллирою" Фрагонару выплачивались частями, а заказанный королем гобелен так никогда и не соткали. "Корез" пролежал на королевской фабрике гобеленов почти тридцать лет.

Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard)  Пейзаж с водопоем

Репродукция
Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard)
Пейзаж с водопоем
Галерея Sphinx Fine Art   Лондон

 Фрагонар очень быстро потерял интерес к историческим, монументальным полотнам и  сосредоточился на легких галантных сценах для частных заказчиков.  Красочные и чувственные, они изображали прекрасных обнаженных богинь и нимф либо элегантно одетых мужчин и женщин.
Но все это будет много позже, а пока молодой Фрагонар пытался попасть в мастерскую Франсуа Буше, но тот поначалу посчитав мальчика недостаточно подготовленным, передал его Жану Батису Шардену, но через пол года Фрагонар  возвращается снова к Буше.


Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard)  Признание в любви  1771-1773

Репродукция
Серия «Достижение любви в сердцах юных дев» 
Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard)
Признание в любви  1771-1773
 Нью-Йорк, Коллекция Фрик

Потом он принимает участие в конкурсе Академии - выигрывает его и едет Рим (мечта любого художника того времени). Возвращается в Париж ( в 1761 году) и начинает работу над монументальным полотном "Корез и Каллироя".
Становится кандидатом в члены Академии художеств, женится на Марии-Анне Жерар, которая была моложе художника на тринадцать лет.  Три месяца спустя рождается дочь Генриетта Розали, которую мастер очень любил, и тяжело переживал ее смерть, когда позже, девушка умерла от чахотки.
Как пишут некоторые «эстеты» в больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной и т.д. А на мой взгляд на картинах Фрагонара взгляд отдыхает – ярко, красочно, красиво.



Портрет молодой женщины  (Gabrielle de Caraman, маркиза де ла Фер)

Репродукция
Портрет молодой женщины
(Gabrielle de Caraman, маркиза де ла Фер)
Нью-Йорк, Метрополитен

Галантный век - это век грациозных дам, чувственных мужчин и скрытых удовольствий. Он охватывает все время правления Людовика Пятнадцатого. Понятие «галантность», давшее наименование целой эпохе, относилось, прежде всего, к отношениям мужчины и женщины из аристократической среды. Подразумевалось не только уважение к ней, но своего рода поклонение «прекрасной даме», исполнение всех ее желаний, прихотей и капризов. Галантный век это нежелание взрослеть, это ожидание вечного праздника, и главный враг - это скука.  И ради ее преодоления Век был готов на все, в том числе и на создание «Оленьего парка» Мадам де Помпадур для встреч  Людовика Пятнадцатого девушками.  А Анна Иоанновна, устраивает свадьбу шутов в ледяном доме.  Многочисленные пьесы и комические оперы,  излюбленное слово Века – Игра. Человек не жил, человек играл в жизнь.

Ангорский кот (1783-1785) (Кёльн, Музей Вальрафа Рихардса).JPG


Белый бык (73 х 91) (Париж, Лувр).jpg


Венера и Купидон (ок.1760) (37 x 34) (частная коллекция).jpg


Визит в ясли (ок.1775) (64 × 79.5) (Вашингтон, Нац. галерея).jpg


Влюблённые (1770) (49,5 x 60,5) (Швейцария, частная коллекция).jpg


Дама с собачкой (ок.1769) (81.3 x 65.4) (Нью-Йорк, Метрополитен).jpg




Девочка в постели, играющая с собачкой (Мюнхен, Старая пинакотека).jpg


Девушка с щенком (Вена, Альбертина).jpg


Девушка за чтением (поздние 1770-е) (68.9 x 54.9) (Нью-Йорк, Метрополитен).jpg


Дети фермера (1760-е) (50 x 60.5) (С-Петербург, Эрмитаж).jpg


Диана и Эндимион (1753-1756) (95 x 137) (Вашингтон, Нац. галерея).jpg


Домашняя сцена (конец 18 века) (Лондон, Нац. галерея).jpg


Женский портрет (1769).jpg


Задвижка (ок.1778) (73 х 93) (Париж, Лувр).jpg




Игра в жмурки (1751) (117 × 91) (Толедо, Музей искусств).jpg


Игра_«Горячие моллюски» (1775-1780) (Вашингтон, Нац. галерея).jpg


Игра_в жмурки (1775-1780) (Вашингтон, Нац.галерея).jpg


Игра_Качели (1775-1780) (216 х 185.5) (Вашингтон, Нац. галерея).jpg


Игра_Лошадь и всадник (1775-1780) (Вашингтон, Нац. галерея).jpg


Качели (1667-1668) (81 × 64) (Лондон, Коллекция Уоллеса).jpg


Качели (1750-1755) (120 x 95) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы).jpg


Концерт (1754-1755) (62 × 74) (Лондон, Коллекция Уоллеса).jpg


Купальщицы (ок.1772-1775) (64 х 80) (Париж, Лувр).jpg


Любовная записка (1770-е) (83.2 × 67) (Нью-Йорк, Метрополитен).jpg


Любовь как страж (1773-1776) (56 x 47) (Вашингтон, Нац. галерея).jpg


Мать и дитя.jpg


Молодая женщина играет с собачкой (между 1765 и 1772) (70 х 87) (Париж, Fondation Cailleux).jpg


Пастушка (ок.1750-1752) (118.7 x 160.0) (США, Висконсин, Milwaukee Art Museum).jpg


Пейзаж с водопоем (24.3 x 32.8) (Лондон, Галерея Sphinx Fine Art).jpg


Пейзаж с водопоем (1763-1765).jpg


Пейзаж с пастухами и стадом овец (ок.1763-1765) (52 х 73) (Токио, Нац. музей западного искусства).jpg




Портрет Дидро (82 х 65) (Париж, Лувр).jpg


Портрет молодой дамы (ок.1770-1772) (63 x 53) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы).jpg


Портрет молодой женщины (Gabrielle de Caraman, маркиза де ла Фер) (1770-е) (80.6 x 63.5) (Нью-Йорк, Метрополитен).jpg


Портрет танцовщицы Мари Мадлен Гимар (ок.1769) (82 х 65) (Париж, Лувр).jpg


Поцелуй украдкой (конец 1780-х) (45 × 55) (С-Петербург, Эрмитаж).jpg


Причудливая фигура (Монсеньор de la Bretèche) (1769) (80 х 65) (Париж, Лувр).jpg


Причудливая фигура (Портрет аббата де Сент-Нон) (1769) (80 х 65) (Париж, Лувр).jpg


Причудливая фигура (Портрет воина).jpg


Психея показывает своим сёстрам подарок Купидона (1753) (Лондон, Нац. галерея).jpg


Серия 'Достижение любви в сердцах юных дев'. Коронование любовника (1771-1773) (317.8 × 243.2) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик).jpg


Серия 'Достижение любви в сердцах юных дев'. Мечтательность (1771-1773) (317.8 × 197.2) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик).jpg


Серия 'Достижение любви в сердцах юных дев'. Преследование (1771-1773) (317.8 × 215.6) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик).jpg


Серия 'Достижение любви в сердцах юных дев'. Признание в любви (1771-1773) (317.2 × 216.9) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик).jpg


Серия 'Достижение любви в сердцах юных дев'. Тайное свидание (1771-1773) (317.5 х 243.8) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик).jpg


Счастливая мать (ок.1760) (48.9 x 59.4) (Нью-Йорк, Метрополитен).jpg


Тенистая аллея (ок.1775) (29.2 x 24.1) (Нью-Йорк, Метрополитен).jpg


Украденный поцелуй (18 век) (47 x 60) (С-Петербург, Эрмитаж).jpg


Украденный поцелуй (ок.1760) (48.3 x 63.5) (Нью-Йорк, Метрополитен).jpg


Урок музыки (1769) (109 x 121) (Париж, Лувр).jpg


Учёба (1769) (82 х 66) (Париж, Лувр).jpg


Фонтан любви (ок.1785) (62 х 51 см) (Лос-Анжелес, музей Пола Гетти)_.jpg


Читающая молодая девушка (1770-1772) (Вашингтон, Нац.галерея).jpg