ФРАГОНАР Жан Оноре Искусство Франции / Jean-Honoré Fragonard French painter
Живопись в деталях содержание
Галантный век - это век грациозных дам, чувственных мужчин и скрытых удовольствий. Он охватывает все время правления Людовика Пятнадцатого. Понятие «галантность», давшее наименование целой эпохе, относилось, прежде всего, к отношениям мужчины и женщины из аристократической среды. Подразумевалось не только уважение к ней, но своего рода поклонение «прекрасной даме», исполнение всех ее желаний, прихотей и капризов. Галантный век это нежелание взрослеть, это ожидание вечного праздника, и главный враг - это скука. И ради ее преодоления Век был готов на все, в том числе и на создание «Оленьего парка» Мадам де Помпадур для встреч Людовика Пятнадцатого девушками. А Анна Иоанновна, устраивает свадьбу шутов в ледяном доме. Многочисленные пьесы и комические оперы, излюбленное слово Века – Игра. Человек не жил, человек играл в жизнь.
ЖАН ОНОРЕ ФРАГОНАР
1732 - 1806
ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ
Репродукция
Фрагонар ((Jean-Honoré Fragonard)
Коррез и Каллироя
Галерея Sphinx Fine Art Лондон
|
ЖРЕЦ
КОРРЕЗ ЖЕРТВУЮЩИЙ СОБОЙ ЧТОБ СПАСТИ КАЛЛИРОЮ таково полное название
монументального плотна. Написанная,
специально для вступления в Академию, она была выставлена в Салоне и имела
огромный успех, такой, что принесла Фрагонару
право "совещательного голоса", что формально приравнивалось к
членству в Академии. Но для фактического избрания надо было написать еще одну
историческую картину, а мастер так её и не написал.
В чем суть. Влюбленный в прекрасную Каллирою
верховный жрец Диониса, после того, как девушка его отвергла, обращается с
мольбами к Дионису, и в ответ коварный бог насылает на страну - смертельное
опьянение. Оракул объявляет, что есть
только одно спасение - жрец должен принести в жертву богу свою возлюбленную
Каллирою, или того, кто добровольно занял бы ее место.
Желающих,
как нетрудно догадаться, не нашлось.
Тогда в самый ответственный момент, жрец спасая жизнь возлюбленной
жертвует собой. Сюжет был не нов, но известен был скорее по опере
"Каллироя", которая в то время шла на подмостках.
Вот
и картина, в какой то степени, не лишена театральности, тут и сцена, где
происходит главное действо, и зрители, которые надеждой и ужасом смотрят на
происходящее. Мужчины из-за колонны
стараются лучше рассмотреть, что же происходит возле жертвенника, в то время
как женщина на переднем плане в ужасе закрывает лицо тканью.
А вверху
сам коварный бог? Дионис? Младший из олимпийцев, бог растительности,
виноградарства и виноделия, производительных сил природы. По Гесиоду (Теогония)
традиционно считается сыном Зевса и Семелы. Кудрявый, только вид у него мне
кажется, немного свирепый.
После закрытия Салона, полотно Фрагонара
купил сам Людовик Пятнадцатый, повелев сделать по этой картине гобелен. Но казна была пуста, и деньги за "Кореза
и Каллирою" Фрагонару выплачивались частями, а заказанный королем гобелен
так никогда и не соткали. "Корез" пролежал на королевской фабрике
гобеленов почти тридцать лет.
Фрагонар очень быстро потерял интерес к
историческим, монументальным полотнам и
сосредоточился на легких галантных сценах для частных заказчиков. Красочные и чувственные, они изображали
прекрасных обнаженных богинь и нимф либо элегантно одетых мужчин и женщин.
Но все это будет много позже, а пока
молодой Фрагонар пытался попасть в мастерскую Франсуа Буше, но тот поначалу
посчитав мальчика недостаточно подготовленным, передал его Жану Батису Шардену,
но через пол года Фрагонар возвращается
снова к Буше.
Репродукция
Серия
«Достижение любви в сердцах юных дев»
Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard) Признание в любви 1771-1773
Нью-Йорк, Коллекция Фрик
|
Потом он принимает участие в конкурсе
Академии - выигрывает его и едет Рим (мечта любого художника того времени).
Возвращается в Париж ( в 1761 году) и начинает работу над монументальным
полотном "Корез и Каллироя".
Становится кандидатом в члены Академии
художеств, женится на Марии-Анне Жерар, которая была моложе художника на
тринадцать лет. Три месяца спустя
рождается дочь Генриетта Розали, которую мастер очень любил, и тяжело переживал
ее смерть, когда позже, девушка умерла от чахотки.
Как пишут некоторые «эстеты» в больших
исторических картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажах природа
является слишком переиначенной и приукрашенной и т.д. А на мой взгляд на
картинах Фрагонара взгляд отдыхает – ярко, красочно, красиво.
Репродукция
Портрет
молодой женщины
(Gabrielle de Caraman, маркиза де ла Фер)
Нью-Йорк,
Метрополитен
|
Галантный век - это век грациозных дам, чувственных мужчин и скрытых удовольствий. Он охватывает все время правления Людовика Пятнадцатого. Понятие «галантность», давшее наименование целой эпохе, относилось, прежде всего, к отношениям мужчины и женщины из аристократической среды. Подразумевалось не только уважение к ней, но своего рода поклонение «прекрасной даме», исполнение всех ее желаний, прихотей и капризов. Галантный век это нежелание взрослеть, это ожидание вечного праздника, и главный враг - это скука. И ради ее преодоления Век был готов на все, в том числе и на создание «Оленьего парка» Мадам де Помпадур для встреч Людовика Пятнадцатого девушками. А Анна Иоанновна, устраивает свадьбу шутов в ледяном доме. Многочисленные пьесы и комические оперы, излюбленное слово Века – Игра. Человек не жил, человек играл в жизнь.