КОНСТЕБЛ Джон Английская живопись / John Constable English painting

Живопись в деталях 
 ДЖОН КОНСТЕБЛ 



«Некрасивых вещей не существует; за всю свою жизнь, я не видел ничего, что можно было бы так назвать, поскольку какой формы ни была бы вещь – светотень и перспектива сделают ее красивой» Джон Констебл.

Собор в Солсбери, 1823

Джон Констебл был четвертым ребенком из шестерых детей Голдинга Костабля и родился  11 июня 1776 года.  На юго-востоке Англии в Ист-Бергхолте.  Он получил неплохое образование, но ка позже сам признавался, Констебл постигал мир не через школьные уроки, а посредством наблюдения за родной природой.
По началу, будучи еще юношей, Джон стал  работать у отца и вникать в тонкости торговли мукой, хотя больше всего  на свете ему хотелось рисовать.  И это решение стать живописцем, повергло родителей в ужас. Но сын стоял насмерть, и стал брать уроки у лондонского художника Джона Томаса Смита.  Смит, как говорят, был неотесанным мужланом, но педагогом он оказался отличным. Через несколько лет Джон поступил в Королевскую Академию изящных искусств.

Hampstead Heath with the House Called the Salt Box
Галерея Тейт, Лондон

Уже в Академии Констебл заинтересовался пейзажем.  А пейзаж в те времена  считался низшим жанром живописи.   Первый пейзаж был написан Констеблом для соседа Джона Рида, который нанял начинающего художника изобразить Олд-холл, который принадлежал Риду, «со всеми подробностями».
До самого окончания Академии ( в 1811) Констеблу не удавалось продать ни одной своей работы, и чтоб как-то сводить концы с концами художник начал писать портреты по две гинеи за штуку, а если на портрете присутствовали и руки модели, то цена вырастала до трех.

Hampstead Heath with Harrow in the Distance
Галерея Тейт, Лондон

Где-то в 1809 году Джон  Констебл, встретив свою старую знакомую, которую знал еще ребенком – Марию Бикнелл,  влюбился в нее.  Чувства оказались взаимными, но семья Марии не дала разрешения на этот брак, сочтя что Джон слишком беден. Ждать семейного счастья ему им пришлось целых семь лет.  Когда дед Марии узнал об их тайных встречах, он решает лишить внучку наследства, хотя все же перед смертью перепишет завещание в пользу внучки. Жениться на своей возлюбленной, Джон смог только после смерти родителей, когда получил хоть и скромное, но все же наследство. На свадьбе не было никого из родственников. За 12 лет брака у Констеблов родилось семеро детей.
После смерти жены, рано умершей от чахотки, Констебл был в отчаянии, но все же продолжил работать, и писал до конца своих дней.

A Lane near Flatford
Галерея Тейт, Лондон

Констебл очень тяжело переживал смерть жены Марии. Картины этого  периода жизни художника мрачны и угрюмы, но скорбь не может длиться вечно и через какое-то время она сменилась у художника тихой светлой печалью.  Его работы все чаще напоминают природные элегии, проникнутые светлой задумчивой тишиной. Обращение к природе — вообще одна из общих черт романтизма. Например,  в философии Ф. Шеллинга природа отражается в виде одной из частей абсолютной всеполноты универсума, образованного в Боге. И одаренный художник, в своем искусстве, способен инстинктивно привнести в произведение некую бесконечность, часть этого божественного абсолюта, которую невозможно постичь.

Джон Констебл

Возвышающийся обелиск в центре картины, который был поставлен сэром Бомонтом в своем поместье в память о почитаемом им Джошуа Рейнолде, служит как бы центом полотна, привлекая взгляд зрителя.   На картине, обелиск стоит в заброшенном парке, как бы вне времени и пространства (полотно называется просто «Обелиск»). Вокруг природа - как целый живой организм,  способный обрушивать ярость на человека, порождать хаос, но преподносить дар в виде тишины и покоя.
Кто-то и когда то установил здесь бюсты известных людей,  но человеческая жизнь коротка, и сейчас все снова принадлежит бесконечному миру природы, как мне кажется символом которой является прекрасный олень, смотрящий прямо на зрителя.


Вознесение 
Церковь Святой Марии


Дедхемская долина
Музей Виктории и Альберта Лондон

Дедхемская долина – один из самых любимых уголков природы Констебла, и частая тема его работ. Первая картина датирована 1802 годом.
Изображение картины: Дедхемская долина и колокольня вдали, не что иное как вид из окна дома художника. Извилистая речка Стур, придавая картине динамику, увлекая зрителя вглубь полотна к виднеющемуся вдали городку, с величественным собором, который станет «героем» многих его картин. Пространство картины ограничено деревьями, а небо занимает четвертую часть полотна.   
Пни ветви и листья написаны с использованием широкой гаммы разнообразных оттенков зеленого и коричневого цветов, что создаёт полную иллюзию буйной растительности. 


Стоунхендж

Констебл писал акварелью всю жизнь.  Но только при вынужденном обращении к этой технике в 1830-х позволило художнику создать свой собственный, исключительный стиль.  Мастер стал страдать от ревматизма и ему все труднее было писать маслом. В связи с этим он взялся за акварель, и создал удивительные работы.
 Акварель «Стоунхендж» представляет древние руины, контрастирующие с грозовым небом. А радуга на полотне символизирует надежду в такой короткой человеческой жизни.
 "Сложно представить себе пейзаж, в котором небо не играло бы главной роли. Оно определяет масштаб пейзажа и сильнее всего передает атмосферу сцены. Небо в пейзаже служит естественным источником света и, следовательно, определяет все остальное»
Джон Констебл

1


2


3


1.  Музей Тиссена-Борнемисы, Испания
2. Малверн Холл, Уорикшир 1809. Завещанние Джорджа Солтинга 1910. Галерея Тейт, Лондон
3. The Glebe Farm c.1830. Галерея Тейт, Лондон

4


5


6


4. The Valley Farm 1835. Представлено Робертом Верноном 1847. Галерея Тейт, Лондон
5. Аббатство Нетли в лунном свете ок.1833. Галерея Тейт, Лондон
6. Salisbury Cathedral from the Meadows. Галерея Тейт, Лондон

7


8


9


7. Gillingham Bridge, Dorset 1823. 
Галерея Тейт, Лондон
8. Trees at Hampstead 1829. Галерея Тейт, Лондон
9. Роща, Хэмпстед. Галерея Тейт, Лондон

10


11


12


10. Коттедж в переулке. Музей Виктории и Альберта Лондон
11 Сенокос возле Восточного Бергхолта на закате. Музей Виктории и Альберта, Лондон
12. Строительство лодок возле Флэтфорд Милл. Музей Виктории и Альберта, Лондон

13


14


15


13 Branch Hill Pond, Hampstead. Музей Виктории и Альберта, Лондон
14. Замок Хэдли. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен
15.  Флэтфорд-Милл («Сцена на судоходной реке»)

16


17


18


16. Телега для сена
17 Побережье. Брайтон. Художественный музей Филадельфии, Филадельфия
18. Долина Стур и деревня Дедхам

19


20


21


19. The Sea near Brighton 1826. Галерея Тейт, Лондон
20. A Cornfield ?1817. Галерея Тейт, Лондон
21. Harwich Lighthouse.  1820 Галерея Тейт, Лондон

22


23


24


22 Fen Lane, East Bergholt 1817. Галерея Тейт, Лондон
23. The Glebe Farm 1830. Галерея Тейт, Лондон
24. Пруд Бранч-Хилл, Хэмпстед-Хит, с телегой и лодками. Галерея Тейт, Лондон

25


26


27


25. The Mill Stream. Verso: Night Scene with Bridge. c.1810. Галерея Тейт, Лондон
26. The Church Porch, East Bergholt exhibited 1810. Галерея Тейт, Лондон
27. Торфяные луга в Солсбери

28


29


30


28. Пруд в Бранчхилле
29. Солсберийский собор. Галерея Тейт, Лондон
30. Ветряная мельница возле Брайтона. Галерея Тейт, Лондон

31


32




31. Хэмпстед-Хит с радугой. Галерея Тейт, Лондон
32. Hampstead Heath. Музей Виктории и Альберта, Лондон
33. A Watermill at Gillingham, Dorset. Музей Виктории и Альберта, Лондон

34


35


36


34. 
Трафальгарская битва, 1806
35. Домик в Корнфильде, 1817
36 Пашня
Эта работа так и осталась непроданной при жизни художика. После смерти художника ее приобрели его друзья, и преподнесли в дар недавно открывшейся Национальной галерее.
На это картине изображена сельская дорога, ведущая к Дедхему.  Констебл писал своему другу Д.Фишеу « Эта картина целиком захватила меня. Я не могу ни думать ни говорить о чем-либо другом кроме нее». Констебл  настолько хотел правдиво изобразить природу, что даже одолжил у одного знакомого ботаника альбом, где были перечислены растения цветущие в июле.
И конечно пара деталей: стадо овец, собака на дороге, мальчик-пастушек в красной жилетке.
А вот сухие деревья английские крестьяне срубали, так что эта деталь скорее всего из головы художника.
Так же выдуманной является и церковь, виднеющаяся в вдали.

37. Мост Ватерлоо, 1832
Галерея Тейт, Лондон

 
38


39


40


38. Mrs Tuder; Barnsley Museum and Heritage Service
39. Portrait of Second Son, Charles Golding; Britten-Pears Foundation
40. Цветы в стеклянной вазе. Музей Виктории и Альберта

41


42


43


41 Вид на Солсбери из дома архидьякона Фишера. Музей Виктории и Альберта
42. Сцена на побережье в Брайтоне, вечер.  Музей Виктории и Альберта
43. Дедхэм Вейл. Музей Виктории и Альберта

44


45


46


44. Шлюз. Музей Виктории и Альберта
45. Собор Солсбери с близкого расстояния. Музей Виктории и Альберта
46. Долина Стоур с Дедхэмом вдалеке. Музей Виктории и Альберта