ДЮРЕР Альбрехт АПОКАЛИПСИС гравюры / Albrecht Dürer Apocalypse

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР 
АПОКАЛИПСИС ИОАННА БОГОСЛОВА


1. Мадонна на лунном серпе является к Иоанну




Апокалипсис Иоанна Богослова – каноническая книга Нового Завета. (Я здесь не буду упоминать о различных теориях происхождения этой книги, и споров об авторстве)
Дюрер обращается к этой книге и создает знаменитую серию гравюр на дереве после своего первого путешествия в Италию. Серия из 15 гравюр, иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова, была впервые опубликована в 1498 году в Нюрнберге на латыни и немецком языке. Дюреру было 27 лет, когда он приступил к этой масштабной работе,  и он уже к тому времени проработал в чужеземных мастерских, изучил работу итальянских мастеров. Апокалипсис превзошел все, что было сделано в  графике  того времени (да и нашего, полагаю, тоже).

  1. Мадонна на лунном серпе является к Иоанну
Все предлагаемые листы были представлены в 1498 году, а титульный лист был добавлен только в 1511 году. На Нем изображен Иоанн на Патмосе. Рядом с ним сидит орел – символ творчества. От отрывается от письма и видит Мадонну окруженную лучами с ребенком на руках.  Эта гравюра не имеет отношение непосредственно к Апокалипсису.

2. Мучения Евангелиста Иоанна


Этот лист, в соответствии с традицией изображения Апокалипсиса Дюрер ставит первым. Здесь Иоанн изображен во время пытки в Риме перед ссылкой на Патмос. На троне восседает  император Домициан, Иоанн молится, нагой и коленопреклонённый. Рядом котел с маслом. Тут, как и на большинстве картин  того времени несколько событий, изложены одновременною. В одном месте только разводят огонь, в другом уже поливают Иоанна кипящим маслом. У нижнего парапета толпа зрителей.  

3Видение Иоанном семи светильников




Иоанн слышит громкий, "как бы трубный глас и видит семь золотых светильников. Посреди светильников сидит Христос на радуге, Его ниспадающие одежды подпоясаны золотым поясом. Волосы на Его голове, "как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный"; и лицо Его, "как солнце, сияющее в силе своей". Из уст Его выходит обоюдоострый меч. Иоанн падает к ногам Его, Христос приказывает ему записать все то,
что он увидит, и разъясняет тайну семи звезд в правой руке Своей и семи светильников: семь звезд - суть Ангелы семи малоазиатских Церквей (в Эфесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии), а семь светильников - суть семь Церквей.

4. Поклонение Богу и Агнцу (Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами)


На гравюре Дюрер иллюстрирует Главы 4 и 5 Откровения
Иоанн видит новую картину. В верхней части гравюры распахнуты Небесные врата, и видно сидящего на престоле Бога с Книгой Жизни. Над ним семь светильников. Рядом с ним Агнец с семью рогами и семью очами. Вокруг них четверо шестикрылых животных (лев, человек, орел, бык). Двадцать четыре старца на престолах собрались вокруг . У ног Бога стоит ангел и взывает к тому, кто должен открыть книгу за семью печатями, которая
в руках у Бога. Один из старцев утешает рыдающего Иоанна.
Появляется Агнец с семью рогами, с семью глазами и берет книгу у Бога. Агнец - символ Христа. Снова двадцать четыре старца преклоняют колени и преподносят свои короны. Это сопровождается хвалебным пением золотых арф. А в нижней части гравюры простирается вдаль прекрасный ландшафт. Тихое озеро, окруженное лесом, крепость на берегу, на холме - башни замка.

5Четыре всадника апокалипсиса

Лист иллюстрирует Главу 6 Откровения
Первый – Завоевание, Второй – Война, Третий – Голод, Четвертый – Смерть.
Агнец снимает четыре печати и четыре всадника один за другим вырываются вперед. Первый на белом коне в короне и с луком  «торжествующий и всегда побеждающий" – завоевание.  Второй скачет на рыжем коне и размахивает мечом - война. Он прогоняет мир и сеет раздор между людьми. Третий всадник появляется с весами в руках, это голод и дороговизна. А последний - смерть на тощей кляче, и за ним следует ад. Четверть человечества, которая напрасно пытается противостоять этому жуткому натиску, низвергается. В Бамбергском Апокалипсисе всадники были изображены на четырех картинах каждый отдельно. Уже до Дюрера были сведены они в "апокалиптических всадников" , но никто не достиг такой законченности как Дюрер, в изображении этой группы, которая неудержимо несется у него по какому-то непонятному пространству и повергает в смерть все, что противостоит ей. 

6. Снятие пятой и шестой печатей


Эта иллюстрация – продолжение 6 главы Откровения Иоанна Богослова.
Снимается пятая печать: Иоанн видит под жертвенником души убиенных за веру. Они взывают о мщении. Ангел дает им белые платья, но время мщения еще не настало, число мучеников, которое должно вызвать взрыв гнева, еще не достигнуто.

 Открывается шестая печать и  начинается землетрясение. Солнце и луна затемняются, звезды падают с неба. Небо скрывается, горы и острова приходят в движение. Перед гневом Бога все люди равны. Великие и богатые, короли и военачальники, свободные и рабы скрываются между каменными глыбами ущелий и гор. В своем отчаянии они молят горы, готовые рухнуть на них, скрыть их от лица Бога и от гнева Агнца.

7Наложение печати на избранных (Четыре ангела, сдерживающих ветры, и 144000 запечатлённых)


В 1500-х годах существовало несколько техник гравировки, но самое широкое получила ксилография. Вероятно, из-за способа создания. Все линии отпечатанные на листе выступали над поверхностью доски. Гравер вырезал все, что на листе будет белым. Получалось что-то вроде печати. Задача резчика удалить все что, что не должно появиться на листе. Дюрер начинает осваивать и больше использовать технику гравировки по металлу.

 Здесь принципиальная разница с ксилографией состоит в том, что линии которые проводятся по металлу, появятся потом на бумаге. Гравер проводит по пластине серым V инструментом. Он называется штихель. Процарапывая им металл можно получить тончайшие линии. Мастер прочерчивает бороздки, потом покрывает пластину чернилами, потом протирая пластину, оставлял чернила только в бородках. После этого пластина отправлялась под пресс.  

7. Толпа избранных перед Агнцем (Поклонение Богу и Агнцу)

Иллюстрация-продолжение 7 главы Откровения Иоанна Богослова
Иоанн видит одетых в белые одежды людей с пальмовыми ветвями в руках. Вместе с ними двадцать четыре старца и ангелы. На его вопрос ему отвечает один из старцев, наклонясь перед ним - это верующие, всех племен и колен, народов, языков, которые должны защититься от бедствия и гибели. Один из старцев подставляет под кровь Агнца чашу. В тексте Библии говорится, что избранные омыли свои одежды кровью Агнца, которая принесет верующим избавление от гнева Божьего. В нижней части гравюры один из старцев общается с Иоанном, который в отличие от третьей гравюры цикла находится на Патмосе, внизу Дюрер нарисовал пейзаж острова.

8. Семь архангелов с трубами (Снятие седьмой печати, первые четыре трубы)

8-я глава Откровения

При открытии седьмой и последней печати встают перед Богом семь архангелов, им даны семь труб. Дальний ангел наполняет золотую кадильницу огнем от алтаря и повергает уголья на землю, на земле происходят громы, молнии и землетрясения. При звуке первой трубы град с огнем и кровью низвергается на землю. Горит треть всех деревьев и травы. Впереди справа видны горящие косогоры. При звуке второй трубы пылающая гора падает в море. Третья часть воды в море становится кровью. Третья часть всех рыб погибает, треть всех кораблей разбивает мощный водяной вал. Когда трубит третья труба, падает с неба звезда в колодец. Третья часть всех колодцев и рек отравлены, и все люди, которые из них пьют, умирают. Четвертой трубой затмеваются третьи части солнца, луны, звезд, и треть дня превращается в ночь. Появляется орел, который испускает три зловещих звука и возвещает людям неслыханные беды от остальных трубных голосов трех ангелов.

9. Пятая и шестая трубы (Четыре ангела Смерти)

Иллюстрация 9 главы Откровения
Хотя на предыдущих листах были представлены все семь труб, Дюрер показывает еще раз Бога с последними тремя трубами. Слева летит ангел, чтобы получить пятую трубу, а справа стоит ангел с четвертой трубой, результаты действия которой были изображены на предыдущем листе. Под звуки пятой трубы из дыма выходит саранча и покрывает землю, как отряды конницы. Саранча мучит людей в жуткой тьме долгие пять месяцев. Под звуки шестой трубы голос из четырех рогов золотого алтаря приказывает освободить четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрат. С разрушительной силой набрасываются они на человечество и убивают третью его часть. Жесты неистовствующих ангелов вызывают сильное волнение. С поднятыми мечами стоят они в толпе людей и уничтожают все, что им доступно. Резким движением хватает один из ангелов женщину за волосы. Всадник, застрявший в стремени споткнувшегося коня, падает навзничь. Нет пощады ни королю, ни епископу, ни даже самому папе. Страх и ужас на лицах всех людей. Но этим не заканчивается. Толпа всадников в броне несет новую гибель. Они мчатся на конях с львиными головами, вокруг огонь и дым.

10. Иоанн съедает книгу

На гравюре Дюрер иллюстрирует Главу 10 Откровения
Седьмая труба готова вострубить, но тут появляется ангел,, одетый в облако, вокруг его головы радуга, его лицо излучает свет, как солнце, а ноги подобны огненным столбам. Он
ставит правую ногу на море, левую - на землю и в клятве поднимает руку к небу. Спускающийся с неба крылатый ангел приказывает Иоанну взять книгу из рук этого ангела и съесть ее. Книга содержит необычайные ужасы, которые произойдут, вероятно, позже. Следующее задание возлагается на Иоанна - измерение храма Божьего и его алтаря. На этом листе Дюрер изобразил ландшафт. Слева широкое озеро с облачным небом над ним, справа – покрытое лесом побережье Патмоса. На переднем плане видны только несколько деревьев. Рядом с Иоанном Откровение, которое он записывает, видны перья и чернильница. Качество детализации исключительное.

11.  Жена, облечённая в солнце, и семиглавый дракон

12-я глава Откровения

Звучит последняя труба. Иоанн видит женщину, облеченную в солнце. Она стоит на лунном серпе, на ней корона с двенадцатью звездами. Она родила мальчика. Тут появляется рыжий семиглавый дракон с семью рогами, на головах - короны. Его хвост увлек к земле треть звезд. Жуткий дракон хочет забрать дитя. Но ангелы поднимают мальчика к Богу. Во время погони за ребенком между драконом и архангелом Михаилом разгорается жестокая схватка, которая изображается на следующем листе. Дракон сбрасывается на землю и преследует женщину. У нее вырастают два крыла, и она спасается бегством в пустыню. Напрасно выпустил дракон вслед из пасти своей воду, как реку, чтобы утопить ее, но  земля, помогая женщине, раскрывается и поглощает поток.


12. Архангел Михаил побеждает Дракона (Битва архангела Михаила с драконом)

Продолжение иллюстрации 12-ой главы Откровения

Наряду с апокалиптическими всадниками этот лист причисляется к знаменитейшим и значительнейшим из серии Апокалипсиса . В воздухе битва архангела Михаила и его ангелов с драконом и его чудовищем. Светло и победоносно высвечивается белая одежда архангела Михаила из хаоса борющихся фигур. Дракон тяжело ранен и должен упасть на землю. Кажется, эти безобразные двуполые существа рождены больной фантазией. Они – олицетворяют зло. В нижней части гравюры мирный пейзаж, похожий на пейзаж с третьей гравюры, те же красноречивые детали — замок с открытыми воротами и опущенным мостом.

13. Два зверя (Зверь с семью головами и зверь с рогами)


На гравюре Дюрер иллюстрирует два фрагмента Откровения. Первый из главы 13, второй из главы 14 Откровения
Иоанн ступает на морской берег и снова видит дракона с семью головами, выходящего из моря. Его ноги как у медведя, а головы - львиные. Чудовище выглядит  смертельно раненым архангелом Михаилом, но раны заживляются сами собой  "и вся земля удивилась зверю". Чудовище хулит Бога. Другое чудовище с двумя бараньими головами поднимается из земли и тоже хулит Бога. Оно заставляет падать огонь с неба и склоняет людей к поклонению дракону. Затем видит Иоанн ангела, который летит по небу и голосом с неба призывает к страху Божьему, так как пришло время Его Суда. Второй ангел предостерегает от поклонения дракону. Тут видит Иоанн на белом облаке Христа,

величественно восседающего, как Мировой Судья. На голове его золотая корона и острый серп в руке. Голосом ангела громко провозглашается: "Ударь своим серпом, так как время урожая пришло". Это означает, что чаша грехов переполнилась. Подобное указание получает другой ангел с серпом: "Режь гроздья винограда на земле, ибо их плоды спелы".

14. Вавилонская блудница

На гравюре Дюрер иллюстрирует четыре фрагмента Откровения. Первый фрагмент из Главы 17, два фрагмента из главы 18, и фрагмент из главы 19 Откровения.
В мыслях Иоанн переносится в пустыню и видит женщину на розовом чудовище у которого семь голов с десятью рогами. Одежды женщины блещут золотом и драгоценными каменьями. В руке у - нее кубок, полный мерзости. Это Вавилон, мать всех ужасных грехов. Перед Вавилонской блудницей стоят представители всех сословий: король, рыцарь, кузнец. Среди них и монах. Все они поклоняются ей. Воды, над которыми стоит дракон означают и народы Земли. С неба спускается ангел и провозглашает падение Вавилона, и можно видеть, как Вавилон горит вдали в страшном огне.

Небо открывается, и появляется белый конь в короне. Всадник символизирует верность и справедливость. Его одежда разорвана, в крови. Он несет острый меч, чтоб утвердить на земле справедливую власть. За ним следуют святые на белых конях, одетые в белоснежные одежды.

15. Ангел с ключом от бездны (Низвержение Сатаны в бездну и Новый Иерусалим)

Иллюстрирует два фрагмента: фрагмент из главы 20, и фрагмент из главы 21

Ангел спускается с неба с ключом от бездны и большой цепью в руке. Он заковывает цепью дьявола и бросает его в пучину. Бездна смыкается и запирается на ключ, чтобы дьявол не мог в течение тысячи лет соблазнять людей. После этого он должен на некоторое время освободиться. Следующее видение - один из ангелов, который вылил на землю семь чаш Божьего гнева, приводит Иоанна на большую и высокую гору и показывает ему спускающийся с неба святой Иерусалим. Стены его - из яшмы, ворота - из жемчуга. Перед воротами стоит страж - ангел. Улицы города золотые. Городу не нужны ни солнце, ни луна, так как он осиян Божьей благодатью.

ГРАВЮРЫ






















































































































Список использованной литературы
Откровение Иоанна Богослова
Панфилов А.М. "Альбрехт Дюрере. Апокалипсис. Гравюры на дереве"
Источник гравюр: Dürer - http://www.britishmuseum.org/