ВАН ДЕЙК Искусство Фландрии / Anthony van Dyck Flemish Baroque artist (1599-1641)

АНТОНИС ВАН ДЕЙК 
1599-1641
 
Отдых на пути в Египет
Эрмитаж Санкт-Петербург

ОТДЫХ ПО ПУТИ В ЕГИПЕТ (Мадонна с куропатками) находится в Эрмитаже с 1779 г. Приобретен из собрания Р. Уолпола в замке Хоутон Холл (Англия)
Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду, праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода.

На картине Ван Дейка сцена отдыха Святого семейства дополнена изображением ангелов, развлекающих Христа шумными веселыми танцами - мотив, пришедший в живопись в конце XV в. Придав сцене земной, светский характер, художник обогатил ее целым рядом аллегорических элементов. Подсолнечник, возвышающийся в центре над фигурой Богоматери, подчеркивает внутренний, духовный смысл всего изображения - божественную сущность Марии как непорочной Девы.
 То же значение имеет и попугай, сидящий на ветке слева от Мадонны. Улетающие куропатки, которые, следуя "Иконологии" Чезаре Риппа, являются символом распутства, указывают на то, что чистота Марии обращает в бегство все греховное. Среди плодов, изображенных художником у ног Богоматери, особенно выделяется гранат - аллегорический символ одновременно целомудрия, девственности и воскресения.
Яблоня, у подножия которой расположилось Святое Семейство, символизирует преодоленный Марией первородный грех, а белые розы, виднеющиеся за деревом, наряду с лилией являются атрибутом Мадонны и олицетворяют любовь, красоту и радость.

2. Взятие Христа под стражу. Прадо Мадрид

Ван Дейк вошел в историю живописи как художник-портретист, его считали вторым по значимости фламандским живописцем семнадцатого века, и его слава уступала (может да, а может и нет!) только славе Рубенса.  Он был невероятно богатым человеком и жил в такой же роскоши, как и те аристократы и короли, портреты которых он писал.
А родился он в Антверпене 22 марта 1599 года, был седьмым из двенадцати детей в семье Франса ван Дейка, преуспевающего купца и его второй жены, и назван был Антонис ван Дейк. В большом доме семьи была даже ванна – невиданная по тем временам роскошь. Франс (отец мальчика) тоже увлекался рисованием, нооставил  это дело ради тоговли, а вот сына все же отдал учится  к известному  в Антверпене мастеру Хенжрику ван Балену, когда Антонису было 10 лет.

Святая Розалия. Музей Прадо Мадрид

Первый свой шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет - портрет семидесятилетнего старика, тогда же он написал и свой первый автопортрет.  В 1618 году молодого ван Дейка зарегистрировали в Гильдии живописцев Антверпена, и приблизительно в это же время он стал работать в мастерской Рубенса, и писал заказы не только для Рубенса но и находил время для собственных полотен.  В 20-х годах семнадцатого века  ван Дейк едет в Англию, где выполняет заказы  короля Якова I, графа Эрендела и герцога Бекингема. Затем на 6 лет уезжает в Италию. Вернувшись в Антверпен становится ведущим художником Фландрии.

Мистическое обручение святой Екатерины. Музей Прадо Мадрид

В марте 1632 года  переехал в Лондон, где становится придворным художником  короля Карла I, который был настолько очарован его работами, что произвел его в рыцари. Последующие годы, ван Дейк живет в основном в Лондоне, в 1639 году  женится на фрейлине Мери Рутвен. Художник окончательно перебирается в Лондон к ноябрю 1641 года,  но к этому времени, художник был уже серьезно болен.  1 декабря 1641 года жена родила ему дочь, а восемь дней спустя Антонис ван Дейк скончался. Художник  умер в возрасте 42 лет, и был похоронен в Кафедральном соборе святого Павла. Могила его была утеряна после большого пожала в Лондоне в 1666 году.

5


6


7


5 Отдых на пути в Египет  Старая Пинакотека Мюнхен
6 Портреты двух придворных дам  Эрмитаж, Петербург
7 Снятие с креста Прадо, Мадрид

8


9


10


8 Портрет королевы Генриетты-Марии
9 Иисус с Иоанном Крестителем и Агнцем в соав. с Рубенсом Прадо
10 Медный змий Прадо, Мадрид

11


12


13


11 Святой Мартин делится своим плащом
12 Портрет дамы, предположительно маркизы Джеромины Спинола
13 Девушка играющая на виоле Старая пинакотека Мюнхен

14


15


16


14  Карл Первый, Лувр Париж
15 Беатрис, графиня Оксфордская
16 Сюзанна Фурмент и ее дочь

17


18


19


17 Диана и Эндимион, обнаруженные сатиром. Прадо Мадрид
18 Распятие
19 Кай Муций Сцеволла захваченный молодой патриций Музей изящных искусств (Шепмувешети) Будапешт

20


21


22


20 св. Иероним
21 Принц Чарльз и принц Руперт Лувр Париж
22 Карл Первый

23


24


25


23 Дедал и Икар художественная галерея Онтарио
24 Распятый Христос с Девой Марией, святые Иоанн Креститель и Мария Магдалина
25 Несение креста Палаццо Россо, Генуя, Италия

26


27


28


26 Вильгельм II и его невеста Мария Стюарт
27 Венера и Адонис ЧС
28 Конный портрет Карла Первого

29


30


31


29 Карл Первый с семьей Королевский госпиталь в Челси, Лондон
30 Диана, нимфа и сатир
31 Три возраста человека Палаццо Кьерикати, Виченца

32


33


34


32 Распятие Sint Michielskerk, Ghent, Belgium
33 Семейный портрет
34 Коронование терновым венцом.  Прадо Мадрид

35


36


37


35 Амариллис и Миртильо, 1631-1632
36 Дети Карла Первого
37 Поклонение пастухов. Галерея Курто, Лондон

строка 9, столбец 1 строка 9, столбец 2 строка 9, столбец 3
123 123
строка 9, столбец 1 строка 9, столбец 2 строка 9, столбец 3
123 123
строка 9, столбец 1 строка 9, столбец 2 строка 9, столбец 3
123 123
строка 9, столбец 1 строка 9, столбец 2 строка 9, столбец 3
123