БРЕЙГЕЛЬ ПИТЕР (Старший) Искусство Нидерландов / Pieter Bruegel (I) Pieter Bruegel de Oude Flemish painter, drawer and printmaker





Живопись в деталях содержание 
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ (СТАРШИЙ)
1526(30)-1569


Через много-много лет  после смерти своего гениального отца Ян Брейгель станет другом другого великого фламандского живописца – Рубенса и установит на могиле своих родителей доску со следующей надписью:

«Питеру Брейгелю, художнику величайшего трудолюбия и великолепного мастерства , каковое славит сама природа – мать всего сущего, на каковое снизу вверх взирают опытнейшие художники, а соперники тщетно подражают ему. А так же Марии Кук, супруге его. Воздвигнул своим прекрасным родителям, побуждаемый благочестивыми чувствами.  Ян Брейгель».  


Репродукция
Битва Поста и Масленицы 1559
 Музей истории искусств Вена

Нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Родился предположительно между 1525 и 1530 годом, точная дата неизвестна. Местом рождения чаще всего называется город Бреда или деревушка Брёгел около него.
Первоначально фамилия писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий детей), однако с 1559 года начал подписывать свои картины Bruegel.
Известно, что попал учиться в мастерскую Питера Кока (Кука) ван Альста (Элста) в Антверпене, на дочери которого, Марии,  потом женился.  В 1551 принят в качестве мастера в Гильдию святого Луки Антверпена. После этого Брейгель отправился в Италию, так как такое путешествие должен был, по тем временам, совершить каждый художник, желающий стать полноценным мастером.  Известно, что Брейгель работает в мастерской известного  художника-миниатюриста Джулио Кловио.

В 1563 году художник возвращается в Антверпен и женится на Марии ван Альст, после чего молодые супруги поселяются в Брюсселе. Жить художнику оставалось всего шесть (!!!) лет, но именно в этот период он успел сделать больше всего, успел создать большинство своих шедевров.

 
1.1


1.2


1.3


1.1. Битва Поста и Масленицы (Фрагмент) Музей истории искусств Вена
1.2. Битва Поста и Масленицы (Фрагмент) Тощая фигура поста и толстый мужик на бочке
Музей истории искусств Вена
1.3. 8.4.Битва карнавала и поста. 1559. (Фрагмент)   Музей истории искусств Вена

Брейгель жил и работал в Нидерландах. Нидерланды XV-XVI, это не только современная Голландия, это, в то время и Бельгия и Люксембург, под правлением наместника испанских Габсбургов. Да и время было, мягко сказать не спокойное.  В 1517 году в немецком городе Виттенберге доктор богословия Мартин Лютер, прибил к дверям церкви свои знамениты 99 тезисов, что положило начало Реформации, и религиозным войнам, охватившим весь Старый свет. Началось мощное движение против всемогущества католической церкви.
Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы вошла в Брюссель с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. 

Поклонение волхвов (1556-1562) Королевский музей изящных искусств

Бывают живописцы, слава которых обретенная ими при жизни, живет потом в веках, бывают мастера не понятые современниками, но оцененные после смерти. А бывает так, что художник чье имя было широко известно при жизни, сразу после смерти оказывается прочно забыт. И пройдет еще много столетий, прежде чем его имя ступит снова на арену истории.
Умер 9 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Там же похоронена его жена, скончавшаяся в 1578 году. Место их упокоения венчает памятная доска с эпитафией, установленная сыном — Яном Брейгелем Старшим.
 

Пейзаж с искушением св.Антония (1557) Национальная Галерея Вашингтон

О Питере Брейгеле ничего нельзя сказать определенно, представление его жизни творчестве опирается больше на интуицию, чем на факты.  Его не миновала судьба почти всех великих )да и не очень великих) живописцев прижизненная оценка которых редко совпадала с посмертной их славой.  После смерти художника ( а умер он очень рано, как указано выше, около 42 лет) осталось трое детей: два сына, ставшими впоследствии известными художниками и дочь, которых воспитала бабушка, так как жена художника Мария, пережила мужа всего на 9 лет. О нем не осталось ничего, что могло бы пролить свет на его характер, привычки, мотивы создания его загадочных полотен. 
 
1


2


3


1. Поклонение королей (1556-1562) Брюссель, Королевский музей изящн. искусств
2.  Притча о сеятеле (1557) Сан-Диего, музей искусства Тимкена 
3. Падение Икара (1558) Брюссель, Корол.муз.изящ.искусств

4


4.1


4.2


4. Двенадцать фламандских пословиц (1558) Антверпен, Музей Майера ван дер Берга
4.1.Двенадцать фламандских пословиц (1558). Рассыпать розы перед свиньями
4.2. Двенадцать фламандских пословиц (1558). Мочиться на луну

5


6


7


5. Фламандские пословицы (1558) Берлин, Государственный музей
6. Страна лентяев (Земля Кокейн) (1567) Мюнхен, Старая пинакотека
7. 37.1.Крестьянский танец (1567-1568) Вена, Музей истории искусств


8. Детские игры (Игры детей) (1560) Вена, Музей истории искусств

8.1


8.2.


8.3.


8.1. Фрагмент. Детские игры (Игры детей) (1560) Вена, Музей истории искусств
8.2. Фрагмент. Детские игры (Игры детей) (1560) Вена, Музей истории искусств
8.3. Фрагмент. етские игры (Игры детей) (1560) Вена, Музей истории искусств

9


10


11


9. Ранние работы. Альпийский пейзаж Лондон, институт Курто
10. Ранние работы. Альпийский пейзаж с рекой (1553)  Париж, Лувр
11. Ранние работы. Пейзаж с паломниками (ок.1555) Антверпен, Корол. музей изящ.искусств

12


13


14


12. Две обезьяны (1562) Берлин, Гос.музей
13. Морской бой в гавани Неаполя (1558-1562) Рим, Галерея Дориа-Пампили
14. Падение мятежных ангелов (1562) Брюссель, Королевский музей изящ.искусств

15


16


17


15. Триумф смерти  Мадрид, Прадо
16. Безумная Грета (1562) Антверпен, муз. Майера ван ден Берга
17. Самоубийство Саула (1562)  Вена, Музей истории искусств

17.1


17.2


17.3


17.1. Фрагмент. Самоубийство Саула (1562)  Вена, Музей истории искусств
17.2. Фрагмент. Самоубийство Саула (1562)  Вена, Музей истории искусств
17.3. Фрагмент. Самоубийство Саула (1562)  Вена, Музей истории искусств

18



19


20


18. Вавилонская башня (1-й вариант) (1564) Роттердам, музей Бойманса ван Бёнингена
19. Вавилонская башня (2-ой вариант) (1564) Вена, Музей истории искусств


Некогда все люди жили в плодородной долине Тигра и Ефрата, и говорили на одном языке. И возник у них дерзкий замысел построить башню до небес. Когда башня стала достаточно высокой, бог разгневался на них т «смешал языки их». Люди перестали понимать друг друга и прекратили строительство башни, и разбрелись по свету. Город же, где строилась башня, получил название Вавилон.
Этот сюжет в живописи не новый. С его помощью осуждали непомерную гордость.

Огромная башня занимает большую часть площади картины ( сейчас я говорю о той, что находится в Вене). В Арках и окнах видны многочисленные человеческие фигурки. (Я растягивала картинку на компьютере – качество не просто изумительное, оно потрясает воображение!). Процесс строительства Брейгель показывает с большим знанием дела: можно рассмотреть как возводят леса и подъемные механизмы, поднимают временные лестницы.
На первом плане царь Немврод, приехать осматривать как идут работы.
Плотным кольцом башню окружил город. Видна скученная застройка средневековых городов, башня строится прямо здесь, на земле художника, в Нидерландах.


20. Пейзаж с бегством в Египет (1563) Лондон, Институт Курто

21


22


22.1


21. Голова крестьянки (ок.1563) Мюнхен, Старая пинакотека
22. Несение креста (1564) Вена, Музей истории искусства
22.1. Фрагмент. Несение креста (1564) Вена, Музей истории искусства

22.2


22.3


22.4


22.2. Фрагмент. Несение креста (1564) Вена, Музей истории искусства
22.3 Фрагмент. Несение креста (1564) Вена, Музей истории искусства
22.4. Фрагмент. Несение креста (1564) Вена, Музей истории искусства

23


24


25


23. Поклонение волхвов (1564) Лондон, Нац.галерея
24. Успение Божией Матери (1564) Банбери
25. Христос и грешница (1565) Лондон, Институт Курто

26


27


28


26. Буря в устье реки Шельды с видом на Антверпен (ок.1559) Лондон, институт Курто
27. Вид Реджио-ди-Калабриа в заливе Мессина (ок.1560) Роттердам, муз.Бойманса ван Бёнингена
28. Горный пейзаж с замком (1564)  Лондон, институт Курто

29


30


31


29. Хмурый день (Февраль) (1565) Вена, Музей истории искусств
30. Сенокос (Июль) (1565) Прага, Национальная галерея
31. Жатва (Август) (1565) Нью-Йорк, Метрополитен

32


33


33


32. Возвращение стада (Ноябрь) (1565) Вена, Музей истории искусств
33. Охотники на снегу (1565) Вена, Музей истории искусств
33.1  Фрагмент. Охотники на снегу (1565) Вена, Музей истории искусств

33.2


33.3


33.4


33.2. Фрагмент. Охотники на снегу (1565) Вена, Музей истории искусств
33.3. Фрагмент. Охотники на снегу (1565) Вена, Музей истории искусств
33.4. Фрагмент. Охотники на снегу (1565) Вена, Музей истории искусств

35


36




35. Зимний пейзаж с ловушкой для птиц (1565) Брюссель, Корол.музей изящ. искусств
36. Зимний пейзаж с ловушкой для птиц (1620-е) Москва, ГМИИ им.Пушкина
37. 2Зимний пейзаж с ловушкой для птиц (1601) Мадрид, Прадо

38


39


40


38. Свадебный танец (ок.1566) Детройт, Институт искусств
39. Перепись в Вифлееме (1566) Брюссель, Королевский музей изящ.искусств
40. Избиение младенцев (1565-1567) Вена, Музей истории искусств

41


42


43


41.Проповедь св.Иоанна Крестителя (1566-1567) Будапешт, Музей изящных искусств)
42. Обращение Савла (1567) Вена, Музей истории искусств
42.1. Фрагмент. Обращение Савла (1567) Вена, Музей истории искусств

43


44


44.1.


43. Крестьянская свадьба (ок.1568) Гент, Музей искусств
44. Крестьянская свадьба (1568) Вена, Музей истории искусств
44.1. Фрагмент. Крестьянская свадьба (1568) Вена, Музей истории искусств

44.2


44.3


44.4

Фрагмент. Крестьянская свадьба (1568) Вена, Музей истории искусств

45


46


47


45. Сорока на виселице (1568) Дармштадт, Музей земли Гессен
46. Мизантроп (1568) Неаполь, Национальная галерея Каподимонте
47. Разоритель гнёзд (1568) Вена, Музей истории искусств

48


49


50

 
48. Калеки (1568) Париж, Лувр
49. Притча о слепых (1568)  Неаполь, Национальная галерея Каподимонте
50. Раздача вина в день св.Мартина (1565-1568) Мадрид, Прадо

51


52


53


51. Буря на море (1568) Вена, Музей истории искусств
52. Копия утраченного оригинала. Карнавал и Пост Антверпен, Музей Майер ван дер Берга
53. Копия утраченного оригинала. Строительство вавилонской башни (после 1563) Сиена, Нац. пинакотека