МУРИЛЬО Бартоломео Эстебан Испанская живопись / Bartolomé Esteban Murillo Spanish painting
БАРТОЛОМЕО ЭСТЕБАН МУРИЛЬО
1618-1682
Испания*Чтоб увеличить репродукцию – нажмите на нее
Репродукция
Мурильо (Esteban Murillo)
Благовещение
Музей
Прадо Мадрид
|
Миф
о золотом веке сопровождает человечество на всем протяжении его истории.
Поскольку не представлялось возможным вновь обрести утерянный рай, эпитет
«золотой век» стали применять к реальным историческим эпохам, отмеченным
расцветом и подъемом в различных областях жизни. Так «золотым веком Испании»
стали называть величайший культурный подъём пришёлся на XVI и на первую
половину XVII века.
Репродукция
Мурильо (Esteban Murillo)
Поклонение
Пастухов
Музей
Прадо Мадрид
|
Бартоломео Эстебан Мурильо всю свою жизнь прожил в родной Севилье и покинул ее только один раз, когда поехал работать в Кадис над росписями монастыря капуционов. Конец жизни художника таков, что творцам легенд просто нечего к нему прибавить! Жизнь порой бывает удивительней всякого вымысла!
Творчество Мурильо имеет огромные успех,
семья получает большие доходы, чума бушевавшая в Севилье и косившая тысячи
пощадила его дом! Но любима жена умирает, после неудачных родов, а еще через
пару лет уходит из жизни средний сын… В
течение двух лет после ее смерти Мурильо почти не писал. Он оставил должность
директора Академии художеств, перебрался со своими осиротевшими детьми в
скромный дом, братства, членом которого стал, оставив своё прежнее роскошное
жилище. Доходы живописца были по-прежнему огромны. Но тратит он их жертвуя монастырям и раздавая
бедным.
И вот Кадис… Мурильо получает заказ на
роспись монастыря капуцинов в Кадисе, и в первые в жизни (!) отправляется
работать за пределы родной Севильи. Во время работы он упал с лесов м разбился.
Умирать Мурильо привезли в родную Севилью, где он и скончался 3 апреля 1682
года.
Репродукция
Мурильо (Esteban Murillo)
Исцеление
в Вифезде
Национальная
Галерея Лондон
|
Слово «Вифезда» — это два слова на иврите, «бейт хисда» — «дом милосердия», в переносном значении «место исцеления, благодати». Второе название этого места — Овчая купель.
Тема
взята из Нового Завета (Иоанна 5).
Там
написано, что была такая Овчая купель, и что вода в Овчей купели обладала
излечивающими свойствами потому, что в ней лежало дерево, из которого позже
фарисеи или римляне сделали столб для распятия Христа. История начинается, понятное дело издалека. И если
кратко выгляди так: Это дерево, что выросло у Лота (из которого потом сделали
крест для Распятия). Лот, во искупление невольного греха с дочерями после
гибели Содома и Гоморры, 40 лет добывал и возил на ослике воду из реки Иордан,
чтоб поливать три посоха (кедровый, кипарисовый и сосновый). Праотец Авраам
велел ему делать это, пока посохи не обретут жизнь. В конце концов они «ожили»
и слились в одно прекрасное дерево — это и был знак прощения греха.
Вернемся
к купели. Иногда в ней происходило волнение воды, и тот, кто первым после этого
волнения, входил в воду получал полное чудесное исцеление. Однажды Иисус
оказывается возле купели и видит человека на подстилке, который говорит Ему,
что не успевает доползти до купели, как кто-то другой уже входит туда. И так уже
тридцать лет… Иисус говорит: “Встань, возьми постель твою и ходи”. Человек
безоговорочно повиновался и встал на ноги.
Картина
была сделана для церкви, принадлежащей больнице Caridad (Charity) в Севилье -
благотворительного братства, предназначенного для помощи бедным и больным
города.
Мурильо
сам становится членом этого братства. Он
считает, что господь наградил его талантом, чтоб его изображения служили
утешением больным и бедным, а сам он мог отдыхать от земных забот в придуманном им мире херувимов,
святых и счастливо улыбающихся детей.
Мурильо
нарисовал шесть больших картин для церкви, представляющих шесть из семи благотворительных
мероприятий (седьмая - скульптура, которая сейчас в алтаре). Две картины
по-прежнему находятся в церкви, а остальные четыре, в том числе и эта, теперь
находятся в разных музеях.
Репродукция
Мурильо (Esteban Murillo)
Освобождение
апостола Петра из темницы Эрмитаж
Санкт-Петербург
|
Согласно библейской традиции дело было так: царь заключил апостола Петра в тюрьму, намереваясь после праздника Пасхи казнить престарого апостола публично. В тюрьме Петра стерегли воины. Все это происходило согласно Деяниям Апостолов ( 12:1-23) во время празднования Пасхи.
В
ночь перед тем, когда Ирод собирался вывести Петра к народу, Петр спал. Слева и справа от
апостола находились вооруженные воины, к запястью каждого из которых цепями
приковали Петра, и стража у дверей охраняла темницу. Ангел проходит через ворота,
и они бесшумно закрываются за ним, идет мимо спящей охраны, пробуждает апостола и говорит: «Встань скорее».
Цепи сразу упали с его рук. Затем ангел сказал: «Надень одежду твою и иди за
мной». Петр вышел и последовал за ним, не зная, что все происходившее было
действительностью, и думая, что видит видение. Пройдя мимо двух стражей, они
подошли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились. Они
вышли, и когда прошли одну улицу, то ангел вдруг исчез. На
полотне момент, когда апостол думая, что это во сне видит ангела. Рядом вповалку
спит стажа, которой даже невдомёк, что рядом происходят чудеса.
Репродукция
Мурильо (Esteban Murillo)
Две
Троицы
Национальная
Галерея Лондон
|
Сюжет картины является сравнительно редким в живописи. Это сцена из Евангелия, эпизод о возвращении Иисуса из Храма с Девой Марией и святым Иосифом, тремя фигурами, образующими «земную», а над ними в вышине, парит троица с голубем и фигурой Бога-Отца, представляющего «небесную» Троицу. Согласно биографу Мурильо, Паломино картина была выполнена в Кадисе и принадлежала Маркизу дель Педросо.
|
|
|
2. Автопортрет, 1670.
3. Апостол Иаков, 1655.
5. Бегство в Египет, между 1655 и 1660.
6. Благовещение, 1660-1680.
8. Благословение Иакова Исааком, ок. 1660.
9. Блаженный Эгидиус Ассизский перед Папой Римским Грегорием IX, 1645-1646.
11. Введение Девы в храм, 1680.
12. Видение музицирующего ангела св.Франциску, вторая половина XVII века.
14. Видение Святого Антония Падуанского, между 1660 и 1680.
15. Видение Святого Антония, 1656.
17. Видение Святого Франциска, 1667-70.
18. Выпечка лепёшек, 1645-1650.
20. Две женщины за решеткой, Вторая половина XVII века.
21. Изгнание блудного сына, вторая половина XVII века.
23. Два юноши и мавр, 1668-1670
24. Две женщины в окне, 1665.
26. Дева с младенцем и Святая Розалина из Палермо, около 1670.
27. Дева с младенцем и четками, 1650.
29. Дева с младенцем и четками, ок. 1655-1660.
30. Дева с младенцем, вторая половина XVII века.
32. Дева с младенцем, ок. 1660-1665.
33. Дева с младенцем, ок. 1672.
35. Дева с младенцем, около 1670.
36. Девушка с Монетой (Галисийка), между 1645 и 1650.
38. Девушка с цветами, 1660-e.
39. Дети, играющие в кости, около 1675.
41. Едоки пирога, 1665-1675.
42. Кающаяся Магдалена, 1669.
44. Иосиф и Жена Потифара, 1660-е.
45. Кончина Святой Клары, 1646.
47. Кающаяся Магдалина, 1654.
48. Кающаяся Мария Магдалина.
50. Крещение Христа, 1655.
51. Маленький нищий, около 1650.
53. Моисей, иссекающий воду из скалы, 1667-1670.
54. Овцы на водопое, вторая половина XVII века.
56. Мальчик с собакой, 1655-1660.
57. Мальчики, поедающие виноград и дыню, 1645-1646.
59. Матерь Скорбящая (Dolorosa), ок.1669.
60. Матерь скорбящая, 1660-е.
62. Мученичество Святого Андрея, 1675-1682.
64. Обращение Святого Павла, около 1675-1680.
66. Младенец Иисус дает воду св. Иоанну, 1675-1680.
67. Младенец Иисус раздает хлеб паломникам, 1678.
69. Непорочное зачатие, 1665-1675.
70. Непорочное зачатие, 1670.
72. Непорочное зачатие, между 1645 и 1655.
73. Непорочное зачатие, между 1665 и 1670.
76. Непорочное зачатие, ок.1670.
77. Непорочное зачатие, ок.1675.
79. Непорочное зачатие, около1680.
80. Николас Амазур, 1672.
82. Отдых на пути в Египет, ок.1665
83. Поклонение пастухов, 1646-1650.
85. Основание церкви Санта Мария Маджоре в Риме-Толкование сна Патриция Иоанна папой Либерием, 1662-65.
86. Поклонение пастухов, ок. 1668.
88. Покаяние Святого Петра, 1645-50.
89. Поклонение волхвов, 1655-1660.
91. Святая Руфина.
92. Святая Юста и Святая Руфина, ок.1665.
94. Святое семейство с Иоанном Крестителем, вторая половина XVII века.
95. Святая Екатерина, 1650-1655.
97. Раскаяние Святого Петра, 1670-e.
98. Распятие на кресте, 1675-82.
100. Ребенок Христос, уколовшийся терновым венком, 1655-1660.
101. Святое семейство со Святой Елизаветой и Иоанном Крестителем, 1670.
103. Святое семейство, около 1660.
104. Святой Августин, моющий ноги Христу, 1650-55.
106. Святой Антоний с младенцем Иисусом, 1665-1666.
107. Святой Бонавентура и Святой Леандр, 1665.
109. Портрет Джошуа ван Белла, торговца в Испании, мэра Роттердама, 1670.
110. Портрет дона Андреаса де Андраде, около 1665-1670.
112. Проводы щедрого сына, 1660.
113. Прощание щедрого сына, около 1660.
115. Ребекка и Элизар, около 1650.
116. Рождение Девы, 1660.
118. Святое семейство со Святым Иоанном, между 1655 и 1660.
119. Святой Бонавентура и Святой Леандр, 1665.
122. Святой Диего из Алкала, ок.1655.
123. Святой Иероним читает, 1650-1652.
125. Святой Иоанн Креститель в детстве, около 1665.
126. Святой Иоанн Креститель указывает на Христа, 1655
129. Святой Иосиф и Младенец Христос (с ангелами в облаках)
130. Святой Иосиф, ведущий младенца Иисуса, 1670-1675.
132. Святой Леандр, 1655.
133. Святой Лесмес, 1655.
135. Явление Девы Святому Бернардо, 1655.
136. Явление и дар Святого Ильдефонсо, около 1665.
138. Старая женщина с курицей.
139. Старая женщина с прялкой, вторая половина XVII века.
141. Святой Франциск Ассизский в молитве, ок.1647.
142. Святой Франциск снимает Иисуса с креста, 1668.