РИБЕРА Хосе Испанская живопись / José de Ribera Spanish painting

ХОСЕ ДЕ РИБЕРА  
1591-1652 
ИСПАНИЯ

Хосе де Рибера (José de Ribera)
Кающаяся Мария Магдалина
Музей Прадо  Мадрид

Традиционно для западного искусства и символики изображается с непокрытой головой и распущенными волосами, а также с тем сосудом благовоний (притираний), из которого евангельская женщина обливала ноги Христу (Лк. 7: 36-50),

На полотне Риберы Мария Магдалина показана как святая отшельница, отказавшаяся от мирской жизни.  Она стоит на коленях в молитвенной позе у входа в свою пещеру и поднимая глаза к небу, глаза, которые, возможно, непропорционально большие, но по моему, это только  усиливает ее женское очарование. Исследователи полагают, что моделью послужила одна из дочерей Риберы. Девушка невероятно хороша, и даже если влюбленность в нее Хуана Австрийского является позднейшей выдумкой биографов, то выдумкой вполне обоснованной. С нее же Рибера писал и св. Агнессу (Инессу). Думается, девушка слишком молода, чтоб успеть побыть грешницей, раскаяться, принять участие в библейских события, и уже предстать перед нами полностью раскаявшейся. Но само полотно мне невероятно нравится, и в Прадо я всегда посвящала ей несколько минут, хотя живопись Риберы немного мрачновата, на мой взгляд обывателя-неискусствоведа.

Магдалина одета в грубую одежду, но ее фиолетовый атласный рукав и эффектная красная шелковая драпировка предполагают остатки было роскошной жизни. На каменных ступенях справа - хлыст для самобичевания и кувшин с притираниями которые напоминают те, которыми она помазала ноги Христа, и дорогие специи, которые Мария принесла в пасхальное утро, чтобы еще не зная о Его Воскресении, Череп, окутанный тенью справа от обрушенного ствола дерева, помогает ей медитировать, и напоминает о бренности мира вокруг.  Тема «все умрем» вообще довольно популярна в живописи.

У нее длинные, потрясающе красивые волосы! Выписаны невероятно. Увлечение Риберой длинными красивыми волосами отмечается всеми исследователями и можно найти во всех его «магдалинах», и других святых. Рибера редко показывает наготу в своих картинах. Его Магдалены почти никогда не показывают грудь, и даже его Венеры полностью одеты; но чувственная природа святого красноречиво выражается здесь через ее эффектную гриву волос, золотые блики роскошных кудрей.


Картина входит в группу из восьми композиций святых,  которые в 1658 году находились в мадридской коллекции дона Херонимо де ла Торре, члена Королевского совета и госсекретаря Фландрии. В серию вошли четыре картины, которые сейчас находятся в Прадо - это Мария Магдалина , Святой Иоанн Креститель в пустыне , Святая Мария Египетская и Святой Варфоломей.



Для сравнения  святая Инесса (Агнесса).  («Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом») Картинная Галерея, Дрезден. Эти два женских образа  - самые пленительные и самые красивые из всех что когда либо создал Рибера. В основе сюжета на полотне лежит момент, когда в качестве наказания за нежелание поклоняться языческим богам Инессу выставили обнаженной перед толпой.  Но свершилось чудо – волосы святой отросли до пят, и укрыли ее наготу, а ангел накинул на нее покрывало.

Добавьте пещеру, череп, сосуд с благовониями и перед нами будет копия Магдалины.


Хосе де Рибера (José de Ribera)
Мученичество св. Бартоломе
Музей Прадо  Мадрид

Хосе де Риберу   можно считать, первым из череды великих испанских мастеров, появившихся в середине XVII века. Родился он недалеко от Валенсии, и надо полгать жил там какое-то время, хотя работ Риберы этого периода не сохранилось. Одним словом, все как обычно.  Известно, что где-то 1615-х годах он оказался в Риме, в среде художников и жизнь вел вполне себе богемную, так как бежал из Рима, как пишут от кредиторов. К 1616-иу году он был  уже в Неаполе, где женился на дочери Бернардино Аццолино, известного тамошнего живописца. Надо добавить, что в Неаполе он проживет всю оставшуюся жизнь.  

К 1630-м годам  Рибера подошел известным и высокооплачиваемым живописцем. Заказы и деньги текли к нему рекой,   семья жила на широкую ногу.

А вот дальше, события носят почти сказочный характер. Якобы в Неаполе появился девятнадцатилетний Хуан Австрийский - незаконнорожденный сын Филиппа IV, который был большим поклонником живописи вообще и искусства Риберы в частности.  Парень влюбился в дочь Риберы (говорят, в ту саму, что была и св. Магдалиной и св. Инессой), и даже будто бы уговорил девушку бежать с ним. Упоминают и рождение ребенка. Правда или нет - не известно, но это событие сильно повлияло на финансовое положение семьи. Как пишут некоторые биографы, Веласкес нашел его в полной нищете.  Но тут явно какие-то нестыковки. Семья, конечно, была опозорена поступком девушки, но великим живописцем Рибера от этого не перестал быть, да и скандалы подобного рода если и могли чему-то повредить, то только не живописи. А ребенок,  хоть и был незаконнорожденным (кого этим удивишь что тогда, что сейчас?), но все же приходился внуком могущественному королю Испании!  Чем закончилась история жизни его дочери  не известно, а  сам Хосе де Рибера умер в бедности, заслужив одну только строчку в приходской книге. Могила мастера не сохранилась.
Филипп IV, в конечном итоге, собрал больше всего картин Риберы. Около ста картин, распределены между Эль-Эскориалом и Королевским дворцом в Мадриде.


Хосе де Рибера (José de Ribera)
Иоанн Креститель в пустыне
Музей Прадо  Мадрид

По рассказу св. Луки известно, что родителями Иоанна Предтечи были первосвященник Захария и его жена Елисавета, долгое время, до преклонных лет, остававшиеся бездетными. Однажды Захарии явился Ангел и сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн» Елисавета приходившаяся тетей Деве Марии, действительно родила Иоанна за шесть месяцев до рождения Иисуса Христа. Т.е. мальчики были ровесниками. Во время устроенного царем Иродом избиения младенцев Иоанн был  чудесно спасен своей матерью - перед ней раскрылась гора, скрыв ее с младенцем от погони воинов Ирода.
Однако Иоанн Креститель у большинства ассоциируется с совершенно определенным пейзажем: с пустыней, местом уединения и трудных духовных подвигов пребывавшего в ней пророка.
В художественной традиции Иоанн легко узнаётся по следующим атрибутам: длинные волосы и борода, одежда из шерсти, книга, длинный тонкий крест из тростника, чаша для крещения, медовые соты, агнец, посох.
А теперь Иоанн (в пустыне) де Риберы! Затронуть тему мученичества здесь язык не повернется. И посох высокий на месте, и агнец, но на грубую одежду наброшено ярко красное полотно, которое своим цветом притягивает взгляд, к юному Иоанну. Хотя, если подумать, Иоанн действительно, должен быть тогда молод.  Известные события еще впереди, до них еще несколько лет.

Репродукция 
Хосе де Рибера (José de Ribera)
Воскрешение Лазаря
Музей Прадо  Мадрид

Согласно  Иоанну, Лазарь - житель Вифании, брат Марфы и Марии, которого Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти. После Воскресения Лазарь был вынужден перебраться на Кипр, где апостолы Павел и Варнава сделали его епископом Китиона (Китион - старое название Ларнаки), где тот и умер. Согласно западной традиции, отраженной в «Золотой легенде» Лазарь вместе с Марфой и Марией Магдалиной и прочими спутниками, отправились в Марсель и стал первым епископом Марселя. Так Ларнака или Марсель?

Картина приобретена Прадо в 2011 году. Ее относят к римскому периоду творчества мастера, и написана она под сильным влиянием Караваджо. Глубокая светотень - темный фон,  ярко подчёркнутая светом указующая рука Христа и воскресший Лазарь.  Окружающие люди как бы сливаются с фоном, они не важны, да и не все понимают что происходит. В глубине картины двое мужчин беседуют между собой, один повернут спиной, и как бы не видят свершившегося чуда. 


Хосе де Рибера (José de Ribera)
Мученичество св. Филиппа
Музей Прадо  Мадрид

Вероятно, картина была заказана герцогом Медина-де-лас-Торресом в качестве подарка королю Испании Филиппу IV, так как  Апостол Филипп был его святым покровителем. В течение долгого времени картина была частью королевской коллекции
Это считается одной из его лучших работ. Испанский критик Эудженио д'Орс сказал об этом «почти, почти как русский балет» (" almost, almost like a Russian ballet.").

Долгое время считалось, что эта картина представляет собой мученическую смерть апостола Варфоломея. /тот сюжет Рибера нарисовал неоднократно. Только в 1953 го
ду было установлено, что главной фигурой  является святой  Филипп.

Иоанн сообщает, что Филипп был из одного города с Андреем и Петром. Упоминаемый в Деяниях апостолов Филипп - один из семи избранных и поставленных заботиться о распределении пропитания диаконов (Деян. 6:1—6). Климент Александрийский сообщает, что Филипп был женат и имел четырех дочерей.
 После воскресения Иисуса Филипп и его сестра Мариамна вместе с Варфоломеем проповедовали в Греции , Фригии и Сирии . Он был замучен в Иераполисе (Анатолия) - распят головой вниз.
Рибера фиксирует момент, когда идет подготовка к распятию. Он делает это с низкого ракурса, придавая полотну монументальность и демонстрируя большую часть голубого неба. Два палача пытаются поднять апостола, а третий поддерживает одну из его ног. Яркий солнечный свет освещает лицо апостола.
Справа группа любопытных зрителей, которые, с интересом, комментируют это событие ( а такое на самом деле было при казнях. Толпа собиралась поглазеть, себя показать, на других посмотреть. Когда начинаешь в это вдумываться в ужас приходишь!). Слева, с другой стороны, люди, кажется вообще, не обращают внимания на то, что происходит.  Интересно, что Рибера изобразил женщину, держащую маленького ребенка на руках,  которая смотрит прямо на зрителя – возможно, это аллегория Милосердия, противопоставленная жестокости сцены в целом.

Испанцы любили изображать «мученичества» как никто, но с другой стороны если вспомнить  позднего Тициана с его «Распятым апостолом Петром» - мороз по коже. 

Хосе де Рибера (José de Ribera)
Женщины гладиаторы 1636
Музей Прадо Мадрид

Картина, датированная и подписанная Риберой, создана в Неаполе в 1636 году, как часть цикла из более чем тридцати картин на тему истории Рима, заказанных Рибере, Джованни Ланфранко, Доменикино и другим художникам.

Эта картина показывает финал жестокой встречи между двумя женщинами-бойцами. Барышня с правой стороны одержала верх над другой барышней, которая  упала на землю и ждет своей участи. На заднем плане слева находится человек в римском военном костюме, опирающийся на посох, а за стеной арены стоят солдаты и мужчины, смотрящие на зрелище. Да… представляю, случись это в наше время, насколько это был бы «звездный бой», «места в партере» стоили бы миллионы.  
В ранних каталогах Прадо записано, что картина показывает поединок, который состоялся в 1552 году в присутствии вице-короля Неаполя, маркиза Васто, между двумя неаполитанскими благородными дамами (я даже не представляла, что такое возможно), Изабеллой де Карази и Диамбре де Петинелла, за любовь к красивому молодому человеку по имени Фабио де Зерсола. 
Однако есть проблема: ни одна из фигур не может быть точно определена как маркиз Васто, чье изображение было хорошо известно во времена Риберы и который к 1552 году был уже  в могиле в течение шести лет, то есть на поединке мог присутствовать  разве что в образе духа.  

В  1990 году предположили, что Рибера задумал картину как политическую аллегорию, отражающую националистический конфликт между неаполитанцами и их испанскими владыками (который в конце концов выльется в революцию 1647 года), но это, кажется крайне маловероятным, учитывая, что картина, была заказана художнику для короля Филиппа IV, через его неаполитанского наместника Конде де Монтеррея. Совсем немыслимо, чтоб Рибера нарисовал анти-испанские или анти-королевские идеи, да еще и вручил это королю Филиппу.
Я не знаю, как у короля Филиппа IV было с чувством юмора на тему анти-королевских идей, но что-то мне подсказывает, что шутку он не оценил бы, а  Рибера был не слабоумный, в конце концов.
Есть еще одно предположение, что живопись Риберы следует понимать, как аллегорию победы женской испанской добродетели над придворным пороком, надо полагать итальянским, раз действие в Неаполе. Удачная версия, с какой стороны не посмотри. Даришь картину испанскому королю – испанская добродетель побеждает, какому-нибудь итальянцу – итальянская. Они же не подписаны.
Но скорее всего, это работа посвящена древнеримским цирковым играм. Еще Светоний описывает игры, проводимые в честь императоров Нерона и Домициана, в которых женщины сражались друг с другом, упоминает об этом и Ювенал. Но здесь совсем нет интриги! Скучная версия.

Хосе де Рибера (José de Ribera)
Троица
Музей Прадо Мадрид

Бог Отец восседает на престоле, поддерживая мертвое тело Сына. Между головами Отца и Сына изображен Святой Дух в виде голубя. Трагедия сцены подчеркивается использованием света и роскошной палитры Риберы. Голубоватый труп Христа, отмеченный кровью, которая бежит по его боку, окрашивает его набедренную повязку и плащаницу, контрастирует с появлением Бога-Отца, который показывает нам своего мертвого Сына в сопровождении голубя Святого Духа.
Интересно, что за серая пирамида над головой Бога-Отца?
Фернандо VII (1748-1833) купил эту работу у живописца Агустина Эстеве в 1820 году. В Эскориале находится, немного другая версия этой картины.

Хосе де Рибера (José de Ribera)
Голова Иоанна Крестителя
Музей Прадо Мадрид

Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу, полагаю, он даже предположить не мог, что захочет девушка за своё выступление. А барышня, нимало не смущаясь, по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». 

Хосе де Рибера (José de Ribera)
Мистическое обручение св. Екатерины
Метрополитен-музей Нью-Йорк

Канва жития святой традиционна и повторяется из описания в описание, тут трудно добавить что-то новое.  Екатерина, была высокорождённой девушкой, необыкновенно красивой, мудрой, обладала хорошим характером и т.д.  И вот красавица объявила своим родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Выбор, полагаю должен был ожидать ее нелегкий. Мать Екатерины, тайная христианка, отвела её к отшельнику, который поведал девушке о подобном юноше: «Знаю я, - сказал отшельник,  -одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему».
О чем подумала тогда девушка, житие умалчивает, но через некоторое время Екатерина  приняла крещение, и получила новое видение: она предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила её руку своему сыну. Иисус вручил ей своё кольцо и назвал своей невестой.
Иисус Христос-жених изображается в виде младенца (вероятно, чтобы снизить гендерный аспект его восприятия). Его держит на руках Богоматерь. Без пояснений, трудно воспринимать этот сюжет как «обручение».
У Риберы я не смогла найти атрибуты (предметы мученичества святой) святой – колесо и меч. Но искусствоведы считают, что на полотне именно Екатерина Александрийская.

Исаак и Иаков. Музей Прадо, Мадрид

1


2


3


1. Вознесение Марии Магдалины. Real Academia de Bellas Artes de San Fernando
2. Вознесение Девы Марии, Метрополитен музей
3. Святое семейство. Метрополитен музей

4


5


6


4. Аллегория зрения
5. Аллегория запаха
6. Аллегория вкуса

7


8


9


7. Св. Иероним. Art Gallery of Ontario
8. Демокрит 
9. Суд Соломона  (приписывается) Галерея Боргезе, Рим (Galleria Borghese, Roma).

10


11


12


10. Диоген  
11. Анаксагор 
12. Протагор 

13


14


15


13. Кратин.  The National Museum of Western Art, Tokyo, Япония
14. Аристотель Indianapolis Museum of Art at Newfields
15. Диоген Дрезденская картинная галерея 

16


17


18


16. Св. Петр. Институт искусств, Чикаго
 17. Демокрит
18. Св. Андрей. Музей Прадо, Мадрид

19


20


21


19. Святой Антоний на коленях перед Младенцем Иисусом (Копия) . Музей Прадо, Мадрид
20. Св. Иероним (приписывается) Музей Прадо, Мадрид
21. Непорочное зачатие. Музей Прадо, Мадрид 

22


23


24


22. Св. Иуда Фаддей. Музей Прадо, Мадрид
23. Св. Иоанн Богослов. Музей Прадо, Мадрид
24. Гераклит. Музей Прадо, Мадрид 

25


26


27


25. Архимед. Мадрид, Прадо
26. Спаситель. Мадрид, Прадо 
27. Св. Павел Мадрид Прадо

28


29


30


28. Кающаяся Магдалина. Прадо, Мадрид
29. Св. Себастьян. Прадо, Мадрид
30. Видение св. Франциска. Прадо, Мадрид

31


32


33


31. Св. Христофор с младенцем Христом. Мадрид, Прадо
32. Св. Петр освобождаемый Ангелом. Музей Прадо, Мадрид
33. Св. Мария Египетская. Музей Прадо,  Мадрид 

34


35


36


34. Непорочное зачатие. Мадрид, Прадо
35. Св. Франциск получает стигматы, музей  Прадо, Мадрид 
36. Скорбящая Богоматерь. Эрмитаж, Петербург 

37


38


39


37. Св. Себастьян и св. Ирина. Эрмитаж, Петербург
38. Се человек. Эрмитаж Петербург 
39. Св. Иероним и ангел. Эрмитаж, Петербург

40


41


42
40. Мадонна с младенцем. Музей искусств Филадельфии 
41. Поклонение пастухов. Лувр, Париж
42. Положение во гроб. Лувр, Париж