ДЖОРДЖОНЕ Итальянский Ренессанс / Giorgione (Giorgio Barbarelli da Castelfranco) Venetian Renaissance painter

ДЖОРДЖО БАРБАРЕЛЛИ ДА КАСТЕЛЬФРАНКО
1478-1510
Джорджоне Буря (Гроза)  Галерея Академии  Венеция
Репродукция
Буря (Гроза)
Галерея Академии  Венеция

БУРЯ (ГРОЗА)  это веха в пейзажной живописи эпохи Возрождения, и картина уже пятисот лет будоражит умы простых зрителей и маститых искусствоведов. Сама лично простояла в Галерее Академии напротив нее минут 10. (Пришла к открытию. Было начало марта. Лил дождь и в зале была я одна). Картина завораживает.  Существует куча версий что же такое изображено на полотне, начиная от «солдата и цыганки», но все по порядку.   

Неизвестно, когда, для кого или по заказу какого лица Джорджоне написал эту картину. Самое раннее упоминание о ней принадлежит Марку Антонио Микьелю, который видел картину в 1530 году в доме её владельца, венецианского аристократа Габриеля Вендрамина, и описал, как «Пейзаж на холсте с грозой, цыганкой и солдатом, сделанный рукой Дзордзи да Кастельфранко». Еще одна из версий, что на картине Джорджоне изобразил четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю. Самая простая (скучная) версия, что это бессюжетный идеалистический пейзаж, еще  вариант аллегории Мужества и  Милосердия. И если с мужеством худо-бедно (для меня по крайней мере) понятно – «мужчина-мужество», то с Милосердием у меня вопрос – почему Милосердием должна быть обнаженная молодая женщина. Почему ее для начала не одеть? У любого нормального человека при виде обнаженной женщины мысли о милосердии мгновенно выветрятся из головы.

Есть еще одна версия (куда менее интересная чем Обнаженное Милосердие) – что это иллюстрация к литературному произведению.  Считается что это «Фьезоланские нимфы», написанное Бокаччо (если бы я писала о литературе начала бы с него – Декамерона читала «взахлеб»).  Ладно, вернемся к нимфам. На самом деле там нет ничего «современно-политкорректного» это не история любви двух нимф, это поэтическое повествование  о трогательной любовной истории пастуха и охотника Африко и нимфы Мензолы. В конце повествования влюбленные погибают. Якобы, две сломанные колонны  - это две трагически оборвавшиеся жизни.

А рентгеновское изучение картины показало, что вместо мужчины раньше была женщина (опять неодетая) сидящая на берегу реки.
Интересней всего для меня версия Е.М. Гомбриха, который предположил, что мужчина и женщина находятся  в разных измерениях, и пастух может видеть женщину только в момент блеска молний. Тут вообще простор для воображения. 

Ничего не известно о рождении, личной жизни Джорджоне, кроме легенд, сообщенных биографом и художником Джорджо Вазари в двух изданиях (1550 и 1568) его «Жизнеописаниях» а врал он, как говорят маститые искусствоведы, безбожно.  Имя Джорджоне дается в двух сохранившихся документах 1507 и 1508 гг. Как Zorzi da Castelfranco (на венецианском диалекте) т.е. Джорджио Кастельфранко. Его имя означает «высокий Джордж» или «большой Джордж», подразумевая, что он был крупным человеком. Традиция считает, что он был невероятно красив, говорят, пользовался успехом у женщин, великолепно играл на лютне. Переписка 25 октября 1510 года между знаменитым покровителем искусства эпохи Возрождения Изабеллой д'Эсте из Мантуи и ее агентом Таддео Альбано в Венеции упоминает смерть «Гиоргионе» как недавнюю, вероятно, вызванную чумой, которая бушевала в Венеции в то время.
Венеция в начале XVI столетия переживала пору своего наивысшего расцвета. Кто-то может поспорить, и сказать это была Флоренция, но Венеция не уступала ей в интересе к искусству, науке античности, а также в стремлении наслаждаться земной жизнью. Одних только типографий в городе к 1500 году имелось более пятидесяти.


Джорджоне Святое семейство (ок.1500)  Национальная галерея Вашингтон
Репродукция
Святое семейство (ок.1500)
Национальная галерея Вашингтон

Известно, что Джорджоне был учеником Беллини, хоть и недолго, писал некоторые вещи совместно с Тицианом. И это все! Больше сведений о нем опять нет. Хотя и о Белинни и о Тициане можно найти вполне достоверную информацию.  Все что о Джорджоне было написано позже – имеет то же основание считаться правдой, как и то, что написано о нем в наши дни. Но все сходились в одном Джорджоне «был человеком благородных и добрых нравов», прекрасным музыкантом и живописцем.   Зрелому творчеству Джорджоне искусствоведы отпускают всего шесть лет. Умер он от чумы, и предполагается, что его «Венера» была к тому времени не закончена, и фоновый пейзаж к ней дописывал уже Тициан. 



Три возраста  Палаццо Питти, галерея Палатина Флоренция

Репродукция
Три возраста (1500)
Палаццо Питти, галерея Палатина Флоренция


Как написано на официальном сайте Государственного Эрмитажа, Коллекция Кроза, умершего в 1770 году, была создана дядей барона Тьера, банкиром Пьером Кроза. Переговоры российского правительства по поводу приобретения собрания с наследниками Кроза проходили по инициативе посланника Д. А. Голицына и при участии, не кого-нибудь а самого Денни Дидро. Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои произведения художник не подписывал ( их тогда мало кто подписывал), поэтому искусствоведы относят полотно к его работам исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества».
Джорджоне Юдифь   Государственный Эрмитаж
Репродукция
Юдифь
 Государственный Эрмитаж

Юдифь прекрасна и безмятежна. В зале, где висит картина есть скамеечка, обычно, я присаживаюсь на нее, и смотрю на полотно. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня больше похожа на античную богиню, чем как мстительницу за что-то там... (Пересказ истории чуть ниже).  Достаточно посмотреть на ее изящную ножку, которой она поставила на отрубленную голову. Вообще-то, по сути, девушка совершила убийство, расчленила тело, и изящно поставила ножку на труп, с совершенно безмятежным выражением прекрасного лица. Красивая ножка, виднеется в разрезе потрясающе выписанного, красивого платья, без единой капли крови. Тяжелый меч, который опытный воин-мужчина держит двумя руками, Юдифь держит двумя пальчиками, и как мне, кажется, немного брезгливо. Ну еще бы! Его же еще не успели помыть. А за спиной Юдифи развёртывается гармоничный, пасторальный, спокойный, как ее выражение лица, пейзаж.
Картина была написана на створке для шкафа (в конце XV — начале XVI века в Италии было принято украшать подобным образом мебель) Во Франции на рубеже XVII — XVIII веков с картины был удалён тёмный лак, прописана выцветшая живопись, по бокам доски были добавлены деревянные приставки (каждая по 12 см)

Теперь, в чем суть дела. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Прямая связь, ничего не скажешь! Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь (хоть не голову и то хорошо – девушка-то молодая) и вступила в Ветилую как триумфатор.


Джорджоне Спящая Венера   Галерея старых мастеров Дрезден
Репродукция
Спящая Венера
 Галерея старых мастеров Дрезден

Написана  около 1510, осталась незавершенной из-за ранней смерти Джорджоне. Микьель писал, что ландшафт и фон добавил Тициан . В это можно поверить, поскольку похожий пейзаж несколько раз повторялся и  в других работах Тициана. Спящая Венера Джорджоне открывает длинную серию картин о богини любви в венецианском искусстве, и в творчестве Тициана в частности. Тем не менее, никто не достиг столь полного выражения бессознательной красоты, как эта величественная и идеально задуманная фигура Джорджоне.



Джорджоне Мадонна с младенцем в пейзаже Государственный Эрмитаж

Репродукция
Мадонна с младенцем в пейзаже ок.1503
Государственный Эрмитаж

Портрет молодого человека     Государственный музей Берлин
Репродукция
Портрет молодого человека  ок.1504  
Государственный музей Берлин


Моисей проходит испытание огнём  Галерея Уффици Флоренция
Репродукция
Моисей проходит испытание огнём ок.1505
Галерея Уффици Флоренция


Джорджоне Мадонна с книгой  Музей Ашмол Оксфорд
Репродукция
Мадонна с книгой
Музей Ашмол Оксфорд


Джорджоне Портрет молодой женщины (Лаура)
Репродукция
Портрет молодой женщины (Лаура)
Национальный музей истории искусств Вена


Джорджоне Закат  Национальная галерея Лондон
Репродукция
Закат
Национальная галерея Лондон


Джорджоне Портрет юноши с флейтой
Репродукция
Портрет юноши с флейтой ок.1508
Хэмптон Лондон

Св. Себастьян  Национальный музей истории искусств Вена
Репродукция
Св. Себастьян
Национальный музей истории искусств Вена


Джорджоне Автопортрет
Репродукция
Автопортрет ок.1510
Музей герцога Антона Брауншвейг


Джорджоне (Giorgione)   Мадонна да Кастельфранко
Репродукция.
Джорджоне (Giorgione)
 Мадонна да Кастельфранко
Пала-ди-Кастельфранко (La Pala di Castelfranco), ок. 1503-1505
Кастельфранко Венето, Дуомо

Мадонна да Кастельфранко 
Единственная абсолютно бесспорная картина кисти Джорджоне. Это алтарный образ соборной церкви Кастельфранко-Венето, родного города художника (различные теории, о том, что Джорджоне не существовало, я читала, но я их не приемлю! За исключением, если сам Тициан поднимется из могилы и заявит, что не знал Джорджоне и не дописывал его работы). Полное название полотна — «Мадонна на троне с Младенцем и святыми Либералием и Франциском». Произведение прославившее и место и собор на весь мир.

Картина изображает на фоне пейзажа Мадонну, возведенную на престол с Ребенком-Богом на руках, святого Франциски и, слева, Св. Никасио – Св. Николай (в прошлом считавшимся Сан-Джорджио или Сан-Либерале, покровителем Кастельфранко и Тревизо), по причине того, что он держит в руках знамя Мальтийских Рыцарей.

 Работа на деревянной панели из тополя, и была подвергнута многочисленным, а иногда и неуклюжим (мягко сказать) реставрационным работам,  с семнадцатого века, к которым добавились события века 20, в том числе и кража, кажется в 1972 году.  И только в 2002-2003 годах, наконец, была проведена тщательная и сложная реставрация в связи с выставкой в ​​Венеции Джорджоне. «Чудеса искусства», которая проходила в галерее Академии с 1 ноября 2003 года по 22 февраля 2004 года.

Итак, вернемся в церковь Сан-Либерале и кондотьеру Туцио Констанцо. Этот алтарный образ единственный в своем роде (искусствоведы пока не нашли ему аналогии в религиозной живописи XV и XVI вв). В середине между двумя святыми саркофаг красного порфира с гербом семьи Костанцо, который символически представляет гробницу Маттео, сына Туцио Костанцо (который, как считается,  заказал алтарь Джорджоне). 

На этом саркофаге Джорджоне помещает пьедестал из белого мрамора, а затем на трон с Мадонной. Разрыв между двумя горизонтальными плоскостями дополнительно подчеркивается разным фоном. В то время как на самом низком уровне у двух святых есть красная драпированная стена на заднем плане, на верхнем уровне Джорджоне поместил пейзаж, который служит фоном для Мадонны, сидящей на троне.

На самом деле первоначальная церковь была  снесена для освобождения места для Собора Ф.М. Прети (начало в 1724 году). Фактически, нынешняя часовня (открытая в сентябре 1935 года) кардинально отличается  от того, что было зафиксировано в начале века. XVI. Часовня, остроенная после 1467 года, сембя Констанцо получила, вероятно, когда Туцио переехал в Кастельфранко (около 1475), где он купил одноименный дом (теперь Menegotto) в переулке Рая. Туцио Костанцо, сын Музио (наместник Кипра), родился в Мессине. Затем он перебрался на Кипр на службу королеве Катерине Корнаро (жене короля Кипра Джеймса II Лузиньяно,), а позднее - знаменитого кондотьера, служащего Венецианской Республике.


В «старой» часовне гробница Маттео Костанцо, сына Туцио, была вырыта в боковую стену и закрыта плитой, которая теперь лежит у подножия алтаря. Маттео умер от лихорадок в Равенне, в возрасте 23 лет, между весной 1503 года и летом 1504 года во время военной кампании. Барельеф показывает образ молодого воина, в полной броне, с мечом на боку и шляпой на его распущенных волосах. Надпись, размещенная у основания надгробного камня, говорит о красоте и достоинствах  Маттео Костанцо и указывает дату, август 1504 года, относящуюся к созданию часовни.

Что касается Мадонны (радиографические исследования задокументировали изменение глаз, сначала повернутых к зрителю, а в окончательной версии, вниз), их печальные взгляды направлены на «саркофаг» «порфир», символической гробницы Костанцо.


При изучении творчества Джорджоне искусствоведы сталкиваются прежде всего с тем с невозвозможностью установить сколько  картин написал таки Джорджоне.   Многие из них утеряны и известны сейчас только по описаниям, в то время как сведения о самом мастер запутаны и скудны.  В спорах, как известно, рождается не истина, а мигрень, но искусствоведам удалось достигнуть  этой области какого-то компромисса, и подлинными работами Джорджоне считаются в наши дни восемь картин, об остальных принято говорить как о сомнительных.
Мастер не писал больших полотен, и единственное его монументальное творение фрески Фондако деи Тедески - угадайте! не дошли до наших дней.  Мне нравится выражение: его картины обращены не к толпам, но к избранным.


Джорджоне (Giorgione)  Три философа
Репродукция
Джорджоне (Giorgione)
Три философа
Музей истории искусств Вена

Три философа ( ок. 1510) - одна из последних работ мастера, законченная за год до его смерти. Написана по заказу венецианского купца Тадео Контарини, увлекавшегося алхимией и оккультизмом. Работу над картиной завершил Себастьяно дель Пьомбо. Тольки заверши ее Джорджоне за год до смерти, толи дописал ее дель Пьомбо. Ну что ты будешь делать с этими искусствоведами?! Толи закончена за год, толи дописана…
Как пишут, композиция и цвет настолько полностью соответствуют Джорджоне, что дель Пьомбо мог только добавить несколько последних штрихов. Кроме того, мечтательная меланхолия трех мужчин, представляющих молодость, зрелость и старость человека. На самом деле, надо отметить, что никто не знаем настоящего названия работы, так как имя «трех философов» происходит из письма Маркантонио Михеля (1484-1552),  и одному Джорджоне было известно, как бы он назвал свою работу. Варианты: «Три астролога», «Три землемера» - что они измеряют, скажите, пожалуйста? Деревья, кусты, холмы?  «Три волхва» - вообще фантастика! Куда идут, что несут? Один сидит и что-то пишет…  Вариант: «Архимед, Птолемей, Пифагор». Интересно, кто из них здесь кто?

Картина была заказана венецианцем Таддео Контарини, купцом, интересующимся  оккультизмом и алхимией. Это означает, что он интересовался неоплатонизмом- течением блуждающее вокруг работ Аристотеля, Платона, Аверроэса. Следуя этой версии тот, что справа, явно грек - традиционно считается, что это Аристотель, или Пифагор. Тот, кто посередине, араб, всегда понимался как Аверроэс (чьи воззрения представляют собой как бы промежуточный стадию между средневековой схоластикой и гуманизмом Возрождения). Третий, полностью слева, всегда считался европейцем эпохи Возрождения. Соответственно, как вариант - картина описывает три этапа: греческую философию, которая начала науку. Арабско-персидская культура, которая продолжала ее. А потом Ренессанс, который продолжал этот процесс.
Тут еще в интернете нашла вариант, поза юноши имеет форму прямоугольного треугольника, что может служить отсылкой к теореме Пифагора. В этом случае персонажи справа могут изображать Ферекида и Фалеса, учителей Пифагора. По другой версии старый философ изображает Аристарха Самосского.

А здесь явно указан ход небесных светил – в руках философа астрологическая таблица и циркуль. Существует много картин, которые историки никак не могут поделить между двумя (а иногда и тремя) художниками.



Джорджоне (Giorgione)  Поклонение пастухов

Репродукция
Джорджоне (Giorgione)
Поклонение пастухов
Музей истории искусств Вена


Джорджоне (Giorgione)  Почитание поэта

Репродукция
Джорджоне (Giorgione)
Почитание поэта
Национальная галерея Лондон

Джорджоне (Giorgione)  Суд Соломона
Репродукция
Джорджоне (Giorgione)
Суд Соломона
Галерея Уффици Флоренция


Джорджоне (Giorgione)  Мадонна с младенцем между св.Антонием Падуанским и св.Рохом
Репродукция
Джорджоне (Giorgione)
Мадонна с младенцем между св.Антонием Падуанским и св.Рохом (совм. с Тицианом) ок.1510
Музей Прадо Мадрид


Джорджоне (Giorgione)  Девушка с единорогом
Репродукция
Джорджоне (Giorgione)
Девушка с единорогом
Государственный музей Амстердам


Джорджоне (Giorgione)  Круг Джорджоне. Венера и Амур в пейзаже
Репродукция
Джорджоне (Giorgione)
Круг Джорджоне. Венера и Амур в пейзаже ок.1505-1515
Национальная галерея Вашингтон


Джорджоне (Giorgione)  Сельский концерт
Репродукция
Джорджоне (Giorgione)
Сельский концерт
спорный шедевр Музей Лувр Париж

Картина традиционно предписывалась Джорджоне, теперь искусствоведы засомневались и решили, что ее написал Тициан.  Это живопись, оказывается, по мнению тех же искусствоведов, должна была быть аллегорией поэзии, символы которой – флейта в руках одной,  и кувшин с водой в руках второй. И эти идеально прекрасные женщины существуют только в воображении мужчин, которых они вдохновляют. Вариант видимого – невидимого. 
На картине двое молодых людей один в красном костюме с лютней, второй блондин с босыми ногами просто одетый, сидят в центре пейзажа, освещенные солнцем.  Женщины  свою очередь, одна сидит с флейтой в руках, вторая толи наливает воду из фонтана, толи наоборот выливает воду в фонтан. На заднем плане – пастораль с пастухом и овечками. Пасторали навевали мысль о Буколиках Вергилия, рассказывающего о счастливой жизни пастухов Аркадии, чье существование сосредоточено вокруг музыки.  Возможно, художник сталкивает два мира венецианской аристократии и нимф с пастухами. Никто ни с кем не говорит, они общаются через музыку.

ЖИВОПИСЬ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА: ЗДЕСЬ