ТИНТОРЕТТО (Tintoretto) Скуола Сан-Рокко (Scuola Grande di San Rocco)

Живопись в деталях
 ЯКОПО РОБУСТИ (ТИНТОРЕТТО) 
1518-1594
Скуола Сан-Рокко 



Скуола Гранде ди Сан-Рокко (итал. Scuola Grande di San Rocco) — основана в 1549 году Братством Сан-Рокко и принадлежит к одной из шести венецианских больших скуол.
Братство Сан-Рокко (Св. Роха) было зарегистрировано Советом Десяти в 1481 году для оказания благотворительной помощи больным. К 1515 году Братство насчитывало более 500 членов и для него потребовалось большое здание. Строительство здания началось в 1516 году по проекту Бартоломео Бона. Его сменил Санте Ломбардо. Закончено архитектором Антонио дель Аббонди (известным как Скарпаньино) в 1549 году, достроившим второй этаж и парадный вход. Скуола расположена на одноимённой площади, возле церкви Сан-Рокко


В мае 1564 года руководство скуолы решило украсить потолок за свой счет, начиная с главного потолочного пространства округлой формы. Конкурс был объявлен среди лучших художников в Венеции: Джузеппе Сальвиати, Федерико Зуккари, Паоло Веронезе и, конечно же, Тинторетто, которые в течение месяца должны были представить свои рисунки в Школу. Однако, по словам Вазари, в то время как другие по-прежнему намерены выполнять свои проекты, Тинторетто заставил всех врасплох. Ему удалось разместить картину с участием Сен-Рокко в славе в центре потолка, сказать по нашему, наплевав что конкурс был объявлен на проект, и   попросили чертежи, а не  работу.  И добавил, что если Скуола не хочет за нее платить, то Тинторетто дарит им эту работу. Таким образом, между художником и Скуолой был подписан необычный «договор искусства», который дал жизнь одному из самых необычных и последовательных живописных циклов венецианского искусства. Тинторетто закончил оставшуюся отделку потолка бесплатно.


Тинторетто
Святой Рох во славе

Кто такой был святой Рох, исторически доподлинно неизвестно, так как вся информация содержится исключительно в преданиях, базирующимся на житиях более ранних святых, изложенных в том числе и в «Золотой легенде», откуда, собственно, приходят к нам большинство житий.  Вроде как святой Рох родился в Монпелье в семье губернатора, и был отмечен при рождении особым знаком на груди в форме креста. После смерти родителей, раздав все имущество бедным, святой отправился в паломничество, исцеляя кого только мог при помощи молитвы, а когда напала чума, то ухаживал за больными чумой, заразился сам, но сумел победить болезнь. Святому Роху молились, главным образом, об избавлении от чумы.
Мощи Св. Роха находятся в церкви Сан-Рокко, стоящей напротив скуолы. Братство Сан-Рокко существует до сего дня,  и продолжает заниматься благотворительностью.


2. Crucifixion, oil on canvas (1224×536 cm) 1565

На холсте, который сразу же завоевал большую популярность среди современников, доминирует Христос Распинаемый  на Кресте. Его фигура выступает в качестве стержня сложно организованного пространства, Тинторетто, хотя крест, почти невидим. Из Распятия исходят лучи света, чтобы, представляя триумф Христа над тьмой дарить надежду на воскресение для всего человечества. Перед работой над полотном Тинторетто выполнил многочисленные подготовительные рисунки, например, некоторые из них – эскизы  человеческих фигур имеются в Кабинете Рисунков Галереи Уффици во Флоренции, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в роттердамском Музее Бойманса-ван Бенингена.
      На этом фоне центрального События, из внимания зрителей почти выпадают события, происходящие вокруг центральной фигуры. А там тоже происходят распятия. Одновременно с Христом были распяты еще два человека. Согласно сообщениям Евангелий, это были два преступника Дисмаса и Гестаса, получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников. Согласно преданиям, покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай.
На картине второй крест уже поднимают, третий лежит пока за земле – палачи заканчивают свою работы.
В 1565 году, когда Великим Приором был Джироламо Рота, Тинторетто был принят в члены братства, и завершил своё  грандиозное полотно, которое разместили в той части Зала, для которой Тициан еще в 1553 году подготовил свой вариант живописного оформления

3


4


5


3. Христос перед Пилатом (380×515 cm), 1566-67
4 Сё Человек. Ecce Homo 1566-67
5. Несение креста 

6


7


8


6. Моисей и медный змей 
В чем суть: согласно библейской легенде, медный змий — это штандарт, изготовленный Моисеем в виде медного змея, закреплённого на шесте, во время перехода евреев из Египта в Ханаан. Там у них по пути много, чего происходило чудесного, а подчас и жутко неприятного. И вот, после многих лет странствий по каменистой пустыне иудейский народ, стал терять веру и роптать. Ну людей-то понять можно – они были в пути уже не один год, тогда как торговые караваны того времени, пересекали эту местность за куда более короткий срок.  Да тут еще и наказание Божье случилось - змеи, от которых погибло много народа. Израильтяне раскаялись (в том, что возроптали) и упросили Моисея помолиться за них Господу. Моисей помолился и по повелению Божию Моисей изготовил медного змея и закрепил его на шесте (Чис. 21:9). Всякий ужаленный змеёй взглянув на медного змея оставался живым.
У меня сложилось впечатление, что внизу полотна Тинторетто свалил всех, кого покусали змеи за все время пути. А сам штандарт возвышается высоко вверху полотна.
Медном змей с головой рыбы, обвивающемся вокруг креста, ясный символ выздоровления болящих, опекаемых Скуолой.

7. Моисей высекающий воду из скалы 
Как и предыдущее полотно, это тоже потолочная роспись, соответственно, зритель стоит внизу и сюжет видит снизу. Я иногда думаю, как же в этом случае должен работать мозг художника? Огромное полотно, множество действующих лиц, и расстановка и перспектива должна быть такой, чтоб стоя внизу, перед зрителем видел с ю ж е т. Связанный, правильно выстроенный, а не мешанину из людей, облаков и льющейся воды.  
После того, как дети Израилевы вышли из пустыни, их злоключения не закончились. Только они пережили историю со змеями, как новая напасть - они расположились станом в Рефидиме, но там не было воды, и их мучила жажда. Когда Моисей воззвал к Господу за помощью, Господь сказал:

«…пройди перед народом, и возьми с собою некоторых старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою и пойди. Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских».
Исх. 17:5—6

И в этот раз все закончилось благополучно. Но сколько раз за время путешествия по пустыне народ израильский роптал. На очень короткое время допускались трудности на израильтян, для испытания веры, но они сразу начинали сомневаться в присутствии Бога, соответственно испытания «проваливали». Я думаю, Господь никогда не посылает больше, чем человек может выдержать.

8. Манна небесная 
Если глубоко не вникать в сюжет, то кажется, что идет снег. А на самом деле это пища, и собирают ее кто во что может.  Ниже я привела описание сюжета, в котором манна появилась утром, после росы. Но Тинторетто по-своему переосмыслил сюжет. Куда интересней и эффектней, если манна падает с разверзнутых небес. Немного драмы - это всегда красиво.
 Например, мужчина слева, с корзиной, в какой-то своеобразной, набедренной повязке, которая, ума не могу приложить, каким чудом, на нем держится. Лицо не видно, оно поднято вверх, чтоб лицезреть чудо, но тело вполне себе анатомически интересно, тем более зритель (я) любуемся на все это снизу.

С первых же дней скитания в безводной пустыне израильтян буквально преследуют всяческие лишения и несчастья. Отсутствие питьевой воды и скудная пища вызывают ропот, и не раз дело доходит до открытого бунта против Моисея и Аарона. Моисей вынужден по повелению Бога совершить несколько чудес: опреснить горькую воду, высечь родник в скале, накормить народ манной небесной, а позднее мясом перепелов, стаи которых неожиданно покрывают пустыню.
Стан израильский продолжал свой путь, и когда они пришли в пустыню Син, то все стали роптать на Моисея и Аарона, говоря, что в Египте им было лучше, там была еда и вода, а так как в пустыне им нечего есть.
Моисей сказал народу: «…Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него. А мы что? — Не на нас ропот ваш, но на Господа». Затем Господь сказал Моисею: «Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: „Вечером вы будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом, и узнаете, что Я — Господь, Бог ваш“».
Вечером прилетели перепелы и покрыли весь стан, так что народ смог приготовить себе различные кушанья из их вкусного мяса. Утром же все увидели росу вокруг стана. Когда роса испарилась, то на поверхности пустыни осталась крупа, похожая на иней. Это был небесный хлеб от Господа для всего народа. Израильтяне назвали этот хлеб «манной». Вкус ее был как лепешка с медом. Господь повелел собирать манны столько, сколько было необходимо на один день. Если же кто-нибудь собирал больше, то остаток за ночь пропадал. В пятницу же Бог велел собирать на два дня, так как суббота была днем покоя, установленным Господом и в этот день нельзя работать. Любопытный факт, что только в пятницу собранная на два дня манна не пропадала. Интересно читать размышления современных ученых (благо недостатков в научно-популярной литературе на эту тему нет) – чтобы это могла быть за субстанция, и почему собранная в один день манна на следующее утро уже была не годна в пищу, а собранная в другой - (например, в ту же  пятницу) была съедобна в воскресенье,  потому что собирать в субботу манну нельзя  

9


10




9. Поклонение пастухов 
10. Крещение 
11.  Воскресение Христово  1578г.

12


13


14


12. Моление о чаше 
13. Тайная вечеря 
14. Чудо пяти хлебов и двух рыб. 
Второе чудо записано в Евангелиях от Марка и Матфея, и известно как: «Чудо семи хлебов и рыбок». Согласно Евангелиям, собралась толпа людей и шла за Иисусом. Иисус, подозвав к Себе учеников сказал, что Ему жаль народ, ведь они с Ним уже три дня и не ели ничего и Он не хочет отправить их домой голодными, чтобы они не ослабли на пути. Его Ученики спросили, где они могли бы получить достаточно хлеба в этом отдаленном месте для этого народа. Когда выяснилось, что есть семь хлебов и несколько мелких рыбок, Иисус сказал толпе сесть на землю. Тогда, взяв семь хлебов и рыбы, Иисус помолился, преломил хлеб и дал ученикам, а они, в свою очередь, людям. И ели все, и насытились, а после ученики собрали семь корзин кусков. Количество тех, кто ел, было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. После того, как Иисус отпустил толпу домой, Он сел в лодку и отправился в пределы Магдалинские.

15


16


17


15. Воскрешение Лазаря
16. Вознесение
17. Чудо в Бетезде

18


19


20


18. Искушение Христа
19. Св. Рох и Св. Себастьян
20. Благовещение

21


22


23


21. Поклонение волхвов
22. Бегство в Египет 
23. Избиение младенцев 

24


25


26


24. Принесение во храм
25. Вознесение Девы Марии
26. Св. Мария Египетская и св. Мария Магдалина

27. Святой Рох исцеляет больных чумой , холст, масло, 1549 г.


28 Святой Рох которого посетил ангел в тюрьме, 1567 г.

29. Св. Рох благословляет животных

30. Арест св. Роха

31. Св. Рох в пустыне 

32. Излечение паралитика


33


34


35


33. Св. Рох перед Папой. 
34. Благовещение 
35. Тициан. Благовещение 

36


37


38


36. Antonio Zanchi, The Virgin Appearing to the Plague Victims, oil on canvas (335×555 cm e 635×705 cm), 1666
37. 37 Pietro Negri, The Madonna Saving Venice from the Plague, oil on canvas (335×555 cm e 635×705 cm), 1673
38. 38 Giovanni Antonio Fumiani, Charity holding the flaming torch of Religion before the impoverished sick presented by St. Roch, fresco (512cm diameter)