ВАТТО ЖАН АНТУАН Живопись Франции / Jean Antoine Watteau
ЖАН АНТУАН ВАТТО
1684-1721
1684-1721
французский живописец и рисовальщик, академик Королевской академии живописи и скульптуры
Репродукция
Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau)
Две
кузины
|
В
парке, украшенном статуями, на берегу пруда, три персонажа. Галантный кавалер в красном плаще с розами, предлагает одну из них молодой женщины, сидящей рядом с ним, которая вставляет ее в свой лиф, подтверждая
любовь, выражаемую языком цветов, знакомым всем в галантном веке. Стоящая рядом с
ними, вторая героиня отворачивается от любовной пары, чтобы посмотреть на
прекрасный вид с прудом, с двумя мужскими статуям, между которыми кто-то тоже
приятно проводит время.
Героиня, одетая
в розовато-бежевое платье, с тонкой талией, она повторяет положение зрителя перед
холстом - вид сзади - что придает ей оригинальность на сцене, символизируя
одиночество, тогда как все вокруг наполнено счастьем. Ватто - позволяет скорее
угадывать происходящее по движению тела, повороту головы, а не выражению лица.
Репродукция
Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau)
Гадалка
Музей
изящных искусств Сан-Франциско
|
Из-за
своего неуступчивого характера и слабого здоровья, Ватто старался избегать
общества, хотя глядя на его картины в это просто невозможно поверить.
При
упоминании Ватто перед глазами встают сценки с костюмированными фигурками дам и
кавалеров, чарующие небольшие картины, изображающие «галантные празднества»,
как когда-то современники называли этот жанр живописи. Они несут в себе отзвуки
празднеств в парках дворцов эпохи Короля-Солнца – Людовика Четырнадцатого, на
сцену опять выходит Галантный Восемнадцатый Век.
Антуан
Ватто прожил всего тридцать семь лет, но с его именем, как с именем любого
другого большого мастера, ассоциируется понятие «манера Ватто». Родился он в
1684 году на севере Франции в Валансьене. Отец его был ремесленник (кровельщик)
и отдал сына в ученики к живописцу
Жарену. Но пробыл Ватто у него недолго, он уезжает в Париж. Судьба бала благосклонна к юноше, большую
роль в его судьбе сыграло знакомство с коллекционером и меценатом Пьером
Мариэтттом, в доме которого бывало много интересных людей того времени,
фламандские и французские художники, граверы, коллекционеры.
Ватто
меняет нескольких учителей, оказывается в учениках у Клода Одрана, который был хранителем
коллекции Люксембургского дворца, благодаря чему Ватто мог изучать произведения
искусства великих мастеров, в том числе и Рубенса – отныне фламандский
живописец его самый любимый художник. Фламандская
традиция навсегда останется важнейшим источником искусства Ватто.
Близкими
друзьями Антуана Ватто , которым он после смерти доверил распорядиться своими
произведениями , были Жан де Жульен, Эдм Франсуа Жерсен , Никола Флейгельс,
Никола Энен . Не только своему таланту, но и этим людям художник обязан сохранившимся
сведениям о нем. Жан де Жульен , унаследовавший почти все работы Ватто, фактически
сохранил их для истории.
Очень
жаль, что в тридцатисемилетнем возрасте на руках Жерсена Ватто скончался от чахотки.
2. Брачный договор (ок.1711) (47 x 55) (Мадрид, Прадо).
3. Великолепный бал (1715-1717) (52.5 х 65.2) (Лондон, Dulwich Picture Gallery).
5. Венецианский фестиваль (1718-1719) (56 x 46) (Эдинбург, Нац. галерея Шотландии).
6. Влюблённая (между 1715 и 1717) (24 × 17.5) (Шантильи, музей Конде)
9. Гитарист и молодая дама с нотной тетрадью (возможно, 1718) (24.3 x 18.4) (Мадрид, Прадо)
10. Деревенские забавы (1718) (88 х 125) (Лондон, собрание Уоллеса).
12. Затруднительное предложение (1715-1716) (65 х 84.5) (С-Петербург, Эрмитаж).
13. Итальянская комедия (ок.1716) (37 x 48) (Берлин, Гос.музей).
15. Итальянские комедианты (ок.1715) (71 х 94) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург).
16. Итальянские комедианты (ок.1720) (63.8 х 76.2) (Вашингтон, Нац. галерея).
18. Кокетка (ок.1712) (19 х 24) (Труа, Музей искусств).
19. Концерт (1717) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)
21 Кухарка (53 x 44) (Страсбург, Музей искусств).
22 Любовная пара и менестрель с гитарой (1713-1715) (36.3 x 28.2) (частная коллекция)
24. Меццетен (1718-1720) (55.2 x 43.2) (Нью-Йорк, Метрополитен).
25. Меццетен (ок.1715) (24 х 17.5) (Шантильи, музей Конде)..
27. На Елисейских полях (ок.1718) (32 х 41) (Лондон, собрание Уоллеса).
28. Обольститель (ок.1712) (18 х 25) (Труа, Музей искусств).
30. Общество в парке (ок.1716-1717) (33 х 47) (Париж, Лувр).
31. Общество на открытом воздухе (между 1718 и 1720) (111 х 163) (Берлин, Гос.музей)
33. Оплошность (неосторожная игра) (ок.1716-1718) (40 х 31) (Париж, Лувр).
34. Паломничество на Киферу (между 1718 и 1720) (129 х 194) (Берлин, дворец Шарлоттенбург)
36. Паломничество на остров Киферу (1717) (129 х 194) (Париж, Лувр)
37. Пастораль (1718-1721) (48.6 х 64.5) (Чикаго, Институт искусств).
39. Пейзаж с водопадом (ок.1714) (72 x 106) (С-Петербург, Эрмитаж).
40. Перед охотой (1720) (124 х 187) (Лондон, собрание Уоллеса
|
|
|
42. Праздник любви (ок.1717) (61 x 75) (Дрезденская галерея)
43. Прелести жизни (ок.1718) (65 × 93) (Лондон, собрание Уоллеса)
45. Пьеро (Жиль) (ок.1718-1719) (185 х 150) (Париж, Лувр).
46. Равнодушный (случайный любовник) (ок.1717) (26 х 19) (Париж, Лувр)
48. Святое Семейство (1719) (117 х 98) (С-Петербург, Эрмитаж).
49. Союз Комедии и Музыки (64.7 x 54) (частная коллекция).
51. Счастливый возраст, золотой возраст (1716-1720) (Форт-Уорт, Худ. музей Кимбелл).
52. Счастливый Пьеро (ок.1712) (35 x 31) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы).
54. Счастливый возраст, золотой возраст (1716-1720) (Форт-Уорт, Худ. музей Кимбелл).
55. Счастливый Пьеро (ок.1712) (35 x 31) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы).
57. Тревожная любовь (1719) (Мадрид, Палаццо Реал).
58. Урок любви (ок.1716) (44 х 61) (Стокгольм, Нац. музей).
61. Французские комедианты (1720-1721) (57 х 73) (Нью-Йорк, Метрополитен).
61ж Французская комедия (ок.1716) (37 x 48) (Берлин, Гос.музей).