ВАТТО ЖАН АНТУАН Живопись Франции / Jean Antoine Watteau

ЖАН АНТУАН  ВАТТО 
1684-1721  
французский живописец и рисовальщик, академик Королевской академии живописи и скульптуры 


Репродукция
Антуан Ватто  (Jean Antoine Watteau) 
Две кузины

В парке, украшенном статуями, на берегу пруда, три персонажа. Галантный кавалер в красном плаще с розами, предлагает одну из них  молодой женщины, сидящей рядом с ним, которая вставляет ее в свой лиф, подтверждая любовь, выражаемую языком цветов, знакомым всем в галантном веке. Стоящая рядом с ними, вторая героиня отворачивается от любовной пары, чтобы посмотреть на прекрасный вид с прудом, с двумя мужскими статуям, между которыми кто-то тоже приятно проводит время.
Героиня, одетая в розовато-бежевое платье, с тонкой талией,  она повторяет  положение зрителя перед холстом - вид сзади - что придает ей оригинальность на сцене, символизируя одиночество, тогда как все вокруг наполнено счастьем. Ватто - позволяет скорее угадывать происходящее по движению тела, повороту головы, а не выражению лица.  


Репродукция
Антуан Ватто  (Jean Antoine Watteau) 
Гадалка
Музей изящных искусств Сан-Франциско

Из-за своего неуступчивого характера и слабого здоровья, Ватто старался избегать общества, хотя глядя на его картины в это просто невозможно поверить.
При упоминании Ватто перед глазами встают сценки с костюмированными фигурками дам и кавалеров, чарующие небольшие картины, изображающие «галантные празднества», как когда-то современники называли этот жанр живописи. Они несут в себе отзвуки празднеств в парках дворцов эпохи Короля-Солнца – Людовика Четырнадцатого, на сцену опять выходит Галантный Восемнадцатый Век.
Антуан Ватто прожил всего тридцать семь лет, но с его именем, как с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «манера Ватто». Родился он в 1684 году на севере Франции в Валансьене. Отец его был ремесленник (кровельщик) и отдал сына  в ученики к живописцу Жарену. Но пробыл Ватто у него недолго, он уезжает в Париж.  Судьба бала благосклонна к юноше, большую роль в его судьбе сыграло знакомство с коллекционером и меценатом Пьером Мариэтттом, в доме которого бывало много интересных людей того времени, фламандские и французские художники, граверы, коллекционеры.

Актеры французского театра (1711-1712) (20 х 25) (С-Петербург, Эрмитаж).

Ватто меняет нескольких учителей, оказывается в учениках у Клода Одрана, который был хранителем коллекции Люксембургского дворца, благодаря чему Ватто мог изучать произведения искусства великих мастеров, в том числе и Рубенса – отныне фламандский живописец его самый любимый художник.  Фламандская традиция навсегда останется важнейшим источником искусства Ватто.
Близкими друзьями Антуана Ватто , которым он после смерти доверил распорядиться своими произведениями , были Жан де Жульен, Эдм Франсуа Жерсен , Никола Флейгельс, Никола Энен . Не только своему таланту, но и этим людям художник обязан сохранившимся сведениям о нем. Жан де Жульен , унаследовавший почти все работы Ватто, фактически сохранил их для истории.
Очень жаль, что в тридцатисемилетнем возрасте на руках Жерсена Ватто скончался  от чахотки.

1


2


3


1. Le Lorgneur (ок.1716) (32.4 x 24) (США, Ричмонд, Музей искусств).
2. Брачный договор (ок.1711) (47 x 55) (Мадрид, Прадо).
3. Великолепный бал (1715-1717) (52.5 х  65.2) (Лондон, Dulwich Picture Gallery).

4


5


6


4. Венера разоружает Амура (47 х 38) (Шантильи, музей Конде).
5. Венецианский фестиваль (1718-1719) (56 x 46) (Эдинбург, Нац. галерея Шотландии).
6. Влюблённая (между 1715 и 1717) (24 × 17.5) (Шантильи, музей Конде)

7. Вывеска лавки Жерсена (1720) (163 х 308) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)

8


9


10


8. Галантный Арлекин (1716-1718) (34 х 26) (Лондон, собрание Уоллеса).
9. Гитарист и молодая дама с нотной тетрадью (возможно, 1718) (24.3 x 18.4) (Мадрид, Прадо)
10. Деревенские забавы (1718) (88 х 125) (Лондон, собрание Уоллеса).

11


12


13


11. Деревенский танец (1706-1710) (50 x 60) (Индианополис, Музей искусства)
12. Затруднительное предложение (1715-1716) (65 х 84.5) (С-Петербург, Эрмитаж).
13. Итальянская комедия (ок.1716) (37 x 48) (Берлин, Гос.музей).

14


15


16


14. Итальянская серенада (1718) (Стокгольм, Нац. музей).
15. Итальянские комедианты (ок.1715) (71 х 94) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург).
16. Итальянские комедианты (ок.1720) (63.8 х 76.2) (Вашингтон, Нац. галерея).

17


18


19


17. Капризница (ок.1718) (42 х 34) (С-Петербург, Эрмитаж).
18. Кокетка (ок.1712) (19 х 24) (Труа, Музей искусств).
19. Концерт (1717) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)

20. 


21


22


20. Купание Дианы (1515-1516) (80 х 101) (Париж, Лувр)
21 Кухарка (53 x 44) (Страсбург, Музей искусств).
22 Любовная пара и менестрель с гитарой (1713-1715) (36.3 x 28.2) (частная коллекция) 

23


24


25


23. Любовная песня (1715-1718) (Лондон, Национальная галерея).
24. Меццетен (1718-1720) (55.2 x 43.2) (Нью-Йорк, Метрополитен).
25. Меццетен (ок.1715) (24 х 17.5) (Шантильи, музей Конде)..

26


27


28


26. Мечтательница (1712-1714) (23.4 х 17) (Чикаго, Институт искусств).
27. На Елисейских полях (ок.1718) (32 х 41) (Лондон, собрание Уоллеса).
28. Обольститель (ок.1712) (18 х 25) (Труа, Музей искусств).

29


30


31


29. Общество в парке (1712-1713) (47,2 x 56,9) (Мадрид, Прадо).
30. Общество в парке (ок.1716-1717) (33 х 47) (Париж, Лувр).
31. Общество на открытом воздухе (между 1718 и 1720) (111 х 163) (Берлин, Гос.музей)

32


33


34


32. Общество на открытом воздухе (Сан-Франциско, Музей изящ.искусств).
33. Оплошность (неосторожная игра) (ок.1716-1718) (40 х 31) (Париж, Лувр).
34. Паломничество на Киферу (между 1718 и 1720) (129 х 194) (Берлин, дворец Шарлоттенбург)

35


36


37


35. Паломничество на Киферу (между 1718 и 1720) (129 х 194) (Берлин, дворец Шарлоттенбург)
36. Паломничество на остров Киферу (1717) (129 х 194) (Париж, Лувр)
37. Пастораль (1718-1721) (48.6 х 64.5) (Чикаго, Институт искусств).

38


39


40


38. Пастушки (1717-1719) (56 x 81) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург).
39. Пейзаж с водопадом (ок.1714) (72 x 106) (С-Петербург, Эрмитаж).
40. Перед охотой (1720) (124 х 187) (Лондон, собрание Уоллеса

41


42


43


41. Перспективы (Вид между деревьями в парке Пьера Кроза) (ок.1715) (46.7 x 55.3) (Бостон, Музей изящ.искусств)
42. Праздник любви (ок.1717) (61 x 75) (Дрезденская галерея)
43. Прелести жизни (ок.1718) (65 × 93) (Лондон, собрание Уоллеса)

44


45


46


44. Птичье гнездо (ок.1710) (23 х 19) (Эдинбург, Нац. галерея Шотландии).
45. Пьеро (Жиль) (ок.1718-1719) (185 х 150) (Париж, Лувр).
46. Равнодушный (случайный любовник) (ок.1717) (26 х 19) (Париж, Лувр)

47.


48


49


47. Савояр с сурком (1716) (40.5 x 32.5) (С-Петербург, Эрмитаж).
48. Святое Семейство (1719) (117 х 98) (С-Петербург, Эрмитаж).
49. Союз Комедии и Музыки (64.7 x 54) (частная коллекция).

50


51


52


50. Суд Париса (ок.1718-1721) (47 х 31) (Париж, Лувр)
51. Счастливый возраст, золотой возраст (1716-1720) (Форт-Уорт, Худ. музей Кимбелл).
52. Счастливый Пьеро (ок.1712) (35 x 31) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы).

53


54. 


55


53. Суд Париса (ок.1718-1721) (47 х 31) (Париж, Лувр).
54. Счастливый возраст, золотой возраст (1716-1720) (Форт-Уорт, Худ. музей Кимбелл).
55. Счастливый Пьеро (ок.1712) (35 x 31) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы).

56


57


58


56. Танец (1716-1718) (97 х 116) (Берлин, Гос.музей).
57. Тревожная любовь (1719) (Мадрид, Палаццо Реал).
58. Урок любви (ок.1716) (44 х 61) (Стокгольм, Нац. музей).

60. 


61


62


60. Урок музыки (1719) (Лондон, собрание Уоллеса)
61. Французские комедианты (1720-1721) (57 х 73) (Нью-Йорк, Метрополитен).
61ж Французская комедия (ок.1716) (37 x 48) (Берлин, Гос.музей).


Чувствительность (ок.1717) (26 х 19) (Париж, Лувр).