ЛОРРЕН Клод Французский пейзаж / Claude Lorrain French painter, draughtsman and etcher

КЛОД ЛОРРЕН 
1600-1682

Отплытие царицы Савской

Крестьянин по рождению, в юности мечтавший о собственной кондитерской,  Лоррен был одним их самых знаменитых художников-пейзажистом семнадцатого века. Учившись в школе из рук вон плохо, имея проблемы с чтением и письмом, как художник в Лоррен был популярен не только при жизни, но и  в течение двух веков после своей смерти. Редко кому из художников достается и прижизненная слава и посмертная.  Джон Констебл писал, о Лоррене как о самом выдающемся пейзажисте за всю историю живописи. Он создавал на своих полотнах яркий, армоничный, прекрасный мир. В зрелом возрасте Лоррен писал более строгие, сдержанные пейзажи, полившие название "классических", населял их библейскими и мифологическими персонажами. До нас дошло 250 работ художника (при том, что раннее творчество художника не сохранилось).  Художник писал медленно, используя самые лучшие материалы с одержанием синего пигмента ультрамарина. Эту краску делали из лазурита, олудрагоценного камня, но именно она помогала Лоррену добиваться его невероятно прекрасного синего цвета. 
      На протяжении всего восемнадцатого  и части девятнадцатого веков, Лоррен оставался королем пейзажной живописи.



Пейзаж с Иаковом Рахилью и Лией у колодца ("утро")
Государственный Эрмитаж

Искусствоведы относят картину к серии "Четыре времени суток". Он был написан для одного из постоянных заказчиков Лоррена - Генриха ван Хальмале - декана антверпенского собора.
Сюжетом картины послужила история из книги Бытия, которая повествует о том, как мать Иакова, отправила его  к Лавану – своему родственнику, чтобы спасти от гнева старшего брата Исава за полученное обманным, я бы сказала, авантюрным  способом, благословение отца. Остановившись у колодца, Иаков встретил дочь Лавана, прекрасную Рахиль, пригнавшую скот на водопой, и ясное дело влюбился в нее, иначе и истории не было бы. Тот факт, что они были родственники роли не играет.
  Но Лоррен сделал все по своему. Он добавил на картине фигуру Лии, сестры Рахили, упоминания о которой нет в этом месте библейского текста. С другой стороны, Лоррена интересует пейзаж, а кто там еще окажется у колодца ему, полагаю, без разницы. Он хотел изобразить раннее утро, чтоб лучи восходящего солнца пробивались сквозь облака подсвечивали крону дерева, развалины древнего храма,  постепенно заливали равнину, и какая разница, что события в книги Бытия происходили или днем или вообще вечером.
 На исключительных, изумительный, восхитительных пейзажах Лоррена все люди просто статисты.

Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин,
Когда в долинах, полных мглой,
Туман недвижим голубой, -
Пусть твой восторг во мглу сердец
Такой кидает свет, певец!  (Афанасий Фет)


Пейзаж с Товием и ангелом  ("Вечер")
Государственный Эрмитаж

Картина тоже из серии «Четыре времени суток», и написан он был для  Генриха ван Хальмале, как и Иаков с Рахилью. На фоне чудесного вечернего пейзажа разыгрывается ветхозаветный эпизод из неканонической книги Товита. Почти сказочная история о том, как слепой Товит отправил сына своего Товия в Мидию - вернуть серебро, отданное им когда-то на хранение, а спутником его оказался сам архангел Рафаил.  Юноша, остановившийся на ночь на берегу Тигра, решил искупаться в реке, но на него напала большая рыба. Тогда, по совету архангела  Рафаила,  Товий схватил рыбу, вытащил ее на землю и вынул из нее сердце, печень и желчь. Сердце и печень помогли Товию в дальнейшем избавить свою невесту от злого духа Асмодея, а желчь, нанесенная на глаза отца, вернула слепому зрение.
Но здесь не об этом. Центр картины - заходящее солнце. Покидая землю, оно последними своими лучами озаряет природу, и краски будто меняются на глазах - меркнут светлые золотые, рождаются темные тени - символ грядущей ночной прохлады. Колорит произведения строится на гармоническом равновесии и одновременно контрасте освещенных и затененных участков пейзажа, холодных и теплых оттенков. Преобладание горизонталей сообщает картине настроение покоя, медлительности и строгого величия.

В июле я видал роскошный отблеск рая:
Сжигал себя закат безумием цветным
И, радугой сплошной полнеба обнимая,
Сливался в алый луч над лесом голубым.
  (Владимир Набоков)

Христос на пути в Эммаус 
Государственный Эрмитаж

"Пейзаж с Христом на пути в Эммаус" принадлежит к работам довольно короткого периода в живописи Лоррена, к так называемой "большой манеры" конца 1650-х - начала 1660-х гг., когда Лоррен следовал строгим принципам классицизма. Произведения этого времени посвящены самым значительным событиям евангельской истории. Что выразилось в особой величавости видов и монументальности композиционного решения.
Главная задача ландшафта - служить достойным обрамлением библейскому событию, как считают искусствоведы. На первом плане - руины арки, напоминающие в некоторых своих деталях арку Тита, часто изображаемую Лорреном, за нею - круглая башня, а разрушенное сооружение, возле которого пасется стадо, - античная гробница.
А тем временем двое учеников «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, (10-12 километров) называемое Эммаус, и разговаривали между собою о всех сих событиях». (Лук. 24:13). Св.Лука дает имя только одного из них — Клеопа, но древнее предание считает, что первым был сам евангелист Лука, врач и художник, один из 70 апостолов.
Сам Христос приблизился к ним и шел рядом с ними. Но что-то словно удерживало глаза  учеников, так что они не узнавали Его. Вот здесь как раз момент, когда два апостола  разговаривают с незнакомцем по дороге в Эммаус, не узнавая в нем своего Учителя.

1


2


3


1 Итальянский пейзаж. ©Государственный Эрмитаж
2. Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом (ночь). ©Государственный Эрмитаж
3. Пейзаж с танцующими. ©Государственный Эрмитаж

4


5


6


4. Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской. 
©Государственный Эрмитаж
5. Отплытие св. Паулы в Остии  © Музей Прадо, Мадрид
6. Погребение св. Серапии  © Музей Прадо, Мадрид

7


8


9


7. Нахождение Моисея.  © Музей Прадо, Мадрид
8. Отплытие св. Паулы.  © Dulwich Picture Gallery, Лондон
9. Вечерний пейзаж с Меркурием.  частная коллекция

10


11


12


10. Прибытие Улисса ко двору царя Ликомеда. Государственный Эрмитаж
11. Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя. Музей Эшмалин, Оксфорд.

Эта последняя картина мастера.   Он даже успел  внести  ее  "Книгу Истину". Лоррен умер в Риме, в возрасте 77 лет, и был похоронен в церкви Святой Троицы.
Это был заказ Онофрио Колонна, а сюжет был заимствован из поэмы Вергилия "Энеида".  Асканий (согласно поэме, второе имя Аскания  было Юл) вместе со своим отцом  Энеем бежали из разрушенной Трои, держа путь в Италию.  Богиня Гера (по-риски Юнона), видевшая в роянцев врагов, подбила его выстрелить в священное животное - оленя, когда  Асканий однажды вышел на охоту. Из за этого выстрела началась война между местным царем и воинами Энея.  В битве Эней победил, и в качестве награды получил земли, ставшие позже сердцем Римской Империи.

12. Итальянский пейзаж в утреннем свете

13


14


15


13. Полдень (отдых на пути в Египет)  Государственный Эрмитаж
14. Вид Карфагена с выезжающими на охоту Дидоной и Энеем
15. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием. Галерея Дория-Памфили Рим

16


17


18

16. Утро в гавани. Государственный Эрмитаж
17. В порту.  © Национальная Галерея, Лондон
18. Вид Рима.  © Национальная Галерея, Лондон

19


20




19. Пейзаж с козами.  © Национальная Галерея, Лондон
20. Пейзаж с Энеем в Делосе.  © Национальная Галерея, Лондон
21. Пейзаж с Кефалусом и Прокрисом и Дианой.  © Национальная Галерея, Лондон

22


23


24


22. Пейзаж с Давидом в пещере Адуллам. 
 © Национальная Галерея, Лондон
23. Пейзаж с Агарью и Ангелом.  © Национальная Галерея, Лондон
24. Порт и отплытие св. Урсулы.  © Национальная Галерея, Лондон

25


26


27


25. Прибытие царицы Савской в порт.  © Национальная Галерея, Лондон
26. Мельница.  © Национальная Галерея, Лондон
27. Смерть Прокриса.  © Национальная Галерея, Лондон

28


29


30


28. Аполлон и музы Шотландская Национальная Галерея
29. Пейзаж с Психеей на фоне дворца Купидона (Очарованный замок). Национальная Галерея Лондон.
Лоррен написал ее для своего постоянного заказчика Лоренцо Колонна, потом картина попала в Англию, была немедленно куплена и долгое время "бродила" по частным коллекциям, по к счастью ее не приобрела Национальная Галерея, Лондона, где картина сейчас и находиться.
 Биограф Лоррена, Бальдинуччи , считал его вершиной в творчестве художника.      Карина относит зрителя к мифу, в котором бог Купидон сначала влюбился в Психею, а потом за неповиновение оставил ее. Но история была со счастливым концом. Влюбленные, как положено, пройдя череду испытаний вновь соединились.
Второе название этой работы "Очарованный замок" - появилось когда с этой картины была сделана гравюра. в 1782 году. 

30. Пастораль. Art Gallery of New South Wales
Лоррен не очень любил работать на пленэре и почти никогда не работал в технике акварели. Чаще всего он пользовался утонченной сепией (сепия - это вид графической техники, использующей оттенки коричневого, а так же светло-коричневое красящее вещество, изготавливалась из так называемый чернильного мешка морских моллюсков). Или отдавал предпочтение  лавису.  (лавис - вид гравюры на металле, где изображение наноситься прямо на доску кистью смоченной кислотой.). Вытравленные таким образом  углубления заполняются черной или коричневой тушью и дают на бумаге удивительно выразительные оттенки. Лавис позволяет постепенный переход от светло-бежевого до темно-коричневого ( посмотрите на картины Лоррена!) и от светло-серого к черному.
Пейзажи Лоррена строились по классическому принципу: "кулисы" - обычно это зелень или архитектурные формы,  передний план - "сцена", где разворачиваются  какие-то события, мифологические. религиозные, порой не всегда важные для художника, и задний  план, куда сходятся лучи света.
Разбирая в деталях работы мастера, смотрю на первый план. На общем фоне картины, для художника как правило, это всего лиш некое событие, вокруг которого можно написать самое главное "кулисы" - пейзаж. Леса, море закат, архитектурные формы.   

31


32


33


31. Порт на закате. Лувр, Париж
32. Пейзаж с нарциссом и Эхо. Национальная Галерея Лондон

33. Пейзаж с нимфой Эгерией оплакивающей Нуму Помпилия. Национальная Галерея Лондон
Литературным источником послужили "Метаформозы" Овидия.  Нума Помпилий, славившийся своей высокой нравственностью сабинянин, был единогласно выбран царем Рима пришлось долго ждать его согласия стать царем, так как Нума находился в трауре по  умершей жене, дочери царя Тация, которая в свою очередь предпочла брак с Нумой всем благам мира. После ее смерти Нума поселился в чаще и стал вести созерцательный образ жизни, где его встретила и полюбила Нимфа рядом протекавшего источника, Эгерия.
На полотне запечатлен момент, когда Эгерия узнает о смерти любимого, а лесные нимфы, посланные богиней Дианой утешают ее.
Герцог Колонна, заказчик "Эгерии" хотел чтоб Лоррен вплел в канву произведения символ его фамилии, являющийся одновременно гербом рода. Так появились архитектурные формы - колонны. Гармонично вплетены маленькие фигуры, буйная растительность, архитектурные формы. Неяркие сдержанные тона.

34


35


36


34. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием  Хоукхэм Холл, Норфолк
35. Пейзаж со сценой бракосочетания Исаака и Ревеки
36. Пейзаж с купцами.  © Национальная Галерея искусств, Вашингтон

37


38


39


37. Суд Париса.  © Национальная Галерея искусств, Вашингтон
38. Троянские женщины поджигающие флот.  © THE MET, Нью-Йорк
39. Вид на Ла Крессенца.  © THE MET, Нью-Йорк

40


41


42


40. Пасторальный пейзаж.  © THE MET, Нью-Йорк
41. Восход.  © THE MET, Нью-Йорк
42. Утро.  © THE MET, Нью-Йорк

43


44


45


43 Пейзаж. Художественный музей Цинциннати, США
44 Отплытие святой Паолы Римской. Далиджская картинная галерея. Лондон
45 Pastoral landscape 1644. Grenoble, Musée de Grenoble

46


47


48


46. Деревенский праздник, Лувр, Париж 
47.  Пейзаж с Тобиасом и ангелом. Прадо, Мадрид 
48. Одиссей возвращает Хрисеиду Отцу. Париж, Лувр

49


50


51


49. Каприччио с руинами римского форума. Художественная галерея Южной Австралии
50 Клеопатра высаживается в Тарсе. Лувр, Париж 
51. Похищение Европы. Музей Дж. Пола Гетти

52


53


54


52. Вид на Кампанью из Тиволи. Королевская коллекция 
53  Пасторальный пейзаж. Фонд Барнса
54 Пейзаж с танцующими нимфой и сатиром. Художественный музей Толедо