Японское искусство НЭЦКЭ

НЭЦКЭ


Нэцкэ   ХОТЭЙ И КАРАКО ИГРАЮЩИЕ В "КУБИХИКИ".
Нэцкэ 
ХОТЭЙ И КАРАКО ИГРАЮЩИЕ В "КУБИХИКИ".  первая половина 19 века Япония.  Эрмитаж Санкт0ПетербургПоступил в 1984 г. Дар семьи С.П. Варшавского
 Эрмитаж Санкт-Петербург

Нэцкэ - это брелок, с помощью которого у пояса носили кисет с табаком, связку ключей или инро - коробочку для парфюмерии и лекарств. Нэцкэ имеет сквозное отверстие, через которое пропускается шнур со связкой ключей, кисетом и т.д. Сложенный пополам шнур продевают за пояс таким образом, что на одном свисающем конце находится кисет или инро, а на другом - в качестве противовеса - нэцкэ. Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в традиционном японском костюме.


Нэцкэ   ЛЯГУШКА НА САНДАЛИИ.
Нэцкэ 
ЛЯГУШКА НА САНДАЛИИ. Первая половина 19в. дерево крашенный рог
Эрмитаж Санкт-Петербург

Нэцкэ не следует путать с окимоно — миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций.

Нэцкэ   СОТОБА-КАТАМАТИ  Эрмитаж Санкт-Петербург
Нэцкэ 
Нэцкэ   СОТОБА-КАТАМАТИ
Эрмитаж Санкт-Петербург

Сюжет "Сотоба-Комати" ("Комати и надгробный памятник сотоба") связан с последними годами жизни поэтессы и фрейлины IX в. Оно-но Комати. Она славилась не только стихами, но и красотой, а также жестокостью по отношению к своим поклонникам. В старости ее красота поблекла, она покинула императорский двор и конец жизни провела в скитаниях. Эпизоды из ее жизни стали одной из самых популярных тем в искусстве, в первую очередь театральном. Сотоба (санскрит. "ступа") - буддийский символ, использовавшийся также в качестве надгробия. В пьесе рассказывается о встрече Комати (во время ее скитаний по стране) с двумя монахами и о ее споре с ними, в конце которого она раскрывает свое имя и рассказывает о своей горькой судьбе, объясняя ее как воздаяние за былую жестокость по отношению к людям, некогда ее любившим. (информация с сайта Эрмитажа)

Нэцкэ   ДВЕ ТЫКВЫ-ГОРЛЯНКИ
Нэцкэ 
ДВЕ ТЫКВЫ-ГОРЛЯНКИ
Первая половина 19 века
Эрмитаж Санкт-Петербург

Виды Нэцке:
Катабори  — самый известный вид нэцкэ. Это резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы.
Анабори - подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины
Саси -одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления саси отличается от всех других форм. Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п.

Нэцкэ   РУКА ДЕМОНА И МАЛЕНЬКИЙ ОНИ
Нэцкэ 
РУКА ДЕМОНА И МАЛЕНЬКИЙ ОНИ
 Эрмитаж Санкт-Петербург

В основу сюжета нэцкэ положена история о том, как Ватанабэ-но Цуна (953-1024) - великий воин, укротитель демонов - вызвался проверить, действительно ли в Японии остался только один демон, живущий в Киото у ворот Расёмон. Ночью он отправился к этим воротам, где и произошло сражение с демоном, которому Ватанабэ отрубил руку. Именно эта гигантская рука, обычно трех- или четырехпалая, и изображалась в нэцкэ, иногда рядом с ней находится маленький демон (они), оплакивающий своего сородича. Конец 18 нач. 19 века.


Нэцкэ   ОБДИРКА РИСА Середина 19 века
Нэцкэ 
ОБДИРКА РИСА Середина 19 века
Эрмитаж Санкт-Петербург


Нэцкэ   ТРИ ОБЕЗЬЯНЫ, ИГРАЮЩИЕ В ШАШКИ 'ГО' вторая половина 19в.  Слоновая кость  Эрмитаж Санкт-Петербург

В городском искусстве периода Токугава (1603-1868) обезьяна часто выступает в качестве породии-символа того или иного персонажа. В данном случае, например,  возможно несколько интерпретаций. Правильнее всего считать это пародией на существовавшее пародийное изображение трех великих мыслителей Дальнего Востока: Конфуция, Будды и Лао-цзы. Обычно их изображают (часто в облике обезьяны) вокруг бочонка с сакэ, выражающими различные чувства по поводу выпитого.

Нэцкэ   ДЗЮРОДЗИН СО СВИТКОМ НА ОЛЕНЕ
Нэцкэ 
ДЗЮРОДЗИН СО СВИТКОМ НА ОЛЕНЕ  Слоновая кость Поступил в 1984 г.
 Дар семьи С.П. Варшавского
Эрмитаж Санкт-Петербург




Нэцкэ   ДАЙКОКУ В ВИДЕ СКУЛЬПТОРА ИЗГОТАВЛИВАЮЩЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ КРЫСЫ
Нэцкэ 
ДАЙКОКУ В ВИДЕ СКУЛЬПТОРА ИЗГОТАВЛИВАЮЩЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ КРЫСЫ 
Дерево. Передан из Государственного музейного фонда
Эрмитаж Санкт-Петербург


Нэцкэ-маска. Театр НО "Окамэ"
Нэцкэ 
Нэцкэ-маска. Театр НО "Окамэ" 19 век. дерево Эрмитаж Санкт-Петербург