Японское искусство НЭЦКЭ
НЭЦКЭ
Нэцкэ
ХОТЭЙ
И КАРАКО ИГРАЮЩИЕ В "КУБИХИКИ".
первая половина 19 века Япония.
Эрмитаж Санкт0ПетербургПоступил в 1984 г. Дар семьи С.П. Варшавского
Эрмитаж Санкт-Петербург
|
Нэцкэ - это брелок, с помощью которого у пояса носили кисет с табаком, связку ключей или инро - коробочку для парфюмерии и лекарств. Нэцкэ имеет сквозное отверстие, через которое пропускается шнур со связкой ключей, кисетом и т.д. Сложенный пополам шнур продевают за пояс таким образом, что на одном свисающем конце находится кисет или инро, а на другом - в качестве противовеса - нэцкэ. Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в традиционном японском костюме.
Нэцкэ
ЛЯГУШКА
НА САНДАЛИИ. Первая половина 19в. дерево крашенный рог
Эрмитаж
Санкт-Петербург
|
Нэцкэ не следует путать с
окимоно — миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению, и
по сюжетам, и нередко по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для
шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций.
Нэцкэ
Нэцкэ СОТОБА-КАТАМАТИ
Эрмитаж
Санкт-Петербург
|
Сюжет "Сотоба-Комати" ("Комати и надгробный памятник сотоба") связан с последними годами жизни поэтессы и фрейлины IX в. Оно-но Комати. Она славилась не только стихами, но и красотой, а также жестокостью по отношению к своим поклонникам. В старости ее красота поблекла, она покинула императорский двор и конец жизни провела в скитаниях. Эпизоды из ее жизни стали одной из самых популярных тем в искусстве, в первую очередь театральном. Сотоба (санскрит. "ступа") - буддийский символ, использовавшийся также в качестве надгробия. В пьесе рассказывается о встрече Комати (во время ее скитаний по стране) с двумя монахами и о ее споре с ними, в конце которого она раскрывает свое имя и рассказывает о своей горькой судьбе, объясняя ее как воздаяние за былую жестокость по отношению к людям, некогда ее любившим. (информация с сайта Эрмитажа)
Нэцкэ
ДВЕ
ТЫКВЫ-ГОРЛЯНКИ
Первая
половина 19 века
Эрмитаж
Санкт-Петербург
|
Виды Нэцке:
Катабори — самый известный вид нэцкэ. Это резная скульптура,
которая может изображать людей, животных, многофигурные группы.
Анабори - подвид
катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны
сцены внутри двустворчатой раковины
Саси -одна из наиболее
старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (из различных
материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце.
Способ употребления саси отличается от всех других форм. Если катабори, мандзи
и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким
образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него,
свисал кошелёк, ключи и т. п.
Нэцкэ
РУКА
ДЕМОНА И МАЛЕНЬКИЙ ОНИ
Эрмитаж Санкт-Петербург
|
В основу сюжета нэцкэ
положена история о том, как Ватанабэ-но Цуна (953-1024) - великий воин,
укротитель демонов - вызвался проверить, действительно ли в Японии остался
только один демон, живущий в Киото у ворот Расёмон. Ночью он отправился к этим
воротам, где и произошло сражение с демоном, которому Ватанабэ отрубил руку.
Именно эта гигантская рука, обычно трех- или четырехпалая, и изображалась в
нэцкэ, иногда рядом с ней находится маленький демон (они), оплакивающий своего
сородича. Конец 18 нач. 19 века.
Нэцкэ
ОБДИРКА
РИСА Середина 19 века
Эрмитаж
Санкт-Петербург
|
В
городском искусстве периода Токугава (1603-1868) обезьяна часто выступает в качестве породии-символа того или иного персонажа. В данном
случае, например, возможно несколько интерпретаций. Правильнее всего считать это пародией
на существовавшее пародийное изображение трех великих мыслителей Дальнего
Востока: Конфуция, Будды и Лао-цзы. Обычно их изображают (часто в облике
обезьяны) вокруг бочонка с сакэ, выражающими различные чувства по поводу
выпитого.
Нэцкэ
ДЗЮРОДЗИН
СО СВИТКОМ НА ОЛЕНЕ Слоновая кость
Поступил в 1984 г.
Дар семьи С.П. Варшавского
Эрмитаж
Санкт-Петербург
|
Нэцкэ
ДАЙКОКУ
В ВИДЕ СКУЛЬПТОРА ИЗГОТАВЛИВАЮЩЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ КРЫСЫ
Дерево.
Передан из Государственного музейного фонда
Эрмитаж
Санкт-Петербург
|
Нэцкэ
Нэцкэ-маска.
Театр НО "Окамэ" 19 век. дерево Эрмитаж Санкт-Петербург
|