1. Русские иконы ХРАМ АЛТАРЬ ИКОНОСТАС

 ХРАМ АЛТАРЬ ИКОНОСТАС

Успенский  собор Вид с юго-востока
Московский Кремль Москва


Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  – для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, и не стоит к этому прикасаться «чужими  рукам». 

ХРАМ
Храм — это образ вселенной, образ мира, который:
- благословляет Христос Пантократор (купол храма),
- провозвещенный пророками (барабан), 
- проповеданный евангелистами (паруса) и многими святыми (арки, откосы окон), 
- пришедший на землю ради нашего спасения (своды и стены с библейскими сюжетами), 
- создавший Церковь на крови мучеников и святых (столбы), 
- преподающий себя верным в таинстве Евхаристии (алтарная апсида), 
- особо пекущийся о Церкви и Своих избранниках (стены) 
- Судия Второго Пришествия (западная стена).
Особое значение имеет восточная часть храма: здесь в алтаре совершается таинство Евхаристии.

Алтарь издавна стал отделяться алтарной преградой. После периода иконоборчества на брусе (архитраве), утвержденном на достаточно высоких столбах, появился темплон (эпистилий) — горизонтальные иконные доски с иконными изображениями.


Центральная глава и своды собора.
Благовещенский собор
Московский Кремль Москва


Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа.

Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе.
Три главы — три Лица Святой Троицы.
Пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов.
Девять глав — девять чинов ангельских.
Тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Успенский  собор
Интерьер
Московский Кремль Москва


Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.


Престол и сень над престолом
Успенского собора
Московский Кремль Москва

Самая важная часть храма — алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.


Фото
Открытые царские врата главного иконостаса
Успенского собора
Московский Кремль Москва

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.
Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.


Фото
Внутри алтаря

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.
Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие. 
По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.



Канун

Чтобы ставить свечи и молиться за усопших, в церкви есть специальное место. Оно имеет вид столика с крестом, на котором горят свечи. Это место называется кануном или каноном с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.

ИКОНОСТАС

Интерьер (Иконостас) Успенского собора
Московский Кремль Москва

Высокий — четырех-пятиярусный иконостас — характерен для русской традиции. Он появляется на Руси в начале XV в. и состоит из местного, деисусного, праздничного и пророческого рядов или чинов.
На схеме перечисление идет снизу ввех. ( Читается как икона снизу вверх)


С середины XVI в. добавляется пятый, праотеческий чин. Нижний ряд иконостаса называется местным; здесь расположены Царские врата, через них во время Литургии
выносят для причащения Святые Дары — Хлеб и Вино, которые во время Евхаристии были приложены в Тело и Кровь Христа. Символика Царских врат связана с откровением Небесного Царства (отсюда и их название). На створках врат помещают Благовещение
как событие, с которого начинается история спасения и воплощения преподающего Себя в Евхаристии.
Изображаются на вратах и евангелисты как передавшие Благую весть или святители Иоанн Златоуст, Василий Великий как творцы Литургии. Над Царскими вратами помещается сень с изображением Евхаристии. 


Иконостас Благовещенского собора.
Фрагмент местного ряда.
Иконы «Спас Смоленский, с притчами» и «Четырехчастная».
Московский Кремль Москва

Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева — Богоматери. Правее иконы Христа обычно располагается храмовый образ — икона святого или праздник, в честь которого освящен храм. В местном ряду находятся и другие иконы, чтимые в данном храме.
Помимо Царских врат в местном ряду имеются также дьяконские двери. На них в древности изображались сюжеты, напоминающие человечеству об утерянном Рае: сотворение мира и изгнание из Рая, райские обители с лоном Авраама, Богородицей, Благоразумного разбойника, смерть монаха и другие. В XVII в. на дьяконских дверях появляются архидьяконы Стефан, Лаврентий или ангелы, а позже и другие святые как руководители
на пути спасения.


Главный иконостас
Благовещенского собора.
Московский Кремль Москва

Деисус (деисусный ряд на условной схеме проставлены цыфры 1,2,3,4,5 и т.д.) — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование.. В центре его располагается образ «Спас в силах», в котором Христос предстает как Царь и Судия. Чин включает в себя изображения Богородицы и Иоанна Предтечи, святых архангелов Михаила, Гавриила, апостолов Петра, Павла и других, также святителей, великомучеников (чаще всего преподобных Георгия и Димитрия) и т.д. Деисус представляет образ явления Христа в силе и славе — образ Страшного Суда и Церкви Небесной, молящейся о Церкви земной, странствующей в мире.


Главный иконостас Благовещенского собора.
Фрагмент местного, деисусного и праздничного рядов.
Московский Кремль Москва

Праздничный чин состоит из икон евангельского цикла. Здесь представлено дело спасения человека. Обычно это двенадцать праздников, изображавшихся на темплоне. Когда икон в этом ряду больше двенадцати, то он дополняется иконами страстного цикла Рождества Богородицы, Введения во храм, а также образами Преполовения, Воздвижения Креста.
Пророческий чин представляет ветхозаветных пророков, возвещавших о явлении в мир Спасителя через Деву Марию. В центре ряда — «Знамение» — Богоматерь с Младенцем Христом как свидетельство исполнения пророчеств, напоминаемых молящимся текстами
на свитках пророков.
Праотеческий ярус представляет чин ветхозаветных праотцев, в центре его стали помещать неканонические образы Бога Отца («Отечество», «Новозаветная Троица»). Этот ряд единый ветхозаветный период пытается разделить на два. С точки зрения богословия правильно было бы отказаться от этого ряда, тем более, что некоторые праотцы помещаются в пророческий ряд (например, святой Иаков). 
Венчает иконостас Крест Христов. Тем самым вся история воспринимается как восхождение к Голгофе, где совершилось спасение человечества. Иконостас, состоящий из множества образов, сплавляется в единый образ Церкви, торжествующей, соединенной во Христе.



ДЕИСУСНЫЙ РЯД. СПАС В СИЛАХ

Спас в силах.
Икона в окладе деисусного ряда главного иконостаса. Живопись -1653 г., прописи - конец XIX в.; Оклад - 1813 г.(?); 1882 г.
Успенский собор
Московский Кремль


Икона «Спас в силах» — это особое изображение, размещенное во всех православных христианских храмах в центре иконостаса. В центре Деисусного ряда. «Деисусный чин» – это центральный ряд иконостаса православного храма. «Деисис» (деисус) в переводе с греческого языка означает «моление». В этом чине изображается молитвенное  предстояние святых на Страшном Суде перед Христом Вседержителем, восседающим на престоле в окружении небесных сил. Главными заступниками и ходатаями за человеческий род выступают Богоматерь, с развернутым свитком, с текстом ее молитвенного обращения к Сыну, и последний из пророков и креститель Христа Иоанн Предтеча.

Начиная с 15 века, со времени Андрея Рублева, в центре деисусного чина иконостасов стали помещать «Спаса в силах», где согласно иконографии, Иисус изображался сидящим на троне на фоне  славы – миндалевидной, заостренной вверху сферы. Левой рукой Спаситель придерживает раскрытое Евангелие, правой рукой благословляет. Ноги Спасителя покоятся на специальном подножии, которые поддерживают крылатые огненные кольца с глазами – «престолы», являющиеся одни из девяти ангельских чинов.

Спас в cилах. Москва. 1679-1682 гг.
Деисусный ряд иконостаса.
Архангельский собор
Московский Кремль

Фигура Христа вписывается  в ромб, ромб в свою очередь в овал, а овал в четырехугольник. Ромб красного цвета, что символизирует божественную Славу Спасителя. Овал обычно синий или зеленый, что означает небо в котором роятся «силы небесные» - серафимы и херувимы. К силам небесным относятся и престолы, поддерживающие трон – отсюда и название  «Спас в силах». Четырехугольник с вогнутыми сторонами, пламенный, киноварный, символизирует землю.
  В острых углах  символы четырех евангелистов:
Апостола Матфея – крылатый ангел;
Апостола Марка – лев;
Апостола Луки – телец;
Апостола Иоанна – орел.

Спас в cилах. 1500 год. Дионисий. Деисусный ряд иконостаса.
Государственная Третьяковская Галерея

Иконография. Происходит из Троицкого собора Павлова Обнорского монастыря близ Вологды. Поступила в ГТГ из Вологодского музея в 1936 году.
Павлов Обнорский монастырь, в 16 км от г. Грязовца, основан в 1414 г. учеником Сергия Радонежского, Павлом Обнорским.  Собор во имя Троицы, откуда происходит Спас в силах, построен в 1505–1516 гг. Василием III. 

Спас в cилах. 1408 год. Андрей Рублев. Из деисусного чина Успенского собора во Владимире.
Государственная Третьяковская Галерея

На этой иконе Андрея Рублева, на охряных гиматии и хитоне не сохранились верхние красочные слои. Слава написана прозрачными красками: светлой киноварью холодного тона и зеленью двух оттенков — голубоватого и желтоватого. Нимб обозначен контурной линией. На местах утраты древнего левкаса оставлены записи XIX века (золотой фон, текст Евангелия, вставка у нижнего края, задевающая ступню левой ноги и подножие). Отдельные мелкие утраты древнего красочного слоя на лице, одеждах и сфере тонированы старой олифой.
На обороте есть надпись о реставрации иконы в 1852 году.




ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Источник информации об устройстве Храма:   http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi02.htm

Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.