КАРАВАДЖО МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ Живопись Италии / Michelangelo Merisi da Italian painter

МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА 
КАРАВАДЖО 
1571-1610

Вакх. Галерея Уффици Флоренция

В течение значительной части своей истории картина оставалась неизвестной. Обнаружена она была в запасниках галереи Уффици только в 1917 году (Вот бы почистить все запасники всех музеев мира!!). Достоверно судьба произведения не ясна. Предполагается, что картина была создана при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного любовью к сюжетам, аналогичным сюжету «Вакха» и гедонистическим образом жизни (ох, уж эти кардиналы!). Но с другой стороны, именно их тяга прекрасному (церковь и ее служители были главными заказчиками) позволила родиться быть и творить всем гениям живописи и архитектуры, и, за это им можно простить, по моему мнению, очень многое. Они все ушли, мало кто сейчас знает даже их имена, а творения  Караваджо, Рафаэля, Микеланджело и равных им осталась.

Эта картина представляет Вакха, в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы. Согласно канонической трактовке, Вакх изображается голый и носит корону из лозы или листьев плюща, обычно держит кучу винограда или чашу вина, иногда несет корзину с фруктами. Караваджо изображает его, лежащими на некой римской триклинии, покрытой белым халатом, который он носит, но из под которого торчит грязная подушка. Лицо вспыхнуло, а рука, протягивает изысканный бокал вина, но ногти давно не чищены. Перед ним есть еще кувшин вина и корзина с фруктами, в которой гранат – символ целомудрия – давно перезрел.  



Если присмотреться, можно заметить отражение лица художника

Возле дворца Квиринале, в Риме (не буду врать как они называется) находятся выставочные помещения возле которых толпилась куча народу, когда я как-то проходила мимо. У меня хватило ума остановится и посмотреть, что происходит. Оказывается, была организована выставка работ Караваджо, которые свезли чуть ли не со всех европейских музеев. Отстояв на жаре в очереди без малого три часа (благо, над головой были натянуты тенты от яркого солнца), я попала внутрь…
 Первый раз в жизни я видела такие невероятные по силе полотна так близко и так много… Изображения святых и порочных Вакхов, алтарные образы и повседневные сюжеты  окружали меня со всех сторон, кружась как карусель. И по правде сказать, только тогда я начала понимать, что есть Караваджо.

Жертвоприношение Исаака. Галерея Уффици

Картина иллюстрирует прохождение Ветхого Завета, в котором Бог приказал Аврааму принести в жертву своего единственного сына Исаака.  
В чем суть: согласно библейскому рассказу (Быт. 22:1-19), Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор», как я лично понимаю, проверить веру, хотя вопрос зачем все еще остается.  Авраам, не колеблясь (кто, интересно из современных родителей сделал это «не колеблясь»), повиновался. В еврейской традиции жертвоприношение рассматривается,  как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу. Другое талмудическое предание связывает событие жертвоприношения с приходом Машиаха (Помазанника, Мессии) и спасением избранного народа. Народ будет спасен ради преданности и жертвенности праотца, Авраама.
На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь – хоть не живьем сживать!), когда ангел воззвал к нему с неба:
«Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. (Быт. 22:11-12)»

Благовещение. Musée des Beaux-Arts de Nancy


МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана, буйный и неуживчивый. В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо. Вся его жизнь — это скандалы, драки и тюремные заключения.  Но талант художника вызывал восхищение при жизни мастера, и оказал огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров после его смерти.  Без преувеличения можно сказатьчто Караваджо был самым знаменитым художником семнадцатого века. Как живописцу, судьба отпустила ему всего лишь 15 лет жизни, 10 из которых он пользовался широчайшим признанием. С его картинами сверялись, его картинам подражали, его картины копировали.
Считаетсячто художник не делал  ни одного рисунка или эскиза, и свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте. Но, иногда исследователи находят все же следы рисунка ( «Ужин в Эммаусе», например).



Призвание апостола Матфея. San Luigi dei Francesi, Капелла Контарелли Rome

Одной из особенностей западно-европейской живописи стало использование теней для придания изображению глубины. Ренессансными мастерами подобные уловки игнорировались, поскольку те считали, что это разрушает гармонию и чистоту композиции. Тот же Леонардо предлагал избегать резкого освещения.  Караваджо – напротив, использует светотень в своих композициях, и достигает в этом совершенства.  Он использует светотень как при  написании самих предметов, так и отбрасываемых  ими теней. Однако визитной карточкой, этот прием стал у Караваджо лишь к концу 1590-м годам. А реализм в его работах, во многом определил дальнейшее развитие живописи в западно-европейском искусстве.  



Медуза. Галерея Уффици Флоренция

Картина Караваджо, выполненная в двух вариантах маслом на холсте, предназначенном для натягивания на деревянный парадный щит. Первый вариант датируется примерно 1597 годом, второй — 1597—98 годами.
Картина заказана кардиналом Франческо Дель Монте для подношения в дар Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому из рода Медичи. Более известен второй вариант картины, хранящийся в настоящее время в галерее Уффици. Первый вариант находится в частной коллекции.
Тема Медузы была очень дорога Медичи, имела символическую ценность как аллегория благоразумия и мудрости.

Медуза не всегда была чудовищем. По версии мифа, изложенной Овидием в  его «Метаморфозах», Медуза была девушкой (хотя у Караваджо ну явно "мужик") с красивыми волосами. Бог Посейдон, превратившись в птицу, овладел Медузой в храме Афины, куда Медуза бросилась в поисках защиты от преследования Посейдона. Афина не только не помогла ей, но и превратила её волосы в гидр, а ее взгляд стал обращать все живое в камень. Во время этого поединка Медузы и Персейя (в котором Персей отрубил ей голову) Медуза была беременна от Посейдона. Из обезглавленного тела Медузы с потоком крови вышли её дети от Посейдона — великан Хрисаор  и крылатый конь Пегас.

1


2


3


1. Юноша с корзиной. Галерея Боргезе, Рим
2. Давид с головой Голиафа. галерея Боргезе, Рим
3. Мадонн с младенцем и св. Анной

4


5


6


4. Св. Иероним Галерея Боргезе  Рим
5. Святой Иоанн Креститель Галерея Боргезе Рим
6. Молодой Вакх. галерея Боргезе

7


8


9


7. Бичевание Христа. Napoli nel Museo Nazionale di Capodimonte
8. Мученичество святого Матфея. Капелла Контарелли Рим
9. Святой Матфей и ангел  Капелла Контарелли  Рим

10


11


12


10. Распятие св. Петра. Государственный Эрмитаж СПБ
11. Лютнист. Государственный Эрмитаж СПБ
12. Коронование терновым венцом.  Kunsthistorisches Museum Вена

13


14


15


13. Давид с головой Голиафа Kunsthistorisches Museum Вена
14. Мадонна с четками Kunsthistorisches Museum Вена
15. Успение Девы Марии Лувр, Париж

16


17


18


16. Гадалка. Лувр, Париж
17. Портрет Алофа де Виньякура Лувр, Париж
18. Мальчик укушенный ящерицей Национальная галерея Лондон

19


20


21


19. Саломея с головой Иоанна Крестителя Национальная галерея Лондон
20. Ужин в Эммаусе. Национальная галерея Лондон
21. Положение во гроб. Пинакотека Ватикан

22


23


24


22. Поклонение пастухов. Regional museum of Messina
23. Победоносная любовь. Художественная галерея, Берлин
24. Корзина с фруктами. collezione dell’Ambrosiana Милан

24


25


26


24., 25  Усекновение главы Иоанна Крестителя. собор св. Иоанна, Валлетта Мальта 
26. Мальчик чистящий фрукты.  Королевская коллекция, Лондон

27


28


29


27. Призвание святых Петра и Андрея. Королевская коллекция, Лондон
28. 29  Распятие апостола Петра. Santa Maria del Popolo (Rome) - Cappella Cerasi

30


31


32


30. Карточный шулер. © Музей Ордена Святого Иоанна
31. Святая Екатерина Александрийская   Музей Тиссена-Борнемисы Мадрид
32.  Христос у столба Musée des Beaux-Arts de Rouen

33


34


35


33. Христос у столба 
Musée des Beaux-Arts de Rouen
34. Обращение Святого Павла Коллекция  Эрба-Одескальки Рим
35. Отречение от Святого Петра THE MET

36


37


38


36. 
Обращение Святого Павла  Часовня Черази , Санта-Мария-дель-Пополо
37. Распятие святого Андрея  Кливлендский художественный музей США
38.  Спящий купидон. Дворец Питти 

39


40


41


39. Давид и Голиаф Прадо Мадрид
40. Неверие святого Фомы. Сан-Суси Потсдам
41. Се Человек Палаццо Бьянко , Генуя

42


43


44


42. Экстаз Святого Франциска Ассизского Художественный музей Уодсворт Атенеум  Коннектикут
43.  Гадалка Capitoline Museums, Рим
44. Святое семейство THE MET

45


46


47


45. Юдифь, обезглавливающая Олоферна, приписываемая Караваджо и Луи Финсону ЧС
46. Юдифь, обезглавливающая Олоферна Palazzo Barberini Рим
47. Мадонна с пилигримами  Базилика Святого Августина в Кампо-Марцио

48


49


50


48.  Мария Магдалина Галерея Дориа Памфили Рим
49.  Марфа и Мария Детройтский институт искусств 
50. Святой Франциск  Национальная галерея античного искусства Рим

51


52


53


51. Св. Иероним  Музей Монсеррат Барселона
52. Музыканты THE MET
53. Нарцисс Национальная галерея античного искусства Рим

54


55


56


54. Рождество со св. Франциском и св. Лаврентием. Место нахождение неизвестно. Украден
55 Портрет Папы Павла V  Галерея Боргезе
56. Отдых на пути в Египет. Галерея Дориа Памфили , Рим

57


58


59


57. 
Святой Франциск  Кремона
58. Св. Иоанн Креститель Галерея Дориа Памфили , Рим
59.  Семь дел милосердия. Пио Монте делла Мизерикордия , Неаполь