ЧОКОСАИ ЭЙШО (Chоkōsai Eishō) "Дамы на прогулочных лодках" Альбом работ Японская гравюра (Japanese printmaking)

ЧОКОСАИ ЭЙШО
 (Chоkōsai Eishō) Альбом работ

О личной жизни Чокосаи Эйшо  почти ничего неизвестно. Но его работы демонстрируют невероятное   мастерство и технику, поэтому, вероятно, всего, эта техника появилась после многих лет ученичества и практики. Известно, что он является самым выдающимся учеником Эйши (японский художник в направлении укиё-эи).
     Осталось около 200 его работ - больше, чем у любого другого ученика Эйши.  Он выпустил по меньшей мере двадцать печатных серий, опубликованных четырнадцатью издательствами.
Эйшо много работал в технике  бидзин-га портретов красивых женщин.

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Пародия на церемонию совершеннолетия
Репродукция  Триптих
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Пародия на церемонию совершеннолетия господина Нарихира 1796-1798


Произведения, выполненные в жанре бидзин-га («красавицы»), существенно отличались от портретов. Их главной задачей являлось выражение собирательной женской красоты, к которому добавлялась жанровая документальность. По произведениям этого жанра можно определить направления моды того периода, когда создавалось произведение, и то, чем занимались девушки, — писали письма, играли на музыкальных инструментах, проводили время в беседах. Если в Европе красота передавалась изображением прекрасного физического тела, то японские художники сосредотачивают основное внимание на отличающих женщину манерах, одежде, прическах, занятиях и тому подобных вещах. Именно поэтому красавица изображается вполоборота, в грациозной позе.

Репродукция  Триптих Лист 1
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Пародия на церемонию совершеннолетия господина Нарихира 1796-1798

Я думаю, что большинство из нас вряд ли возьмут с собой томик хокку в отпуск, но попробовать прочитать несколько строк хокку, и попытаться их понять можно. Я специально включила их в качестве сопровождения к японской живописи. Так что вперед, попробуйте!
Вообще хайку – это жанр традиционной японской лирической поэзии вака (средневекового поэтического жанра), известный с XIV века. В самостоятельный жанр эта поэзия трёхстишья, носившая тогда название хокку, выделилась в XVI веке. Оригинальное японское хайку состоит из 17 слогов, составляющих один столбец иероглифов. При этом в тексте должно быть указание на время года — для этого в качестве обязательного элемента используется киго — «сезонное слово». Хайку пишут только в настоящем времени. 

ДЗЁСО (1662–1704)
И поля и горы –
Снег тихонько всё украл…
Сразу стало пусто.

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Современная версия концерта
Репродукция  Триптих
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Современная версия концерта Ушивакамару 1796-1798


БАСЁ (1644–1694)
Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен… Недвижно 
Стою в забытьи.

Репродукция  Триптих Лист 1
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Современная версия концерта Ушивакамару 1796-1798

БАСЁ (1644–1694)
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Дамы на прогулочных лодках
Репродукция  Триптих
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Дамы на прогулочных лодках

БАСЁ (1644–1694)
Желтый лист плывет.
У какого берега, цикада,
Вдруг проснешься ты?

Репродукция  Триптих Лист 1
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Дамы на прогулочных лодках


БАСЁ (1644–1694)
Ива склонилась и спит.
И, кажется мне, соловей на ветке –
Это ее душа.

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Дом удовольствий в дневное время
Репродукция  Триптих
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Дом удовольствий в дневное время


БАСЁ (1644–1694)
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.

Репродукция  Триптих лист 1
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Гейши танцующие под фонарями


БАСЁ (1644–1694)
И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьет торопливо 
С хризантемы росу.

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Гейши танцующие под фонарями
Репродукция  Триптих лист 2
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Гейши танцующие под фонарями


БАСЁ (1644–1694)
О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылек!

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Женщины в саду ирисов
Репродукция  Триптих
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Женщины в саду ирисов
БАСЁ (1644–1694)
С треском лопнул кувшин:
Ночью вода в нем замерзла.
Я пробудился вдруг.

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Женщины наслаждаются цветением вишни
Репродукция  Триптих
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Женщины наслаждаются цветением вишни


БАСЁ (1644–1694)
Аиста гнездо на ветру.
А под ним – за пределами бури –
Вишен спокойный цвет.

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Женщины, музицирующие на лодке
Репродукция  Триптих
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Женщины, музицирующие на лодке
БАСЁ (1644–1694)
Долгий день напролет
Поет – и не напоется
Жаворонок весной.

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Интерьер дома ogiya ок.1800
Репродукция  Триптих
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Интерьер дома ogiya ок.1800


БАСЁ (1644–1694)
Над простором полей –
Ничем к земле не привязан –
Жаворонок звенит.

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Эпизод из сказки Исэ Моногатари
Репродукция  Триптих
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Эпизод из сказки Исэ Моногатари 1796-1798

БАСЁ (1644-1694)
Майские льют дожди.
Что это? Лопнул на бочке обод?
Звук неясный ночной.

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Праздник Эбису
Репродукция  Диптих
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Праздник Эбису 1796-1797


БАСЁ (1644–1694)
Чистый родник!
Вверх побежал по моей ноге 
Маленький краб.

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Женщины наслаждаются цветами вишни
Репродукция  
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Женщины наслаждаются цветами вишни


Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Занятие каллиграфией
Репродукция  
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Занятие каллиграфией

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Красавица midorigi из чайного дома
Репродукция  
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Красавица midorigi из чайного дома wakamatsu-ya

Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō  Семь божеств счастья
Репродукция  лист 1
Чокосаи Эйшо Chоkōsai Eishō
Семь божеств счастья в такарабунэ (корабль фортуны) 1780-1800