БЁРН-ДЖОНС Эдвард Великобритания Прерафаэлиты / Edward Coley Burne-Jones British Pre-Raphaelite painter

ПРЕРАФАЭЛИТЫ 
ЭДВАРД  БЁРН-ДЖОНС 
1833-1898

*Чтоб увеличить репродукцию – нажмите на нее
**Все репродукции подписаны. Для просмотра – наведите курсор

Репродукция  
Э.Бёрн-Джонс (Ed. Burne-Jones)
Апсида собора Святого Павла
Сын Человеческий

Эдвард Колин Бёрн-Джонс родился в Бирмингеме в 1833 году. Получил начальное образование в бирмингемской школе короля Эдварда. С 1848 года посещает вечерние курсы в правительственной школе дизайна. В 1853 году изучал теологию в Эксетерском колледже Оксфордского университета, где и  знакомится с Уильямом Моррисом.   С этого момента началась их никогда не прекращавшаяся дружба. Бёрн-Джонс намеревался стать священником, но скорее всего под  влиянием Морриса, переключился на искусство. И надо сказать, что не только среди прерафаэлитов, но и среди художников других направлений в Англии во второй половине 19в. Не найти живописца, который так активно и на таком высоком уровне работал для украшения церковных интерьеров. В разных концах страны – готические и романские соборы украшены витражами и гобеленами Бёрн-Джонса. Его стиль – просветленность ликов, пропорциональность удлиненных фигур, изящные драпировки. Ему приписывали и позитивизм, и уход от реальности, но думается, что художник отрицал только одно – прозаическое восприятие бытия. Соединение красоты и творческой фантазии может приблизиться к тайне мироздания. 

Репродукция  
Э.Бёрн-Джонс (Ed. Burne-Jones)
Брачная процессия Артура и  Гвиневры

     В течение 1870-х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, а Джоржиана в эти оды становится бризким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. (Ох, как же там все у них было запутанно! Никто, никому, никогда не был верен.) Трудно казать насколько они были близки, и просил ли Моррис  Джорджину оставить мужа, точно не известно, но  даже если просил, она отказала. В конце концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни. Сын Джорджи и Эдварда   Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Уильяма Маккейла, друга и биографа Морриса. Их дети Анджела Тёркелл и Деннис Маккейл стали писателями.
В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета. В 1885 году Эдвард Бёрн-Джонс был избран ассоциированным членом Королевской Академии Художеств, но в 1893 году отказался от этого звания.
Умер Эдвард Бёрн-Джонс в Лондоне в 1898 году, на гребне своей славы.


Сэр Ланселот у часовни святого Грааля (1898)

Сэр Ланселот тоже отправился на поиски Грааля, и нередко приходилось ему биться со странствующими рыцарями, но однажды приехал он к старой часовне, внутри которой разглядел прекрасный и богато убранный алтарь. А еще увидел он серебряный блистающий подсвечник с шестью свечами. Но входа в ту часовню Ланселот найти не смог.
Опечалился он, спустился вниз к кресту, что был там установлен, и лег отдохнуть у его подножия. И во сне ли, наяву ли, по видит он, что едет к кресту повозка, запряженная двумя белым конями, а в повозке той лежит раненый рыцарь.

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА (серия)


«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!»


Проворчавши так, тотчас
Ведьма скрылася из глаз;
Но оставшаяся там
Речь домолвила: «Не дам
Без пути ругаться ей
Над царевною моей;
Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдет,
И царевна оживет;»



Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном;
И покрыл окрестность бор;
Из терновника забор
Дикий бор тот окружил;
Он навек загородил
К дому царскому пути:
Долго, долго не найти
Никому туда следа —




Много было смельчаков
 (По сказанью стариков),
В лес брались они сходить,
Чтоб царевну разбудить;
Даже бились об заклад
И ходили — но назад
Не пришел никто. С тех пор
В неприступный, страшный бор
Ни старик, ни молодой
За царевной ни ногой.


Царский сын; от сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой помчался в бор,
И в одно мгновенье там.
Что ж явилося очам
Сына царского? Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой... (В.А.Жуковский)

Картина входит в цикл на сюжет обожаемого художником средневековья, напоминающая  в разных вариациях историю спящей красавицы. Сказочная, заколдованная принцесса спит в заросшем замке, а к ней пробираемся прекрасный принц чтоб ее спасти (для начала поцеловать). Окованные волшебством рыцари, пытавшиеся ранее спасти принцессу, лежат в зарослях шиповника, через которые пробирается главный герой. Зрители воспитанные на романах Вальтера Скотта приняли картину восторгом.  

  
Репродукция  
Э.Бёрн-Джонс (Ed. Burne-Jones)
Король Кофеута и девушка нищенка
Галерея Тейт

Бёрн-Джон был очень увлечен этим сюжетом. Сюжет заключается в истории короля, влюбившегося в скромную девушку нищенку. Правитель Кофеута, совершенно не интересовавшемся женщинами вплоть до встречи с бледной и босой, одетой во всё серое девушкой-нищенкой, которую он полюбил за красоту и добродетель и сделал своей женой.
Тут и средневековые легенды и английский поэт Альфред Теннисон, который тоже, с присущей ему гениальностью, высказался на тему это старинного сюжета.
Как хороша она была,
   Представ пред королём, -
   О том ни сказке не сказать,
   Ни написать пером!
   Король с престола поднялся,
   Навстречу ей спеша.
   "Чему дивиться? - двор шептал, -
   Она так хороша"!   


   Она в лохмотьях нищеты
   Сияла, как луна;
   Одних пленяла нежность глаз,
   Других - кудрей волна. 
   Такой блестящей красоты
   Не видано в стране,
   И нищей той сказал король:
   "Будь королевой мне"!   (А. Теннисон)


Я отправляюсь в путь…
К долинам острова Авилион,
Что ни снегов не ведают, ни гроз,
Ни даже рева ветра; дивный край
Тенистых кущ и заливных лугов,
Где летним морем венчан вешний сад...

Там, на волнах они узрели барку,
Темневшую, как траурная шаль,
Близ берега. На палубе рядами
Стояли люди в черных длинных ризах
И черных капюшонах – и меж ними
Три королевы в золотых коронах;
 «Теперь, – король промолвил, – отнеси
Меня на барку…
(А.Теннисон)

«Король Артур создал Круглый стол, и сердца его рыцарей очистились. Он надеялся, что Святой Грааль появится вновь. Но свершилось грехопадение. Господи, пусть он придет и исцелит мир от порока!» Святой Грааль.

1


2


3


1. Achievment Galahad the Sang Graal.
2. An Angel Playing a Flageolet.
3. Angel.

4


5


6


4. Ariadne.
5. Astrologia.
6. Aurora, 1896.

7


8


9


7. BaronneDeslandes.
8. Briar Rose - The Sleeping Beauty, c.1890.
9. Briar Rose, Garden Court, De

10


11


12


10. Christ in Glory (Salvator Mundi), c. 1874
11. Christ on the Tree of Life (mosaic).
12. Cinderella-1863.

13


14


15


13. Cupid and Psyche-1865.
14. Cupid Finding Psyche Asleep.
15. Cupids Forge.

16


17


18


16. Cupid's Hunting Fields.
17. Danae And The Brazen Tower.
18. Days of Creation The 1st Day.

19


20


21


19. Days of Creation The 3rd Day.
20. Days of Creation The 6th Day.
21. Earth Mother, 1882.

22


23


24


22. Fair Rosamund and Queen Eleanor, 1861.
23. Flamma Vestalis, 1896.
24. Georgiana Burne-Jones, their children Margaret and Philip in the background, 1883.

25


26


27


25. Goauche of Dorigen of Bretagne longing for the safe return of her husband, 1871.
26. Hero.
27. Hope, 1896.

28


29


30


28. Hymenaeus, 1869.
29. King Mark and La Belle Iseult.
30. Knight of the Holy Grail.

31


32


33


31. Lady Windsor.
32. Lancelot Chapel of the Holy Grail, 1896.
33. Lancelot Defeats Mador.

34


35


36


34. Laus Veneris, 1873-75.
35. Love Among the Ruins, c. 1873.
36. Love and the Pilgrim, tapestry.

37


38


39


37. Love Leading The Pilgrim.
38. Marriage Procession Arthur and Guinevere.
39. Mermaid With Her Offspring.

40


41


42


40. Musical Angels, De.
41. Night-1870.
42. Owain Departs from Landine, 1898.

43


44


45


43. Pan and Psyche, 1872-1874.
44. Nativity.
45. Perseus and the Graiae, 1892.

46


47


48


46. Perseus and the Sea Nymphs, 1877.
47. Philip Comyns Carr, 1882.
48. Phyllis and Demophoon, 1870.

49.


50


51


49. Portrait of Margaret (1866-1953), daughter of Edward Coley Burne-Jones
50. Portrait of Margaret Burne-Jones, the daughter of the painter, 1885.
51. Portrait of Maria Zambaco, 1870.

52


53




52. Pygmalion (I of IV), The Heart Desires, 1878.
53. Pygmalion (II of IV), The Hand Refrains, 1878.

54


55



54. Pygmalion (II of IV), The Hand Refrains, 1878.
55. Pygmalion (IV of IV), The Soul Attains, 1878.

56


57


58


56. Portrait of the artist’s Family, Lady Burne Jones with her son Philip and Daughter Margaret.
57. Psyche at the Shrine of Ceres.
58. Rose detail from Romance of the Rose.

Resurrection.

59


60


61


59. Saint George and The Dragon. The Princess Tied to the Tree, 1866.
60. Saint George, 1873-77.
61. Sibylla Delphica.

62


63


64


62. Sir Galahad.
63. Sleigh Bernard the Holy Graal.
64. Song of Love (Chant d'Amour), ca 1868-73.

65


66


67


65. Spes, or Hope, 1871.
66. Sponsa de Libano, 1891.
67. St. Cecilia.

68


69


70


68. St. George and the Dragon, 1868.
69. The Adoration of the Magi, 1904 (гобелен).
70. The Arming of Perseus, 1885.

71. The Attainment  The Vision of the Holy Grail to Sir Galahad, Sir Bors, and Sir Perceval, 1895-96

72


73


74


72. The Baleful Head, 1886-87.
73. The Annunciation.
74. The Beguiling of Merlin, 1874.

75


76


77


75. The Flower Book - False Mercury, 1882-98.
76. The Flower Book - Helen's Tears, 1882-98.
77. The Flower Book - Love in a Tangle, 1905.

78


79


80


78. The Flower Book - Rose of Heaven, 1882-98.
79. The Flower Book - Star of Bethlehem, 1882-98.
80. The Flower Book - Wake Dearest, 1898.

81


82


83


81. The fight- St George kills the dragon VI, 1866.
82. The Finding of Medusa (The Perseus Cycle 4), 1888-92.
83. The garden of Pan, 1886-1887.

84


85


86


84. Temperantia.
85. Благовещение
86. Благовещение 

87


88


89


87. The Backgammon Player, 1862.
88. The Arming and Departure of the Knights, 1890s.
89. The Failure of Sir Gawaine, Sir Gawaine and Sir Uwaine at the Ruined Chapel, 1890s.

90


91


92


90. The Heart of the Rose, 1889.
91. The Lament, 1865-66.
92. The Last Sleep of Arthur in Avalon, detal 1898.

93. The Last Sleep of Arthur in Avalon, 1881-98.


94. The King and His Court (small series The Wild Rose), 1871-187


95. The Knights of the Round Table Summoned to the Quest by the Strange Damsel, 1890s.

96. The Feast of Peleus.

97.


98


99


97. The Garden of the Hesperides, 1869-73.
98. The Calling of Perseus (The Perseus Cycle 1), 1877-98.
99. The Madness Of Sir Tristram.

100


101


102


100. The Perseus Series Rock of Doom.
101. The Perseus Series The Doom Fulfilled 1884 85.
102. The Princess Sabra Led to the Dragon Painting Date, 1866.

103


104


105


103. The Seasons, Spring.
104. The Seasons, Summer.
105. The Seasons, Winter.