УОТЕРХАУС Джон Уильям Прерафаэлиты / John William Waterhouse English painter (1849–1917) the Pre-Raphaelite Brotherhood's style
ДЖОН УИЛЬЯМ УОТЕРХАУС
John William Waterhouse English painter
the Pre-Raphaelite Brotherhood's style
1849-1917
Ариадна, 1898.
Прошло
около двух десятилетий. Прерафаэлиты не только устояли, но и продемонстрировали
такой динамизм в стиле и поэтике образов, что добились симпатии общества. «Они сумели сохранить свое творческое
направление, завоевать любовь публики, возвысить свой голос в защиту Красоты <
> Прерафаэлитов признали, им дали право гражданства в искусстве, их
полюбили, они вошли в моду и такое счастливое положение (за тремя главными из
их числа, по крайней мере до конца их жизни» писал известный русский критик В. Стасов. Интересно,
что «Братство прерафаэлитов» просуществовав четыре года, в 1853 году завершило
свое существеннее, но движение прерафаэлитов, по сути только начиналось. После
1853 года каждый их художников пошел своим путем, братство перешло во вторую, зрелую
форму, и это позволило добиться им огромных успехов.
Английский
академизм проявил определённую гибкость. Правда, внешнего «примирения» с прерафаэлитами так и не получилось.
Бёрн-Джонс отказался войти в состав Королевской Академии, а Россетти ту да не
приглашали, но небольшие полотна Россетти и Бёрн-Джонса украшали дом президента
Академии Фредерика Лейтона.
Апполон и Дафна, 1908.
Джон
Уильям Уотерхаус – художник поздней викторианской эпохи, позднейшей стадии
прерафаэлитизма, на которого сильно повлиял Бёрн-Джонс и его манера. Джон Уильям
родился в Риме, и учился живописи там же, а затем в 1870 году поступил в школу Королевской академии. Первоначальной
специальностью Уотерхауса были
древнеримские сюжеты в духе Альма-Тадема и Фредерика Лейтона, позже его манера
стала свободней не без влияния импрессионизма. Целью живописи для Уотерхауса
было «примирить Воображение и Реализм». Он стал членом Королевской академии в
1895 году, через год после появления на свет
его наиболее известной картины «Леди Шалотт» (Кто только ее не писал?!).
В
1883 году Уотерхаус женился на художнице Эстер Кенуорти, чьи картины также
появлялись на выставках Королевской Академии художеств. У них было двое детей,
которые рано умерли, но, несмотря на это, брак был счастливым. Художник умер от
рака в 1917 году. Похоронен на лондонском кладбище Кенсал Грин.
Леди из Шалотт, 1888.
Одно
из самых известных полотен Уотерхауса.
Эта
картина является воплощением трагической сцены, которая завершает поэму
Альфреда Теннисона « Леди Шалот»
Мерцало
платье белизной,
Как
хлопья снега под луной,
Она
плыла во тьме ночной,
20
И уплывала в Камелот.
И
песню слышала волна,
И
песня та была грустна,
В
последний пела раз она,
Волшебница
Шалот.
Увидев
сэра Ланселота, героиня отправляется в плавание к Камелоту и верной смерти.
Картина, возможно, также была задумана как дань Офелии Милле, выполненная широкими мазками импрессионистов. Над лодкой
накинут гобелен, который Леди сплела во время ее заключения. Рядом находятся
три свечи, которые часто символизируют жизнь. Два уже погасли, осталась только третья.
И
смолк напев её скорбей,
И
вот уж кровь остыла в ней,
И
вот затмился взор очей,
Глядя
на сонный Камелот.
И
прежде чем ладья, светла,
30
До дома первого дошла,
Со
звуком песни умерла
Волшебница
Шалот.
Святая Евлалия.
Уотерхаус,
выставил эту картину в Королевской академии в 1885 году со следующей запиской:
«Прудентий говорит, что тело святой Евлалии было окутано« чудесным падением
снега, когда он лежал на форуме после ее мученичества».
Святая
Евлалия была убита в 304 году нашей эры за отказ приносить жертвы римским
богам. Метод ее смерти был особенно отвратителен: два палача рвали ее тело
железными крючками, затем к ее груди и бокам прикладывали зажженные факелы,
пока, наконец, огонь не охватил ее волосы, она задохнулась. Учитывая ужасные
обстоятельства ее смерти и нежный возраст Евлалии (ей говорят, что ей было
двенадцать лет!! Сума сойти – возможно
ли в этом возрасте проявлять такую
стойкость внутренние знание?!),
Уотерхауса здесь мало заботит реализм. Тело
Евлалии выглядит совершенно невредимым, ее тело и распущенные волосы придают ей
скорее соблазнительный, а не жалкий вид. Хотя снег падает и лежит на земле, ее
тело не обнаружено.
2. Борей (Северный ветер), 1903.
3. Букет, 1908.
5. Весенние спреды на зеленом цветочном лугу, 1910.
6. Волшебница, 1913.
8. Гилас и нимфы, 1896.
9. Гипноз и его сводный брат Танатос, 1874.
11. Греческий цветочный рынок, 1880.
12. Данаиды, 1904.
14. Данте и Беатриче, 1915.
15. Две маленькие итальянки у деревни, 1889.
17. Джульета, 1898.
18. Диоген, 1882.
20. Душа розы или моя сладкая роза, 1908.
21. К прекрасной даме, 1893.
23. Кобра, 1893.
24. Ламия и солдат, 1905.
26. Леди из Шалотт глядит на Ланселота II, 1894.
27. Леди Клер, 1900.
29. Мариам покидает суд Ирода, 1887.
30. Марианна перед зеркалом, 1897.
32. Миранда и Буря, 1916.
33. Миранда, 1875.
35. На Капри, 1890.
36. Нарциссы, 1912.
38. Наяда или Гилас с Нимфой, 1893.
39. Нимфы находят голову Орфея, 1900.
41. Нимфы находят голову Орфея, этюд 1900.
42. Ожерелье, 1909.
44. Офелия, 1889.
45. Офелия 1910
47. Пандора, 1896.
48. Пенелопа и женихи, 1912.
50. После танца, 1876.
51. Прекрасная Розамунда, 1917.
53. Приятное безделье, 1879.
54. Раскаяние императора Нерона после убийства его матери, 1878.
56. Прядильщица, 1874.
57. Рассказ из 'Декамерона', 1916.
59. Рабыня, 1872.
60. Римская жертва, 1890.
62. Сборщики апельсинов, 1890.
63. Святая Цецилия, 1895.
67. Сирена, 1900.
68. Служебник, 1902.
70. Срывайте розы поскорей, 1909.
71. Флора и Зефир, 1898.