Китайская живопись Эпоха Династии ЮАНЬ, МИН И ЦИН / Chinese painting The Age of the Yuan Dynasty, MIN, Qing

Китайская живопись 
Эпоха Династии ЮАНЬ 
Династии МИН Династии ЦИН

Репродукция 1
Ян Вэй
Вертикальная ось
Коллекция музея провинции Ляонин
… Беспорядочно громоздятся камни и глыбы —
Среди них два-три причудливой формы.
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»…

ЭПОХА ДИНАСТИИ ЮАНЬ
Историческая ситуация сложилась так, что в конце XIII века всей страной стала править чужеземная монгольская династия Юань.

Юаньская живопись, пожалуй, одна из наиболее совершенных страниц в истории китайского искусства. Живопись и каллиграфия этой поры явили необычайную тонкость монохромной техники, ясность и гармоничность восприятия мира, воплощенную в не имеющих себе равных пейзажах и живописи бамбука Ни Пзаня (1301—1374) У Чжэня (1280—1354), Хуан Гун-вана (1269—1354) и Чжао Мэн-фу (1254—1322). Эти так называемые «четыре великие мастера периода Юань» сумели сочетать в своих творениях танскую ясность, сунскую индивидуальную значительность и техническую виртуозность.









… То точками изобрази крону деревьев то густой шапкой, то редкой.
Легким штрихом и сочной линией выяви структуру камней…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»…

Как пишет Завадская Е.В. «Эстетические проблемы живописи старого Китая», в отдельных чертах этих произведений искусства, казалось бы, столь совершенных и гармоничных, еще тихо, но уже достаточно явственно начинают звучать нотки духовного кризиса. Появляется тяга к смешению искусств: скульптура становится живописной, а архитектура — пластичной; меняется критерий ценности художественного произведения; безмятежная ясность мироощущения, тонкость графической линии -эти картины, как будто пребывают вне реальности, словно во сне или грезах. Основным направлением  в юаньской живописи была школа вэньжэньхуа, но она изменялась. 









… Беседки и хижины может и не быть.
Высокую башню старайся пореже изображать.
Все живое — в различных движениях и позах.…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»…

Китайские исследователи относят к юаньскому времени двадцать текстов по теории живописи, но из них примерно половина либо не имеет точной датировки и потому может быть отнесена к Юаням только под вопросом, либо не сохранилась. Необычайное распространение получает в это время жанр эпиграмм — стихов о живописи.
Самый ранний юаньский трактат  посвящен теории живописи бамбука. «Книга о бамбуке»
Ли Каня является общепризнанным, самым обстоятельным сочинением об этом значительном эстетическом явлении китайской живописи. К 20-м годам XIV века относятся еще два небольших трактата о монохромной живописи бамбука.







 Одинокую скалу вдалеке помести,
Поток на равнине неясно прячется где-то,
Дорога же то скрывается, то показывается, Мост может быть и не быть…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»
Главой официальной традиционалистской линии был Чжао Мэн-фу, который выразил свою позицию в нескольких эпиграммах. Чжао Мэн-фу писал: «Наиболее важное качество живописи состоит в идее древности». Образцом для Чжао были великие танские мастера: в
пейзаже — Ван Вэи. в живописном изображении коней - Хань Гань (в этом жанре живописи Чжао Мэн-фу особенно прославился).





















 Одинокую скалу вдалеке помести,
Поток на равнине неясно прячется где-то,
Дорога же то скрывается, то показывается, Мост может быть и не быть…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»
Главой официальной традиционалистской линии был Чжао Мэн-фу, который выразил свою позицию в нескольких эпиграммах. Чжао Мэн-фу писал: «Наиболее важное качество живописи состоит в идее древности». Образцом для Чжао были великие танские мастера: в
пейзаже — Ван Вэи. в живописном изображении коней - Хань Гань (в этом жанре живописи Чжао Мэн-фу особенно прославился).













 Вершины гор избегай писать одной высоты,
В горной цепи особенно важно, чтоб одни пики
поднялись, Другие были пониже.…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

Противоположную позицию выражал другой великий мастер этого периода — Ни Цзань. Его искусство полно непосредственности и лиризма. Он представлял себе живопись как свободную, непроизвольную игру кистью - биси, игру тушью — моей. Горы в его пейзажах необитаемы, в отличие от картин других мастеров, где среди скал непременно затерялась или фигурка бродячего поэта, или монастырский скит, или павильон - мастерская художника.
Примыкает к этой концепции и У Чжэнь. У Чжэнь называл свое искусство игрой. Он прославился своей живописью бамбука, и его высказывания о природе этого жанра весьма знаменательны.











 Деревья в лесах, подернутых дымкой, — редки,
Когда же их много — в картине запутанно, сложно…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

Теорию пейзажа этого времени выразил Хуан Гун-ван. Он называл себя «гостем гор и озер». Художник больше всего любил писать облака, и даже вершины гор в его пейзажах подобны облакам.  С самого начала мастер предостерегает против недочетов в пейзажной живописи. Он сводит их к четырем порокам: первый — это приверженность к неправильной живописной школе; второй — внешняя привлекательность, красивость, стремление нравиться как можно большему числу зрителей; третий — вульгарность; четвертый — мошенничество то есть механическое соединение фрагментов из классических образцов живописи.  В трактате Хуан Гун-вана получает дальнейшее развитие теория перспективы, он, в частности, по-своему осмысляет теорию Го Си о так называемых «трех далях».







… Осенний лес клонится от ветра, мрачный и
облетевший.
Зимой у деревьев торчат голые ветки, лес весь
покорный, поникший...
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»…

ЭПОХА ДИНАСТИИ МИН

Китай был неотъемлемой частью монгольской империи Юань (1271—1368) до прихода к власти будущих императоров Мин, правивших в Китае после отделения Китая от монгольской империи Юань,  с 1368 года по 1644 год. Несмотря на то, что минская столица Пекин пала в 1644 году в результате восстания Ли Цзычэна, часть страны оставалась под контролем лояльного к минской семье режима (Южная Мин) до 1662 года.
Отбросив традиционный принцип, согласно которому правящая династия получала название по имени области, из которой происходил её первый император, Чжу, руководствуясь монгольским примером жизнерадостных названий, выбрал для неё имя Мин - «сияющая».
Император Юнлэ низвёл Нанкин (бывшей до него столицей) до положения второй столицы и в 1403 году объявил о своём переезде в Пекин, который становился отныне центром власти. Строительство нового города, на котором были заняты одновременно сотни тысяч человек, продолжалось с 1407 по 1420 гг. В центре новой столицы находился её властный центр — Императорский город, центр которого в свою очередь составлял Запретный город, жилой дворец императора и его семьи.














… Весенние горы обнаженные и ясные.
Летом деревья с пышной листвою тенисты...
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»…

Возрождение китайской династии после почти двухвекового господства монголов, несомненно, во многом определило общий характер минской культуры. Следование исконным традициям, тяга к историческим сочинениям систематизация культурных завоеваний прошлого,  стремление все ценное из наследия претворить в современности
рождало специфические черты живописи и эстетики периода Мин.










… Корни деревьев растут так.
Будто когти дракона в землю впились...
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»…

Огромным влиянием пользовалась возрожденная Академия живописи при императорском
дворце. Император сам корректировал работы придворных художников, требуя тщательного соблюдения канона. Например, даже в такой лирической композиции, как «Одинокий рыбак на осенней пеке», требовалось изображение одежды рыбака сообразно с его чиновничьим рангом.
Философский фундамент теоретических исканий в области живописи составляли неоконфуцианство (отличавшееся от классического, сунского прототипа) и учение чань (преимущественно — южная ветвь этого учения).









 Горные кряжи с засохшими деревьями также надо поменьше изображать.
Если слишком много тьмы или света вдали легко потерять границу утра и вечера …
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

В центре внимания минских теоретиков оставался пейзаж. Подробно характеризовалась техника изображения деревьев и камней, перечислялись все трудности и ошибки, которые подстерегают художника. В рисунке деревьев самым трудным считалось изображение сухого дерева, в котором необходимо было передать дух древности и изысканности.








…Даль изображая, бойся темноты, сумрачности,
Вблизи избегай тяжести и мутных размывов.
Не строй ряды вершин, отвесных скал и странной
формы глыб.…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»…

Шэнь Хао выделил несколько важнейших аспектов пейзажа. Ему представляется, что важнейшими моментами являются следующие: характеристика времени года, композиция, в которой особое значение имеет разумное использование облаков для заполнения второстепенных частей свитка; тема произведения, подпись в картине, раскрывающая автора и дату завершения пейзажа (такого рода подписи появились лишь в период Юань).








Казалось бы, минские эстетики предусмотрели каждую деталь, которая может испортить произведение, наставляя художников в том, чего им надо избегать. Они объяснили, что можно считать высоким вкусом при восприятии живописи, а что является признаком вульгарности. И все же:  Чжуан-цзы сказал : «Я не могу научить этому моего сына, и мой сын не может научиться этому от меня».








ЭПОХА ДИНАСТИИ ЦИН
династия Цин, или Маньчжурская династия, была последней империей  Китая. Династия Цин правила страной с 1644 по 1912 год с краткой реставрацией в 1917 (последняя продлилась всего 11 дней). Династия была основана чжурчжэньским кланом Айсин Гёро из Маньчжурии, а правление императора Цяньлуна (1735—1796) стало апогеем имперского могущества, с которого начался закат Цин. последний император Китая Пу И,  отрёкся от престола 12 февраля 1912 года.










Первый этап развития цинской эстетики живописи отличается серьезными завоеваниями в этой области. В это время была создана подлинная энциклопедия китайской классической живописи — «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» («Цзецзыюань хуачжуань»);
оппозиционный академии индивидуальный и экспрессивный стиль живописи получил максимальное выражение в творчестве Ши-тао и  Чжу Да и в их сочинениях по теории живописи. Серьезную веху в истории эстетики живописи оставил трактат Цзян Цзи о портрете.
Второй этап характеризует деятельность нескольких выдающихся теоретиков живописи, чьи сочинения отличаются большой обстоятельностью в разработке теоретических проблем по эстетике живописи.










Никогда в Китае не работало столько живописцев и каллиграфов, как в период Цин, никогда не издавалось столько наставлении по живописи (антологии трактатов насчитывали сотни цзюаней, да и отдельные сочинения были объемом в несколько десятков цзюаней, тогда как более ранние трактаты но теории искусства не превышали десяти цзюаней; иллюстрированные руководства по живописи создавали словно бы для каждого возможность стать художником, поэзия и живопись становятся необходимыми элементами образованности, но очень редко делом жизни, как пишет Завадская Е.В. в своей книге «Эстетические проблемы живописи старого Китая».










Излюбленной формой художников Ши-тао, Чжу Да становятся альбомные листы, предназначенные для кабинетного рассмотрения. Роль искусства в духовной жизни элиты настолько велика, что отдельные теоретики «например, Ли Юй, крупнейший литератор и критик XVII в.) почитали искусство выше самой природы и возлагали на творения искусства серьезную миссию.
Графика в форме ксилографии получила необычайно  широкое развитие. Этот период отмечен искусством крупнейшего гравера средневекового Китая Чэнь Хун-шоу. Граверы иллюстрировали популярные литературные сочинения, репродуцировали шедевры старой живописи, говорит Завадская Е.В.








И все же не живопись и не графика определяли значимость последних трех столетий средневековья в Китая— эту роль сыграли  архитектура и прикладное искусство. Архитектура периода Мин и начала Цин неразрывно связана с живописью — она лишь ипостасное выражение общих идей. Это и определило особый архитектурный стиль, сочетающий в себе торжественность, строгую симметрию с причудливой декоративностью. Дворцы и монастыри располагаются столь живописно, что кажутся нерукотворной частью природы. Тихие сады с гладью водоемов со сложноочерченной линией берега, беломраморные горбатые мостики, точный настрой колокольчиков на ярусах пагод, звучащих от малейшего дыханияветра словно эолова арфа, наделяют архитектуру поэтичностью.










Грандиозные пространственные ансамбли, большие архитектурные комплексы, в которых продуманно соединены принципы регулярной, строго симметричной планировки с асимметрией и живописностью парков, словно в реальную природу переносили классический архитектурный пейзаж из живописи сунской поры.
Архитектура Пекина воплотила в себе интеллектуальную строгость математического расчета и мистическую предопределенность плана геомантической системой фэнигуй. Последняя диктовала ориентацию фасадов на южную сторону, определяла общую композицию архитектурного комплекса.

Знаменитый нзиндэчжэньский фарфор времени правления Канси и Цяньлуна (вторая половина XVII первая половина XVIII в.) воплотил необычайную сущность китайского прикладного искусства. Фарфор этого времени был вершиной достижений естественнонаучной мысли, так как  только высокое развитие химии и физики давало возможность художнику творить. Непревзойдённая тонкость черепка! Никакое вдохновение не может заменить высокое качество красителей и точный расчет температуры
обжига.










В период Цин развиваются многие виды живописи, которые в предыдущий период не имели самостоятельного значения. Например, так называемая «живопись пальцем» и живопись европейского типа, в рамках которой существовали даже различные школы и стилистические направления. Изменения произошли и в материалах живописи. В период Тан художники писали преимущественно писали на шелке, в период Сун и особенноЮань любили писать на бумаге, и минское времяи спользовали тонкий атласный шелк, а в период Цин многие мастера начинают применять холст.


КИТАЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ
Юнь Шупин репродукции 5,6 выше. (33  , 1633–1690), прозвище Наньтянь ( ), был крупным китайским художником ранней династии Цин (1644–1911). Вместе с четырьмя Вангами и У Ли ( , 1632–1718) он входит в число «шести мастеров» раннего периода Цин. Он и  другие художники продолжили традицию живописи, следуя великим кодификациям художника и теоретика искусства Донга Цичана (董其昌, 1555–1636) .

       У Юнь Шупинга была жизнь, наполненная приключениями. После краха династии Мин, Юн был в отправился бега вместе со своим отцом, приверженцем Минов, затем был усыновлен высокопоставленной семьей, но снова тайно  «вернулся» к родному отцув буддийском монастыре. Юнь Шупин развивал искусствоведческое искусство поэзии, каллиграфии и живописи. Он был современником и близким другом богатого и знаменитого Ван Хуэя ( , 1632–1717) , и Юнь очень восхищался им до такой степени, что, как говорят, признал его высшее мастерство в искусстве пейзажа.







123





































123

































Список использованной литературы
Завадская Е.В. «Эстетические проблемы живописи старого Китая»
Дж. Роули "Принципы китайской живописи"
Фостер Вив "Китайская живопись Тушью"
Эм. А "Китайская живопись"
Виноградова Н.А "Искусство Китая"
Новикова И. (сос.) Искусство Китая, Кореи, Японии.
Сун Жуй, Утянская Е. "Китайская живопись и каллиграфия"