Китайская живопись "Книга перемен" "Дао дэ цзин" / Chinese painting "Book of Changes" "Tao de jing"

Китайская живопись 
самое начало
Лао-цзы говорил: «Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добродетельный — не красноречив, красноречивый — не может быть добродетельным. Знающий не доказывает. Доказывающий — не знает»










 В снежный день не нужны облака и дымка, Коль дождь идет — почти не видно далей. Горная хижина, как обычно, в узком ущелье, Рыбак же на ровной отмели.…
Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа»

Китайская живопись никогда не была служанкой религии. Она избегала ловушек разума, будь то греческая красота математических пропорций или современные правила чистой абстракции. Она избегала возвеличивания личностного "я", как это запечатлелось в экспрессионизме, романтизме или сюрреализме. К сожалению, очень легко сказать, чем китайская живопись не является, и чрезвычайно трудно объяснить, что же она такое. Дж. Роули «Принципы китайской живописи»








 Солнечным утром светло и прозрачно, В дождливый вечер — темно и сумрачно.
Хижины и домики пусть будут небольшими. И рыбную ловлю рисуй иногда..…
Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа»

О зарождении китайской живописи бытуют легенды, согласно которым она возникла в IX или VIII вв. до н.э., в эпоху Пяти императоров (конец эпохи неолита), и искусство было  передано китайцам богами в качестве дара Желтому дракону, мифическому предку китайского народа. Китайская живопись, это в основном акварельная техника, основанная на прозрачности красок, а традиционные инструменты для занятий живописью составляли необходимую часть «стола ученого мужа». 







 Плети ползучих растений обвили старое дерево, Кустарник еле держится на вершине горы.
У вершины горы туча, как замок, Подошву горы прикроет веер облаков…
Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа»


В китайской классической теории искусства до 16 века насчитывалось большое количество жанров. Например в «Сюаньхэ хуапу» - каталоге сунского времени их десять, в в каталоге Тао Цзун-и – тринадцать:
1. образы будды и бодхисатв; 2. боги даосского пантеона; 3.духи, архаты мудрецы и монахи;
3. ветер и облака,  4. дракон и тигр; 5. люди прошлого; 6. пейзажи гор и лесов; 7. цветы, бамбук птицы; 8. дикие животные; 9. жанровые сцены; 10. архитектурный пейзаж; 11. стаффаж;12. пахота и ткачество; 13.монохромный пейзаж (синее-зеленое)
Но искусствоведы выделяют четыре  основные жанры китайской живописи.
1.Живопись растений, в частности живопись бамбука и орхидей
2.Живопись «цветы и птицы»
3. Горные пейзажи  то есть «горы и воды».
4. Жанр портрета.
Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры. Это же можно сказать и о китайской живописи. На протяжении последующих династий Юань, Мин и Цин художники ориентировались на образцы именно Сунского периода, практически не изобретая ничего невого,  подражая старым мастерам. 











 Издалека бежит поток, петляя, возвращаясь,
 А туча или облако прерывают его течение. Расставь причудливые глыбы и обрывистые кручи,
А у их основанья непременно насыпь земляные валы…
Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа»

По сложившейся традиции хронология китайского искусства выстраивается по царствующим династиям. Я опустила период неолита, и времена до нашей эры.
Период Троецарствия — 220–265 (280) гг.
Западная Цзинь — 265–316 гг.
Восточная Цзинь — 317–420 гг.
Эпоха Шести царств — 420–589 гг.
Династия Суй — 581–618 гг.
Династия Тан — 618–907 гг.
Эпоха Пяти династий — 907–960 гг.
Династия Ляо — 916–1125 гг.
Династия Сун — 960–1279 гг.
Северная Сун — 960–1126 гг.
Южная Сун — 1127–1279 гг.
Династия Юань — 1280–1367 гг.
Династия Мин — 1368–1644 гг.
Династия Цин — 1644–1911 гг.
Современный период — 1911 г. — по наст. вр.
Реальная история осмысления живописи начинается в Китае в конце III столетия. На этом этапе появляются теоретические сочинения о живописи, складываются основные, устойчивые понятия.  Согласно традиционной хронологии это период Троецарствования, который завершился слиянием всех разрозненных владений в единое государство Цзинь со столицей в Цзянькане (нынешний Нанкин) и так называемые Южные и Северные Династии. В Цзянькане (Нанкине) собрались значительные силы мыслящей интеллигенции того времени. Философско-политические доктрины конфуцианства, столь популярные в период Хань, в это время были дополнены идеалами Лао-цзы и Чжуан-цзы; все большее влияние приобретал буддизм.

В конце VI столетия Китай начал вновь объединяться под главенством недолго правившей династии Суй. 











…Единой цепью тянутся заброшенные долины,
широкие водные глади.
У подошвы седо и горы помести отмели…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

Историю китайской философии (и в конце концов живописи) можно представить себе, как меняющийся во времени комментарий к «И цзину» «Книге перемен». Основной текст «Книги перемен» исследователи относят к 8-7 веку до н.э. И практику китайской живописи вошли как графическая так и комментаторская часть «И цзина». Знак «И», входящий в название книги приобрел двойной смысл: перемены, изменчивости, вместе с  тем легкость, непринужденность, спонтанность.  Дуалистическая структура мира провозглашённая в  «Книге перемен» и выраженная графически и символически как инь и ян - светлая и темная стороны, мужское и женское начало. И эта система явилась самой устойчивой не только в Китае, но и, пожалуй, в мире. 
Понятие образа (сян) —одно из центральных в «И цзине». Согласно этому памятнику, в мире существуют четыре важнейших образа, которые суть знаки неба высшею начала, Абсолюта, и сообразные с ними так называемые «четыре свойства», выражающие «четыре качества творчества и последовательность творческого процесса».










 Камни рисуй округлыми и разбросай их кое-как, в беспорядке;
Острые же скалы многогранны и многоярусны.…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

В структуре мыслей о живописи едва ли не самая значительная роль принадлежит философии Лао-цзы, даосизму — учению, сложившемуся, вероятно, на рубеже V—IV веков до н. э., основные нормы которого впервые были сформулированы Лао-цзы в трактате «Книга пути и достоинства» или  «Дао дэ цзин»
Фраза из «Дао дэ цзина»: «Пять цветов притупляют зрение. Пять звуков притупляют слух» легли в основу разработанной теории живописи и музыки. Поиски сдержанности и лаконизма художественных средств, создание монохромной живописи имеют истоком эту мысль Лао-цзы. Глава четырнадцатая определяет дао как «форму без формы», как «образ, лишенный веществепности», как нечто «неясное и туманное». В пейзажной живописи это впоследствии отзовется изображением размытых пятен облаков и тумана, которые и выступают как образы бесформенного дао.









 Деревья переплели ветви,
В соответствии с временем года стоят цветущие или увядшие …
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»
  
Сорок седьмая глава «Дао дэ цзина» тоже утверждает один из кардинальных моментов китайской эстетики и живописи: «Не выходя со двора, мудрец познает мир, не выглядывая из окна, он видит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше познает. Поэтому мудрый человек не ходит но познает. Не видя — знает имена, не действуя — творит». Именно эта идея Лао-цзы повлияла на то, что в художественной практике относительно малую роль играло наблюдение, изучение натуры (художники почти никогда не писали с ландшафты с  натуры) по сравнению с самоуглублением и сосредоточением.










 Стремительный ветер рвет деревья, ливень рушит скалы.
Мелкая речушка с ровными берегами течет всегда у обрыва.…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

Существенным моментом в IV-V столетии было утверждение индивидуальности, уникальности человеческого деяния. Поэты и художники  непременно подписывали свои сочинения, указывая дату их создания.  Стремление фиксировать своё имя диктовалось этическим постулатом: «Совершенный человек огорчен  тем, что его имя никогда не будет упомянуто».

Знамениты ученые Древнего Китая были убеждены, что поэзия и философия, каллиграфия и гармония имели одинаково важное значение для тех произведений, которые они передавали потомкам.  Так художник Се Хе живший  в конце 5в  при южно-китайской династии Цзинь, оставил первый из известных трактатов по живописи, включавший шесть канонов, на много столетий ставшими критериями живописи в Китае. 
«Шесть законов» живописи в сжатой форме выражают смысловую суть китайской эстетики живописи и ее основных категорий. После появления «шести законов » Се Хэ не было сочинений о китайской живописи, где бы не сказывалось их влияние, не использовалась терминология этих законов.









 Глубокий горный поток— прямо под отвесной скалой. Взгорья и холмы должны возвышаться.
Если же они низки — не отличишь их от равнины
и отмели..…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

..Все картины должны быть классифицированы в соответствии с их достоинствами и недостатками. Не существует таких, картин, которые не оказывали бы положительного или отрицательного  влияния на зрителя. Картины прошлого оживают перед нами, когда мы разворачиваем  свитки живописи. Хотя шесть законов существовали с древних времен, было немного людей которые могли осуществить их все. С древности и до наших  дней были мастера искусные в одном или другом.
Какие же это законы?
1. Одухотворенный ритм живого движения
2. Структурный метод пользования кистью.
3. соответствие  изображения роду вещей
4. Применение красок сообразно с объектом
5. Соответственное расположение вещей.
6. Следование древности, копирование...
 Се Хе «Заметки о категориях старинной живописи»








 Деревья в лесах, подернутых дымкой, - редки, Когда же их много — в картине запутанно, сложно.
Вершины гор избегай писать одной высоты, В горной цепи особенно важно, чтоб одни пики поднялись, Другие были пониже…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

Кисти
Пользование кистью
Древние говорили:
«Иметь кисть, иметь тушь — юби, юмо».
В этих словах о туши и кисти многие не видят смысла —
Разве возможна живопись без кисти и туши?!
Однако, когда есть общие очертания — лунько, но нет штрихов цунь, говорят: «Картина лишена кисти».
(Слово о живописи из Сада с горчичное зерно  пер. Евгении Завадской)

Кисти изготовлялись  одним способом. Путем приклеивания натурального волоса к полому бамбуковому черенку.  Существует предание, как я вычитала в У Фостер Вив в ее книге «Китайская живопись», что кисти изобрел человек по имени Мэн Дянь. Уверена, по-китайски имя звучало по-другому. Он жил примерно 4000 лет назад, и  возможно идею унаследовал от своих предшественников.  Для изготовления кистей использовался волос разных животных – соболя, кролика, белки, козы лошади и других. Иногда два разных типа волоса сочетаются в одной кисти, и благодаря этому  художник получает возможность делать различные штрихи и варьировать количество набранной на кисть туши.







 Одинокую скалу вдалеке помести, Поток на равнине неясно прячется где-то,
Дорога же то скрывается, то показывается,
Мост может быть и не быть…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

На конце черенка имелась и имеется сейчас, небольшая петелька. Она предназначена для подвешивания кистей после их использования, чтоб лишняя влага стекла с кончика.  Из-за скопления жидкости у основания пучка клей может раствориться и кисть будет испорчена.
Существуют разные кисти. Например кисть «бамбук и орхидея» - кисть из соболиного волоса.  «Белое облако» - кисть из мягкого белого козьего волоса.  Путь замысла от ума и серда художника к бумаге, через руку и кисть, должен быть приятным, прямым и точным. Мастера живописи, прежде чем приступить к работе, делают несколько длинных горизонтальных линий, чтоб придать руке нужную твердость.









Двенадцать запретов  китайской живописи — шиэр цзи
Юаньский мастер Жао Цзы-жань говорил:
«Первый запрет — нагромождение частей.
Второй — не отличишь близкое от далекого. Третий — горы лишены духа, в них нет артерий.
Четвертый — у потока нет источника. Пятый — в пейзаже нет разнообразия.
Шестой — у дороги нет начала и конца.
Седьмой — у камня лишь одна сторона.
Восьмой — у деревьев меньше четырех ветвей.
Девятый — люди и предметы искажены, искривлены.
Десятый — башни, дворцы расположены в беспорядке.
Одиннадцатый — облака водянистые, слабые, в них нет насыщенности.
Двенадцатый — нарушены нормы и правила колорита».

(Слово о живописи из Сада с горчичное зерно  пер. Евгении Завадской)










Бумага. Китайцы изобрели шелк раньше, чем бумагу, поэтому самые древние картины были написаны на шелковых свитках. Некоторые из этих произведений сохранились до наших дней.
В 105 году н.э. человек по имени Цай Лунь придумал, как делать из растительных волокон тонкий и гибкий материал. Он был чиновником при династии Хань, и имел достаточно времени, что бы поэкспериментировать с различными типами сырья, такими как кора дерева, волокна конопли и льна, тряпьем и наконец у него получилось!

Люди продолжили опыт, используя уже волокна полученные из бамбука, коры шелковицы и хлопка.  Называть китайскую бумаги «рисовой», как это делается на западе и у нас, не совсем верно. Дело в том, что раньше при изготовлении любого типа бумаги использовали рисовый клей.  К слову сказать, что традиции изготовления такой бумаги, сохраняются в Китае до сих пор центром этого производства является  Сюань. Этот город стоит на берегу реки, в водах которой вымачивают, иногда по нескольку лет, стволы деревьев.   В производстве такой бумаги, особенно ценится сандаловое дерево.










Когда древесина прописывается на сквозь, волокнистую массу смешивают со шлихтой (клеем) и разливают в большие чаны.  Затем, с помощью большого сита с мелкими ячейками, изготавливают отдельные листы бумаги. Если используется сандаловое дерево, запах стоит потрясающий.  Этот этап очень важный в производстве. Кода стекает лишняя влага, лист снимают с сита и быстро прикладывают к горячей стене. Пока листы сохнут, их разглаживают большой специальной щёткой, и снимая со стены укладывают в стопки. Фостер Вив, пишет, что достаточно обмакнуть кисть и провести ею поперёк листа, как лист буквально распадется на половинки. Впитывающие свойства бумаги зависят от количества клея, добавленного в массу волокон. Учитывая этот аспект, работу с большим количеством деталей лучше выполнять на более плотной бумаге или специально подготовленном шелке.








Тушь. Палочки туши в прошлом украшали нефритовой или жемчужной пудрой, а тушь известных мастеров ценилась настолько высоко, что стоила в десять раз выше золота.
Туш бывает нескольких цветов – сине-черная, коричневато-черная и собственно черная, цвет зависит от типа сырья. Палочки туши делают из сажи, получаемой при сжигании масел и сосновой древесины  и смол.
Краски. Многие китайские монохромы выполнены только оттенками серого цвета. В пейзажной живописи цвет использовался очень сдержанно, структуру картины образовывали штрихи тушью. Поставить красный оттиск печати значило «поставить глаз дракона».






КИТАЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ
Сюй Вэй (徐渭, 1521-1593) - я дальше выложила несколько его работ,  был китайским художником династии Мин, поэтом, каллиграфом и драматургом, известным своей художественной выразительностью.
Сюй Вэй родился в районе Шаньин (ныне Шаосин в провинции Чжэцзян) и был воспитан одной матерью, которая умерла, когда ему было 14 лет. В 21 год он женился, но брак осказался непродолжительным - жена умерля пять лет спустя. Сюй Вэй восемь раз пытался поступить на  госслужбу, но ем. это так и не удалось.

На самом деле, судьба его была очень трагична. Сюй пытаясь покончить с собой девять раз. Его психический дисбаланс, несомненно, привел к тому, что он убил свою жену Чжан-ши, в припадке параной решив, что у нее роман с другим. В результате чего, был заключен в тюрьму на семь лет. Вполне возможно, что Сюй Вэй страдал от биполярного расстройства. 











Три порока
Сунский мастер Го Жо-сюй говорил:
«Все три порока связаны с пользованием кистью.
Первый называется бань — [словно] доска.
Бань — это слабость запястья, вялость кисти.
[Художник] ничего не отнимает и не прибавляет [к объекту].
Слабый и плоский облик предметов — нельзя создать полное, цельное.
Второй называется кэ — резиной.
Кэ — это неуверенность в движениях кистью, разум с рукой не в ладу. [Если в этот момент] приступить к рисунку, он [будет] неуклюжим, возникает угловатость [линии].
Третий называется цзе — узловатый. Цзе возникает, когда хочешь двигать кистью, а она не движется, рассеиваешь [тушь], а она не рассеивается, будто что-то мешает,
И нет возможности ей литься свободно и спокойно».

(Слово о живописи из Сада с горчичное зерно  пер. Евгении Завадской)

































































123

















































































123








123







































Список использованной литературы
Завадская Е.В. «Эстетические проблемы живописи старого Китая»
Дж. Роули "Принципы китайской живописи"
Фостер Вив "Китайская живопись Тушью"
Эм. А "Китайская живопись"
Виноградова Н.А "Искусство Китая"
Новикова И. (сос.) Искусство Китая, Кореи, Японии.
Сун Жуй, Утянская Е. "Китайская живопись и каллиграфия"