Китайская живопись "Книга перемен" "Дао дэ цзин" / Chinese painting "Book of Changes" "Tao de jing"
Китайская живопись
самое начало
Лао-цзы
говорил: «Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия.
Добродетельный — не красноречив, красноречивый — не может быть добродетельным.
Знающий не доказывает. Доказывающий — не знает»
… В снежный день не нужны облака и дымка, Коль дождь идет — почти не видно далей. Горная хижина, как обычно, в узком ущелье, Рыбак же на ровной отмели.… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Китайская живопись никогда не была служанкой религии. Она избегала ловушек разума, будь то греческая красота математических пропорций или современные правила чистой абстракции. Она избегала возвеличивания личностного "я", как это запечатлелось в экспрессионизме, романтизме или сюрреализме. К сожалению, очень легко сказать, чем китайская живопись не является, и чрезвычайно трудно объяснить, что же она такое. Дж. Роули «Принципы китайской живописи».
… Солнечным утром светло и прозрачно, В дождливый вечер — темно и сумрачно. Хижины и домики пусть будут небольшими. И рыбную ловлю рисуй иногда..… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
О зарождении китайской живописи бытуют легенды, согласно которым она возникла в IX или VIII вв. до н.э., в эпоху Пяти императоров (конец эпохи неолита), и искусство было передано китайцам богами в качестве дара Желтому дракону, мифическому предку китайского народа. Китайская живопись, это в основном акварельная техника, основанная на прозрачности красок, а традиционные инструменты для занятий живописью составляли необходимую часть «стола ученого мужа».
… Плети ползучих растений обвили старое дерево, Кустарник еле держится на вершине горы. У вершины горы туча, как замок, Подошву горы прикроет веер облаков… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
В китайской классической теории искусства до 16 века насчитывалось большое количество жанров. Например в «Сюаньхэ хуапу» - каталоге сунского времени их десять, в в каталоге Тао Цзун-и – тринадцать:
Но искусствоведы выделяют четыре основные жанры китайской живописи.
1. образы будды и бодхисатв; 2. боги даосского пантеона; 3.духи, архаты мудрецы и монахи;
3. ветер и облака, 4. дракон и тигр; 5. люди прошлого; 6. пейзажи гор и лесов; 7. цветы, бамбук птицы; 8. дикие животные; 9. жанровые сцены; 10. архитектурный пейзаж; 11. стаффаж;12. пахота и ткачество; 13.монохромный пейзаж (синее-зеленое)
1.Живопись растений, в частности живопись бамбука и орхидей
2.Живопись «цветы и птицы»
3. Горные пейзажи то есть «горы и воды».
4. Жанр портрета.
Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры. Это же можно сказать и о китайской живописи. На протяжении последующих династий Юань, Мин и Цин художники ориентировались на образцы именно Сунского периода, практически не изобретая ничего невого, подражая старым мастерам.
… Издалека бежит поток, петляя, возвращаясь, А туча или облако прерывают его течение. Расставь причудливые глыбы и обрывистые кручи, А у их основанья непременно насыпь земляные валы… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
По сложившейся традиции хронология китайского искусства выстраивается по царствующим династиям. Я опустила период неолита, и времена до нашей эры.
Период Троецарствия — 220–265 (280) гг.
Западная Цзинь — 265–316 гг.
Восточная Цзинь — 317–420 гг.
Эпоха Шести царств — 420–589 гг.
Династия Суй — 581–618 гг.
Династия Тан — 618–907 гг.
Эпоха Пяти династий — 907–960 гг.
Династия Ляо — 916–1125 гг.
Династия Сун — 960–1279 гг.
Северная Сун — 960–1126 гг.
Южная Сун — 1127–1279 гг.
Династия Юань — 1280–1367 гг.
Династия Мин — 1368–1644 гг.
Династия Цин — 1644–1911 гг.
Современный период — 1911 г. — по наст. вр.
Реальная история осмысления живописи начинается в Китае в конце III столетия. На этом этапе появляются теоретические сочинения о живописи, складываются основные, устойчивые понятия. Согласно традиционной хронологии это период Троецарствования, который завершился слиянием всех разрозненных владений в единое государство Цзинь со столицей в Цзянькане (нынешний Нанкин) и так называемые Южные и Северные Династии. В Цзянькане (Нанкине) собрались значительные силы мыслящей интеллигенции того времени. Философско-политические доктрины конфуцианства, столь популярные в период Хань, в это время были дополнены идеалами Лао-цзы и Чжуан-цзы; все большее влияние приобретал буддизм.
В конце VI столетия Китай начал вновь объединяться под главенством недолго правившей династии Суй.
…Единой цепью тянутся заброшенные долины, широкие водные глади. У подошвы седо и горы помести отмели… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Историю китайской философии (и в конце концов живописи) можно представить себе, как меняющийся во времени комментарий к «И цзину» «Книге перемен». Основной текст «Книги перемен» исследователи относят к 8-7 веку до н.э. И практику китайской живописи вошли как графическая так и комментаторская часть «И цзина». Знак «И», входящий в название книги приобрел двойной смысл: перемены, изменчивости, вместе с тем легкость, непринужденность, спонтанность. Дуалистическая структура мира провозглашённая в «Книге перемен» и выраженная графически и символически как инь и ян - светлая и темная стороны, мужское и женское начало. И эта система явилась самой устойчивой не только в Китае, но и, пожалуй, в мире.
Понятие образа (сян) —одно из центральных в «И цзине». Согласно этому памятнику, в мире существуют четыре важнейших образа, которые суть знаки неба высшею начала, Абсолюта, и сообразные с ними так называемые «четыре свойства», выражающие «четыре качества творчества и последовательность творческого процесса».
… Камни рисуй округлыми и разбросай их кое-как, в беспорядке; Острые же скалы многогранны и многоярусны.… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
В структуре мыслей о живописи едва ли не самая значительная роль принадлежит философии Лао-цзы, даосизму — учению, сложившемуся, вероятно, на рубеже V—IV веков до н. э., основные нормы которого впервые были сформулированы Лао-цзы в трактате «Книга пути и достоинства» или «Дао дэ цзин»
Фраза из «Дао дэ цзина»: «Пять цветов притупляют зрение. Пять звуков притупляют слух» легли в основу разработанной теории живописи и музыки. Поиски сдержанности и лаконизма художественных средств, создание монохромной живописи имеют истоком эту мысль Лао-цзы. Глава четырнадцатая определяет дао как «форму без формы», как «образ, лишенный веществепности», как нечто «неясное и туманное». В пейзажной живописи это впоследствии отзовется изображением размытых пятен облаков и тумана, которые и выступают как образы бесформенного дао.
… Деревья переплели ветви, В соответствии с временем года стоят цветущие или увядшие … Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Сорок седьмая глава «Дао дэ цзина» тоже утверждает один из кардинальных моментов китайской эстетики и живописи: «Не выходя со двора, мудрец познает мир, не выглядывая из окна, он видит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше познает. Поэтому мудрый человек не ходит но познает. Не видя — знает имена, не действуя — творит». Именно эта идея Лао-цзы повлияла на то, что в художественной практике относительно малую роль играло наблюдение, изучение натуры (художники почти никогда не писали с ландшафты с натуры) по сравнению с самоуглублением и сосредоточением.
… Стремительный ветер рвет деревья, ливень рушит скалы. Мелкая речушка с ровными берегами течет всегда у обрыва.… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Существенным моментом в IV-V столетии было утверждение индивидуальности, уникальности человеческого деяния. Поэты и художники непременно подписывали свои сочинения, указывая дату их создания. Стремление фиксировать своё имя диктовалось этическим постулатом: «Совершенный человек огорчен тем, что его имя никогда не будет упомянуто».
«Шесть законов» живописи в сжатой форме выражают смысловую суть китайской эстетики живописи и ее основных категорий. После появления «шести законов » Се Хэ не было сочинений о китайской живописи, где бы не сказывалось их влияние, не использовалась терминология этих законов.
… Глубокий горный поток— прямо под отвесной скалой. Взгорья и холмы должны возвышаться. Если же они низки — не отличишь их от равнины и отмели..… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
..Все картины должны быть классифицированы в соответствии с их достоинствами и недостатками. Не существует таких, картин, которые не оказывали бы положительного или отрицательного влияния на зрителя. Картины прошлого оживают перед нами, когда мы разворачиваем свитки живописи. Хотя шесть законов существовали с древних времен, было немного людей которые могли осуществить их все. С древности и до наших дней были мастера искусные в одном или другом.
Какие же это законы?
1. Одухотворенный ритм живого движения
2. Структурный метод пользования кистью.
3. соответствие изображения роду вещей
4. Применение красок сообразно с объектом
5. Соответственное расположение вещей.
6. Следование древности, копирование...
Се Хе «Заметки о категориях старинной живописи»
… Деревья в лесах, подернутых дымкой, - редки, Когда же их много — в картине запутанно, сложно. Вершины гор избегай писать одной высоты, В горной цепи особенно важно, чтоб одни пики поднялись, Другие были пониже… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Кисти.
Пользование кистью
Древние говорили:
«Иметь кисть, иметь тушь — юби, юмо».
В этих словах о туши и кисти многие не видят смысла —
Разве возможна живопись без кисти и туши?!
Однако, когда есть общие очертания — лунько, но нет штрихов цунь, говорят: «Картина лишена кисти».
Однако, когда есть общие очертания — лунько, но нет штрихов цунь, говорят: «Картина лишена кисти».
(Слово о живописи из Сада с горчичное зерно пер. Евгении Завадской)
Кисти изготовлялись одним способом. Путем приклеивания натурального волоса к полому бамбуковому черенку. Существует предание, как я вычитала в У Фостер Вив в ее книге «Китайская живопись», что кисти изобрел человек по имени Мэн Дянь. Уверена, по-китайски имя звучало по-другому. Он жил примерно 4000 лет назад, и возможно идею унаследовал от своих предшественников. Для изготовления кистей использовался волос разных животных – соболя, кролика, белки, козы лошади и других. Иногда два разных типа волоса сочетаются в одной кисти, и благодаря этому художник получает возможность делать различные штрихи и варьировать количество набранной на кисть туши.… Одинокую скалу вдалеке помести, Поток на равнине неясно прячется где-то, Дорога же то скрывается, то показывается, Мост может быть и не быть… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
На конце черенка имелась и имеется сейчас, небольшая петелька. Она предназначена для подвешивания кистей после их использования, чтоб лишняя влага стекла с кончика. Из-за скопления жидкости у основания пучка клей может раствориться и кисть будет испорчена.
Существуют разные кисти. Например кисть «бамбук и орхидея» - кисть из соболиного волоса. «Белое облако» - кисть из мягкого белого козьего волоса. Путь замысла от ума и серда художника к бумаге, через руку и кисть, должен быть приятным, прямым и точным. Мастера живописи, прежде чем приступить к работе, делают несколько длинных горизонтальных линий, чтоб придать руке нужную твердость.
Двенадцать запретов китайской живописи — шиэр цзи
Юаньский мастер Жао Цзы-жань говорил:
«Первый запрет — нагромождение частей.
Второй — не отличишь близкое от далекого. Третий — горы лишены духа, в них нет артерий.
Четвертый — у потока нет источника. Пятый — в пейзаже нет разнообразия.
Шестой — у дороги нет начала и конца.
Седьмой — у камня лишь одна сторона.
Восьмой — у деревьев меньше четырех ветвей.
Девятый — люди и предметы искажены, искривлены.
Десятый — башни, дворцы расположены в беспорядке.
Одиннадцатый — облака водянистые, слабые, в них нет насыщенности.
Двенадцатый — нарушены нормы и правила колорита».
Бумага. Китайцы изобрели шелк раньше, чем бумагу, поэтому самые древние картины были написаны на шелковых свитках. Некоторые из этих произведений сохранились до наших дней.
В 105 году н.э. человек по имени Цай Лунь придумал, как делать из растительных волокон тонкий и гибкий материал. Он был чиновником при династии Хань, и имел достаточно времени, что бы поэкспериментировать с различными типами сырья, такими как кора дерева, волокна конопли и льна, тряпьем и наконец у него получилось!
Люди продолжили опыт, используя уже волокна полученные из бамбука, коры шелковицы и хлопка. Называть китайскую бумаги «рисовой», как это делается на западе и у нас, не совсем верно. Дело в том, что раньше при изготовлении любого типа бумаги использовали рисовый клей. К слову сказать, что традиции изготовления такой бумаги, сохраняются в Китае до сих пор центром этого производства является Сюань. Этот город стоит на берегу реки, в водах которой вымачивают, иногда по нескольку лет, стволы деревьев. В производстве такой бумаги, особенно ценится сандаловое дерево.
Когда древесина прописывается на сквозь, волокнистую массу смешивают со шлихтой (клеем) и разливают в большие чаны. Затем, с помощью большого сита с мелкими ячейками, изготавливают отдельные листы бумаги. Если используется сандаловое дерево, запах стоит потрясающий. Этот этап очень важный в производстве. Кода стекает лишняя влага, лист снимают с сита и быстро прикладывают к горячей стене. Пока листы сохнут, их разглаживают большой специальной щёткой, и снимая со стены укладывают в стопки. Фостер Вив, пишет, что достаточно обмакнуть кисть и провести ею поперёк листа, как лист буквально распадется на половинки. Впитывающие свойства бумаги зависят от количества клея, добавленного в массу волокон. Учитывая этот аспект, работу с большим количеством деталей лучше выполнять на более плотной бумаге или специально подготовленном шелке.
Тушь. Палочки туши в прошлом украшали нефритовой или жемчужной пудрой, а тушь известных мастеров ценилась настолько высоко, что стоила в десять раз выше золота.
Туш бывает нескольких цветов – сине-черная, коричневато-черная и собственно черная, цвет зависит от типа сырья. Палочки туши делают из сажи, получаемой при сжигании масел и сосновой древесины и смол.
Краски. Многие китайские монохромы выполнены только оттенками серого цвета. В пейзажной живописи цвет использовался очень сдержанно, структуру картины образовывали штрихи тушью. Поставить красный оттиск печати значило «поставить глаз дракона».
КИТАЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ
Сюй Вэй (徐渭, 1521-1593) - я дальше выложила несколько его работ, был китайским художником династии Мин, поэтом, каллиграфом и драматургом, известным своей художественной выразительностью.
Сюй Вэй родился в районе Шаньин (ныне Шаосин в провинции Чжэцзян) и был воспитан одной матерью, которая умерла, когда ему было 14 лет. В 21 год он женился, но брак осказался непродолжительным - жена умерля пять лет спустя. Сюй Вэй восемь раз пытался поступить на госслужбу, но ем. это так и не удалось.
На самом деле, судьба его была очень трагична. Сюй пытаясь покончить с собой девять раз. Его психический дисбаланс, несомненно, привел к тому, что он убил свою жену Чжан-ши, в припадке параной решив, что у нее роман с другим. В результате чего, был заключен в тюрьму на семь лет. Вполне возможно, что Сюй Вэй страдал от биполярного расстройства.
Три порока
Сунский мастер Го Жо-сюй говорил:
«Все три порока связаны с пользованием кистью.
Первый называется бань — [словно] доска.
Бань — это слабость запястья, вялость кисти.
[Художник] ничего не отнимает и не прибавляет [к объекту].
Слабый и плоский облик предметов — нельзя создать полное, цельное.
Второй называется кэ — резиной.
Кэ — это неуверенность в движениях кистью, разум с рукой не в ладу. [Если в этот момент] приступить к рисунку, он [будет] неуклюжим, возникает угловатость [линии].
Третий называется цзе — узловатый. Цзе возникает, когда хочешь двигать кистью, а она не движется, рассеиваешь [тушь], а она не рассеивается, будто что-то мешает,
И нет возможности ей литься свободно и спокойно».
(Слово о живописи из Сада с горчичное зерно пер. Евгении Завадской)
Завадская
Е.В. «Эстетические проблемы живописи старого Китая»
Дж. Роули "Принципы китайской живописи"Фостер Вив "Китайская живопись Тушью"
Эм. А "Китайская живопись"
Виноградова Н.А "Искусство Китая"
Новикова И. (сос.) Искусство Китая, Кореи, Японии.
Сун Жуй, Утянская Е. "Китайская живопись и каллиграфия"