ШПАЛЕРЫ ГОБЕЛЕНЫ история создания / Tapestry (form of textile art)
ШПАЛЕРЫ ГОБЕЛЕНЫ
Шпалера:
портрет Екатерины II
Россия,
Санкт-Петербург, 1782-1783 гг.
Шерсть
Государственный
Эрмитаж
|
1.Шпалерами называются тканые стенные ковры с сюжетными или орнаментальными изображениями, являющимися органической частью самой ткани, в отличие от вышивки, узоры которой наносятся на поверхность ткани иглой. Сегодня текстиль, созданный таким способом, обычно называется «гобеленом».
Своими корнями ткачество уходит в Древний Египет, но еще задолго до этого ткачеству предшествовало плетение. Материалы для него древние люди использовали самые разнообразные: это и лубяные волокна, и стебли, и полоски меха, даже человеческий волос использовался как материал. Ткачество появилось тогда, когда на смену коротким волокнам пришла длинная нить.
Шпалера
'Аполлон и Диана, убивающие детей Ниобеи' Франция, Первая четверть XVII
шерсть,
шелк, золоченая нить
Государственный
Эрмитаж
|
Это
одна из десяти шпалер серии "История Дианы", картоны для которой были
исполнены по рисункам французского художника Туссена Дюбрейля (1561-1602).
Серия несколько раз повторялась на мануфактуре Марка Команса и Франсуа де ла
Планша - фламандских ткачей, приглашенных Генрихом IV для организации
шпалерного производства, а также в мастерской Рафаэля де ла Планша в предместье
Сен-Жермен. Сохранились упоминания о десяти повторениях этой серии. Одно из них
было у кардинала Ришелье. В собрании Эрмитажа находятся две шпалеры этой серии.
На данной представлен один из самых известных сюжетов из цикла мифов о богине
охоты Диане. Царица Ниобея, имевшая 12 детей - шесть прекрасных сыновей и
столько же дочерей, отказалась почитать Латону, мать Дианы и Аполлона, так как
у нее было всего двое детей. Аполлон и Диана стрелами истребили потомство
Ниобеи. Динамичная композиция, крупные фигуры в сложных ракурсах характерны для
формирующегося в начале XVII в. в шпалерном ткачестве стиля барокко. Шпалера не
имеет бордюра. На узком нижнем бортике выткана марка Парижа, на вертикальном бортике
справа под цветком красной гвоздики - монограмма ткача Филиппа де Мехта. Это
самая ранняя марка и одна из числа ранних подписей ткачей, которыми отмечены
шпалеры французских мастеров в эпоху их наивысшего расцвета.
Шпалера
«Америка» серия «Страны света»
Россия,
Санкт-Петербург, 1745-1747 гг.
Шерсть
Государственный
Эрмитаж
|
2.Еще
более ранние образцы художественного ткачества были обнаружены в Америке на
территории Перу на рубеже 2500 г. до Рождества Христова. В азиатских странах в
технике художественного ткачества хорошо известны китайские мастера эпохи Сун
(Х – XIII вв.). Первые шелка с изображениями по типу гобелена называли кэсы,
или гравированный шелк.
История
европейской шпалеры началась в эпоху Крестовых походов, когда произведения
восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. С искусством
выработки безворсовых ковров европейцы познакомились также через арабскую
Испанию. Если в Египте и доколумбовой Америке произведения, выполненные в
технике шпалерного ткачества, чаще всего служили украшением (костюма, жилища),
то в средневековой Европе это стало изделием декоративно-монументальным.
Шпалера
«Увенчание Аталанты» Фландрия.
Брюссель, 1650-1685 гг. Художник: Лебрен, Шарль. 1619-1690 шерсть,
шелк, золоченая нить
Государственный
Эрмитаж
|
3.В
средние века в Европе искусство ткачества претерпело самое важное в своей истории
превращение. Теперь это не только утилитарный декоративно–прикладной вида
творчества, но и одна из форм декоративно–монументального искусства,
получившего название шпалера (это наиболее общее понятие для определения
старинного гладкого сюжетного ковра, само слово происходит от итальянского
обозначения решётки для живых цветов).
Классическая
западноевропейская шпалера — это односторонний безворсовый ковёр с сюжетными
или орнаментальными композициями. Выполняется шпалера полотняным переплетением,
для основы обычно употребляется некрашеная кручёная нить (льняная,
хлопчатобумажная, реже — шерстяная), для утка берётся шерстяная или шёлковая
нить. Из–за разной толщины нитей утка и основы поверхность ткани становится
рубчатой. Переплетение такого рода называли реп совым (от фр. reps — рубчатая
ткань), пишет в своей работе А.К. Векслер «Ручное ткачество».
Шпалера
'Битва Геракла с кентаврами'
Фландрия.
Брюссель, 1545-1585 гг.
Шерсть,
шелк
Государственный
Эрмитаж
|
4.Шпалеры
были широко распространены в Западной Европе, начиная с XI – XIII вв. В
интерьерах жилых и общественных зданий она соперничает со стенописью, мозаикой
и витражами. На юге Европы стены покрывали росписями, на севере шпалеры не
только украшали стены кафедральных соборов, а затем замков и дворцов, но и
выполняли чисто утилитарную функцию, сохраняя тепло, защищая от сквозняков. Самые
ранние из сохранившихся европейских шпалер — немецкие, а с конца XIV века
шпалера распространилась по всей Европе.
Шпалера
'Всадник на белом коне'
Фландрия.
Брюссель, Конец XVI - начало XVII
шерсть,
шелк
Государственный
Эрмитаж
|
5.Для
развития ткацкого ремесла создавались уже не отдельные мастерские, а крупные
мануфактуры. Усложнялись приспособления для ткачества монументальных
произведений, появились два вида станков, различавшиеся способами натягивания
основы (вертикально — готлис от фр. haute lisse — высокая основа и
горизонтально — баслис от. фр. Basse lisse — низкая основа), что повышает
качество и производительность, пишет А.К.Векслер.
Шпалера
'Риторика'
Фландрия,
Вторая половина XVII в.
шерсть,
шелк
Государственный
Эрмитаж
|
Эрмитажная
шпалера ( как и "музыка" - ниже) входит в серию "Семь свободных искусств", картоны для которой
были исполнены и затем гравированы антверпенским художником Корнелисом Схютом
(1597-1655). Серия была очень популярна и неоднократно повторялась с тремя
вариантами бордюров в мастерских Брюгге. Пять шпалер из собрания Эрмитажа имеют
непохожий на изделия Брюгге бордюр, состоящий из мужских и женских фигур в
сложных ракурсах, а также детских фигур с рогами изобилия в руках. В городском
архиве Брюсселя сохранились сведения о том, что подобную серию в семи шпалерах
выткал ткач Ян Лейнерс (1628-1687), получивший привилегию с 1661 г., что
позволяет датировать шпалеры второй половиной XVII в. Аргументом в пользу
брюссельского происхождения эрмитажной серии является также некоторое отличие
цветовой гаммы шпалер от произведений мастерских Брюгге, для которых характерны
очень смелые сочетания ярких лиловых, сиреневых и пурпурных цветов, не
свойственные изделиям Брюсселя.
Шпалера
«Музыка».
Фландрия.
17 век
©
Государственный Эрмитаж
|
Шпалера:
Герб рода Тьеполо
Италия,
XVII в.
шерсть,
шелк
Государственный
Эрмитаж
|
7.В
эпоху Возрождения жёсткому цеховому разделению труда: художник-живописец является
автор эскиза. Специалист–картоньер
рисует картон в натуральную величину. Красильщик — по эскизу выкрашивает
нити. Мастер–ткач выполняет работу. Статус картоньера и его роль менялись в
зависимости от эпохи; в разное время он мог оказывать серьезное влияние на
дизайн картона и вносить существенные изменения или механически копировать
эскиз. Часто картоны в соответствии с особенностями технологий разрезались на
отдельные части, каждую из которых ткал свой мастер ткач.
Технология
изготовления картонов отличалась от живописи маслом. Мелкие детали здесь
подробно не прорабатывались, фигуры давались обобщенно, а фактура мазков была
более однородная. Главный акцент делался на контрасте цветовых сочетаний, их
ясности и переходе от одного цвета к другому, дабы ткачам легко было воспроизвести
их в шерсти и щелке.
Шпалера
'Дон Кихот в клетке' Испания 1727-1746гг. шерсть, шелк
Государственный
Эрмитаж
|
Шпалера
'Дон Кихот, освобождающий каторжников' Испания, 1727-1746 гг.
Шерсть,
шелк
Государственный
Эрмитаж
|
8.Как
указано в «Каталоге большого собрания изящных искусств», Международного
института антиквариата, когда картон был закончен, оставался еще один важный этап
до начала плетения – выбор пряжи. Основа шпалеры делалась из неокрашенных толстых
крученых шерстяных или льняных нитей. Для утка использовались крученые
шерстяные и шелковые нити, окрашенные в разнообразные цвета.
Шпалера
"Охота на оленя"
Франция,
Эльзас, Страсбург, Конец XV в.
шерсть,
шелк, золоченая нить
Государственный
Эрмитаж
|
9.Предпочтение
отдавалось именно шерсти, поскольку в сравнении с другими материалами,
например, с хлопком, она обладала большей мягкостью и гибкостью, что делало ее
подходящей материей для создания шпалер. Чем тоньше были нити основы, чем ближе
они располагались друг к другу, тем больше приходилось нитей утка на сантиметр,
в результате чего шпалера получалась более тонкой и качественной.
Соответственно, чем толще нити основы, тем меньше нитей утка, быстрее работа
ткача и ниже уровень исполнения шпалеры.
Шерстяные
нити поступали на мануфактуру в виде больших мотков.
Самой
лучшей шерстью считалась английская, также применялись испанская, немецкая и
французская. В дополнение к шерстяным нитям, из которых ранее ткались шпалеры,
во Фландрии добавляют «кипрское золото», что делало шпалеры блестящими и
мерцающими.
Фото
Шпалера "Свадьба Константина"
Франция,
1633-1668 гг.
шерсть,
шелк
Государственный
Эрмитаж
|
Эта шпалера входит в
серию "История императора Константина", эскизы для которой были
заказаны знаменитому фламандскому живописцу Питеру Паулю Рубенсу королем
Франции Людовиком XIII в 1622 г. Картоны для шпалер выполнили ученики Рубенса.
На эрмитажной шпалере представлено торжественное бракосочетание в храме. У жертвенника
изображены две пары, вступающие в брак - слева Константин и Фауста, дочь
императора Максимилиана, который соединяет ее руку с рукой жениха; справа -
сестра Константина Констанция и Лициний.
Фото
Шпалера
'Битва сабинян с римлянами'
Франция,
Первая четверть XVII в.
Шерсть,шелк
Государственный
Эрмитаж
|
10.При
необходимости получить плавный переход одного цвета в другой вплоть до XVIII
века ткачи прибегали к способу штриховки – пространство между двумя значительно
отличающимися пятнами они заполняли длинными взаимопроникающими зубцами или
полосками, создавая иллюзию промежуточного тона.
Шерстяные
нити с поглощающей свет матовой поверхностью, как правило, использовались для передачи
темных, густых и глубоких цветов. Они эффектно контрастировали с блестящими
шелковыми нитями, употреблявшимися для более светлых пятен. Шелковые нити
применялись преимущественно при выполнении лиц, складок одежды и цветов.
Шпалера
'Завтрак принцессы'
Франция,
Первая половина XVIII в. «Китайская серия» мануфактуры Бове
шерсть,
шелк
Государственный
Эрмитаж
|
11.Не
сохранилось подробного описания и схем технологии плетения ренессансных и
барочных шпалер. Первые дошедшие до нас подробные иллюстрации содержатся в
Энциклопедии Дидро (1751–1772) и относятся к мануфактуре Гобеленов.
В
целом, технология создания шпалеры сводится к тому, что нити делятся на два
вида. Первые – одноцветные – получили название основа. Вокруг них оплетаются
цветные нити утка, которые намотаны
на специальные челноки. Ткач, всегда работающий с изнанки ковра, пропускает
уточную нить лишь на такое расстояние, какое требуется для воспроизведения красочного
пятна, и затем поворачивает ее в обратном направлении.
Шпалера
'Юнона - Воздух'
Франция,
Вторая половина XVIII в.
шерсть,
шелк
Государственный
Эрмитаж
|
12.В
XIV – XV вв. ведущим городом по
производству шпалер был Париж, затем Турин. С этого момента название шпалер
меняется, ковры теперь называют мильфлеры (в переводе с французского «тысяча
цветов»). Название выбрано не случайно, все сюжеты мильфлер располагаются на
индиго-зеленом или красном фоне с россыпью цветов, букетов, ягод. В конце 1601
года в Париже организовывается самая известная в истории шпалер мастерская гобеленов.
Организовал ее фламандец ( до Франции именно Фладндрия держала пальму
первенства по производству шпалер) Франсуа де ла Планш, который купил красильню
семьи Гобеленов. Продукция этой мануфактуры была столь популярна, что в
некоторых европейских странах термин «гобелен» стал обозначать все произведения,
выполненные в технике шпалерного ткачества. Через 60 лет существования
мануфактуры под ее началом объединились все шпалерные мастерские Парижа и
превратились в Мануфактуру королевской меблировки (1619 –1690 гг.). Мануфактуру
возглавляет Шарль Лебрен – президент Академии живописи Парижа, пишет в своей
статье А.Т.Газизова «История развития
ручного ткачества от гобелена до таписерий» изданной в Известиях Самарского
научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(4), 2015
Фото
Шпалера
«Триумф Амура»
Россия,
Санкт-Петербург, начало XIX в.
Императорская шпалерная мануфактура
шерсть,
шелк
Государственный
Эрмитаж
|
13.В
соответствии с эстетикой эпохи, шпалера прочно связывается с той архитектурной
средой, для которой она создавалась, и уже не может существовать в отрыве от
неё. Впечатление от шпалеры, как от театральной декорации, подчёркивается
укрупнением передних планов, увлечением передачей световоздушной перспективы.
Симон Вуэ создаёт для шпалер вместо обрамления порталы с изображением
скульптурных мотивов: кариатид, атлантов, цветочных гирлянд, арабесок в
монохромном исполнении (гризайль), объединяя тканые изделия с декором
помещения, для которого они предназначены, лепными украшениями стен и потолков.
Шпалера
"Битва зверей на водопое"
Россия,
Санкт-Петербург, 1757 г.
шерсть, лен
Государственный
Эрмитаж
|
14.С
1730-х годов во французском шпалерном ткачестве главенствовало стремление как
можно более точно передать в шпалере живописный оригинал. Максимально увеличивается
плотность полотна, пряжа окрашивается в тысячи разнообразных тончайших нюансов
цвета (к концу века оттенков насчитывалось 14 600).
Для
французских мануфактур работал известный художник, яркий представитель стиля
рококо Франсуа Буше, стоявший во главе Королевской мануфактуры в 1755—1770
годах. По его эскизам были выпущены циклы шпалер — «История Психеи», «Любовь
богов» (Бове, за 23 года было выпущено 73 гобелена этой серии) и три шпалеры в
подарок китайскому императору («Китайская серия») в модном стиле «шинуазри» (китайский стиль)
— использование мотивов и стилистических приемов средневекового китайского
искусства в культурах европейского типа.
Шпалера
«Лот с дочерьми»
Россия,
Санкт-Петербург, 1789-1790
Автор
живописного оригинала: Жан-Франсуа де Труа, 1679-1752 шерсть
Государственный
Эрмитаж
|
15.В
России шпалерное дело стало развиваться гораздо позже, чем в остальных странах.
В XVII веке, путешествуя по странам Европы, Петр I обратил внимание на
дорогостоящие ковры, и в 1716 году в Париже был заключен договор сроком на 5
лет с ткачами Королевской гобеленовой мануфактуры об организации мастерской в
Петербурге. Вскоре в 1717 году была образована Императорская шпалерная
мануфактура. Материалы и красители привозились из-за границы.
Шпалера:
портрет великого князя Николая Павловича Россия, Санкт-Пеербург, до 1823 г
нить
шерстяная, нить льняная
Государственный
Эрмитаж
|
16.Второй
расцвет приходится на правление Елизаветы Петровны в 1755 году, мастерская
получает заказ на производство шпалер в Зимний дворец, но к этому времени не
осталось ни ткачей, ни художников, ни красильщиков, и вся история повторяется
сначала. В конце 20-х гг. XIX века
шпалеры выходят из моды. Петербургская шпалерная мануфактура просуществовала до
1857 года.
Шпалера
"Крестница фей"
Франция,
Париж, Между 1876 - 1888 гг.
шерсть,
шелк, золоченая нить
Государственный
Эрмитаж
|
17.XX
век стал веком нового расцвета этого вида декоративно-прикладного искусства.
Картоны для гобеленов создавали художники Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий
Кандинский. Решающую роль в возрождении гобелена сыграл художник Жан Люрса, он
создал около 1000 картонов для гобеленов мастерской «Королевская мануфактура в
Абюссоне».
Шпалера
«Портик с двумя вазами и гербом Ришелье»
Фландрия, Брюссель,
1614-1643 гг.
© Государственный
Эрмитаж
|
Жанр
шпалеры-вердюры (фр. verdure – зелень) сложился в XVI в. Это пейзажные шпалеры,
так называемые «тканые зимние сады» – ковры со сценами в пейзаже,
предназначенные для украшения интерьера кабинетов или приватных комнат.
Основная задача подобных тканых композиций была в создании как бы еще одного
окна в помещении, прорыва, дальнего ландшафтного вида.Г.Э.
Шпалера
«Букет цветов в вазе». Императорская шпалерная мануфактура, Петербург
©
Государственный Эрмитаж
|
Шпалера
«Мадонна или Спор отцов церкви о христианских догматах»
Россия,
Санкт-Петербург, 1798 г.
Императорская
шпалерная мануфактура, Петербург
©
Государственный Эрмитаж
|
Шпалера
«Мадонна с Младенцем» 19в.
Императорская
шпалерная мануфактура, Петербург
©
Государственный Эрмитаж
|
Шпалера
«Святое Семейство».
Императорская
шпалерная мануфактура, Петербург
©
Государственный Эрмитаж
|
Шпалера
«Май. Сен-Жермен. Король с дамами на прогулке»
Франция,
Конец XVII - начало XVIII вв.
©
Государственный Эрмитаж
|
Эта
шпалера входит в серию "Месяцы, или Королевские замки". Все картоны к
ней были исполнены в 1666-1669 гг. по эскизам Шарля Лебрена, президента
французской Академии живописи, "первого художника короля",
возглавившего организованную в 1667 г. Королевскую мануфактуру. Картоны
исполнялись группой художников, каждый из которых специализировался в
каком-нибудь определенном жанре - изображении архитектуры, пейзажа, цветов,
птиц, животных. На каждой из двенадцати шпалер серии представлен один из
королевских замков, пребывание в котором королевского двора обычно совпадало с
определенным месяцем года. На фоне замков показаны характерные для каждого
месяца развлечения. На эрмитажной шпалере на фоне замка Сен-Жермен и
окружающего его сада изображен Людовик XIV с супругой, которые верхом, в
сопровождении пышной свиты, совершают прогулку по берегу Сены. Г.Э.
Шпалера
"Зима. Остролист"
Франция,
Париж, 1911-1913 гг.
шерсть,
шелк,
Государственный
Эрмитаж
|
Фото
Шпалера
"Блеск огня"
Франция,
Обюссон, 1950-е гг.
Хлопок
шерсть
Государственный
Эрмитаж
|
БОТАНИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ: ЗДЕСЬ
ПТИЦЫ. ТУКАНЫ ЗДЕСЬ.
Ф. САНДЕР "ОРХИДЕИ": ЗДЕСЬ
РЕДУТЕ "РОЗЫ": ЗДЕСЬ
ЖИВОПИСЬ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА: ЗДЕСЬ