Японская живопись "Пара уток в воде" Альбом работ

Живопись в деталях содержание 
Японская живопись
периоды

Если попытаться кратко выстроить хронологию основных периодов японской живописи, то наверно это будет выглядеть так. Хотя, как и любая живопись, будь то европейская, японская или любая другая, это огромный пласт культуры, который крайне сложно уместить в какие-то рамки.

Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)  Пара уток в воде. Шелк
Репродукция 1.
Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)
Пара уток в воде. Шелк
Британский музей

Ранний период японской живописи — это период Кофун и период Асука — до 710 г. Настенная живопись в склепах в виде геометрических и образных композиций. С принятием буддизма в Китае (II в.) в период Асука и возникновением китайского иерографического письма в Японию пришли китайские произведения живописи и начали появляться произведения японских художников, копирующих их приемы.

Исода Корюсай (Isoda Koryusau)  Гуань Юй китайского божество войны. Шелк.
Репродукция 2.
Исода Корюсай (Isoda Koryusau)
Гуань Юй китайского божество войны. Шелк.

Период Нара — 710–794 гг. — появление религиозной живописи и храмовых фресок, выполненных анонимными художниками в традициях китайского искусства Период Хэйан — 794–1185 гг. В IX–XI вв. в Японии складывается школа Ямато-э, для которой характерны яркие силуэтные изображения на горизонтальных свитках, иллюстрирующие известные литературные произведения. Одним из таких памятников является свиток «Повесть о Гандзи», рассказывающий о похождениях сына императора и изображающий реальные события с как бы реальными людьми. Данное произведение пользовалось огромной популярностью на протяжении столетий.


Исода Корюсай (Isoda Koryusau)  Куртизанка гуляет недалеко от реки с собакой

Репродукция 2.
Исода Корюсай (Isoda Koryusau)
Куртизанка гуляет недалеко от реки с собакой

На протяжении длительного времени сменили друг друга два больших периода, соответствующих важнейшим сдвигам в социальной и духовной жизни общества. В историю страны они вошли под условными названиями Камакура (1185—1333) и Муромати (1333—1573) в соответствии с наименованиями новых столичных центров и резиденций ставших у власти правителей.

Утагава Тоёхару (Utagawa Toyoharu)  Зимняя вечеринка. Шелк
Репродукция 3.
Утагава Тоёхару (Utagawa Toyoharu)
Зимняя вечеринка. Шелк

Вся вторая половина XII века заполнена межфеодальными войнами. Интересно, что в Европе происходили схожие события.  В итоге кровопролитной борьбы между сильнейшими родами в 1185 году победу над родом Тайра одержал род Минамото. Верховным правителем страны — сёгуном был провозглашен военачальник Минамото Ёритомо. Новым политическим центром Минамото избрал свою ставку — небольшое рыбачье селение Камакура, расположенное в 500 км от Хэйана. С этого времени в Японии на многие века установился сёгунат — система военного управления государством. Вместо старой родовой аристократии к власти пришло служилое дворянство буси (самураи) сформировавшее свои этические нормы, свои понятия красоты.

Утагава Тоёхару (Utagawa Toyoharu)  Красавица под цветущей вишней. Шелк
Репродукция  4.
Утагава Тоёхару (Utagawa Toyoharu)
Красавица под цветущей вишней. Шелк

На смену повести и роману пришли героические эпопеи — гунки, повествующие о недавно пережитых трагедиях войн. Сложению идейных и художественных взглядов общества, как и прежде, содействовало вероучение буддизма. Камакурский буддизм выдвинул на первый план именно те аспекты учения, которые наиболее соответствовали воспитанию самоотверженной преданности господину, воспитанию в человеке духовных сил, способности жертвовать собой.

Китагава Утамаро (Kitagawa Utamaro)  Лунная ночь на Дозо-Сагами
Китагава Утамаро (Kitagawa Utamaro)
Лунная ночь на Дозо-Сагами

Облик японской архитектуры периода Камакура формировался в атмосфере реакции на утонченную пышность и камерность хэйанского стиля. Выросшие в суровых условиях борьбы за жизнь самураи противопоставили идеалам предшествующей поры идеалы мужественности и силы.

Хосода Эйши  (Hosoda Eishi)  Бритьё головы Фукуроку. Шелк
Репродукция 6.
Хосода Эйши  (Hosoda Eishi)
Бритьё головы Фукуроку. Шелк

С конца XIII века под воздействием концепций  «дзэн» акцент в живописи все более переносится на пейзаж. Эти тенденции проникают и в религиозные композиции, где буддийские божества, отождествляясь с образами природного мира, изображаются в виде гор, водопадов, священных животных.

Рубежом, отделившим период Муромати от периода Камакура, считается 1333 год, когда феодалы юго-западных районов Хонсю, завоевав и предав огню Камакуру, вновь вернули столицу в Хэйан, утвердив свою резиденцию севернее старого центра, в районе Муромати  Власть новых правителей — сёгунов рода Асикага была хотя и длительной, но непрочной.

Хосода Эйши  (Hosoda Eishi)  Китайская красавица Ян Гуфэй играет на флейте.
Репродукция 7.
Хосода Эйши  (Hosoda Eishi)
Китайская красавица Ян Гуфэй играет на флейте.
Шелк

 История Японии XIV—XVI веков опять заполнена  войнами. Благополучие сёгунов, расположившихся в столице, целиком зависело от поддержки крупных периферийных феодалов — даймё, захвативших огромные земельные угодья, ведущих активную торговлю с Китаем и другими странами.

Хосода Эйши  (Hosoda Eishi)  Наслаждение цветущей вишней. Шелк
Репродукция 8.
Хосода Эйши  (Hosoda Eishi)
Наслаждение цветущей вишней. Шелк

Начиная с периода Муромати раздвижные перегородки (фусума) превращаются в фон для пейзажных композиций, зрительно расширяющих пространство маленьких комнат и как бы вторящих ландшафтам, расположенным за пределами дома.

Во второй половине XIV века активное развитие получает в Японии и пейзажная монохромная живопись тушью на свитках — суйбоку-га. Воспринятые из Китая правила и методы были быстро освоены японцами, так как соответствовали эстетическим запросам времени. На протяжении XIV—XVI веков этот жанр проделал сложный путь. Ранние пейзажные композиции опирались на богатые традиции китайского искусства.

Кубо Сюнман (Kubo Shunman)  Жена торговца прогуливается в вишневом саду
Репродукция 9.
Кубо Сюнман (Kubo Shunman)
Жена торговца прогуливается в вишневом саду
Шелк

Школы живописи формировались в пределах дзэнских монастырей, где художники-монахи

копировали прославленные образцы. В репертуаре таких дзэнских мастеров XIV века, как Мокуан, Бомпо, Као-Нинга, были изображения прославленных патриархов, приобщившихся к вольной жизни природы и как бы вырвавшихся тем самым из потока обыденности. В конце XIV — начале XV века важнейший смысл приобрели изображения горных пейзажей с уединенной хижиной отшельника, иллюстрации дзэнских притч. Вариации на эти темы были созданы Минтё, Дзёсецу и Сюбуном.

Кубо Сюнман (Kubo Shunman)  Куртизанка с камуро на новогоднем параде
Репродукция 10.
Кубо Сюнман (Kubo Shunman)
Куртизанка с камуро на новогоднем параде
Шелк

Они изображают мир в его нетронутой целостности. Пропитанные влагой осеннего тумана или скованные холодом зимы бескрайние просторы гор безлюдны и пустынны. В этих композициях были сделаны важные шаги к постижению красоты природы, поэтическому обобщению ее разнообразных состояний. В пейзажах второй половины XV века прослеживаются уже и особенности национального видения.

Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)  Баклан на волноломе.  Бумага
Репродукция 11.
Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)
Баклан на волноломе.  Бумага
Британский музей

Основным выразителем новых тенденций стал Сэссю (Тойо Ода,1420—1506). В его творчестве выявились не столько отличные от китайской живописи стилевые черты, сколько более активное отношение ко всему увиденному и пережитому. Как и многие японские художники той поры, Сэссю принял монашество в столичном дзэнском монастыре Сёко. Здесь, а впоследствии во время длительного путешествия по Китаю, он освоил все тайны и приемы пейзажной живописи тушью.

Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)  Минамото-но Таметомо борется с демонами шелк
Репродукция 12.
Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)
Минамото-но Таметомо борется с демонами шелк
Британский музей

Параллельно со школами дзэнских монастырей формируется придворная школа — Кано. Основатели ее —Кано Масанобу и Кано Мотонобу — были представителями военного сословия и пользовались покровительством сёгунов Асикага. Атмосфера изысканной роскоши придворного быта не могла не повлиять на идейные и стилистические черты живописи. Особенностью декоративных композиций школы Кано, исполняемых чаще всего на раздвижных перегородках (фусума) и на ширмах, было соединение принципов монохромного пейзажа с цветовой насыщенностью традиционной японской живописи Ямато-э.

Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)  Продавец предсказаний (висят на луке) Бумага
Репродукция 13.
Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)
Продавец предсказаний (висят на луке) Бумага
Британский музей

Параллельно со школой Кано формируется и другая школа светской живописи — Тоса, считавшая себя непосредственной преемницей традиций хэйанского стиля. В ее декоративно-плоскостных композициях сказалась тяга к прямой реставрации старой образной системы. Школа  характеризуется появлением многоцветного стиля,  масштабных живописных работ с использование золотой и серебряной фольги. Один из ярких представителей этого периода — Хосегава Тохаку, изображавший пейзажи на шелковых ширмах.

Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)  Пряжа шелка.  Шелк
Репродукция 14.
Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)
Пряжа шелка.  Шелк
Нью-Йорк Метрополитен музей

Период Камакура — 1185–1333 гг. — характеризуется развитием искусства ваяния, а также продолжением традиций периода Хэйан, в том числе и религиозного искусства, произведения которого создавались анонимными художниками.
Период Муромати — 1333–1573 гг. В это время наивысшего расцвета достигло искусство пейзажной монохромной живописи. Художники работали в традициях китайских мастеров. Лучшие представители японской живописи этого периода — Сессю Тойо, Кано Масонобу, Кано Мотонобу и другие мастера.

Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)  Цветущая ветка сливы.
Репродукция 15.
Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)
Цветущая ветка сливы. Бумага
Британский музей

Период Азучи-Момояма — 1573–1603 гг. — характеризуется появлением многоцветного стиля, созданием школ Кано и Тоса, масштабных живописных работ с использование золотой и серебряной фольги. Один из ярких представителей этого периода — Хосегава Тохаку, изображавший пейзажи на шелковых ширмах.

Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)  Божество грома
Репродукция 16.
Касика Хокусай (Katsushika Hokusai)
Божество грома
Вашингтон Свободная галерея искусств

Период Эдо — 1603–1868 гг. — появление школы Римпа, художники которой представляли классические сюжеты и темы в богатой декоративной манере. Как правило, изображения были очень яркими на декоративном золотом фоне. Именно в этот период появляется ставший очень известным в Японии и прославивший страну в Европе жанр деревянной гравюры укиё-э, сделавший популярными и за пределами Японии изображения пейзажей, актеров театра Кабуки, борцов сумо, красавиц и гейш, а также бытовые сценки повседневной жизни японцев и эротические картинки. Развитие укиё-э привело к созданию цветной ксилографии, ставшей очень популярной в Японии в середине XIX в. Самые яркие представители этого периода — Огата Корин, Ито Якучу, Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ и др.

Кубо Сюнман (Kubo Shunman)  Женщина, стирающая белую ткань в реке
Репродукция 17.
Кубо Сюнман (Kubo Shunman)
Женщина, стирающая белую ткань в реке. Шелк