Китайская живопись Эпоха Тан, Школа Чань Ван Вэй / Chinese painting The Age of Tang, Chan Wang Wei School
Эпоха Тан, Школа Чань Ван Вэй
Собрание
музея автономного района Гуанси-Чжуан
|
…Когда
рисуешь горы — воды,
Сначала
расставь по местам гостей и хозяев, После реши, что дальше, что ближе, Затем
кое-где помести живое в пейзаже, Распредели что высоко, что низко…
Ли Чэн трактат «Тайна
пейзажа»
|
В
качестве исторической справки: эпоха, империя Тан (Династия Ли) (618 —907 годы
н.э.) — китайская императорская династия, основанная Ли Юанем. Династия Ли была
основана Ли Юанем, крупным землевладельцем, который вместе со своим сыном Ли
Ши- минем, одержал победу в гражданской войне, которая развернулась после
падения династии Суй.
К
эпохе Тан складываются формы горизонтального и вертикального живописного свитка,
выделяются основные жанры живописи: портрет, повествовательная (жанровая)
живопись, пейзаж и живопись цветов и птиц. В портрете не ставилась задача
показать человека как личность с индивидуальным характером. В портретном свитке
Янь Ли-бэня «Тринадцать императоров» воплощалось осознание строгой общественной
иерархии, четкая характеристика цветом, позой, одеждой, непреходящих свойств
человека, постоянных, важнейшие его качеств как одного из правителей
поднебесной. В Танских архитектурных памятниках живет монументальная красота,
по словам Е.Завадской, в них нет никаких украшательств (например пагоды «Диких гусей»,
росписи Дуньхуанских пещер»)
… Пиши не слишком густым мазком. Обилие туши рождает мутные пятна, а чистоты не бывает. Не стоит писать слишком сухой кистью, Сухой штрих лишает картину сочности. Чрезмерная красочность или сухость нарушают гармонию… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Историю собственно пейзажа как жанра открывает притча об одном из танских императоров и о двух мастерах— о пейзажисте Ли Сы-сюне и о величайшем среди всех художников китайской живописи (как считает традиция) легендарном У Дао-цзы. Ли Сы-сюнь писал пейзаж несколько месяцев, У Дао-цзы — несколько дней, и «оба создали непревзойденные шедевры живописи» — повествует эта история. Так наметились две тенденции, две школы в живописи (у более поздних критиков место У Дао-цзы занял великий поэт, пейзажист и теоретик искусства Ван Вэй). Ван Вэем было создано наставление в пейзажном искусстве «Сокровенная тайна гор и вод», раскрывающее природу, ее огромный мир как олицетворение истины, а человека как весьма незначительную часть этого мира, пишет Завадская Е.В.
… Сделай у деревьев слева длинные, справа короткие ветви; Расставь каменные громады, сверху темные, снизу светлые, Располагая их, одни вздымай, другие распластывай, Глыбы камней пусть прильнут друг к другу.… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Философскую основу живописи в этот период составляют в большей степени буддизм школы чань (южной школы чань). Религиозно-философское учение чань сложилось в Китае на рубеже V—VI веков в результате трансформации отдельных концепций классического индийского буддизма или перенесения акцента с одной проблемы на другую. Чань - это китайская транскрипция санскритского слова dhyana, в древнем японском чтении — Zen (дзэн), означающего молчаливое сосредоточение, медитацию, молитвенное созерцание.
В известном трактате по теории искусства «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»
(само произведение XVII в.), так говорится о возникновении в III веке философской и живописной школы чань: «У буддистов чань существует северная и южная школы. Началось расхождение при Танах. И среди художников есть северная и южная школы. Размежевание началось также при Танах. Вовсе не потому, что одни северяне, а другие южане. Северное направление идет от отца и сына — Ли Сы-сюня. Южное направление идет от Ван Мо-цзе (Ван Вэя), начавшего применять размывы, изменившего прием контурного рисунка».
… Избегай мелочей — они лишают картину живости. И сверху и снизу — облака и дымка, Но когда много их слишком — не очень красиво. Они расплываются, и нет живости, одухотворенности..… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Южная школа живописи и стала собственно чаньской живописью, тогда как северная школа сомкнулась с внечаньской традицией в искусстве. Дуалистический строй китайской живописи как эстетического феномена выявляется именно в это время — в VII—VIII веках.
В литературе о чань особенности северной и южной школ чаще всего сводятся к различию в трактовке постижения истины: постепенность познания истины у северной школы и внезапная озаренность ею — у южной.
Величайший китайский художник, поэт, музыкант и теоретик искусства Ван Вэй является признанным патриархом чаньской школы поэзии и живописи, его искусство - квинтэссенция чаньских норм.
… И справа и слева на горах леса и кустарник, Не рисуй их слишком часто, От них в картине — нагромождения, завалы — Нет простора, покоя Горы вздымаются высоко и отвесно, но не позволяй им упасть...… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
В области структуры стиха и живописного свитка Ван Вэй положил начало важнейшему принципу единства противоположностей. В стихе этот принцип выразился в строгой последовательности знака и паузы, когда пауза играет не меньшую семантическую и ритмическую роль, чем иероглифический знак; в живописи же — в сочетании пятен или штрихов, сделанных тушью, с незаполненной изображением поверхностью свитка. «Пустотно-белое» (кунбай) на свитке является согласно живописным принципам чань, выражением Неба (верхняя часть) и Земли (нижняя часть), между которыми в середине свитка разворачивается мир Человека. Но Небо и Земля не пассивны, они вторгаются своей белой пустынностью (то облаком, то разлившейся рекой) в главное изображение, пишет в своей книге Е.Завадска. такая значимость паузы и пустого пространства объяснялась тем, что искусство чань утверждало принцип намека и недосказанности. Ван Вэй воплощение чаньской линии в культуре Тан.
Маленькая лодка затерялась среди безбрежной глади вод. Вся природа как бы проникнута грустью мягкого зимнего дня. Берег и небо исчезли в неярком свете бескрайнего туманного простора, слились с мглистой дымкой. Лишь одинокий рыбак в челноке качается на волнах. Живопись очень проста, ровная поверхность тронута легкими волнистыми линиями и размывами, что передает глубину. Эту «живопись без живописи» отличает простота и немногословие, она представляет собой чаньскую «икону» изображение постижения высшей реальности.
На «иконах» ( я использую термин из книги Завадской Е.В.) в чаньском религиозном ритуале чаще всего изображен пейзаж или ветка цветущей сливы «мэй». Этот мотив потом получил невероятную популярность в Японии. Цветы построены по принципу янь— светлого начала (женского), как и Небо, тогда как деревья, их ствол и ветви, так же как и Земля, основаны на принципе инь — темного (мужского) начала. Чаще всего лепестков -пять но существуют и особые причудливые формы. Цветоножка, из которой растет цветок, символизирует Абсолют, пишет Е.Завадская. Прямостоящая чашечка, та часть, которая поддерживает цветок, символизирует три силы мира — Небо, Землю и Человека и соответственно рисуется тремя точками. Цветок, растущий из чашечки, олицетворят пять первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками.
Мастера выработали для передачи пространства ряд сложных приемов. Один из них — так называемая рассеянная перспектива. При этом пейзаж делится на ряд планов как бы с передвигающейся точкой зрения. Высокий горизонт придавал пейзажным композициям грандиозность и почти мистическую величественность.
Художники не писали пейзажей с натуры, почти не писали портретов конкретной местности, а создавали обобщенный пейзаж — икону. Написание пейзажа и восприятие его было тождественно религиозному действу.
В период эпохи Тан произошло объединение Китая. Литература и искусство процветают, художники продолжают традиции искусства VI века, подражают старым мастерам. Заметно усиливается влияние религии. Религиозные сюжеты господствуют в литературе и искусстве: в портрете, пейзаже, в жанровой живописи.
Первый танский император, как и многие правители до него, приказал художникам прославить для начала, его победы и писать портреты генералов и чиновников. Янь Ли-дэ и Янь Ли-бэнь — наиболее прославленные портретисты этого времени.
Второй император, Тай Цзун, считал Лао-цзы своим предшественником-двойником, и поэтому, естественно, даосизм наряду с буддизмом получил при его правлении широкое распространение. При его последователе Сюань Цзуне начинается золотой век танской культуры. Император сам был художником и каллиграфом. Согласно одной легенде это он увидел тень бамбука в лунную ночь и начал первым его писать одной тушью.
… Поток глубок и далек, не давай ему иссякнуть и высохнуть. Дорога должна петлять, изгибаться. Гора — высоко громоздиться.… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Трактат Чжан Ян-юаня «Записки о прославленных мастерах разных эпох» представляет собой самый крупный памятник эстетики живописи танского времени, он состоит из десяти частей. Даже простое перечисление названий этих частей может дать представление о широте охвата теоретических проблем: часть первая содержит пять глав: «Об истоках и течении живописи», «О неотъемлемых свойствах живописи», «О художниках разных времен ранга нэн ремесленные», «О шести законах китайской живописи»…
… Стремительный ветер рвет деревья, ливень рушит скалы. Мелкая речушка с ровными берегами течет всегда у обрыва… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Ван Вэй (王維, 701-761), был одним из самых известных людей искусства и литературы во времена династии Тан, одного из золотых веков китайской истории культуры. Его также называют Ван Юйчэн (Minister 右丞, министр правых Ван). Ван Вэй широко известен как гуманист, поэт и музыкант, живописец. В 17 веке писатель по искусству Дун Цичан (董其昌, 1555-1636) назвал Вана как основателя уважаемой южной школы поэтов-живописцев.
КИТАЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ
123
123
.
Ван Вэй родился и вырос во времена династии Тан, когда столица Чанъань (長安) была поистине богатым, безопасным, космополитическим городом. В 721 году он получил престижную степень дзинси («представленный ученый») в системе экзаменов на императорскую государственную службу, вероятно, больше за свои музыкальные таланты, чем за что-либо еще, хотя, как говорят, он раскрыл свои литературные таланты еще в девять лет. Жизнь его была наполнена приключениями, умудрился попасть даже в плен, когда он оказался, правда не по своей воле, среди мятежников. После того, как мятежные Чанъань и Лоян были захвачены имперскими силами в 758 году, Ван был спасен от позора за выраженное в стихотворении в адрес императора, верноподданнические чувства, которое он сочинил еще находясь в плену у мятежников, и из-за заступничества его брата Ван Цзинь (縉 縉), императорского чиновника. К концу жизни Ван Вэй сильно разочаровался в жизни, и опечаленный смертью своей жены и матери, он углубился в изучение буддизма.
… Глубокий горный поток— прямо под отвесной скалой. Взгорья и холмы должны возвышаться. Если же они низки — не отличишь их от равнины и отмели … Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
… Деревья в лесах, подернутых дымкой, — редки, Когда же их много — в картине запутанно, сложно… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
строка 9, столбец 1 | строка 9, столбец 2 | строка 9, столбец 3 |
Завадская Е.В. «Эстетические проблемы живописи старого Китая»
Дж. Роули "Принципы китайской живописи"Фостер Вив "Китайская живопись Тушью"
Эм. А "Китайская живопись"
Виноградова Н.А "Искусство Китая"
Новикова И. (сос.) Искусство Китая, Кореи, Японии.
Сун Жуй, Утянская Е. "Китайская живопись и каллиграфия"