Китайская живопись Эпоха Тан, Школа Чань Ван Вэй / Chinese painting The Age of Tang, Chan Wang Wei School

Китайская живопись  
Эпоха Тан, Школа Чань Ван Вэй



Собрание музея автономного района Гуанси-Чжуан
…Когда рисуешь горы — воды,
Сначала расставь по местам гостей и хозяев, После реши, что дальше, что ближе, Затем кое-где помести живое в пейзаже, Распредели что высоко, что низко…
Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа»

В качестве исторической справки: эпоха, империя Тан (Династия Ли) (618 —907 годы н.э.) — китайская императорская династия, основанная Ли Юанем. Династия Ли была основана Ли Юанем, крупным землевладельцем, который вместе со своим сыном Ли Ши- минем, одержал победу в гражданской войне, которая развернулась после падения  династии Суй.
К эпохе Тан складываются формы горизонтального и вертикального живописного свитка, выделяются основные жанры живописи: портрет, повествовательная (жанровая) живопись, пейзаж и живопись цветов и птиц. В портрете не ставилась задача показать человека как личность с индивидуальным характером. В портретном свитке Янь Ли-бэня «Тринадцать императоров» воплощалось осознание строгой общественной иерархии, четкая характеристика цветом, позой, одеждой, непреходящих свойств человека, постоянных, важнейшие его качеств как одного из правителей поднебесной. В Танских архитектурных памятниках живет монументальная красота, по словам Е.Завадской, в них нет никаких украшательств (например пагоды «Диких гусей», росписи Дуньхуанских пещер»)









 Пиши не слишком густым мазком.
Обилие туши рождает мутные пятна, а чистоты не бывает.
Не стоит писать слишком сухой кистью, Сухой штрих лишает картину сочности.
Чрезмерная красочность или сухость нарушают
гармонию…
Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа»
Историю собственно пейзажа как жанра открывает притча об одном из танских императоров и о двух мастерах— о пейзажисте Ли Сы-сюне и о величайшем среди всех художников китайской живописи (как считает традиция)  легендарном У Дао-цзы. Ли Сы-сюнь писал пейзаж несколько месяцев, У Дао-цзы — несколько дней, и «оба создали непревзойденные шедевры живописи» — повествует эта история. Так наметились две тенденции, две школы в живописи (у более поздних критиков место У Дао-цзы занял великий поэт, пейзажист и теоретик искусства Ван Вэй). Ван Вэем было создано наставление в пейзажном искусстве «Сокровенная тайна гор и вод», раскрывающее природу, ее огромный мир как олицетворение истины, а человека как весьма незначительную часть этого мира, пишет Завадская Е.В.










 Сделай у деревьев слева длинные, справа короткие ветви;
Расставь каменные громады, сверху темные, снизу светлые,
Располагая их, одни вздымай, другие распластывай, Глыбы камней пусть прильнут друг к другу.…
Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа»

Философскую основу живописи в этот период составляют в большей степени буддизм школы чань (южной школы чань).  Религиозно-философское учение чань сложилось в Китае на рубеже V—VI веков в результате трансформации отдельных концепций классического индийского буддизма или перенесения акцента с одной проблемы на другую. Чань - это китайская транскрипция санскритского слова dhyana, в древнем японском чтении — Zen (дзэн), означающего молчаливое сосредоточение, медитацию, молитвенное созерцание.
В известном трактате по теории искусства  «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»
(само произведение XVII в.), так говорится о возникновении в III веке философской и живописной школы чань: «У буддистов чань существует  северная и южная школы. Началось расхождение при Танах. И среди художников есть северная и южная школы. Размежевание началось также при Танах. Вовсе не потому, что одни северяне, а другие южане. Северное направление идет от отца и сына — Ли Сы-сюня. Южное направление идет от Ван Мо-цзе (Ван Вэя), начавшего применять размывы, изменившего прием контурного рисунка».









 Избегай мелочей — они лишают картину живости.
И сверху и снизу — облака и дымка, Но когда много их слишком — не очень красиво.
Они расплываются, и нет живости, одухотворенности..…
Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа»

Южная школа живописи и стала собственно чаньской живописью, тогда как северная школа сомкнулась с внечаньской традицией в искусстве. Дуалистический строй китайской живописи как эстетического феномена выявляется именно в это время — в VII—VIII веках.
В литературе о чань особенности северной и южной школ чаще всего сводятся к различию в трактовке постижения истины:  постепенность познания истины  у северной школы и внезапная озаренность ею — у южной.

Величайший китайский художник, поэт, музыкант и теоретик искусства Ван Вэй является признанным патриархом чаньской школы поэзии и живописи, его искусство  - квинтэссенция чаньских норм. 









 И справа и слева на горах леса и кустарник,
Не рисуй их слишком часто,
От них в картине — нагромождения, завалы —
Нет простора, покоя
Горы вздымаются высоко и отвесно, но не позволяй им упасть...…
Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа»

В области структуры стиха и живописного свитка Ван Вэй положил начало важнейшему принципу единства противоположностей. В стихе этот принцип выразился в строгой последовательности знака и паузы, когда пауза играет не меньшую семантическую и ритмическую роль, чем иероглифический знак; в живописи же — в сочетании пятен или штрихов, сделанных тушью, с незаполненной изображением поверхностью свитка. «Пустотно-белое» (кунбай) на свитке является согласно живописным принципам чань, выражением Неба (верхняя часть) и Земли (нижняя часть), между которыми в середине свитка разворачивается мир Человека. Но Небо и Земля не пассивны, они вторгаются своей белой пустынностью (то облаком, то разлившейся рекой) в главное изображение, пишет в своей книге Е.Завадска. такая значимость паузы и пустого пространства объяснялась тем, что искусство чань утверждало принцип намека и недосказанности.  Ван Вэй воплощение чаньской линии в культуре Тан.








Маленькая лодка затерялась среди безбрежной глади вод. Вся природа как бы проникнута грустью мягкого зимнего дня. Берег и небо исчезли в неярком свете бескрайнего туманного простора, слились с мглистой дымкой. Лишь одинокий рыбак в челноке качается на волнах. Живопись очень проста, ровная поверхность тронута легкими волнистыми линиями и размывами, что передает глубину. Эту «живопись без живописи» отличает простота и немногословие, она представляет собой чаньскую «икону» изображение постижения высшей реальности.








На «иконах» ( я использую термин из книги  Завадской Е.В.) в чаньском религиозном ритуале чаще всего  изображен пейзаж  или ветка цветущей сливы «мэй». Этот мотив потом получил невероятную популярность в Японии. Цветы построены по принципу янь— светлого начала (женского), как и Небо, тогда как деревья, их ствол и ветви, так же как и Земля, основаны на принципе инь — темного (мужского) начала. Чаще всего лепестков -пять но существуют и особые причудливые формы. Цветоножка, из которой растет цветок, символизирует Абсолют, пишет Е.Завадская. Прямостоящая чашечка, та часть, которая поддерживает цветок, символизирует три силы мира — Небо, Землю и Человека и  соответственно рисуется тремя точками. Цветок, растущий из чашечки, олицетворят пять первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками.










Мастера выработали для передачи пространства ряд сложных приемов. Один из них — так называемая рассеянная перспектива. При этом пейзаж делится на ряд планов как бы с передвигающейся точкой зрения. Высокий горизонт придавал пейзажным композициям грандиозность и почти мистическую величественность.
Художники не писали пейзажей с натуры, почти не писали портретов конкретной местности, а создавали обобщенный пейзаж — икону. Написание пейзажа и восприятие его было тождественно религиозному действу.










В период эпохи Тан  произошло объединение Китая. Литература и искусство процветают, художники продолжают традиции искусства VI века, подражают старым мастерам. Заметно усиливается влияние религии. Религиозные сюжеты господствуют в литературе и искусстве: в портрете, пейзаже, в жанровой живописи.
Первый танский император, как и многие правители до него, приказал художникам прославить для начала, его победы и писать портреты генералов и чиновников. Янь Ли-дэ и Янь Ли-бэнь — наиболее прославленные портретисты этого времени.








Второй император, Тай Цзун, считал Лао-цзы своим предшественником-двойником, и поэтому, естественно, даосизм наряду с буддизмом получил при его правлении широкое распространение. При его последователе Сюань Цзуне начинается золотой век танской культуры. Император сам был художником и каллиграфом.  Согласно одной легенде это он увидел тень бамбука в лунную ночь и начал первым его писать одной тушью.









 Поток глубок и далек, не давай ему иссякнуть
и высохнуть.
Дорога должна петлять, изгибаться.
Гора — высоко громоздиться.…
Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа»

Трактат Чжан Ян-юаня «Записки о прославленных мастерах разных эпох»   представляет собой самый крупный памятник эстетики живописи танского времени, он состоит из десяти частей. Даже простое перечисление названий этих частей может дать представление о широте охвата теоретических проблем: часть первая содержит пять глав: «Об истоках и течении живописи», «О неотъемлемых свойствах живописи», «О художниках разных времен ранга нэн ремесленные», «О шести законах китайской живописи»…







 Стремительный ветер рвет деревья, ливень рушит скалы.
Мелкая речушка с ровными берегами течет всегда у обрыва…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

Ван Вэй (王維, 701-761), был одним из самых известных людей искусства и литературы во времена династии Тан, одного из золотых веков китайской истории культуры. Его также называют Ван Юйчэн (Minister 右丞, министр правых Ван). Ван Вэй широко известен как гуманист, поэт и музыкант, живописец. В 17 веке писатель по искусству Дун Цичан (董其昌, 1555-1636) назвал Вана как основателя уважаемой южной школы поэтов-живописцев.











КИТАЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ
Ван Вэй родился и вырос во времена династии Тан, когда столица Чанъань (長安) была поистине богатым, безопасным, космополитическим городом. В 721 году он получил престижную степень дзинси («представленный ученый») в системе экзаменов на императорскую государственную службу, вероятно, больше за свои музыкальные таланты, чем за что-либо еще, хотя, как говорят, он раскрыл свои литературные таланты еще в девять лет. Жизнь его была наполнена приключениями, умудрился попасть даже в плен, когда он оказался, правда не по своей воле, среди мятежников. После того, как мятежные Чанъань и Лоян были захвачены имперскими силами в 758 году, Ван был спасен от позора за выраженное в стихотворении в адрес императора, верноподданнические  чувства, которое он сочинил  еще находясь в плену у мятежников, и из-за заступничества его брата Ван Цзинь ( ), императорского чиновника. К концу жизни Ван Вэй сильно разочаровался в жизни, и  опечаленный смертью своей жены и матери, он углубился в изучение буддизма.








 Глубокий горный поток— прямо под отвесной скалой. Взгорья и холмы должны возвышаться.
Если же они низки — не отличишь их от равнины
и отмели …
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»








 Деревья в лесах, подернутых дымкой, — редки,
Когда же их много — в картине запутанно, сложно…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»










123
строка 9, столбец 1 строка 9, столбец 2 строка 9, столбец 3
123 .








Список использованной литературы
Завадская Е.В. «Эстетические проблемы живописи старого Китая»
Дж. Роули "Принципы китайской живописи"
Фостер Вив "Китайская живопись Тушью"
Эм. А "Китайская живопись"
Виноградова Н.А "Искусство Китая"
Новикова И. (сос.) Искусство Китая, Кореи, Японии.
Сун Жуй, Утянская Е. "Китайская живопись и каллиграфия"