Китайская живопись Эпоха Пяти Династий Эпоха Сун / Chinese painting Age of the Five Dynasties, Song Dynasty

 Китайская живопись  
Эпоха пяти Династий Десяти царств 
Эпоха династии Сун


Пейзаж
Музейная коллекция Пекинского дворца
Среди гор и равнин, круч и пропастей виднеется хворост - значит, там затерялась тропинка.
У скал с опасными и отвесными стенами
Помести погруженный в сумрак, прикрытый
облаком лес.…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

ЭПОХА ПЯТИ ДИНАСТИЙ период Удай

Сравнительно краткий (в полстолетия) период китайской истории, так называемая  эпоха Пяти династий» и десяти царств – это эпоха политических переворотов в Китае, начавшаяся со свержения династии Тан и закончившаяся установлением династии Сун. За это время на севере страны быстро сменились пять династий, и было основано более 12 независимых царств, преимущественно на юге. Однако традиция называет только десять государственных образований, отсюда и название периода «Десяти царств». В 960 командующий дворцовой гвардией Чжао Куанъ­инь (927–976) провозгласил новую династию Сун,  а позднее завершил объединение страны. Хотя, многие земли, подвластные ранее империи Тан, вернуть не удалось









… Равнинная река, хотя и течет вдали
Пусть она не будет ровной, а с волнами. …
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

Не смотря на почти не прекращающиеся дворцовые перевороты эпоха отмечена необычайным взлетом эстетической мысли  и самого искусства, особенно пейзажа и жанра «цветы и птниы». Крупнейшие пейзажисты, такие, как Дун Юань, Гуань Тун. Цзюй-жань которые служили образцом для мастеров Сунской и Юаньской династий, творили именно в этот период. Признанные в Китае величайшими мастерами жанра «цветы и птицы» Сюй Си и Хуань Цюань также были художниками периода Удай.









… Быстро текущий поток вырывается, брызжет.
Дорога под дождем — порой светлая, порой темная…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

ЭПОХА ДИНАСТИИ СУН
Эпоха Сунской династии делится на два периода: период Северной Сун, которая правила после  периода Пяти династий и до ее падения, и период Южной Сун со столицей Ханчжоу.

 Переломным моментом в истории династии является 1127 год, когда войска чжурчжэньского государства Цзинь захватили столицу империи, Бяньлян. Императорский дом был уведён в плен в Маньчжурию, но одному из сыновей отрёкшегося монарха удалось бежать на юг, в Цзяннань. Он перенёс столицу в Ханьчжоу, а его военачальник Юэ Фэй остановил дальнейшее продвижение чжурчжэней на юг. Таким образом, история Сун делится на Северный и Южный периоды, соответственно, до и после переноса столицы.







… Из двух пиков один вздымай, другой делай пониже. Когда туман рассеется и свет засияет,
Значит, прояснился день.
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

Характер сунской культуры определялся и ростом городской культуры и меценатством императора, которое способствовало сосредоточению философов и художников при дворе, и система экзаменов, разработанная для получения должности чиновника.
В эту эпоху связь между живописью и философией и литературой становится настолько тесной и органичной, что основной стиль живописи получает название се и – буквально «писать идею», «воплощать прообраз». Другими словами, живопись была призвана  выражать философский смысл жизнь. Ее другое название «живопись литераторов». Вэньжэньхуа.

Стиль «Се и» стал доминантой сунской культуры. 










… Частые деревья образуют густой лес,
Крону рисуя — просветы и сплошные мазки чередуй.
Но избегай в картине жесткости, сухости…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

При Южных Сунах осмысливалась и комментировалась прежде всего «Книга перемен».  Лишь в период Сун это сочинение и другие классические памятники конфуцианской мысли, философское осмысление. Древнее конфуцианство, дополненное даосизмом и особенно учением чань, стало  неоконфуцианством – философской системой определившей характер эстетической мысли не только в период Сун, но и в последующие столетия.

Как пишет Завадская Е.В., Абсолют определен в неоконфуцианстве  как «Великин предел» - который, подобно Единому в учении чань и дао в даосизме не обладает формой, самого себя не проявляет и нигде не пребывает, то есть не имеет пространственно-временных атрибутов.







… Среди гор и равнин, круч и пропастей виднеется хворост —
Значит, там затерялась тропинка.…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

В период Сун живопись поднимается на необычайную высоту.  Все большую роль играет пейзаж и жанр «цветы птицы», жанровая живопись востребована куда меньше.
Многие из императоров были художниками, и меценатство очень поощрялось. Академия

живописи была значительно расширена и стала пользоваться большим влиянием в этот период в отличие от эпохи Тан и Пяти династий. Хой Цзун установил для своих придворных чиновников обязательное требование. Все они помимо своих обычных обязанностей должны были заниматься живописью, стать художниками.  А дворцовые экзамены на должность чиновника теперь еще включали  иллюстрацию к нескольким строкам или к одной фразе из классических философских трактатов или  популярной поэзии. И кисть в письме и живописи начинает рассматриваться как общий инструмент. Образовалась большая группа литераторов и художников, которые часто встречались за вином, чтобы обсудить судьбы живописи, каллиграфии и поэзии.







… У скал с опасными и отвесными стенами
Помести погруженный в сумрак, прикрытый
облаком лес..…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

Живопись эпохи Сун впитала и слила воедино идеи буддизма, даосизма и конфуцианства. Поэтому собственно религиозные сюжеты сравнительно редки в сунском искусстве,  все больше создаемся пейзажей, в которые включены маленькие фигурки святых.
Наивысшего расцвета достиг жанр «цветов и птиц». Особенно распространены были  картины, изображавшие так называемых «четырех благородных» и монохромная живопись орхидей. В этот период все жанры живописи, в том числе и религиозная, развивались поз знаком литературы.









… Быстро текущий поток вырывается, брызжет.
Дорога под дождем — порой светлая, порой темная...…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

Каллиграфия и монохромная живопись завоёвывают  роль  абсолютной эстетической вершины. В отдельных жанрах граница между ними практически размыта. Например, в наставлении по живописи бамбука, хризантем и орхидей живописные штрихи отождествлялись с восемью основными линиями каллиграфии (так называемые «восемь черт написания иероглифа «юн»). А три основных порока в живописи сформулированные теоретиком Го Жо-Сюем сводились к погрешностям в каллиграфии. Интересно, но эти погрешности объяснялись не столько недостаточным умением мастера, сколько недостаточной его шлифовкой собственного «я» художника. Все предопределяет личность художника, которая в идеале своем должна была сочетать высокую мочаль и богатство эрудиции. Зло и добро пребывают в штрихе. Как пишет Е.Завадская в своей книге «Эстетические проблемы живописи старого Китая», этот период истории китайского искусства сродни  европейской эпохи Возрождения.   










… Когда туман рассеется и свет засияет,
Значит, прояснился день.
Тучи несутся — собирается дождь…
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

Эта однородность художественного метода способствовала возникновению и быстрому росту Академии живописи, основанной в 1112 году в Кайфыне. Одним из стимулов создания Академии было высвобождение искусства от ремесла. С течением времени Академия живописи стала устанавливать принципы художественного воспитания, руководить эстетическими вкусами общества, направлять теорию и практику искусства.

На смену грандиозным ландшафтам, патетическому строю пейзажных свитков периода Пяти династий и ранних Сунов приходит грусть, тревожность души, отрешенное одиночество пейзажей Ма Юаня, построенных на асимметричном уравновешивании пустой, едва тронутой кистью поверхности свитка и затерявшегося в этой безбрежности человека.










… Высокие деревья стройно стоят.
Лишь одно или два сгибаются …
Ли Чэн трактат  «Тайна пейзажа»

До этого времени  в живописи осмысливались проблемы жанровой живописи, теперь же, при расцвете монохромного искусства, на первый план выходит пейзаж и живопись «цветы и птицы». Конец 11 начало 12 века был периодом расцвета живописи школы вэньжэньхуа (живопись литераторов) школа художников, философов, поэтов и каллиграфов – основными  выразителями ее идеалов были Су Ши и Ми Фэй.  Ми Фэй который был не только великим художником этой школы и одним из лучшим знатоков искусства, но и одним из самых ярких умов своего времени.
Школа Вэньженьхуа противостояла  ортодоксальной, академической линии в искусстве которую выразил Го Си.

















3
































123

строка 9, столбец 1

строка 9, столбец 2

строка 9, столбец 3

строка 9, столбец 1













3















































Список использованной литературы
Завадская Е.В. «Эстетические проблемы живописи старого Китая»
Дж. Роули "Принципы китайской живописи"
Фостер Вив "Китайская живопись Тушью"
Эм. А "Китайская живопись"
Виноградова Н.А "Искусство Китая"
Новикова И. (сос.) Искусство Китая, Кореи, Японии.
Сун Жуй, Утянская Е. "Китайская живопись и каллиграфия"