Китайская живопись Эпоха Пяти Династий Эпоха Сун / Chinese painting Age of the Five Dynasties, Song Dynasty
Китайская живопись
Эпоха пяти Династий Десяти царств
Эпоха династии Сун
Пейзаж
Музейная
коллекция Пекинского дворца
|
…
Среди гор
и равнин, круч и пропастей виднеется хворост - значит, там затерялась
тропинка.
У
скал с опасными и отвесными стенами
Помести
погруженный в сумрак, прикрытый
облаком
лес.…
Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа»
|
ЭПОХА ПЯТИ
ДИНАСТИЙ период Удай
Сравнительно
краткий (в полстолетия) период китайской истории, так называемая эпоха Пяти династий» и десяти царств – это эпоха
политических переворотов в Китае, начавшаяся со свержения династии Тан и
закончившаяся установлением династии Сун. За это время на севере страны быстро
сменились пять династий, и было основано более 12 независимых царств,
преимущественно на юге. Однако традиция называет только десять государственных
образований, отсюда и название периода «Десяти царств». В 960 командующий
дворцовой гвардией Чжао Куанъинь (927–976) провозгласил новую династию
Сун, а позднее завершил объединение страны.
Хотя, многие земли, подвластные ранее империи Тан, вернуть не удалось
… Равнинная река, хотя и течет вдали Пусть она не будет ровной, а с волнами. … Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Не смотря на почти не прекращающиеся дворцовые перевороты эпоха отмечена необычайным взлетом эстетической мысли и самого искусства, особенно пейзажа и жанра «цветы и птниы». Крупнейшие пейзажисты, такие, как Дун Юань, Гуань Тун. Цзюй-жань которые служили образцом для мастеров Сунской и Юаньской династий, творили именно в этот период. Признанные в Китае величайшими мастерами жанра «цветы и птицы» Сюй Си и Хуань Цюань также были художниками периода Удай.
… Быстро текущий поток вырывается, брызжет. Дорога под дождем — порой светлая, порой темная… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
ЭПОХА ДИНАСТИИ СУН
Эпоха Сунской династии делится на два периода: период Северной Сун, которая правила после периода Пяти династий и до ее падения, и период Южной Сун со столицей Ханчжоу.
Переломным моментом в истории династии является 1127 год, когда войска чжурчжэньского государства Цзинь захватили столицу империи, Бяньлян. Императорский дом был уведён в плен в Маньчжурию, но одному из сыновей отрёкшегося монарха удалось бежать на юг, в Цзяннань. Он перенёс столицу в Ханьчжоу, а его военачальник Юэ Фэй остановил дальнейшее продвижение чжурчжэней на юг. Таким образом, история Сун делится на Северный и Южный периоды, соответственно, до и после переноса столицы.
… Из двух пиков один вздымай, другой делай пониже. Когда туман рассеется и свет засияет, Значит, прояснился день. Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Характер сунской культуры определялся и ростом городской культуры и меценатством императора, которое способствовало сосредоточению философов и художников при дворе, и система экзаменов, разработанная для получения должности чиновника.
В эту эпоху связь между живописью и философией и литературой становится настолько тесной и органичной, что основной стиль живописи получает название се и – буквально «писать идею», «воплощать прообраз». Другими словами, живопись была призвана выражать философский смысл жизнь. Ее другое название «живопись литераторов». Вэньжэньхуа.
Стиль «Се и» стал доминантой сунской культуры.
… Частые деревья образуют густой лес, Крону рисуя — просветы и сплошные мазки чередуй. Но избегай в картине жесткости, сухости… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
При Южных Сунах осмысливалась и комментировалась прежде всего «Книга перемен». Лишь в период Сун это сочинение и другие классические памятники конфуцианской мысли, философское осмысление. Древнее конфуцианство, дополненное даосизмом и особенно учением чань, стало неоконфуцианством – философской системой определившей характер эстетической мысли не только в период Сун, но и в последующие столетия.
Как пишет Завадская Е.В., Абсолют определен в неоконфуцианстве как «Великин предел» - который, подобно Единому в учении чань и дао в даосизме не обладает формой, самого себя не проявляет и нигде не пребывает, то есть не имеет пространственно-временных атрибутов.
… Среди гор и равнин, круч и пропастей виднеется хворост — Значит, там затерялась тропинка.… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
В период Сун живопись поднимается на необычайную высоту. Все большую роль играет пейзаж и жанр «цветы птицы», жанровая живопись востребована куда меньше.
Многие из императоров были художниками, и меценатство очень поощрялось. Академия
живописи была значительно расширена и стала пользоваться большим влиянием в этот период в отличие от эпохи Тан и Пяти династий. Хой Цзун установил для своих придворных чиновников обязательное требование. Все они помимо своих обычных обязанностей должны были заниматься живописью, стать художниками. А дворцовые экзамены на должность чиновника теперь еще включали иллюстрацию к нескольким строкам или к одной фразе из классических философских трактатов или популярной поэзии. И кисть в письме и живописи начинает рассматриваться как общий инструмент. Образовалась большая группа литераторов и художников, которые часто встречались за вином, чтобы обсудить судьбы живописи, каллиграфии и поэзии.
… У скал с опасными и отвесными стенами Помести погруженный в сумрак, прикрытый облаком лес..… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Живопись эпохи Сун впитала и слила воедино идеи буддизма, даосизма и конфуцианства. Поэтому собственно религиозные сюжеты сравнительно редки в сунском искусстве, все больше создаемся пейзажей, в которые включены маленькие фигурки святых.
Наивысшего расцвета достиг жанр «цветов и птиц». Особенно распространены были картины, изображавшие так называемых «четырех благородных» и монохромная живопись орхидей. В этот период все жанры живописи, в том числе и религиозная, развивались поз знаком литературы.
… Быстро текущий поток вырывается, брызжет. Дорога под дождем — порой светлая, порой темная...… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Каллиграфия и монохромная живопись завоёвывают роль абсолютной эстетической вершины. В отдельных жанрах граница между ними практически размыта. Например, в наставлении по живописи бамбука, хризантем и орхидей живописные штрихи отождествлялись с восемью основными линиями каллиграфии (так называемые «восемь черт написания иероглифа «юн»). А три основных порока в живописи сформулированные теоретиком Го Жо-Сюем сводились к погрешностям в каллиграфии. Интересно, но эти погрешности объяснялись не столько недостаточным умением мастера, сколько недостаточной его шлифовкой собственного «я» художника. Все предопределяет личность художника, которая в идеале своем должна была сочетать высокую мочаль и богатство эрудиции. Зло и добро пребывают в штрихе. Как пишет Е.Завадская в своей книге «Эстетические проблемы живописи старого Китая», этот период истории китайского искусства сродни европейской эпохи Возрождения.
… Когда туман рассеется и свет засияет, Значит, прояснился день. Тучи несутся — собирается дождь… Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
Эта однородность художественного метода способствовала возникновению и быстрому росту Академии живописи, основанной в 1112 году в Кайфыне. Одним из стимулов создания Академии было высвобождение искусства от ремесла. С течением времени Академия живописи стала устанавливать принципы художественного воспитания, руководить эстетическими вкусами общества, направлять теорию и практику искусства.
На смену грандиозным ландшафтам, патетическому строю пейзажных свитков периода Пяти династий и ранних Сунов приходит грусть, тревожность души, отрешенное одиночество пейзажей Ма Юаня, построенных на асимметричном уравновешивании пустой, едва тронутой кистью поверхности свитка и затерявшегося в этой безбрежности человека.
… Высокие деревья стройно стоят. Лишь одно или два сгибаются … Ли Чэн трактат «Тайна пейзажа» |
До этого времени в живописи осмысливались проблемы жанровой живописи, теперь же, при расцвете монохромного искусства, на первый план выходит пейзаж и живопись «цветы и птицы». Конец 11 начало 12 века был периодом расцвета живописи школы вэньжэньхуа (живопись литераторов) школа художников, философов, поэтов и каллиграфов – основными выразителями ее идеалов были Су Ши и Ми Фэй. Ми Фэй который был не только великим художником этой школы и одним из лучшим знатоков искусства, но и одним из самых ярких умов своего времени.
Школа Вэньженьхуа противостояла ортодоксальной, академической линии в искусстве которую выразил Го Си.
Завадская Е.В. «Эстетические проблемы живописи старого Китая»
Дж. Роули "Принципы китайской живописи"Фостер Вив "Китайская живопись Тушью"
Эм. А "Китайская живопись"
Виноградова Н.А "Искусство Китая"
Новикова И. (сос.) Искусство Китая, Кореи, Японии.
Сун Жуй, Утянская Е. "Китайская живопись и каллиграфия"