ФРИДРИХ Каспар Давид Искусство Германии / Caspar David Friedrich German painter


КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ 
1774-1840

Меловые скалы в Рюгене
Музей Oskar Reinhart am Stadtgarten, Winterthur

1.Каспар Давид Фридрих (1774-1840), ведущий художник немецкого романтизма, особенно известен своими символическими и мечтательными пейзажами.
Фридрих родился в семье мыловара. Всего в его семье было десять детей - три девочки и семь мальчиков, из которых Каспар Давид Фридрих был шестым ребенком. Из 6 его братьев только четверо достигли совершеннолетия. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат. Причем история с братом настолько трагична, что оставляет пожененную травму в душе художника. Брат утонул, спасая самого Каспара Давида, когда тот катался на коньках.
С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене. Фридрих переезжает в Дрезден и поступает в октябре в местную академию. И в 1799 Фридрих впервые представлен как художник на ежегодной выставке Дрезденской академии. 


Крест в лесу

2.В Дрездене сблизился с кружком романтиков, включавшим Л. Тика, Новалиса, Г. фон Клейста, а также Ф. О. Рунге, познакомился с И. В. Гёте,  и с В. А. Жуковским.
На Рождество 1808  Фридрих представляет публике  свою первую картину маслом «Крест в горах» («Алтарь Тецхенер», Галерея Новых мастеров, Дрезден), которая вызывает как восторженное одобрение, так и решительное негодование. Из-за публичной критики имя  Фридриха попадает в заголовки газет и  приводит к фундаментальным спорам о романтическом искусстве.
1818 год – особенный год в жизни  Фридриха. Он женится на Кэролайн Боммер, жительнице Дрездена, которая была моложе художника почти на 20 лет.  С тех пор Кэролайн присутствует на многих его картинах (у Фридрихов родятся две дочери).  В июне он путешествует со своей женой в Грайфсвальд, Вольгаст, Штральзунд и на остров Рюген.
С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств, но большого дохода в дом это не приносит.

В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. За первым ударом быстро следует второй.  Художник умирает 7 мая 1840 г. в Дрездене.

Особенно интересны картины Фридриха с разрушенными храмами и процессией монахов. Он охотно изображал руины, порой с призраками. Например «Мечтатель»  где в одном из проем окон разместился кто? Путник?. Ему не страшно и не одиноко среди руин. Да и, может быть, они ему только снятся? Если XVIII столетие увлекалось «портретами усадеб», то начало следующего века интересовало храмы ( руины).

Мечтатель (Руины монастыря Ойбин)
Германия, Около 1835 г.
Государственный Эрмитаж

В рождественские дни 1808 года Фридрих выставил в своей мастерской картину «Крест в горах» (ниже). Уже сам факт создания пейзажа в качестве алтарного образа показывает значительность роли природы в романтическом мировоззрении – понятия природы и Бога у романтиков тождественны.
Композиция картины четко делится на два плана. На первом – скалистая гора, окруженная стройными зелеными елями, на ее вершине – распятие. На втором плане – покрытое золотисто-сиреневыми облаками вечернее небо с заходящим солнцем, символизирующее покинувшего земной мир Бога. Собранные в пучки крестоцвета лучи солнца образуют вокруг скалы с распятием сияющий нимб. 

Крест в горах
 Галерея Новых мастеров Дрезден

Фридрих так описывал тот образ, который он представил в "Кресте в горах" : «На вершине горы стоит высоко вознесенный крест, окруженный вечнозелеными пихтами и елями… Спускается светящееся  солнце, и пурпур вечера окрашивает перекладины креста. Иисус Христос, к кресту  прикрепленный, обращен лицом к солнцу, как образу Вечного, всеоживляющего отца. С учением Иисуса умер старый мир – время, когда Бог непосредственно жил на земле. Солнце спускается, и земля не может больше захватывать его лучи. Они чистым благородным металлом окрашивают перекладины креста в золото вечера и придают блеск земле. Крест на горе стоит крепко, как и наша вера. Вечнозеленые пихты – надежда человечества на него, воскресающего»

Двое мужчин, созерцающих луну
 Gemäldegalerie Neue Meister Дрезден

Романтизм далеко не всегда стремился оперировать известными символами. Такое можно сказать только о творчестве Фридриха. К точным символам у него относились руины, стволы деревьев без листьев, кладбища, горы, море, восход луны, одинокие фигуры или семейные группы. В искусстве других художников-романтиков такой насыщенности символами отсутствовал, или не был таким ярко выраженным. Романтики, объясняя свою тягу к символам в теории, то есть, рассуждая о них в различных эстетических трактатах и высказываниях (письмах и дневниках). Таким образом, символизация пейзажа строилась не на использовании отдельных знаков, а на общем отношении к пространству, к его конструкции, на ощущении цельности мира.

Дольмен

Романтизм, как пишут искусствоведы, среднего плана не любил, и не рассматривал его как определенную сценическую площадку, на которой развертывается основное действие. Он (романтизм) или «опускал» этот план, как обозначение слишком, по его понятиям, материальной части природы, или минимизировал его значение в композиции. Живописцы-романтики отказывались от классицистического деления пространства на зоны, параллельные друг другу, причем зоны, окрашенные в определенные тона (первый план затемнен, основной наполнен насыщенным цветом, дальний выдержан в холодных тонах, преимущественно голубых и серых). Понять романтическую систему легко, рассматривая изображение человека в пейзаже. Фридрих фигуру или ставил «на краю» пространства реального (и тогда она была соразмерна интерьеру, в котором представлена, как, например, в картине «Женщина у окна»), или увеличивал («Человек, созерцающий туман в горах»). Художник показывал фигуры со спины, что раньше являлось редкостью.

The Wanderer above the Mists (1817-1818) Kunsthalle, Hamburg

Он словно предлагал зрителю «войти в пейзаж» и оказаться рядом со смотрящим на ландшафт (или даже заместить его). У Констебля в картине «Вид на собор в Солсбери» на первом плане показана семья епископа Фишера; священнослужитель указывает на громаду здания, приглашая зрителя увидеть его в арке мощных сводов деревьев как некое видение (стены здания представлены более светлыми, чем грозовое небо над ним). 
Романтиков не интересовали стаффажные фигуры, расставляемые в пейзаже для его «оживления» или для того, чтобы передать масштабные соотношения элементов картины. Для них стаффаж не имел смысла, так как не нес содержательной нагрузки.

Пасхальное утро  (1833)
Музей Thyssen-Bornemisza, Мадрид

Романтический пленэр – своеобразная мифология света, торжество в честь первого дня творения. Свет противоположен мраку. Поэтика романтизма во многом связана с образами ночи. «Гимны ночи» Новалиса в этом отношении крайне показательны ( я сейчас не буду рассуждать на тему того как кончил сам Новалис). Тема ночи – для романтизма одна из важнейших. Для него мрак и свет в их противоположности, в их борьбе – характерны.
В своей оппозиционности они, тем не менее, предполагают друг друга. При невозможности передать мрак как таковой, когда ничего не видно, живописцы все же некоторую освещенность в своих картинах допускали, появлялся, если пользоваться словами того времени, некий «тьмосвет», как пишет в своей работе Валерий Турчин «Взгляд на природу у романтиков. Мир как пейзаж, пейзаж как мир»
Тему ночи с луной Фридрих, развил чуть ли не хрестоматийно, выразив всю иконографию романтического пейзажа, создав столь известные произведения, как «Ночная гавань» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Двое, созерцающие луну» (Галерея новых мастеров, Дрезден).

1


2


3


1. Ausblick ins Elbtal (1807).
2. Ausschnitt Eisberg.
3. Bateau sur l'Elbe, le matin dans le brouillard (1825) Huile sur toile  22,5x30,8

4


5


6


4. Boats in the Harbour at Evening (1828).
5. Croix dans la Forêt  Huile sur toile (1820) 42x32 cm  sst.
6. Der Chasseur im Walde (1814) 65,7x46,7 cm  Collection Particulière.

7


8


9


7. Der Mittag (1822).
8. Deux Hommes contemplant la Lune  Huile sur toile (1820) 35x44 cm Dresde, Gemäldegalerie Neue Meister.
9. Deux hommes en bord de mer au crépuscule  Huile sur toile  51x66 (1817) cm Berlin, Nationalgalerie.

10


11


12


10. Dolmen in the Fall (Hünengrab im Herbst) (1820).
11. Easter Morning (1833) Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid.
12. Felspartie (Felspartie im Harz) (1811).

13


14


15


13. Fir Trees in the Snow (1828) Munich, Neue Pinakothek.
14. Flat country shank at Greifswalder Bodden.
15. Frau am Meer auf Rügen (1818).

16


17


18


16. Frühschnee (Tannen im Schnee, Fichtenwald im Winter) (1828) 43,8x34,5 cm Hambourg, Kunsthalle.
17. Gartenterrasse (Schlossterrasse, Blick von der Terrasse des Schlosses Erdmannsdorf) (1812).
18. Graveyard under Snow (1826) Museum der bildenden Kunst, Leipzig.

19


20


21


19. Greifwald Harbour (1818-20) Nationalgalerie, Berlin v2.
20. Hill and Ploughed Field near Dresden (1825) 22,2x30,5 cm Hambourg, Kunsthalle.
21. Kügelgens Grab (1821-22).

22


23


24


22. La Cathédrale  Huile sur toile (1818) 152,5x70,5 cm  Collection Georg Schäfer.
23. La Tonnelle  Huile sur toile (1818) 30x22 cm  Munich, Neue Pinakothek.
24. Le cimetière de Priesnitz, près de Dresde  Huile sur toile (1828) 31x25,5 Berlin, Kupferstichkabinett.

25


26


27


25. Le Tombeau d'Ulrich von Hutten (1824) Huile sur toile  93x73 cm
26. L'Entrée du cimetière  Huile sur toile  143x110 cm (1826) Dresde, Gemäldegalerie Neue Meister.
27. Meadows near Greifswald (1820-22) Kunsthalle, Hamburg détail.

28


29


30


28. Moonrise by the Sea v.1 (1822) Nationalgalerie, Berlin.
29. Mountain Peak with Drifting Clouds (1822) 44x37 cm Berlin, Nationalgalerie.
30. Morning in the Riesengebirge (1810-11) Nationalgalerie, Berlin.

31


32


33


31. La Ruine d'Eldena dans le riesengebirge  Huile sur toile (1834) 72x101 cm  Greifswald, Pommersches Landesmuseum.
32. Landscape with Temple in Ruin (1797).
33. Landschaft mit Regenbogen (1810).

34


35


36


34. Le Pêcheur sur la plage  Huile sur toile  33,5x50,8 cm (1807) Vienne, österreichische Galerie im Belvedere.
35. Le Soir  Huile sur toile (1821) 22,3x31.
36. Le soir sur la Baltique  Huile sur toile  54x71,5 cm (1831) Dresde, Gemäldegalerie Neue Meister.

37


38


39


37. Les Récifs  Huile sur toile (1824) 22x31 cm  ksk.
38. Meadows near Greifswald (1820-22) Kunsthalle, Hamburg.
39. Moonrise by the Sea v.2 (1822) Nationalgalerie, Berlin.

40


41


42


40. Moonrise over the Sea (1821) The Hermitage, St. Petersburg.
41. Morgennebel im Gebirge (1808).
42. Morning in the Mountains (1822-23) The Hermitage, St. Petersburg.

43


44


45


43. Oak in the Snow (1820) Wallraf-Richartz Museum, Cologne.
44. Oil Painting by Carl Gustav Carus (1832).
45. On a Sailing Ship (1819) The Hermitage, St. Petersburg.

46


47


48


46. Picture in Remembrance of Johann Emanuel Bermer (1817) 
47. Port by Moonlight (1811).
48. Riesengebirge (Memories of the Riesengebirge).

49


50


51


49. Rocky Ravine (1822-23) Kunsthistorisches Museum, Vienna.
50. Segelschiff (1815).
51. The Cross Beside The Baltic (1815).

52


53


54
52. The Cross in the Mountains (1812).
53. The Dreamer (Ruins of the Oybin).
54. The Oaktree in the Snow (1829) Nationalgalerie, Berlin.

55


56


57


55. The Stages of Life (beach picture, beach scene in Wiek) (1833).
56. Ruins of the Monastery Eldena near Greifswald. 1824-1825. Oil on canvas, 35 x 49 cm. Inv. NG 1534.
57. Schwäne im Schilf beim ersten Morgenrot (1832) 

58


59


60


58. Seashore by Moonlight (1835).
59. Seashore with Shipwreck by Moonlight (1825-30) Nationalgalerie, Berlin 
60. Spaziergang in der Abenddämmerung (1837-40).

61


62


63


Осень
Лето
Зима

62


63


64


62. The Abbey in the Oakwood (1809) 110,4x171, Schloss Charlottenburg, Berlin.
63. The Morning (1820-21).
64. The Summer (Der Sommer (Landschaft mit Liebespaar)) (1807) Neue Pinakothek, Munich.

65


66


67


65. The Temple of Juno in Agrigento (1828-30).
66. The Watzmann (1824-25) Nationalgalerie, Berlin.
67. The Wreck of Hope, The Sea of Ice (Polar Sea), (1823-24) Kunsthalle, Hamburg.

68


69


70

68. Vision de l'Eglise chrétienne  Huile sur toile (1814) 66,5x51,5 cm  collection Georg Schäfer.
69. Waldinneres bei Mondschein (1823-30).
70. View of a Harbour (1815-16).

71


72


73


71. Woman before the Rising Sun (Woman before the Setting Sun) (1818-20) Museum Folkwang, Essen.
72. Winter Landscape (1811) National Gallery, London.
73. Winter Landscape (1812) Staatliches Museum, Schwerin