ВАСИЛЬЕВ ФЕДОР Искусство России / Feodor Vasilyev Russian painter (1850-1873)

ВАСИЛЬЕВ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
1850-1873 (23 года)
Российская империя 

"Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин." Николай Николаевич Ге

Берег Волги после грозы. 1871 Холст, масло. 66 x 102 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.
Несомненный талант признавали за ним все современники: и художники, и критики. Крамской сравнивал его со сказочным богачом, не знающим счета своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их, где попало. Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин.
В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в красоту природы. 

Близ Красного Села. 1868. Холст, масло. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Современники, да и поздние исследователи видели в Васильеве художника, который мог бы совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи, если бы не ранняя смерть.
Федор Александрович родился в Гатчине 22 февраля 1850 года. Переезд в Петербург не улучшил положения бедной семьи. Отец, мелкий чиновник, был игроком, много пил. Маленькую квартиру на Васильевском острове не покидала нужда. Уже двенадцатилетним ребенком, будущий художник служил на почтамте, время для рисования находил с трудом, занимался по вечерам и воскресным дням.
После сравнительно ранней кончины отца в 1865 году пятнадцатилетний сын, будущий художник, оказался главной опорой семьи, оставшейся без всяких средств.
Преждевременно взрослым и легко ранимым сделало юношу Васильева все пережитое, развив в художнике редкостную сложность духовной организации и повышенное внимание к нравственным вопросам жизни.

Болото в лесу. Осень. 1871-1873 Холст, масло. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Избрав путь художника, он действует с серьезностью взрослого человека, уже достаточно обремененного заботами о семье, и подчиняет своему решению весь распорядок жизни. Помимо устройства на работу к реставратору Академии художеств П. К. Соколову, в какой-то мере приближавшую будущего художника к таинственной и манящей сфере живописи, еще более перспективным шагом на пути обретения профессиональных навыков стало его поступление тогда же в вечернюю рисовальную школу (на Бирже), позволявшую совмещать занятия с заработком. Школа, основанная в свое время министерством финансов, оказалась к 1860-м годам в ведении Общества поощрения художников и благодаря учреждению художественного класса быстро завоевала популярность в кругу талантливой молодежи самых различных общественных слоев Петербурга.
В числе преподавателей школы был тогда не только пользовавшийся огромной любовью и авторитетом Крамской, но и другие художники из группы четырнадцати протестантов, демонстративно вышедших из Академии в 1863 году. Приметы, происходивших в искусстве перемен, особенно стали заметны тогда на ежегодных академических выставках.

В Крыму. После дождя. 1873 Холст на картоне, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1863 году группа учеников Академии художеств во главе с Крамским отказалась писать заданную программу и организовала знаменитую "Артель художников", ставшую центром демократического, передового искусства. Симпатии Васильева уже тогда не были на стороне Академии. Среди его ученических рисунков можно видеть копии с работ Перова, наброски бытовых сцен. Приход юного художника в "Артель" был закономерным.
Атмосфера товарищества, споры, горячие обсуждения всех новых явлений искусства и жизни и, главное, повседневная напряженная работа - все это увлекло молодого художника. Впрочем, Васильев вошел в "Артель" не робким учеником. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами "Артели". "К этому счастливцу всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом", - вспоминал Репин. На вечерах "Артели" Васильев восхищал товарищей своими импровизациями в рисунках, неистощимым остроумием. Он работал много и вдумчиво. 

В окрестностях Петербурга. 1868 Холст, масло. Ивановское объединение художественных музеев

К моменту окончания учебы (1867) Васильев уже познакомился с рядом художников и стал своим в их среде. Особенно близкими были отношения с И. В. Крамским, взявшим его под заботливую опеку, и с И. И. Шишкиным, с которым он постоянно работал на натуре.
С Крамским молодого художника связывало глубокое чувство сердечного влечения, перешедшее вскоре в духовную близость и дружеское общение. Необычно замечание Крамского о способностях его ученика: "Учился он так, что казалось, будто живет он в другой раз и что ему остается что-то давно забытое только припомнить".
К восемнадцати годам Васильев имел основание называть себя пейзажистом: мало кто из художников так рано сумел определить свое призвание. Значительную роль сыграл здесь крупнейший пейзажист И. И. Шишкин. Вместе с ним Васильев работал два лета подряд. Для молодого живописца, склонного видеть мир взволнованно и поэтично, трудно было найти более полезную и трезвую школу.
Лето, проведенное на Валааме, подготовило художника к самостоятельной работе, но все лучшее, что было достигнуто им, по-прежнему ограничивалось областью рисунка. Между тем и его творческий рост, и самый путь дальнейших поисков были невозможны без освоения профессионального живописного мастерства.

В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря. 1867 Холст, масло. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев. Он внушил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу, и, наконец, к самому процессу художественного труда. В ранних пейзажах Васильева немало "шишкинского": пристальный аналитический взгляд на мир, внимание к деталям. Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна. Тяжелые тучи нависают над притихшей равниной, стремительно и низко проносятся птицы, горизонт заволакивает сизо-синяя дождевая пелена. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. В этих картинах больше действия, чем настроения; художник лишь начинает свое открытие мира.
Все, чего мог достигнуть Васильев на первом этапе своих занятий, раскрывается, пожалуй, яснее всего в его работах 1868 года, связанных с летней жизнью в деревне Константиновке близ Красного Села под Петербургом. Оказавшись там на некоторое время вновь около Шишкина, Васильев, как и на Валааме, что-то берет от своего авторитетного наставника, но что-то из его влияния старается преодолеть. 

Вечер. 1869 Холст, масло. Тамбовская областная картинная галерея

Уже в 1868 году художник исполнил вполне зрелые свои картины "Деревенская улица", "После грозы", "Возвращение стада", в которых отчетливо проступало тяготение художника к лирическому восприятию природы и более красочной, чем до сих пор, ее передаче. при их внешней сдержанности и бездейственности, они будут вносить в содержание волнующую душевную интонацию. Хотя в живописи картин еще не преодолены некоторая графичность и сухость приемов, еще нет тонкости световых переходов и скупа палитра красок, обе они подкупают поэтичностью чувства, уже таящей в себе приметы будущего художественного метода Васильева.
Начало творческого пути Васильева совпадает с годами подъема национального реалистического пейзажа. Уже в картинах Перова природа ощущается как отражение дум и переживаний героя. Шишкин, Саврасов, Корзухин и другие художники показывают в своих работах своеобразную прелесть русского пейзажа, очищенного от омертвевших классицистических схем. Полотна Васильева сразу же занимают видное место рядом с работами передовых живописцев времени. 

Вечер в Крыму. 1871-1873 Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Путешествие по России 1869 года, когда Васильев впервые увидел природу средней полосы страны, навсегда запомнилось художнику. "Я всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся, все было ново", - писал он в одном из писем. Это умение "всему удивляться" в значительной мере характеризует личность художника. То, что некоторые принимали за легкомыслие - любовь Васильева к обществу, нарядам, успеху, было порождением все того же кипучего жизнелюбия. Васильев - человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Были в нем и болезненное самолюбие, и желание скрыть свою бедность, а более всего - трепетная любовь к искусству. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то "удивился до полной сконфуженности", не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ.
Эта встреча Васильева с Репиным произошла перед их совместной поездкой на Волгу, где Репин собирал материал для своих "Бурлаков". Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Даже Репин, будучи на семь лет старше Васильева, и, конечно, опытнее его, находился под влиянием младшего товарища. "Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. ... он был для нас превосходным учителем"

1


2


3


1. Березовая роща к вечеру. 1867-1869 Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
2. Вечер перед грозой (Вечер). 1867-1869  Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
3. Вид на Волге. Барки. 1870 ГРМ, Петербург

4


5


6


4. Возвращение стада. 1868 ГТГ Москва
5. Волжские лагуны. 1870 ГТГ
6. Грозовые облака. 1868-1871 Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

7


8


9


7. Гумно. 1868 Ульяновский областной художественный музей
8. Деревенская улица. 1868 ГТГ
9. Деревенский двор. 1867 ГРМ 

10


11


12


10. Деревня. 1869 ГРМ,  СПБ
11. Деревья. 1870 Этюд Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
12. Дорога в березовом лесу. 1867-1869 ГТГ

13


14


15


13. Дорога в лесу. 1867-1869 ГТГ
14. Заброшенная мельница. 1871-1873 ГРМ
15. Заря в Петербурге. 1870 ГТГ

16


17


18


16. Землянка. 1870 Нижегородский государственный художественный музей
17. Зима. 1871 ГТГ
18. Иллюминация в Петербурге. 1869 ГТГ

19. Крестьянская семья в лодке. 1870 ЧС

20


21


22


20. Крымские горы зимой. 1871-1873 ГТГ
21. Крымский пейзаж. 1871-1873 ГТГ
22. Летний жаркий день. 1869 ГТГ

23


24


25


23. Лето. Речка в Красном Селе. 1870 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
24. Мокрый луг. 1872 ГТГ
25. Мокрый луг. 1872 ГТГ

26


27


28


26. На Мойке. 1871 Бумага на холсте, масло. Государственный Литературный музей, Москва
27. На Неве. 1869-1871 ГТГ
28. На берегу моря. 1871-1873 Тюменский областной музей изобразительных искусств

29


30


31


29. На острове Валааме. 1869 ГТГ
30. На реке. Ветреный день. 1869 ГРМ
31. Осенний лес. 1871-1873  ГТГ

32. Оттепель. 1871 Государственный Русский музей, С.-Петербург

33. Оттепель. 1871 Государственная Третьяковская галерея, Москва

34


35


36


34. Пейзаж с облаками Ивановское объединение художественных музеев
35. Пейзаж со скалой и ручьем. 1867 Таганрогский художественный музей
36. Пейзаж. Крым. 1871-1873 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

37


38


39


37. Пейзаж. Парголово (Вид в Парголове). 1868 Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
38. Перед грозой. 1867-1869 ГРМ
39. Перед грозой. 1869 (?) Нижегородский государственный художественный музей

40


41


42


40. Перед дождем. 1870-1871 ГТГ
41. После грозы. 1868 ГТГ
42. После дождя. 1869 ГТГ

43


44


45


43. После дождя. Проселок. 1867-1869 ГРМ
44. Рассвет. 1873 Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
45. Утро. 1871-1873 ГРМ

46После проливного дождя. 1870 ГТГ