6. Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ КОРСУНСКАЯ Russian icons The image of the Virgin Korsunskaya

БОГОМАТЕРЬ КОРСУНСКАЯ

Икона
Божья Матерь Корсунская
Лондон, Британский музей без оклада

Оплечный вариант Богоматери типа «Умиление», иногда изображение погрудное. Богородица и Христос взаимно обнимают друг друга.
Дева Мария склонив голову, прижимает к себе двумя руками Иисуса. Он, закинув лицо, прислоняется к лицу Матери, иногда с лаской касается ее подбородка одной рукой, в другой руке держит свиток.

История этого святого образа уходит в седую древность. Существуют две версии его происхождения.

Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, — была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом.

Икона
Божья Матерь Корсунская
Лондон, Британский музей  в окладе

Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143—1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156—1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями.

Икона
Божья Матерь Корсунская  Палех  (1850-е)


В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора.
Икона
Корсунская икона Богоматери
Квашнин Алексей Иванович
Школа: Оружейная палата Московского Кремля
1708 г.
Частная коллекция


Икона
Богоматерь Корсунская
Первая половина XVII в.
Ярославский художественный музей, Ярославль


Икона
Богоматерь Корсунская, в окладе
XVII в. Дерево, левкас, темпера, серебро; золочение, чеканка
Государственный музей Новодевичьего монастыря, Москва, Россия
Из иконостаса Успенской церкви Новодевичьего монастыря.


Икона
Корсунская икона Богоматери, в киоте
Первая половина XVI в.; оклад, малый киот и створки — 1590 год; большой киот — 1877 год, мастер А. Жилин.
Дерево, темпера; оклад и киоты со створками — золото, серебро, чернь, чеканка, гравировка, эмаль по скани, золочение, камни, стекла, жемчуг.
25 × 20 см — икона; 120 × 60 — большой киот
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия
Происходит из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.


Икона
Корсунская икона Богоматери, без киота
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия
Происходит из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Икона
Корсунская икона Богоматери
Благовещенский монастырь (Нижний Новгород)


Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.



ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.