4. Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ Russian icons The image of the Virgin of Vladimir

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Икона
Богоматерь Владимирская
Рублев Андрей

Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир


Икона
Богоматерь Владимирская «Насаждение древа...» 1663
Похвала иконе «Богоматерь Владимирская» (Древо государства Московского)
Ушаков Симон Федорович
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконография. Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.
Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

По преданию, икона написана евангелистом Лукой на доске из того стола, на котором ел сам Иисус, еще во время жизни Богородицы и получила ее благословение.  В 450 году она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале 12 века из Константинополя прислана в дар Киеву князю.

Икона
Богоматерь Владимирская Школа или худ. центр: Москва
Вторая четверть XVII в.
Дерево, темпера; серебро, скань, эмаль по скани, выемчатая эмаль, цветные камни, цветные стекла, золочение
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюблский перенес икону в северные в земли и поместил в специально построенный  Успенский собор города Владимира. С 1480 года Владимирский образ Богоматери находится в Москве.
До 17 века, Образ считался главной святыней государства. Перед ней произносили клятвы верности своему отечеству, перед ней российские монархи венчались на царство, она играла заметную роль в обряде избрания всероссийских митрополитов и патриархов. Ее называли палладиумом русской государственности, и в течение нескольких веков они стояла по левую  сторону Царских врат – Успенского собора Кремля.
Сейчас Святыня в Третьяковской галереи, но передана Церкви и принимает участие в наиболее торжественных крестных ходах.

Икона
Божья Матерь Владимирская кон. 12в. (1370-1430)
Русский музей Санкт-Петербург


Икона
Владимирская икона Богоматери,  1652
Двусторонняя икона
Ушаков Симон Федорович
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Оборот — Голгофский крест.
Происходит из церкви Михаила Архангела в Овчинниках в Замоскворечье. Поступила в 1932 году из ЦГРМ.

(Образ выше) На обороте надпись: Лета 7160 (1652) году списана сия икона с самыя чудотворныя иконы пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой, а писал государев иконописец Симан Федоров. Зачата июня 19 день (далее неразборчиво). На лицевой стороне внизу: Реставрация 1926 г. м. с. марта, Овчинниковым Ив. В.


Икона
Владимирская икона Богоматери, с избранными святыми
Икона в киотной раме серед. 17 века
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир


Икона
Богоматерь Владимирская, с чудесами (описание ниже)
Середина XVII в. (около 1654 года?)
Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Образ выше. Древняя ярославская икона 1-й пол. XVIII в. происходит из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (157×135 см; ЯИАМЗ). В среднике - Владимирская икона в орнаментальной рамке; на широких полях - 18 клейм, иллюстрирующих сказания XII и XV вв. и одну повесть сер. XVI в. о «новых чудесах» Владимирского Образа.

 Лицевое сказание на полях иконы открывается традиционным изображением евангелиста Луки, пишущего образ Богоматери и подносящего его для благословения. В последнем клейме изображены уходящие с Владимирской иконой из Кремля святители; перед ними - преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, умоляющие не покидать город. В левом верхнем углу этого клейма - обнаженная фигура Василия Блаженного, стоящего у закрытых дверей Успенского собора, внутри которого святители держат на руках икону. В правом верхнем углу - др. свидетели этого чуда. Пространные надписи помещены на полях напротив клейм.

Клейма:
1.                  Евангелист Лука пишет икону Богоматери (левый верхний угол иконы)
2.                  Принесение иконы Богоматери из Константинополя в Киев
3.                  Чудо от иконы Богоматери в Вышгородской обители. Поклонение иконе князя Андрея Боголюбского
4.                  Спасение утонувшего слуги, посланного князем Андреем на поиски брода
5.                  Воскрешение жены пресвитера и его слуги
6.                  Чудо на реке Клязьме. Князь Андрей приказывает построить храм на месте, где остановилась икона
7.                  Спасение людей, погребенных под обломками обрушившихся Золотых ворот во Владимире
8.                  Победа князя Андрея Боголюбского над волжскими болгарами
9.                  Битва греческого царя Мануила с сарацинами
10.              Видение князю Всеволоду Владимира и Успенского собора «на воздусех»
11.              Взятие Владимира татарами
12.              Великий князь Василий и митрополит Киприан посылают во Владимир за иконой Богоматери
13.              Проводы иконы Богоматери из Владимира в Москву
14.              Сретение иконы на Кучковом поле близ Москвы
15.              Видение Богоматери во сне Темир-Аксаку
16.              Второй поход Темир-Аксака на Москву
17.              Моление князя Василия перед иконой
18.              Видение Василия Блаженного во время нашествия крымского хана Мехмет-Гирея в 1521 году



Икона
Божья Матерь Владимирская (19 век) 
Британский музей Лондон



Икона
Владимирская икона Богоматери, с избранными святыми
Ушаков Симон Федорович 1660 г.
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия
Происходит из Успенского собора Флорищевой пустыни.


Икона
Божья Матерь Владимирская (17 век) 
Британский музей Лондон


Икона
Богоматерь Владимирская с праздниками в 18 клеймах
Конец XVI в.
Сольвычегодский историко-художественный музей, Сольвычегодск

Клейма:
1.                  Троица 2.                  Рождество Богородицы 3.                  Введение во храм 4.                  Благовещение
5.                  Рождество Христово 6.                  Сретение 7.                  Крещение 8.                  Преображение 9.                  Воскрешение Лазаря 10.              Вход в Иерусалим 11.              Распятие 12.              Положение во гроб
13.              Сошествие во ад 14.              Вознесение 15.              Сошествие Святого Духа 16.              Успение
17.              Воздвижение креста 18.              Покров

Икона
Божья Матерь Владимирская (17 век)
(Оружейная палата?) Московского Кремля


Икона (описание клейм  ниже)
Богоматерь Владимирская
Царские изографы Начало XVII в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Икона
Божья Матерь Владимирская (ок 1850)
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США


Икона ( описание ниже)
Богоматерь Владимирская и праздники
Школа или худ. центр: Сольвычегодск
Начало XVII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Образ выше. Мастерская Строгановых
Живопись первоначально находилась под басменным окладом, также хранящимся в Эрмитаже.
Композиция средней части иконы восходит к знаменитой иконе Богоматери Владимирской рубежа XI–XII веков из собрания Третьяковской галереи.

На широких полях вокруг средника в 20 клеймах изображены ключевые события Ветхого и Нового Завета, показывающие молящемуся пути Божественного промысла — Предвечный Совет Святой Троицы о спасении падшего человечества и деяния воплощенного Логоса-Премудрости, направленные на осуществление этого Божественного плана — Домостроительства. Главным актом Домостроительства человеческого спасения является воплощение Христа и вхождение Его в земную историю, что свершилось в согласии с Божией волей и благодаря чистоте и смирению Девы Марии. Оно нашло выражение в ее покорных словах: «се раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1 : 38). Как самоволием Евы в мире воцарился грех и смерть (2 Кор. 11 : 3), так послушанием и смирением новой Евы, исполнившей свое истинное предназначение (1 Тим. 2 : 13–14), праведность и жизнь вернулись в историю человечества. Согласившись единожды стать матерью Бога, по слову церковного песнопения «взаимодавшая Богу свою плоть», Дева Мария всю жизнь исполняла заповедь материнства, пронизанную умиленной любовью к своему Божественному Сыну — воплощенной Премудрости.


Икона
Божья Матерь Владимирская (ок 1620)
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США


Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, и не стоит к этому прикасаться «чужими  рукам». 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.