5. Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ВСЕМ СКОРБЯЩИМ РАДОСТЬ / Russian icons The image of the Virgin Joy of All Who Sorrow

БОГОМАТЕРЬ 
ВСЕМ СКОРБЯЩИМ РАДОСТЬ

Икона
Божья Матерь Всем скорбящим радость (1707)
Третьяковская галерея Москва

Наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.
Изображаются люди, страдающие различными недугами и обуреваемые житейскими скорбями. Часто присутствуют надписи поясняющие. 

«Всех Скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым, работавшим в европейской стилистике.

Икона
Богоматерь Всех скорбящих радость
Москва Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской ц. на Ордынке.


Есть два вида иконографии. В первом Богородица в рост в образе Царицы с короной на голове стоит перед сидящим Христом в образе Архиерея и просит его за род людской.

Во втором Богородица в хитоне и мафории стоит в центре, над Ней Господь  Саваоф в облаках с двумя благословляющими руками.  Вокруг Богоматери – люди и ангелы, которые по размерам значительно меньше изображения Богоматери. Внизу храм, окружённый людьми. На руках Богородицы иногда изображается младенец Христос.

Икона
Божья Матерь «Всех скорбящих радость»
Икона царевны Натальи Алексеевны в окладе
По литографии 1862 г. Чудотворная икона царевны Натальи Алексеевны из Скорбященской церкви в Санкт-Петербурге.

Икона приобрела особую популярность в конце 17в., и  прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой. К 1688 году икона была уже настолько ветхой, что после прославления её укрепили вставками кипарисового дерева.
Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной.

Икона
Богоматерь «Всех скорбящих радость»
Школа Оружейной палаты
Конец XVII — начало XVIII вв.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу. 

В начале XVIII века произошло событие, внесшее неясность в дальнейшую историю чудотворного образа. Доподлинно известно, что около 1710–1711 года в связи с переездом царского двора из Москвы в Петербург царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, вывезла икону «Всех скорбящих Радости» из церкви Преображения на Ордынке. При этом осталось неизвестным, был ли то список с образа или же подлинник, место которого занял список. Неразбериха в этом вопросе прослеживается во всех популярных справочниках по чудотворным богородичным иконам с XIX века: одни авторы придерживаются первой версии, другие — второй. Так или иначе, обе иконы «Всех скорбящих Радости» — и та, что осталась в Москве, и та, что была увезена в Петербург, — в равной мере почитались как чудотворные. (Н. И. Комашко Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — ISSN 1683-7665. — 2004.)


Икона
Богоматерь «Всех скорбящих радость»
Начало XVIII в.

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва

При советской власти церковь была закрыта и превращена в фондохранилище Государственной Третьяковской галереи. По некоторым сведениям, хранившаяся там икона бесследно исчезла. Та икона, которая хранится сейчас на Ордынке, по одной из версий, является вкладом патриарха Алексия I, подарившего её храму, когда в нём в 1948 году были возобновлены службы. Это точный список с первоначальной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века. По другой версии, это именно та икона, которая находилась там до закрытия храма.

Икона
Божья Матерь Всех скорбящих радость с грошиками (XIX-XX вв)
Британский музей Лондон


Икона
Богоматерь «Всех скорбящих радость»
Школа Оружейной палаты
Начало XVIII в.

Музеи Московского Кремля, Москва, Россия


Икона (Описание Образа ниже)
Богоматерь «Всех скорбящих радость»
Школа или худ. центр: Оружейная палата Московского Кремля Начало XVIII в.

Государственный исторический музей, Москва

Образ вверху. Вверху, над небесными сферами, в молении перед Христом, облаченным в царские одежды, держащим скипетр в руке и восседающим на херувимском престоле, стоит Богоматерь в короне с развернутым свитком. Из уст Христа исходит надпись (она представлена зеркально): «Яко сын матери, вся ти дарую». Композиция заключена в овал, образованный двумя рядами огненных и синих серафимов и херувимов, по сторонам от которого в три ряда стоят ангелы. Эта зона иконы названа: «Небо Эмпирийское Престолу Божию», т.е. Царство Божие, или рай.
Ниже, в виде большой дуги, расположены одиннадцать небесных сфер. Четыре из них имеют надписи: «Небо перводвижимое», «Небо превесное [привешенное] от севера к югу и вопреки [обратно]», «Небо превесное от востока на запад и вопреки», «Небо звездное». На последней сфере изображены шесть знаков зодиака весенне-летнего периода (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева), а ниже семь светил, среди них: Солнце, Афродита, Вамий (Гермес), Луна. У трех планет названия не сохранились, вероятно, это Арес (Марс), Зевс (Юпитер), Кронос (Сатурн) (Ретковская Л. С. Вселенная в искусстве Древней Руси // Памятники культуры. М., 1960. Вып. 33.)

Икона
Богоматерь «Всех скорбящих радость» Фрагмент1

Икона
Богоматерь «Всех скорбящих радость» Фрагмент2

Икона
Богоматерь «Всех скорбящих радость» Фрагмент3

Икона
Божья Матерь Всех скорбящих радость
Частная коллекция


Икона  (Описание Образа ниже)
Богоматерь «Всех скорбящих радость»
Вторая треть XVIII в

Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва

Образ выше. К концу XVII в. Образ существовал в двух вариантах. Более распространенным стал тот, в котором Богоматерь с Младенцем на руках молится за предстоящих Ей больных, увечных, чудесно спасенных от гибели в морской пучине и от рук жестоких разбойников. Материнскому состраданию ко всем ищущим небесной защиты соучаствует сонм ангелов.

Описываемая икона имеет ряд интересных отличий от установившейся схемы. Главное из них — отсутствие Младенца Христа на руках Марии. Она держит широкое покрывало, неотъемлемый атрибут иконы Покрова. Художник соединил два сходных по содержанию иконографических типа, создав по существу новый изобразительный канон. Подобное размывание иконографических традиций стало обычным явлением в XVIII и XIX вв.

Серебряный оклад полностью повторяет композицию иконы. Живописный характер изображения целиком перенесен в чеканку. Отсутствие традиционных полей на окладе восполняет декор из элементов в стиле рококо.


Икона
Богоматерь «Всех скорбящих радость» со святыми на полях
Богатыревы — мастерская
Школа или худ. центр: Невьянск 1800–1810-е гг.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Икона
Богоматерь «Всех скорбящих радость»
Школа или худ. центр: Кострома; НерехтаСередина XVIII в.

Ярославский художественный музей, Ярославль


Икона
Божья Матерь Всех скорбящих радость  (18 век)
Частная коллекция


Икона
Божья Матерь Всех скорбящих радость  (19 век)
Палех
Частная коллекция


Икона: Богоматерь "Всех скорбящих Радосте". Россия, XIX в. Поступила в 1991 г. Передана Выборгским районным финансовым отделом. Государственный Эрмитаж

Икона: Богоматерь "Всех скорбящих Радосте". Россия, XIX в. Поступила в 1991 г. Поступила в 1980 г. Передана Ленгорсудом. Государственный Эрмитаж





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.