Китайская живопись ЖАНРЫ Chinese painting style


Китайская живопись 
ЖАНРЫ

Репродукция  
Чжан Вэй
Вертикальная ось
Китайский национальный дворец-музей, Тайбэй, Китай

ПОРТРЕТ. В период Хань портрет был господствующим жанром в живописи. До нашего времени практически не дошли памятники искусства периодов Тан и уж тем более Хань, но письменные источники свидетельствуют о необычайном распространении портретной и жанровой (с вкраплением портрета) живописи в тот период.
После периода Тан  портретной живописи в иерархии жанров стала отводиться куда менее значительная роль, пока наконец он не заняла последнее место.

Из всех жанров именно портрет, созданный китайским мастером, труднее всего воспринимается человеком европейской традиции. Основная тенденция в портретной живописи Китая: максимальное  стремление воплотить портрете «духовное начало», «сущность человека».








Подлинного развития портрет получил в эпоху Хань. Особенно был распространен мемориальный портрет, составляющий часть культа предков. Гу Кай-чжи великий портретист древности понимал портрет как двойник изображаемого человека, а глаза – зеркалом души. Потому, как свидетельствуют письменные источники, он долго медлил прежде чем написать глаза, поскольку даже небольшое искажение  при изображении глаз вело к искажению облика человека. (его портреты не сохранились).  В портрете основную эстетическую нагрузку несет изображение костюма. Каждая деталь костюма, количество шариков на головном уборе, цвет костюма, его узор, все рассказывает о положении в иерархической лестнице и мироощущении изображаемого.










С конца периода династии Тан намечаются две основные линии в портретном искусстве.  Первая – конфуцианская, по другому- официальная позиция с социально-этической значимостью человека. Вторая – опирается на даосско-буддийскую философию ценности личности, поэтому старается раскрыть неповторимые черты характера.
Мастера первого направления писали чаще всего мемориальные портреты исторических деятелей, чиновников и членов из семей. Они работали в цвете со, скрупулёзной прорисовкой деталей.

Мастера второго направления  создавали образы поэтов, отшельников и фантастические портреты архатов и святых. Писали одной тушью, иногда прибегая к легкой подсветке, в свободной эскизной манере. 








Вершиной портретной живописи первого направления, красочноорнаментального, направления в период Суш был мастер Чжан Сы-чун, который оказал сильное влияние и на японское портретное искусство.
По мнению Завадской Е.В. существует три феномена китайского портрета не понятных для европейца:
1.Набор религиозных и социальных символов
2. отличные от европейской принципы физиогномики
3. связь с иероглифом в любой изобразительной форме. 








Китайские портретисты, не развивая глубоко анатомические представления, переносили внимание с фигуры человека на одеяние. Одеяние было не чем-то действительно существующим, а некоей абстрактной схемой. Какие только линейные узоры не извлекали они из складок халата ученого или женского платья. Нередко художник гораздо больше интересовался одеянием. чем самой фигурой. Портрет, как правило, создавался после смерти человека, и в нем не искали сходства с умершим, пишет Завадская Е.В.  Портретная живопись была одним из самых демократичных жанров, так как культ предков с ею потребностью в создании мемориальных портретов делал профессию портретистов почти равной профессии горшечников: ведь смерть приходит в каждый дом и портрет умершего был нужен в быту почти так же, как миска для еды.










ПЕЙЗАЖ. Буквально горы-воды, показывает, что эти два начала были важнейшими в пейзаже. Лес, деревья являются третьим элементом пейзажа. Три мира китайского пейзажа: мир воды, мир камня, мир дерева.
Го Си, так характеризует пейзаж в своем трактате: «Для гор вода — это жилы с кровью; трава, деревья — их волосы; дышш, облачка — их пвет лица; поэтому горы, получившие воду, — живые; приобретшие траву и деревья — цветущие; получившие дымки и облачка - красивые. Для вод горы — это лицо; беседки, павильоны - это глаза с бровями; рыболовные сети и удочки - их души»










Вода — первый из пяти первоэлементов. Согласно легенде, феникс стал символом чистоты
потому, что напоен водой. Водопад – символ встречи Неба и Земли. Он, подобно дракону, выражает единство бытия и небытия.

К миру воды относятся и облака — «небесные горы». Они выражают изменчивую природу дао, живописным образом которого, была вода. Функции облаков и дымок были столь многообразны и сложны — от философских до технических структурных, — что искусство живописи облаков выделялось долгое время в специальный жанр живописи теоретики пейзажа отводили особые разделы искусству писать облака.


























Мир камня спускает нас с небес на Землю, хотя и камни содержат небесное начало, в частности, в так называемых «трех сторонах камня» или в уходящих в заоблачные выси горных пиках. В технике живописи разработаны специальные приемы изображения камней. Существует около сорока видов штриха, моделирующего фактуру камня.
Дерево — второй из пяти первоэлементов. В китайской живописи можно говорить об эстетическом культе дерева. В свитках встречается чрезвычайно много пород деревьев, но есть несколько излюбленных образов, заключающих в себе большую культурную традицию. 






Особенно часто на изображениях появляется ива, которая была символом скромной красоты и утонченности. Кроме того, ива обладает, согласно народным поверьям, огромной действенной силой — она может одолеть демонов и изгонять злых духов. Ивовым веником обметают могилы перед праздником. Из ивы нередко режут изображения даосских божеств, которые могут связать человека с иным миром. Ивовые веточки порой помещают над дверью жилища, веря, что это несет добро семье.
Но слабость, кротость ивы делала ее нестойкой против искушений. Поэтому ее нельзя было изображать позади дома, так как в задней части дома располагались женские покои и ива могла оказать дурное влияние на слабых женщин. А вот шелковицу, напротив, нельзя было изображать у входа дом, так как она омоним слову сан—скорбеть, горевать.

Особой популярностью среди китайских живописцев пользовалась сосна. Она была олицетворением и конфуцианской сдержанности и стойкости, и даосского идеала «пользы бесполезного», то есть изогнутого, изломанного, сучковатого и непригодного для поделок, и чаньской идеи вечной юности — скрытого нутра просветленного человека.










В китайской теории искусства были установлены точные нормы цветовых и пространственных соотношений: «Горы на первом плане — слабого тона, на втором - немного темнее, а на заднем плане — еще темнее. Ибо те, что удалены прикрыты более плотными испарениями облаков, цвет их поэтому темнее, зеленый же тон постепенно становится голубоватым».










ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ. Живопись так называемых «четырех благородных» цветов (орхидея, дикая слива сорта «мэйхуа», бамбук и хризантема) как особый раздел жанра «цветы и птицы» возникла в X веке и стала невероятно популярной. Под знаком орхидеи (по-китайски лань) в период Юань развивалась культура IV столетия. В основном, писали орхидеи художники школы «литераторов» и много женщин-художниц. Предполагалось, что самое сложное, научиться писать листья орхидеи, умение выразить образ целиком. А вот сердцевина цветка – глаза прекрасной женщины. Живопись орхидеи по большей части монохромная.








Возникновение жанра живописи бамбука относят к периоду Тан, а вот у Сунув монохромная живопись бамбука стала привилегией небольшого круга избранных – художников-литераторов.  Само  изображение бамбука  преподносится как таинство и мистическое действо. Живописная техника разработана и зафиксирована. Чтоб писать бамбук надо создать его образ в душе. Существует следующая легенда о возникновении монохромной живописи бамбука: однажды, одна придворная знатная дама по имени Ли в лунную ночь увидела тень от бамбука на створке окна. Она была поражена тем, что тень выражала сущность бамбука в большей степени чем живой, зеленый бамбук.








Популярность бамбуку может составить только покрытая нежными цветками изогнутая ветка дикой сливы (мэйхуа). Живопись развернулась параллельно бамбуку и была особо любима поэтами-даосами. Как и бамбук мэйхуа символизирует чистоту и благородство, несгибаемость.

Хризантема - образ классической поэзии, «льющая поздний аромат». Она прекрасна, скромна и целомудренна, «гордая в инее», воплощение торжества осени.