ДИЕГО ВЕЛАСКЕС Испанская живопись / Diego Velázquez Spanish painter (1599-1660)

ДИЕГО РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА И ВЕЛАСКЕС
Diego Rodríguez de Silva y Velázquez
1599 - 1660 (61 год) 


Коронация Богоматери (ок.1635) (176 x 124) Мадрид, Прадо

Испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. 
Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра  (исп.)рус. 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьми детей в семье.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер.

Кузница Вулкана (ок.1630) (223 x 290) Мадрид, Прадо

В 1622 году Веласкес впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной — достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. В частности, в Мадриде Веласкес написал портрет известнейшего поэта Луиса де Гонгоры и сумел привлечь к своей персоне внимание ряда вельмож, выразивших восхищение его талантом. Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение. 

Мастерская гобеленов (ок.1657) (220 x 289) Мадрид, Прадо

Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших при испанском дворе. Король, правивший величайшей в мире империей, считался не человеком, но божеством, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские привилегии, поскольку зарабатывал на жизнь трудом. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах, и там было установлено кресло для Его Величества. Король, имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника». 



Голова косули (ок.1634) (66 x 52) Мадрид, Прадо

Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались. Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Художник неустанно писал прославившие его портреты, создал ряд полотен религиозного и мифологического содержания. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Это картина, вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, - одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите. 

Непорочное зачатие (1618-1619) Лондон, Нац. галерея

На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой, изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа — грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.

1


2


3


1. Antonia de Ipeñarrieta y Galdós и её сын Луис (ок.1631) (215 cm x 110) (Мадрид, Прадо).
2. Diego del Corral y Arellano, судья Верховного совета Кастильи (ок.1631) (215 x 110) (Мадрид, Прадо)
3. Конный портрет маркиза де Леганес (1628) (225 х 117) (Вена, Музей истории искусств).

4


5


6


4. Конный портрет Гаспара де Гусмана, графа-герцога Оливареса (ок.1635) (127,6 х 104,1) (Нью-Йорк, Метрополитен).
5. Конный портрет королевы Изабеллы де Бурбон, супруги Филиппа IV (1635-1636) (301 x 314) (Мадрид, Прадо).
6. Конный портрет принца Бальтазара Карлоса (1635-1636) (211,5 x 177) (Мадрид, Прадо).

7


8


9


7. Марс (ок.1641) (179 x 95) (Мадрид, Прадо).
8. Крестьяне за столом (ок.1620) (96 х 112) (Будапешт, Музей изящ.искусств).
9. Менипп гадаринский циник и сатирик (1639-1640) (179 x 94) (Мадрид, Прадо).

10


11


12


10. Портрет архиепископа Фернандо де Вальдеса (1640-1645) (Лондон, Нац. галерея).
11. Портрет графа-герцога Оливареса (1638) (67 x 54.5) (С-Петербург, Эрмитаж).
12. Портрет дамы (ок.1630) (123.7 х 101.7) (Берлин, Гос.музей).

13


14


15


13. Портрет дамы с веером (ок.1640) (95 х 70) (Лондон, Коллекция Уоллеса).
14. Поклонение волхвов (1619) (203 x 125) (Мадрид, Прадо).
15. Портрет дона Кристобаля де Рибера (Севилья, Музей изящ.искусств).

16


17


18


16. Портрет Изабеллы де Бурбон, супруги Филиппа IV, королевы Испании и Португалии (1632) (Вена, Музей истории искусств).
17. Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии (1652-1653) (127 × 99) (Вена, Музей истоии искусств)
18. Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии (1655-1657) (66 x 56) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы).

19


20


21


19. Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии (ок.1630) (59,5 x 44,5) (Мадрид, Прадо)
20. Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии (ок.1652) (231 × 131) (Вена, Музей истории искусств)
21. Портрет Марии Терезы (1638-1683), принцессы Испании в голубом платье (1659) (127 x 107) (Вена, Музей истории искусств).

22


23


24


22. Завтрак (1617) (108.5 x 102) (С-Петербург, Эрмитаж)
23. Пожилая женщина, жарящая яйца (ок.1618) (100.5 × 119.5) (Эдинбург, Нац. галерея Шотландии)
24. Меркурий и Аргус (ок.1659) (127 x 250) (Мадрид, Прадо)

25


26


27


25. Водонос из Севильи (1623) (106.7 х 81) (Лондон, Музей Веллингтона).
26. Женщина в образе Сивиллы (ок.1648) (64 × 58) (Даллас, Meadows Museum).
27. Портрет папы Иннокентия X (ок.1650) (141 х 119) (Рим Галерея Дориа Памфили)

28


29


30


28. Портрет принца Бальтазара Карлоса в образе охотника (1635-1636) (191 x 103) (Мадрид, Прадо)
29. Портрет принца Карлоса (1626-1627) (209 x 125) (Мадрид Прадо)
30. Портрет Филиппа IV (1605-1665), короля Испании (1624) (200 х 102,9) (Нью-Йорк, Метрополитен)

31


32


33


31. Туалет Венеры (Венера перед зеркалом) (1647-1651) (Лондон, Нац. галерея)
32. Триумф Вакха (1628-1629) (165 x 225) (Мадрид, Прадо)
33. Приписывается Веласкесу. Торговец (1625) (122 х 140) (Амстердам, Гос.музей)

34


35


36


34. Распятие (1631) (100 x 57) (Мадрид, Прадо)
35. Распятие (ок.1632) (248 x 169) (Мадрид, Прадо).
36. Рукодельница (1640-1650) (74 x 60) (Вашингтон, Нац. галерея).

37


38


39


37. Конный портрет Гаспара де Гусмана, графа-герцога Оливареса (1635) (313 x 239) (Мадрид, Прадо).
38. Конный портрет королевы Маргариты Австрийской, супруги Филиппа III (ок.1631) (297 x 212) (Мадрид, Прадо)
39. Конный портрет Филиппа III (ок.1631) (300 x 212) (Мадрид, Прадо).

40


41


42


40. Портрет Хуана Франсиско де Пиментеля, десятого графа Бенавента (1648) (109 x 88) (Мадрид, Прадо).
41. Портрет Хуаны Пачеко, жены художника, в образе Сивиллы (ок.1631) (62 x 50) (Мадрид, Прадо).
42. Портрет шута Диего де Ацедо, называемый 'Кузен' (1635) (107 x 82) (Мадрид, Прадо).

Сдача Бреды (1635) (307 x 367) (Мадрид, Прадо)

44


45


46

44. Семейный портрет Филиппа IV или Менины (1657) (318 x 276) (Мадрид, Прадо).
45. Святой Антоний в гостях у первого отшельника Павла Фивейского (ок.1634) (257 x 188) (Мадрид, Прадо).
46. Святой Павел (Барселона).

47


48


49


47. Три музыканта (1616) (88 х 111) (Берлин, Гос.музей).
48. Уважаемая мать Иеронима де ла Фуенте (ок.1620) (160 x 110) (Мадрид, Прадо).
49. Ужин в Эммаусе (1622-1623) (123.2 x 132.7) (Нью-Йорк , Метрополитен).

Филипп IV охотится на кабана (возможно, 1632-1637) (Лондон, Нац. галерея).

51


52


53

51. Христос в доме Марфы и Марии (возможно, 1618) (Лондон, Нац. галерея).
52. Христос страдает за христианскую душу (возможно, 1628-1629) (Лондон, Нац. галерея).
53. Св.Иоанн Евангелист на Патмосе (разутый монах-кармелит из Севильи) (ок.1618) (Лондон, Нац. галерея).

54


55


56


54. Конный портрет Филиппа IV (1631-1636) (303 x 317) (Мадрид, Прадо).
55. Портрет принцессы Марии Маргариты, дочери Филиппа IV (70 х 58) (Париж, Лувр).
56. Портрет Филиппа IV (1626-1628) (57 x 44) (Мадрид, Прадо).

57


58


59


57. Портрет шута с собакой (1650) (142 x 107) (Мадрид, Прадо).
58. Эзоп (ок.1638) (179 x 94) (Мадрид, Прадо).
59. Портрет шута Себастьяна де Морры (ок.1646) (106,5 x 82,5) (Мадрид, Прадо).

60


61


62


60. Святая Руфина (1630-1635) (Севилья, Fundación Focus Abengoa).
61. Портрет шута Кристобаля де Кастанеды и Перния по прозвищу Рыжебородый (1635) (106,5 x 82,5) (Мадрид, Прадо).
62. Портрет шута Франсиско Лезано (ок.1640) (107 x 83) (Мадрид, Прадо).