ИСКУССТВО ЯПОНИИ. ПЕРИОДЫ / Japanese painting. Periods

ИСКУССТВО ЯПОНИИ. 
ПЕРИОДЫ

Наганобу Кано.  период Момояма 16в. Токийский Национальный музей А-11530

Японская живопись (яп. 絵画 кайга, «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.[1] Другим предметом, широко распространённым в японской живописи, является изображение сцен из повседневной жизни и тематических картин, которые часто переполнены фигурами и деталями. Эта традиция, несомненно, началась в период раннего средневековья под влиянием Китая, но со временем стала рассматриваться как часть японских традиций, которая существует и сегодня

Наганобу Кано.  период Момояма 16в. Токийский Национальный музей 2

Период Ямато
В периоды Кофун и Асука (IV — VII века) наряду с внедрением китайской письменности (иероглифы), создания государственного режима по китайскому образцу и распространения буддизма, из Китая в Японию были завезены и многие произведения искусства. После этого в Японии начали воспроизводить произведения живописи в стиле аналогичном китайскому.

Период Нара
С дальнейшим развитием буддизма в VI и VII веке в Японии процветала религиозная живопись, используемая для украшения многочисленных храмов, возведённых аристократией, но в целом в период Нара в Японии вклад в развитие искусства и скульптуры был больше, чем в живопись. Ранние из сохранившихся картин этого периода включают росписи на внутренних стенах храма Хорю-дзи в префектуре Нара. Эти росписи включают рассказы о жизни Будды Шакьямуни.

Наганобу Кано.  период Момояма 16в. Токийский Национальный музей 3

Период Хэйан
Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. С этого времени в Японии начинают появляться записи о наиболее талантливых художниках, в том числе Косэ Канаоке.

Период Муромати
В XIV-XVI веках развивается стиль суми-э (монохромная живопись тушью).

Адзути-Момояма
В резком контрасте с живописью периода Муромати выступает живопись периода Адзути-Момояма (1573—1603). Ей характерен полихромный стиль с широким использованием золотой и серебряной фольги. В то время большой известностью и престижем пользовалась школа Кано. Её основатель Эйтоку Кано занимался росписью стен потолка и раздвижных дверей для разделения комнат. Такие расписные элементы служили украшением замков и дворцов военной знати.

Наганобу Кано.  период Момояма 16в. Токийский Национальный музей 4

Период Эдо (1603—1868)
В этот период искусство впервые обращается к темам повседневности - мир чайных домов, театра Кабуки, борцов сумо. Появление гравюры на дереве было связано с демократизацией культуры, поскольку гравюре свойственна тиражность, дешевизна и доступность. Вслед за бытовой живописью гравюра стала называться укиё-э. Развитие гравюры связано с художником Хисикава Моронобу, который изображал незамысловатые сцены из жизни обитателей чайных домов, ремесленников, совмещая на одной гравюре разнообразные не связанные между собой события. Японская гравюра в 1780-1790 гг. вступает в период расцвета. Судзуки Харанобу впервые применил приём раската, создающий переход от темного к светлому тону, варьировал толщину и фактуру линий. Он не заботился о реальной расцветке, море на его гравюрах розовое, небо песочное, трава голубая, все зависит от общего эмоционального настроя сцены.

Период Мэйдзи
Со второй половины XIX века было отмечено разделение искусства на конкурирующие европейский и традиционный стили. Во время периода Мэйдзи Япония подверглась большим политическим и социальным изменениям в процессе европеизации и модернизации, организованной правительством. Западный стиль живописи официально продвигался правительством. Перспективные молодые художники были посланы за границу для учёбы, а иностранные художники приезжали в Японию для разработки школьной программы по искусству.

Тем не менее, после первоначального всплеска интереса к западному художественному стилю, маятник качнулся в противоположную сторону, произошло возрождение традиционного японского стиля. В 1880 году западный стиль искусства был запрещён на официальных выставках и подвергался резкой критике.

Наганобу Кано.  период Момояма 16в. Токийский Национальный музей 6

 






Период Хэйан 11-12в







Период Хэйан 11-12в
   






Период Хэйан 11-12в
   






Период Хэйан 11-12в
   
View of Amanohashidate. Национальный музей Киото








Период Камакура
Период Муромати 15в. Kyushu National Museum
Период Муромати 15 в. Токийский национальный музей







Период Муромати 15 в. Токийский национальный музей
Период  Хэйан 12в
Период Камакура 

Период Адзути-Момояма. Токийский Национальный музей
 
Период Эдо. 18 в. Токийский Национальный музей.
Эти знаменитые работы были написаны художником-литератором Ике-но Тайгой (1723-1776) в возрасте от начала до середины 40-х годов. Под влиянием художников-литераторов Янагисава Киена (1704-1758) и Гион Нанкай (1677-1751)
Детали:







Национальный музей Киото. 

Цветы и птицы. Национальный музей Киото.


Цветы и птицы. Национальный музей Киото.

Период Муромати. Токийский Национальный музей

 






Период Муромати. Национальный Токийский музей







Период Муромати. Национальный Токийский музей
        






Период Муромати. Национальный Токийский музей
   






Период Муромати. Национальный Токийский музей
 

Период Муромати 15в.  Национальный Токийский музей


Период Адзути-Момояма 16-17 вв. Токийский Национальный музей
  






Период Адзути-Момояма. Токийский Национальный музей
Киотский Национальный музей