МЕНГС АНТОН РАФАЭЛЬ Немецкая живопись / Anton Raphael Mengs German painting

АНТОН РАФАЭЛЬ МЕНГС
1728 - 1779 (51 год) 
ГЕРМАНИЯ

Репродукция  
Антон Рафаэль Менгс
Благовещение Марии
Музей истории искусств Вена

Самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма, Мэнс, родившийся в Богемии, обучался  в Риме, где он поселился в 1751 году и прожил большую часть своей жизни. Современники знали его как одаренного художника и теоретика неоклассицизма. Сын саксонского придворного художника Измаила Менгса — датчанина по происхождению. Начала рисования изучал вместе со своей сестрой Терезой Конкордией под руководством отца.
Менгс живет в Риме, переходит в католичество и женится на  римской натурщице Маргерите Гуацци. В конце 1755 года Менгс познакомился с Иоганном Иоахимом Винкельманом, который вскоре стал самым близким его другом и оказал большое влияние на формирование взглядов художника в области теории живописи.

Жизнь его балует - в 1755 году художник получил от папы Климента XIII звание рыцаря «Ордена Золотой шпоры». В 1761 году художник уехал в Мадрид, где совместно с Джованни Баттистой Тьеполо оформлял Новый королевский дворец. Работал он также и в загородных королевских резиденциях Аранхуэсе и Ла-Гранхе. Гонорары обоих мастеров при испанском королевском дворе были чрезвычайно высоки.

Парнас. Германия, 1750 - 1760-е гг. Государственный Эрмитаж


В 1773 году автопортрет Менгса в галерее Уффици был помещён на почётном месте —  ни много ни  мало - под картиной Рафаэля. В 1774 году был избран президентом римской Академии Святого Луки. В том же году он снова приехал в Испанию, там познакомился с молодым Гойей, талант которого, вероятно, оценил и помог тому получить место художника Королевской шпалерной мануфактуры святой Варвары.
Менгс вернулся в 1777 году в Рим. Умер 16 июня 1779 года. Похоронен в римской церкви Санти-Микеле-э-Маньо. В семье Менгсов было двадцать детей, семерым из них после смерти художника испанский король Карл назначил пенсион.

При жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля. Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского.

2


4


5


2. Мария с Младенцем и двумя ангелами. Музей истории искусств Вена

4. Персей и Андромеда. Германия, 1778 г. Государственный Эрмитаж
"Персей и Андромеда" написана на сюжет "Метаморфоз" Овидия. Она была выставлена в Палаццо Барберини в Риме в 1777 г. и вызвала восторг зрителей. Менгс обратился к античному наследию в поисках совершенных художественных форм. Замысел произведения был навеян принадлежавшей жене художника камеей (ныне она хранится в собрании Эрмитажа). Образцом для фигуры Персея послужила статуя Аполлона Бельведерского; фигура Андромеды заимствована с античного рельефа на вилле Памфили в Риме. Упорядоченность ясно читаемой композиции, идеально правильный рисунок, мастерство скульптурно-объемной моделировки фигур, величественный риторический жест главного героя - все указывает на то, что программное произведение мастера создано по строгим канонам классицизма, убежденным приверженцем которого был Менгс.


5. Поступил из Гатчинского дворца. Государственный Эрмитаж
Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) - знаменитый немецкий историк и теоретик искусства. В 1775 г. в Дрездене вышла работа ученого "Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре", которая произвела огромное впечатление на современников и создала теоретические предпосылки для развития неоклассицизма. Главное произведение Винкельмана, "История искусства древности" (1764), стало первым исследованием, в котором рассматривается история искусства как процесс и затрагивается вопрос эволюции стиля. Свои выводы историк сформулировал так: "Единственный путь для нас сделаться великими - это подражание древним". Менгс был первым, кто попытался воплотить эту идею в живописи. Сблизившись с Винкельманом, Менгс стал убежденным приверженцем его доктрины и воплощал его теорию в своих исторических полотнах. Однако сейчас художника ценят, в первую очередь, как первоклассного портретиста.


6


7


8


6. Удовольствие ,ок 1754 Музей Метрополитен Нью-Йорк
7. Св. Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне. Германия, около 1774 г.
Поступил между 1774 и 1783 гг. Происходит из собрания Екатерины II Государственный Эрмитаж
8. Сошествие Св. Духа на апостолов. Германия, после 1751 г.  Происходит из собрания Екатерины II Государственный Эрмитаж

9


10


11


9. Благовещение.  Происходит из собрания Екатерины II Государственный Эрмитаж
10. Благовещение 
11. Аллегорическая женская фигура. Поступит из собрания Юсуповых Государственный Эрмитаж

12


13


14


12. Автопортрет. Картина является повторением "Автопортрета", написанного Менгсом в 1774 г. для галереи Уффици во Флоренции. Государственный Эрмитаж
13. Апостол Петр. Музей истории искусств Вена
14. Инфанта Мария Тереза. Музей истории искусств Вена

15


16


17


15. Сон св. Иосифа. Музей истории искусств Вена
16. Инфанта Мария Людовика (1745-1792), жена Леопольда II Музей истории искусств Вена
17. Христос на Масличной горе  Palacio Real, Madrid.

18


19


20


18. Не  тронь  Меня  Palacio Real, Madrid.
19. Распятие  Palacio Real
20. Триумф Истории над Временем.  Потолок библиотеки  Ватикана

21


22


23


21. Суд Париса
Германия, около 1757 г. После cмерти Менгса картина осталась незавершенной. 
Происходит из собрания Екатерины II Государственный Эрмитаж
22. Диана, как олицетворение  Ночи  Один из ансамбля из четырех картин с олицетворением времени суток, предназначенных для будуара Марии Луизы Пармской, принцессы Астурийской
23. Гелиос как олицетворение Полдня.  Один из ансамбля из четырех картин с олицетворением времени суток, предназначенных для будуара Марии Луизы Пармской, принцессы Астурийской

24


25


26


24. Геркулес как олицетворение Вечера.  Один из ансамбля из четырех картин с олицетворением времени суток, предназначенных для будуара Марии Луизы Пармской, принцессы Астурийской
25. Латона с детьми Аполлоном и Дианой
26. Непорочное зачатие. Музей Прадо, Мадрид

27


28


29


27. Иоанн Креститель в пустыне. Музей Прадо, Мадрид
28. María Carolina de Habsburgo-Lorena, reina de Nápoles. Музей Прадо, Мадрид
29. Мария Амалия Саксонская. Музей Прадо, Мадрид

30


31


32


30. Мария Луиза де Парма, принцесса Астурийская. Музей Прадо, Мадрид
31. Принц Астурийский, будущий Карлос IV Музей Прадо, Мадрид
32. Кающаяся Магдалина. Музей Прадо, Мадрид

33


34


35


33. Поклонение пастухов. Музей Прадо, Мадрид
34. Поклонение пастухов. Национальная Галерея искусств, Вашингтон
35. Кающаяся Магдалина. Дрезденская картинная Галерея

36


37


38


36. Четыре свободных искусства: астрономия. Музей изящных искусств Либурна (Франция - Либурн)
37. Четыре свободных искусства: музыка. Музей изящных искусств Либурна (Франция - Либурн)
38. Невинность. Частная коллекция

39


40


42


39. Герцогиня Мария Тереза ​​Австрийская. Музей Прадо, Мадрид
40. Эрцгерцог Франц Иосиф Карл. Музей Прадо, Мадрид
41. Портрет папы Клемента XIII. Частная коллекция

Иоанн Креститель в пустыне. Частная коллекция