ИКОНЫ. ОСТРОВ КИЖИ ЦЕРКВИ, ЧАСОВНИ. / IСONS Churches, Chapels Kizhi Island, Russia
ОСТРОВ КИЖИ
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
ЦЕРКВИ, ЧАСОВНИ. ИКОНЫ
Ки́жи — остров в северной части Онежского
озера на территории Кижского зоологического заказника.
Известен размещённой на острове
экспозицией музея-заповедника «Кижи», в том числе архитектурным ансамблем
Кижского погоста.
Фото и информация с официального сайта «Кижи» — государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника © Музей-заповедник «Кижи»
Ансамбль «Кижский погост»
МЕСТНЫЙ РЯД ИКОНОСТАСА
Нижний ряд иконостаса — местный, отличается от прочих рядов не только разнообразием состава, но и размерами икон. В этом ряду стоят иконы, которые написаны в XVII, первой четверти XVIII и в середине XVIII веков. Они различного формата, и, чтобы высота ряда была единой, их обрамляют рамами.
Местный ряд этого иконостаса включает 20 икон, большая часть из которых крупноформатные, с изображением популярных на севере святых.
|
|
|
1. Зосима и Савватий в житии
В среднике, окруженном 22 клеймами, изображения Зосимы и Савватия Соловецких на фоне Соловецкого монастыря. Фигуры в рост, обращены в трёхчетвертном развороте к центру. Над ними полусфера с изображением Богоматери Панагия. У лона Богоматери крупный медальон с изображением Христа-Эммануила.
2. Огненное восхождение Ильи пророка
Композиция иконы состоит из средника включающего 4 сцены из жизни пророка Ильи: огненное вознесение пророка Ильи, Илья в пустыне, Илья, раздвигающий воды потока, Явления ангела Илье и 20 клейм, расположенных по периметру.
3. Покров Богородицы (Покров) Вторая половина ХVII века
|
|
|
5. Северная алтарная дверь. «Лоно Авраамово», «Насажденный рай», «Плачемся и рыдаем».
7. Даниил во рву львином 18в.
Икона включает в себя три сюжета:
1) в верхней части иконы — «Лоно Авраамово»; 2) в центре — «Насажденный рай»; 3) нижний сюжет посвящен бренности человеческой жизни и условно назван по начальным словам церковного погребального песнопения «Плачемся и рыдаем».
6. Преображение Господне. 17в.
|
|
|
8. Успение Богородицы 18в.
9. Собор Пресвятой Богородицы 18в.
11. Спас Нерукотворный. 18в.
12. Преподобный Савватий Соловецкий 18в.
14. Преподобный Антоний Римлянин 18в.
15. Чудо Георгия о змии, с житием 18в.
|
|
Иконография традиционна: поясное изображение Богоматери с Христом справа. Поворот головы Христа и Богоматери — трёхчетвертной. Голова Богоматери слегка наклонена к Христу. Левой рукой Богоматерь придерживает Иисуса; правая рука приподнята к груди в жесте адорации. Христос левой рукой двуперстно благословляет; правой держит свернутый свиток 18в.
17. Иоанн Богослов (из царских врат) 18.
ПРАЗДНИЧНЫЙ РЯД
Над местным рядом в кижских иконостасах расположен праздничный ряд.
В преображенском иконостасе он состоит из 28 праздничных икон. Столь большое число икон подробнейшим образом раскрывает евангельскую историю Христа, а также иллюстрирует события из христианской истории, что можно отнести к явлениям исключительным для праздничных рядов северных иконостасов.
|
|
|
19. Рождество Богородицы 18в.
20. Введение во храм
22. Рождество Христово 18в.
23. Сретение 18в.
25. Преполовение. проповедь в синагоге 18в.
26. Христос и самаритянка у колодца. 17в.
26. Исцеление слепого 18в.
27. Снятие с креста 18в.
29. Моление о чаше 18в.
30. Троица Ветхозаветная 18в.
32. Положение во гроб 18в.
33. Исцеление расслабленного 18в.
35. Воскресение 18в.
36. Уверение Фомы 18в.
38. Сошествие св. Духа на апостолов. 18в.
39. Воздвижение креста 18в.
41. Покров Богородицы 18в.
42. Второй Вселенский собор 18в
ДЕИСУСНЫЙ РЯД
В третьем ярусе кижских иконостасов расположен деисусный чин.
Деисусный чин, как ведущий в ансамбле, выделяется по высоте и удлинённым пропорциям икон. В центре этого ряда — икона «Спас в силах». Размеры преображенского иконостаса определили большой состав святых, предстоящих Спасителю.
Кроме двенадцатифигурного апостольского чина в него включены отцы Церкви. Все они пользовались популярностью в Заонежье, земле долгое время входившей в состав новгородских земель.
44. Святой князь Александр Невский. 18в.
45. 45. Иоанн Златоуст 18- нач. 19в.
47. Архиепископ Медост (Патриарх Иерусалимский Медост) 18 нач. 19в.
48. Святитель Василий Великий 18-нач.19в.
50. Апостол Филипп нач. 18в.
51. Апостол Иаков Заведеев.
53. Евангелист Лука нач. 18в.
54. Евангелист Иоанн Богослов нач. 18в.
56. Богоматерь нач. 18в.
57. Спас в силах нач. 18в.
59 Архангел Гавриил нач. 18в.
60. Апостол Павел нач. 18в.
62. Евангелист Марк нач. 18в.
62. Евангелист Марк ная. 18в.
65. Апостол Иаков Алфеев нач. 18в..
66. Апостол Фома нач. 18.
ПРОРОЧЕСКИЙ РЯД
Завершающим ярусом кижских иконостасов являются иконы с изображением пророков — пророческий ряд.
Здесь также заметно влияние Великого Новгорода на северные земли — в центре этого ряда образ «Богоматерь Знамение». В преображенском иконостасе этот ряд столь же внушителен, по количеству икон и изображенных на них пророков, как и предыдущие ряды.
Один из последних пророков Ветхого Завета.
Три главных пророчества Аггея составляют 10-ю книгу 12-ти малых пророков (Тре-Ассар). Речи его направлены к современным ему иудейскому царю Зоровавелю и первосвященнику Иисусу, которых он упрекает в бездействии и поощряет к возобновлению работы по восстановлению Иерусалимского храма, постройка которого по наветам самаритян была приостановлена предшественником Дария.
68. Пророк Иезекииль 18в.
Согласно христианскому учению, один из четырёх ветхозаветных «великих пророков»; в иудаизме — один из трёх «великих пророков» (Исаия, Иеремия, Иезекииль), жил в правление иудейского царя Иехонии. Пророчествовать начал в возрасте тридцати лет, находясь в вавилонском пленении
69. Пророк Манассия 18в.
Манассия является родоначальником одного из колен Израилевых — колена Манассиина, которое получило удел частью на восток от Иордана (земли Васан и Галаад — Нав. 17:1), а также земли в северной Самарии вплоть до Средиземного моря. Племя Манассии номинально господствовало над своим уделом, поскольку они не только не изгнали ханаанеев с их земель, но даже не смогли покорить их и взять с них дань
|
|
|
малый библейский пророк, последний из ветхозаветных пророков.
Согласно Священному Преданию, Малахия происходил из колена Завулонова, умер в молодости; пророчествовал в то время, как Иерусалимский храм был снова построен после плена, вероятно — около 400 г. до н. э.; был таким же поборником веры и закона во дни Ездры и Неемии, как Аггей и Захария — во дни Зоровавеля.
Малахия обличал народ за недостаток усердия в жертвах, священников — за уклонение от веры, угрожает им судом Божиим за разные пороки и богохульство. в то же время он провидит славу второго храма и ясно предсказывает пришествие Мессии, явление Предтечи и грядущий Суд Божий.
71. Пророк Даниил 18в.
библейский пророк (в христианской традиции относящийся к «великим пророкам»).
Потомок знатного иудейского рода, подростком попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона — при дворе Кира и Дария. Среди известных эпизодов истории Даниила — его чудесное спасение в львином рву и истолкование слов «мене, мене, текел, упарсин», начертанных таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира.
72. Пророк Нафан 18в.
Библейский пророк, живший во времена царей Давида и Соломона, один из авторов Книги Царств (1Пар. 29:29, 2Пар. 9:29).
Он возвестил Божий суд Давиду (2Цар. 12). Ранее Нафан сообщил царю Божественное откровение: строительство храма, планировавшееся Давидом и поначалу одобренное Нафаном, не будет осуществлено, но Господь вместо этого укрепит дом Давида и благословит его
|
|
|
второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета, автор книги пророка Иеремии и книги «Плач Иеремии». Пророк Иеремия жил спустя 100 лет после Исаии (первого). В это время Ассирия начала терять своё могущество, а власть Вавилона становилась всё сильнее. Падение Ассирии не могло быть предотвращено даже с помощью Египта. Заключив союз с мидийцами, вавилонский царь Набопаласар в 612 г. до н. э. занял столицу Ассирии Ниневию.
74. Пророк Иона 18в.
Ветхозаветный пророк Северного царства (относящийся к так называемым «малым пророкам»), преемник пророка Елисея[1]. Именно при Иеровоаме II осуществилось предсказанное Ионой «приращение» территории Израиля (4Цар. 14:25) в результате успешной для Северного царства войны с Сирией.
Иона — древнейший из еврейских пророков, писание которого дошло до нашего времени. И он же был единственным ветхозаветным пророком, который «попытался убежать от Бога»
75. Пророк Гедеон начю18в.
Пятый по счёту из судей израильских, родился и был похоронен в Офре. В народе Гедеон получил также прозвание Иероваал, то есть «противоборец Ваалу», за то, что разрушил жертвенник, установленный в честь этого языческого божества
|
|
строка 9, столбец 3 |
Библейский пророк в Израильском царстве в IX веке до н. э. В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым.
Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.
77 Пророк Захария нач. 18в.
Один из двенадцати ветхозаветных малых пророков. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа
78. Богоматерь Знамение 18в.
Иконы из церкви Воскрешения Лазаря (Успенский Муромский монастырь)
Церковь воскрешения Лазаря.Церковь Воскрешения Лазаря — древнейшая из сохранившихся деревянных православных храмов на Русском Севере. В экспозиции музея она занимает особое место, позволяя проследить путь становления мастерства зодчих от простейшей клетской срубной постройки до многоглавой композиции Кижского погоста. Церковь состоит из двух бревенчатых срубов (алтаря и кафоликона) и дощатого притвора. Миниатюрные размеры помещений определили скромный церковный интерьер.
|
|
|
2. Благоразумный разбойник Рах (северная алтарная дверь). 17в.
3. Спас Нерукотворный
5. Апостол Петр 17
6. Архангел Михаил 17в
8. Апостол Павел 17в
9. Мученик Лавр 17в
Иконы из часовни Архангела Михаила (д. Леликозеро)
Часовня Архангела Михаила была поставлена в последней трети XVII столетия в деревне Леликозеро Спасо-Кижского погоста, а с XVIII в. стала относиться к Великогубскому приходу.
Часовня состоит из небольшого прямоугольного молитвенного помещения, длинной трапезной, в два раза превосходящей по размерам основное помещение, и крытого крыльца со звонницей. На остров Кижи перевезена в 1961 г.
2 - Никола отказывается от молока матери по средам и пятницам
3 - Обучение Николы и исцеление сухорукой
3 - Обучение Николы и исцеление сухорукой
5. Богоматерь 17в.
6. Спас в силах 17в.
8. Богоматерь Одигитрия 17в.
9. Никола Чудотворец (выносная двусторонняя икона) 17в.
ИКОНЫ
2. Архангел Михаил – грозных сил воевода. Карелия, Заонежье 18в
3. Чудо Георгия о змие Карелия
5. Богоматерь Казанская, Св. Николай Чудотворец, св. Власий, пророк Илия, св. муч. Параскева Пятница и неизвестная мученица Медвежьегорский р-н 18в.
8. Вседержитель 19в.
9. Преподобный Нил Столобенский, Преподобный Иоанн Кущник, Преподобная Ксения 19в.
10. Пророк Захария и пророчица Елизавета 19в.
|
|
|
11. Введение во храм 18в.
12. Николай Чудотворец 19в.
14. Архидиакон Стефан 19в.
15. Спас на престоле Иконы из церкви Ильи Пророка Водлозерского погоста 19в
16 Святая мученица Параскева, нареченная Пятница Иконы из часовни во имя Николы Угодника в д. Бочилово (Пудожский р-н) 19в
|
|
|
17. Святой Модест, патриарх Иерусалимский и святой Власий, епископ Севастийский 19в
18. Преображение. Иконы из церкви Ильи Пророка Водлозерского погоста 19в
19. Преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие 19в Иконы из часовни во имя Николы Угодника в д. Бочилово (Пудожский р-н)
|
|
|
20. Рождество Христово 17в. Иконы из церкви Ильи Пророка Водлозерского погоста
21. Введение во храм 17в. Иконы из церкви Ильи Пророка Водлозерского погоста
21. Введение во храм 17в. Иконы из церкви Ильи Пророка Водлозерского погоста
23. Мученики Кирик и Иулита и преп. Макарий Желтоводский. 18в. Иконы из часовни Знамения Богородицы в д.Корба
24. Спас Всемилостивый (Спас Смоленский) Иконы, не входящие в иконостас и небо часовни Петра и Павла д. Волкостров