ХАККЕРТ ЯКОБ ФИЛИПП Немецкая живопись / Jakob Philipp Hackert German painting

ЯКОБ ФИЛИПП ХАККЕРТ
1737 - 1807 (69 лет) 
ГЕРМАНИЯ

Репродукция
Хаккерт 
Вид в Казерте
Германия, 1784 г.
Происходит из собрания Павловского дворца-музея
Государственный Эрмитаж

Якоб Филипп Хаккерт занимает особое место среди немецких пейзажистов XVIII в. Изучив достижения европейской пейзажной живописи предшествующего столетия, он создал тип идеального ландшафта, соответствовавшего духу времени. Якоб Филипп Хаккерт учился живописи сперва у своего отца и дяди, затем в Берлинской академии художеств. Работал в Скандинавии, Франции, а после 1768  жил и работал главным образом в Италии. Был одним из наиболее успешных пейзажистов 1770-х и 1780-х годов, типичным представителем классицизма. Имел высокопоставленных почитателей среди европейских аристократов и, в том числе, в России. Ему заказывали картины императрица Екатерина II, её сын наследник престола Павел Петрович, князь Юсупов.

На картине запечатлена Казерта - город неподалеку от Неаполя. Королевский замок, виднеющийся в глубине, построен архитектором Ванвителли около 1770 г. В этом замке у Хаккерта была мастерская, когда он работал придворным художником неаполитанского короля. Здесь в 1787 г. у него гостил И. В. Гете. Пейзажи художника, достаточно условные и отвлеченные, построены по одной схеме. Для него характерны безоблачно-спокойные дали, яркие краски, передающие голубое южное небо, мотив двух раскидистых деревьев, фланкирующих композицию. На фоне лугов выделяются мелкие фигурки поселян. Отличаясь редкой работоспособностью, Хаккерт написал большое количество картин, которые пользовались успехом в самых различных кругах общества.

2


3


4


2. 
Большие каскады в Тиволи. Германия, 1783 г. Государственный Эрмитаж
3. Вид Байского залива. Германия, 1785 г. Происходит из собрания Павловского дворца-музея
Государственный Эрмитаж
4. Вилла Мецената и водопады в Тиволи. парная картина к  "Большим каскадам Тиволи"
Германия, 1783 г. Происходит из собрания Павловского дворца-музея. Государственный Эрмитаж

5


6


7


5. Пейзаж со стадом. Германия, 1787 г. Происходит из собрания Павловского дворца-музея
Государственный Эрмитаж
6. Итальянский пейзаж. Германия, 1795 г. Происходит из собрания Павловского дворца-музея
Государственный Эрмитаж

7. Гибель турецкого флота в Чесменском бою. Германия, 1771 г. Государственный Эрмитаж
На картине изображено победоносное сражение русского флота, возглавляемого генерал-поручиком графом А.Г. Орловым и контр-адмиралом С.К. Грейгом, с турецкой эскадрой в Чесменской бухте Эгейского моря в ночь на 7 июля 1770 г. Главный эпизод сражения - взрыв 100-пушечного турецкого флагманского корабля капудан-паши Ибрагима Хасамеддина - представлен в глубине картины. Вокруг - корабли русской эскадры, на первом плане - 66-пушечный корабль "Трех иерархов", на котором среди офицеров можно узнать графа А.Г. Орлова. Картина была заказана в Риме в 1770 г. графом И.И. Шуваловым по поручению Екатерины II. Изображая баталию, художник руководствовался указаниями графа А.Г. Орлова и контр-адмирала С.К. Грейга. Были изготовлены планы Чесменской бухты с расположенными в ней обеими эскадрами. Для того, чтобы Хаккерт мог представить себе картину боя, на рейде порта в Ливорно был взорван русский корабль. В 1772 г. вместе с турецкими военными трофеями картина была отправлена в Петербург и показана Екатерине II, после чего поступила в Зимний дворец.

8


9


10


8. Пейзаж со сценой античного празднества.Германия, 1781 г. Передан из собрания Юсуповых
Государственный Эрмитаж
Плохо различимая надпись на картине дала основание В. Крёнигу [1966], а за ним и Н. Н. Никулину [1987] считать, что поэт и художник Саломон Геснер (1730–1788) сотрудничал с Хаккертом в этой работе. Картина иллюстрирует эпизод из пасторальной поэмы С. Геснера «Дафнис», вышедшей в 1754 году. Пастухи и пастушки собираются на ежегодный весенний праздник. Естественная арка грота, находящегося на острове, открывает вид на реку Нето, впадающую в Ионийское море. Участники празднества украшают цветами изображения нимф, которым посвящен грот. В этом гроте начинается история любви прекрасной Филиды и Дафниса. Сын Гермеса и местной нимфы, любимец богов и в особенности муз Дафнис пас свои стада на склонах Этны, забавляясь игрой на сиринге и пением изобретенных им буколических песен. Вокруг страданий Дафниса и преждевременной смерти группируются сказания и песни о нем, в том числе и геснеровская поэма. (Автор комментария: Мария Гарлова)

9. Пейзаж с развалинами храмов в Агридженто в Сицилии. Германия, 1778 г. Государственный Эрмитаж
10. Вид Монтесаркио. Германия, 1791 г. Государственный Эрмитаж

11


12


13
11. 
Воображаемый речной пейзаж. - National Trust  (United Kingdom - Atcham)
12. Пейзаж с мостом, с видом на Монте Сарчио Attingham Park - National Trust  (United Kingdom - Atcham)
13. Вид Этны со стороны Таормины. Государственный Эрмитаж


14


15


16


14. Вид горы Этны. Государственный Эрмитаж
15. Вид на Пизу
16. Вид на озеро

17


18


19


17. Вид на виллу Альбани
18. Храм Сивиллы в Тиволи
19. Извержение Этны  

20


21


22


20. 
The customs house, naples, by moonlight with dancers and musicians by a fire Sotheby's London, 12 November 2013, lot 206
21. Спаниель. Частная коллекция
22. Lago d'Averno. Пинакотека Новых Мастеров, Мюнхен