БОТ ЯН Утрехт. Искусство Нидерландов / Jan Both "Italianate landscape in 17th-century in Holland"

БОТ ЯН Утрехт. Искусство Нидерландов  
 Jan Both "Italianate landscape in 17th-century in Holland"
ок. 1610 (18)-1652
УТРЕХТ

Репродукция
Ян Боутс Jan Both
Пейзаж с Меркурием и Аргусом
Музей истории искусств, Вена

Ян Боутс (1615 – 1652) был главным пионером итальянского пейзажа в Голландии 17-го века. Родился художник в Утрехте, в семье живописца и гравера по стеклу, и, вероятно, обучался там же, при Аврааме Блумарте. А потом, по сложившейся традиции, он отправился в Рим в 1638 году и жил там со своим старшим братом Андриесом. Это, кстати, первый документально подтвержденный факт - это его поступление в 1638 году в Академию Святого Луки в Риме. Знакомится с Клодом Лорреном, от котого очень много взял вплане живописи.
Вернулся в Утрехт Ян около 1641 года, где и обосновался,  вступив в Гильдию св. Луки. Его пейзажи очень ценились даже в 18 веке. Тем не менее, в 19 веке, как это часто бывает, он впал в забвение, и его имя было мало кому известно, вплоть до  1960-х 20-го столетия. 

Репродукция
Ян Боутс Jan Both
Вид на Тибр 
Национальная Галерея, Лондон

Живя в Риме, который в XVII веке был главным центром притяжения художественных сил Западной Европы, живописцы имели возможность изучать особенности итальянского ландшафта — его горы и долины, пышную растительность, роль яркого солнечного света в колорите. После пасмурного неба Голландии и ее скромной природы роскошь южного пейзажа естественно толкала живописцев на создание нарядных, декоративных полотен.
Время расцвета итальянизирующего направления падает на период после 1648 года, когда был подписан Вестфальский мир.


Репродукция
Ян Боутс Jan Both
Скалистый итальянский пейзаж с пастухами и мулетерами
A Rocky Italian Landscape with Herdsmen and Muleteers
Национальная Галерея, Лондон

Национальное реалистическое направление, до тех пор безраздельно господствовавшее в голландской живописи, начинает встречать все большее сопротивление со стороны нереалистических течений. В области пейзажной живописи это нашло свое выражение в усилении итальянизирующего направления. Ограниченное в первой половине XVII века пределами утрехтской школы, оно распространяется теперь и на Амстердам и на Харлем. В Утрехте жили и работали К. ван Пуденбург, основоположник аркадского пейзажа в голландской живописи, и Я. Бот, возглавивший в 1640-е годы итальянистов.
Можно сказать, что с творчеством Яна Боутса  в голландскую пейзажную живопись вошел солнечный свет. (Ю.И.Кузнецов)

1


2


3


1. Берега ручья (ок.1641-1645) (55.2 х 68.9 см) (Лондон, галерея Далвич).
2. Вечерний итальянский пейзаж (ок.1650) (138.5 х 172.7 см) (Вашингтон, Нац. галерея).
Вид римской Кампаньи (ок.1647) (86 х 69 см) (Индианополис, Музей искусства).

4


5


6


4. Выход на поле с домашним скотом (1639 - 1641) (213 х 153 см) (Мадрид, Прадо).
5. Горный пейзаж с пастухами (162 х 120 см) (Флоренция, Палаццо Питти, Галерея Палатина).
6. Дорога по берегу озера (ок.1637-1642) (57.2 х 51.3 см) (Лондон, галерея Далвич).

7


8


9


7 Горная тропа (ок.1645-1650) (70.8 х 111.4 см) (Лондон, галерея Далвич).
8. Горный пезаж с мостом (47 х 62 см) (Париж, Фонд Кустодиа, Коллекция Фрица Люгта).
9. Дорога из порта (1639-1641) (175 х 274 см) (Мадрид, Прадо)

10


11


12


10. Итальянский горный пейзаж с путешественниками, подходящими к потоку (93.5 х 119.5 см) (частная коллекция).
11. Итальянский лесистый пейзаж с путешественниками (66 x 82.5 см) (частная коллекция).
12. Итальянский лесной пейзаж с человеком на осле и собакой (84 х 75 см) (частная коллекция).

13


14


15


13. Итальянский пейзаж (1642-1645) (46,5 х 60,5 см) (Роттердам, музей Бойманса ван Бёнингена).
14. Итальянский пейзаж (ок.1637-1642) (54 х 64.8 см) (Лондон, галерея Далвич).
15. Итальянский пейзаж (ок.1645) (51 х 70 см) (Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс).

16


17


18


16. Итальянский пейзаж (ок.1645) (90 х 110 см) (Миннеаполис, Институт искусств).
17. Итальянский пейзаж (ок.1645) (108.2 х 125.8 см) (Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс).
18.  Итальянский пейзаж (Сан-Франциско, Музей изящных искусств).

19


20


21


19. Итальянский пейзаж с быком в повозке (сер. 17 века) (49.1 х 40.8 см) (Лондон, галерея Далвич).
20. Итальянский пейзаж с видом на залив (1640-1652) (80 х 102) (Амстердам, Гос. музей).
21. Итальянский пейзаж с всадниками и крестьянами, направляющимися в ущелье (128.3 х 113 см) (частная коллекция).

22


23


24


22. Итальянский пейзаж с горной тропой и путешественниками (70.8 х 88) (частная коллекция).
23. Итальянский пейзаж с дорогой (между 1645 и 1650) (96 х 136 см) (С-Петербург, Эрмитаж).
24. Итальянский пейзаж с Мульвиевым мостом (1640-1652) (45 х 58см) (Амстердам, Гос. музей).

25


26


27


25 Итальянский пейзаж с паромом (1640-1652) (76 х 91 см) (Амстердам, Гос. музей).
26. Итальянский пейзаж с путешественниками (39.3 x 52.8) (частная коллекция).
27. Итальянский пейзаж с путешественниками (54 х 64.5 см) (частная коллекция).

28


29


30


28. Итальянский пейзаж с путешественниками (128 x 158 см) (частная коллекция).
29.  Итальянский пейзаж с путниками (1650) (187 х 240) (Амстердам, Гос. музей).
30. Итальянский пейзаж с путниками (1650) (187 х 240) (Амстердам, Гос. музей).

31


32


33


31. Итальянский пейзаж с римскими воинами (ок.1650) (154 х 174 см) (С-Петербург, Эрмитаж).
32. Мужчины со стадом у водоёма (ок.1645) (Лондон, Нац. галерея).
32. Пасторальный пейзаж (аттр) (Париж, Музей Пти Пале).

33


34


335


33. Пасторальный пейзаж (аттр) (Париж, Музей Пти Пале).
34.  Пейзаж с крещением эфиопского евнуха апостолом Филиппом (ок.1640-1649) (128.6 х 161.8 см) (Замок Виндзор, Королевская коллекция).
35. Пейзаж с нимфами

36


37


38


36. Пейзаж с путниками (116 х 160 см) (Брюссель, Королевский музей изящ.искусств)
37. Пейзаж с руинами и фигурами (112 х 90 см) (частная коллекция).
38. Пейзаж с судом Париса (совм. с Корнелисом ван Пуленбургом) (1645-1650) (Лондон, Нац. галерея).