Самые красивые драгоценности ФАБЕРЖЕ ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО /The most beautiful jewels.House of Fabergé Easter eggs

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ДРАГОЦЕННОСТИ  
ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО ФАБЕРЖЕ

Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Колонада»
бавенит, золото, эмаль, бриллианты
Королевская коллекция, Великобритания

Яйца Фаберже — серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 54.


Фаберже
Пасхальное яйцо «Кавказское яйцо»
золото, серебро, платина, эмаль по гильошированному цвету, алмаз роза  жемчуг, хрусталь, слоновая кость, акварель
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Пасха – главный, особенно почитаемый православный праздник на Руси – приобрела на рубеже XIX – ХХ веков очень большое значение как в русской художественной культуре в целом, так и в творчестве Карла Фаберже. Светлое Христово Воскресение, праздник человеческого братства и христианской любви, совпадает с приходом весны, тепла, с возрождением природы. Пасхальные торжества – это святая ночь и общее христосование, праздничный стол со всевозможными яствами и куличами и, конечно, взаимный обмен освященными и крашеными пасхальными яйцами, – обычай, существующий в христианском мире.
Расписное пасхальной яйцо – это символ Воскресения Христа и искупление грехов человека, своеобразная модель мира, а также, еще со времен дохристианских, – символ плодородия и благодати.

Фаберже
Пасхальное яйцо «Наполеоновское»
золото, гильошированная эмаль, бриллиант розовой огранки, платина, золото, слоновая кость, гуашь, бархат, шелк

Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Первое пасхальное яйцо, созданное в 1885 году Карлом Фаберже по заказу императора Александра III, было выполнено из золота, украшенного белой опаковой эмалью. Внутри находился сюрприз – золотая пестрая курочка, в которой помещалась миниатюрная копия императорской короны и рубиновое яичко-подвеска. Считается, что источником вдохновения для Фаберже послужило пасхальное яйцо начала XVIII века, принадлежавшее датской королевской семье. Это яйцо экспонировалось в 1879 году в Копенгагене на художественно-промышленной выставке. Его «скорлупа» была сделана из слоновой кости, из золота, а покрытая эмалью курочка-сюрприз содержала внутри корону и бриллиантовый перстень. Вместе с датской четой выставку посетили император Александр III и императрица Мария Федоровна. Возможно, именно здесь у царя появилась идея заказать для супруги похожее яйцо.

Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Наполеоновское»
К 100-летней годовщине Отечественной войны. Сюрприз — ширма с 6 миниатюрами, изображающими представителей полков, почётным полковником которых была императрица.

Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Датские дворцы»
звездный сапфир, изумруд кабошон, перламутр с розовой огранкой, кристаллический малиновый шелковый бархат
Музеи Метрополитен, Нью-Йорк

Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Датские дворцы»

Музеи Метрополитен, Нью-Йорк

Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Коронационное»
Музей Фаберже,  Санкт-Петербург

Многие императорские пасхальные шедевры были связаны с важнейшими вехами российской истории или жизни императорской семьи. К таким подаркам относится и «Коронационное» яйцо 1897 года – одно из самых известных и прославленных творений К. Фаберже. Оно было посвящено торжествам, связанным с венчанием на царство Николая II и его супруги. 9 мая 1896 года императорская чета торжественно въехала в Москву. Шестикилометровую парадную процессию замыкал позолоченная карета молодой императрицы, сделанная еще в 1793 году знаменитым придворным мастером И.К. Букендалем для императрицы Екатерины II и использовавшаяся на последующих коронациях.

Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз, укрепленный на его верхней половине. Сквозь него виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «Θ» – из рубинов. Внизу яйца укреплен алмаз меньшего размера, сквозь который читается дата «1897».












Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Ландыши»
Музей Фаберже,  Санкт-Петербург








Яйцо «Ландыши», поднесенное императором Николаем II супруге на Пасху 1898 года, украшено любимыми цветами молодой императрицы Александры Федоровны (символизирующими чистоту, юность и невинность) и столь нравившимися ей жемчугом и бриллиантами. Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью по гильошированному фону, украшена полосками алмазов и оплетена внизу ландышами на золотых стеблях с зелеными эмалевыми листьями и жемчужными цветками. На лепестках ландышей, подобно утренней росе, сияют алмазы.

Сюрпризом яйца являются миниатюрные портреты трех самых дорогих Александре Федоровне людей – обожаемого супруга и двух старших дочерей: Ольги (род. 1895) и Татьяны (род. 1897). Медальоны, написанные акварелью на пластинах слоновой кости датским миниатюристом Иоганном Цейнграфом, укреплены в верхней части яйца на металлических «стеблях» по принципу веера. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. В закрытом состоянии отверстие прикрывает миниатюрная копия императорской короны, усыпанная алмазами (огранки «роза»). (Музей Фаберже)


Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево»
Музей Фаберже,  Санкт-Петербург








В императорской коллекции пасхальных сувениров есть произведения, в которых трудно с первого взгляда распознать яйцо. Если бы не сохранившийся счет от Фаберже, возможно, не было бы полной уверенности в том, что «Лавровое дерево» (с 1947 года и до недавнего времени его ошибочно называли апельсиновым) – пасхальный подарок.
В 1911 году Фаберже изготовил для матери Николая II пасхальный подарок «Лавровое дерево», в ветвях которого обитает «маленькая пичужка». Вечнозеленый лавр (символ вечной жизни, даруемой верой в искупительную жертву Иисуса Христа, а также почета и признания заслуг), вероятно, не случайно стал композиционной основой сувенира, выполненного в год тридцатилетия вступления Марии Федоровны на престол (а также – сорок пятой годовщины ее свадьбы с «дорогим Сашей», как она нежно называла императора Александра III).



Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Бутон розы»
Музей Фаберже,  Санкт-Петербург








Мария Федоровна, овдовев, по-прежнему получала драгоценные яйца работы Фаберже, теперь уже от сына, продолжившего милую семейную традицию. Для придворного ювелира задача неимоверно усложнилась: отныне он должен был создавать по два совершенно непохожих, но одинаково роскошных яйца – для матери и супруги Николая II, между которыми, по словам современников, не было ни «настоящей близости», ни особого понимания. Столь разные по характеру и вкусам, императрицы наверняка невольно сравнивали пасхальные подарки от «дорогого Ники», за степень влияния на которого боролись с самого начала. (музей Фаберже)




Фаберже
Пасхальное яйцо-часы «Петушок»
золото, алмазы, жемчуг, перья, эмаль
Музей Фаберже,  Санкт-Петербург








Яйцо-часы «Петушок», подаренное Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1900 года стало своеобразной данью уходившему «историческому», эклектическому XIX столетию, характерной чертой которого было сознательное обращение к прошлому.
Продумывая яйцо «Петушок», Фаберже обратился к опыту мастеров XVIII – XIX веков, изготавливавших часы с поющими птичками («часы-кукушка»). При создании этого пасхального сувенира Михаил Перхин применил техническое решение, сходное с устройством механизмов музыкальных шкатулок с певчими птицами, выпускавшихся в Женеве в начале XIX столетия. При нажатии на кнопку в верхней части тулова, отскакивает ажурная крышка, из-под нее появляется петушок, оклеенный настоящими птичьими перьями и укрепленный на ажурной же платформе. Он кукарекает, раскрывая клюв, и хлопает крыльями, после чего опять скрывается внутри, и крышка захлопывается. (Музей Фаберже)


Фаберже
Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования»
Музей Фаберже,  Санкт-Петербург








Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования», подаренное Николаем II Александре Федоровне в 1911 году, посвящено юбилейной дате в жизни империи и царской семьи. На скорлупе в овальном медальоне под выпуклой пластиной из горного хрусталя начертана дата вступления на престол Николая и Александры – «1894». Через два года после этого они были коронованы в Успенском соборе, и, таким образом, в 1911 году исполнилось пятнадцать лет с момента коронации, но не воцарения последнего русского монарха. Тем не менее в журнале «Столица и усадьба» за 1916 год отмечено, что это яйцо посвящено «15-летию царствования государя императора Николая II». Этот же источник свидетельствует, что «на обоих концах яйца под плоскими, специально гранеными бриллиантами» помещены вензель императрицы – Aθ – с короной, что можно видеть и невооруженным глазом, и год – «1909».

Яйцо «Пятнадцатилетие царствования» – единственный пасхальный подарок из изготовленных по императорскому заказу фирмой К. Фаберже, который украшен одновременно и портретами, и повествовательными историческими композициями. Сюрприза как такового в нем нет, поэтому отделка самого яйца отличается особенным великолепием: его золотая скорлупа покрыта белой транспарантной переливчатой эмалью по гильошировке и разделена на восемнадцать сегментов рельефными зелеными эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками.


Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс»
Золото, алмазы, рубины, агат, эмаль выемчатая
Музей Фаберже,  Санкт-Петербург

Яйцо-шкатулка «Ренессанс» 1894 года стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III, скончавшегося в октябре того же года. На исходе века в моде было «антикварское», как тогда говорили, направление в искусстве, и Фаберже являлся одним из самых ярких его представителей. Прославленный мастер и работавшие с ним художники и ювелиры много сил и времени отдавали изучению форм и орнаментов искусства «давно минувших эпох» и постоянно черпали идеи из этого неиссякаемого источника, столь притягательного для людей «исторического» ХIХ века. Прототипом яйца «Ренессанс» стала шкатулка XVIII века амстердамского мастера Ле Роя из собраний Музея-сокровищницы саксонских курфюрстов «Грюнес Гевёльбе» (Зеленый свод) в Дрездене.

Овальную шкатулку Фаберже «преобразовал» в горизонтально расположенное пасхальное яйцо. Оно вырезано из агата и имеет золотую частично покрытую полихромной эмалью оправу с львиными маскаронами и вкраплениями рубинов и алмазов. На верхней половине яйца бриллиантами выложена дата его создания.

Яйцо-шкатулка ныне пустое. В счете фирмы Фаберже от 6 мая 1894 года сюрприз, вопреки уже устоявшейся традиции, не указан. (Музей Фаберже)

Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо "С решеткой и розами"
Золото, эмаль, бриллианты
 Уолтерс Арт Музеум

22 апреля 1907 года царь Николай II подарил это яйцо своей жене Александре Федоровне в ознаменование рождения царевича Алексея Николаевича тремя годами ранее. Из-за русско-японской войны в 1904 году императорские пасхальные яйца не производились в течение двух лет. Яйцо содержало в качестве сюрприза бриллиантовое колье и миниатюрный портрет из слоновой кости царевича, обрамленный бриллиантами (ныне утраченный). В счете Фаберже от 21 апреля 1907 года указана стоимость яйца в 8300 рублей.

Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Гатчинский дворец»
золото, эмаль "en plein", позолота, портретные бриллианты, горный хрусталь и жемчуг 
 Уолтерс Арт Музеум

Продолжая практику, начатую его отцом, Александром III, царь Николай II подарил это яйцо своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1901 года. Яйцо открывается, чтобы неожиданно раскрыть миниатюрную золотую копию дворца в Гатчине, расположенного В 30 милях к юго-западу от Санкт-Петербурга. Построенный для графа Григория Орлова, дворец был приобретен царем Павлом I и служил зимней резиденцией Александра III и Марии Федоровны.


Фото
Фаберже
The Mosaic Egg 1914
Королевская коллекция, Лондон


Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Корзина цветов»
Серебро, позолота, золото, гильошированная эмаль, бриллианты
Королевская коллекция, Великобритания


Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Красный крест»
Художественный музей Кливленда, США

По сравнению с другими яйцами Фаберже, искусно украшенными драгоценными камнями, эта работа отражает настроение аскезы в России во время Первой мировой войны с ее дизайном двух простых красных эмалевых крестов с миниатюрами царских дочерей Ольги и Татьяны на белом эмалевом фоне. Когда яйцо открыто, оно показывает изображение Воскресения в окружении святых покровителей двух девушек.
Фаберже создал эту работу в 1915 году, чтобы царь Николай подарил своей жене Александре, следуя русскому православному обычаю дарить украшенные яйца на Пасху.


Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо с моделью крейсера «Память Азова»
Золото, платина, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», рубин, аквамарин, гелиотроп, бархат.
Музеи Московского Кремля, Москва


Фото
Фаберже «Память Азова» деталь

Музеи Московского Кремля, Москва


Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо-часы
Общий вид. Санкт-Петербург, 1899 г. мастер М. Перхин.
Золото, платина, серебро, алмазы огранки «роза», халцедон, эмаль.
Музеи Московского Кремля, Москва



Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо-часы
Деталь

Музеи Московского Кремля, Москва


Фаберже
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда
Общий вид.  Санкт-Петербург,
 мастер М. Перхин.
Золото, платина, серебро, алмазы огранки «роза», рубин, оникс, хрусталь, дерево, шелк, бархат, эмаль.
Музеи Московского Кремля, Москва










Фаберже
Пасхальное яйцо «Клевер»
Общий вид. Санкт-Петербург, 1902 г.
мастер М.  Перхин.
Золото, платина, алмазы огранки «роза», рубины, эмаль.
Музеи Московского Кремля, Москва










Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Московский Кремль»
Общий вид. Санкт-Петербург, 1904
Золото, серебро, оникс, стекло, эмаль.
Музеи Московского Кремля, Москва


1


2


3


1 Пасхальное яйцо «Московский Кремль». Фрагмент. Кремлевская стена с иконой на подставке.
Санкт-Петербург, 1904–1906 гг. Фирма К. Фаберже. 
2. Пасхальное яйцо «Московский Кремль». Фрагмент. Подставка яйца в виде кремлевских башен и часть яйца. Санкт-Петербург, 1904–1906 гг. Фирма К. Фаберже. 
3. Пасхальное яйцо «Московский Кремль». Фрагмент. Спасская башня подставки. Санкт-Петербург, 1904–1906 гг. Фирма К. Фаберже

Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо с моделью Александровского дворца
Общий вид. Санкт-Петербург, 1908 г.  Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Портрет цесаревича Алексея. 
Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», рубины, нефрит, горный хрусталь, кость, акварель, эмаль.
Музеи Московского Кремля, Москва

1


2


3


1 Пасхальное яйцо с моделью Александровского дворца
Фрагмент. Дворец-сюрприз сзади сверху. Санкт-Петербург, 1908 г. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем.
2.  Пасхальное яйцо с моделью Александровского дворца
Фрагмент. Миниатюрный портрет великой княжны Ольги. Санкт-Петербург, 1908 г.  Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем.
3. Пасхальное яйцо с моделью Александровского дворца
Фрагмент. Миниатюрный портрет великой княжны Татьяны. Санкт-Петербург, 1908 г.  Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем.

4

строка 9, столбец 1
5

строка 9, столбец 2
6

строка 9, столбец 3
4. Пасхальное яйцо с моделью Александровского дворца
Фрагмент. Миниатюрный портрет великой княжны Марии. Санкт-Петербург, 1908 г.
5. Пасхальное яйцо с моделью Александровского дворца. Фрагмент
Фрагмент. Миниатюрный портрет великой княжны Анастасии. Санкт-Петербург, 1908 г.  Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем
6. Пасхальное яйцо с моделью Александровского дворца
Фрагмент. Дворец-сюрприз спереди. Санкт-Петербург, 1908 г. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем. 

Фаберже
Пасхальное яйцо с моделью яхты «Штандарт»
Общий вид.  Санкт-Петербург, 1909 г. 
 мастер Г. Вигстрем. Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», жемчуг, горный хрусталь, ляпис-лазурь, эмаль.
Музеи Московского Кремля, Москва









Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых»
Общий вид. Санкт-Петербург, 1913 г.
мастер Г. Вигстрем. Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», пурпурин, сталь, стекло, кость, акварель, эмаль.
Музеи Московского Кремля, Москва


1


2


3


1 Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых»
Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых». Ракурс. Общий вид с открытой крышкой и видимой частью сюрприза-глобуса.   Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже, 
2. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых»
Фрагмент. Миниатюрный портрет царя Михаила Федоровича. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже, 
3. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых».
Фрагмент. Миниатюрный портрет царя Алексея Михайловича. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже

4


5




4. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых»
Фрагмент. Миниатюрный портрет царя Ивана Алексеевича. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже
5. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых»
Фрагмент. Миниатюрный портрет царевны Софьи. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже
6. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых».
Фрагмент. Миниатюрный портрет царя Петра Алексеевича. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже

7


8


9


7 Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых» Фрагмент. Миниатюрный портрет императрицы Екатерины I. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже
8. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых» Фрагмент. Миниатюрный портрет императора Петра II. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже
9. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых». Фрагмент. Миниатюрный портрет императрицы Анны Иоанновны. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже

10


11


12


10. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых» Фрагмент. Миниатюрный портрет императрицы Елизаветы Петровны.  Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже
11. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых» Фрагмент. Миниатюрный портрет императрицы Екатерины Второй.  Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем
 12. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых» Фрагмент. Миниатюрный портрет императора Павла I. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже

13


14


15


13 Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых». Фрагмент. Миниатюрный портрет  императора Александра I. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже,
14. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых». Фрагмент. Миниатюрный портрет  императора  Николая I. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже
15. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых» Фрагмент. Миниатюрный портрет  императора Александра II. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже

16


17



16 Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых». Фрагмент. Миниатюрный портрет  императора Александра III. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. Фаберже
17. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Романовых». Фрагмент. Миниатюрный портрет  императора Николая II. Санкт-Петербург, 1913 г. Фирма К. 


Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Военное» с миниатюрой на мольберте
Санкт-Петербург, 1916  г.  мастер Г. Вигстрем. Золото, сталь, нефрит, кость, шелк, бархат, эмаль.
Музеи Московского Кремля


 
Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Военное» с миниатюрой на мольберте

Музеи Московского Кремля




Фото
Фаберже
Пасхальное яйцо «Пеликан»
красное золото, эмаль, жемчуг, бриллианты, слоновая кость и акварель, бархат
Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд





Фаберже
Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия»
Золото, серебро, стекло, слоновая кость, эмаль
Музей Фаберже,  Санкт-Петербург


Яйцо «Орден Святого Георгия» – последний пасхальный подарок, выполненный фирмой К. Фаберже по заказу Николая II для его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, в 1916 году. Оно лишено драгоценных камней, сложных механизмов и вычурных сюрпризов. Причинами этого были мобилизация, отозвавшая на фронты Первой мировой войны лучших мастеров фирмы, и подчеркнуто аскетичный образ жизни августейших заказчиков. В тяжелые для России дни они не считали возможными излишества и роскошь. Напротив, двадцать миллионов стерлингов, которые царская семья держала в Лондонском банке, она истратила во время русско-германской войны на содержание госпиталей и благотворительных учреждений, находившихся под личным покровительством Николая и Александры. Об этом факте широкая публика не знала, потому что во всеуслышание сообщать о своих добрых делах не было в правилах царской четы.


Вдовствующая императрица Мария Федоровна во время войны переехала в Киев. Как глава Российского Красного Креста она участвовала в создании госпиталей и военно-санитарных поездов. Николай II почти безвыездно находился в Ставке в Могилеве, куда осенью 1915 года перевез и наследника престола Алексея. Император с сыном производят смотр частей, посещают офицерские и солдатские землянки, пробуют пищу в походных кухнях. Николай II благодарит полки за боевую службу, жалует награды, а 25 октября 1915 года сам получает Георгиевский крест IV степени (17 октября серебряной медалью 4-й степени на Георгиевской ленте был отмечен цесаревич Алексей, побывавший «в сфере дальнего огня неприятельской артиллерии»). Император, по-особому относившийся к этой награде, взял ее с собой в Сибирь. Этот крест нашли спрятанным в ванной комнате Ипатьевского дома. Девизом ордена были слова «За службу и храбрость»

Пасхальное яйцо с моделью памятника Александру III
Общий вид. Санкт-Петербург 1910 г. Фирма К. Фаберже. Золото, платина, алмазы огранки «роза», горный хрусталь, ляпис-лазурь.

Пасхальное яйцо с моделью памятника Александру III
Фрагмент. Памятник на сюрпризе. Санкт-Петербург 1910 г. Фирма К. Фаберже.

БОТАНИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ: ЗДЕСЬ


АРХИТЕКТУРА. ЗАМКИ. ДВОРЦЫ. ХРАМЫ: ЗДЕСЬ