ЧИМА ДА КОНЕЛЬЯНО Итальянское искусство / Cima da Conegliano Italian painting


 ДЖОВАННИ БАТИСТА ЧИМА ДА КОНЕЛЬЯНО
ок. 1459 - 1517
ИТАЛИЯ

1. Мадонна с младенцем и святыми Франциском и Кларой (ок. 1510).

О Чиме да Конельяно сохранилось мало документальной информации, а Джорджо Вазари в своём многотомном труде, посвящённом итальянским живописцам и скульпторам, написал о нём всего один абзац.
На протяжении столетий художник фигурировал просто как «ученик и имитатор Беллини» и только во второй половине XIX века с изысканиями Кавальказелле (1871) и Боттеона (1893) ситуация начала меняться -  художник занял надлежащее место среди своих великих современников, в одном ряду с Джованни Беллини и Витторе Карпаччо.

Джованни Баттиста, известный как Чима из Конельяно, родился в семье успешного мастерового, и ничто не предвещало, что он станет выдающимся живописцем. Его отец был стригальщиком тканей (итал. сimatore — отсюда происходит прозвище художника — Чима, которое  превратилось в фамилию).


2 Христос среди докторов  (ок. 1504).

Точная дата рождения мастера неизвестна. По всей вероятности он родился в 1459 или 1460 году. Эта дата выведена исследователями из того факта, что впервые его имя появляется в налоговом реестре в 1473 году (записан как «Johannes cimator»), а в Венецианской Республике обязанность отчитываться о налогах наступала с 14-и лет. Достаток в семье, позволил будущему мастеру получить хорошее образование.

Полагают, что в Венецию художник приехал и создал свою первую мастерскую уже в 1486 году (документы свидетельствуют, что в 1492 году он там фигурирует уже как резидент), но жил в Венеции не постоянно, часто уезжая либо к себе на родину в Конельяно, либо в иные места для исполнения заказов. В Конельяно он жил едва ли не каждое лето — именно летние пейзажи его родных мест украшают большинство произведений Чимы на религиозные темы.

3 Мадонна с младенцем между двумя святыми (ок. 1495).

В 1500 годах Чима стал одним из самых уважаемых художников Венеции, встав в один ряд с ведущими мастерами и заведя среди них многочисленные знакомства. В городе, где доминировали и определяли местный художественный рынок артистические династии, вроде Виварини или Беллини, это был большой успех.
Достигнутый им творческий и коммерческий успех обеспечивал финансовые возможности, достаточные для того, чтобы снимать в Венеции дорогой «коттедж», стоимостью 20 золотых дукатов в год, и содержать обширную семью. После того, как умерла его первая жена Корона, оставившая художнику двоих сыновей — Пьетро и Рикардо, Чима женился вторично на Марии, которая была значительно моложе его (она пережила своего мужа на несколько десятков лет). Вторая жена подарила мастеру шестерых детей.

Точная дата его кончины так и осталась неизвестной. Он был похоронен 3 сентября 1517 или 1518 года (цифры не сохранились) во францисканской церкви в Конельяно.

5


7


7


5. Мадонна с младенцем. Галерея  Уффици, Флоренция.
6. Тесей, убивающий минотавра, 1505.
7. Христос Вседержитель  ГМИИ им. Пушкина Москва.

8


9


11


8 Дева с младенцем и св. Екатериной и Иоанном Крестителем (1515).
9 Исцеление Аниана святым Марком, ок. 1497.
11 Святой Петр Веронский со Святым Николаем и Святым Бенедиктом с ангелом Пинакотера Брера.

10. Свадьба Вакха и Ариадны (1505).

12


13


14


12 Мертвый Христос, поддерживаемый Девой Марией, Никодимом, Святым Иоанном Богословом и двумя Мариями  Галерея Академии Венеция.
13 Св. Елена.
14 Дева с Младенцем со святыми Екатериной и Николаем (1510-17).

15


16


17


15  Благовещение. Детройтский институт искусств, США.
16. Снятие с креста. ГМИИ им. Пушкина, Москва.
17. Дева с Младенцем в окружении Святого Иеронима и Сан-Людовико ди Толоса Галерея  Академии Венеция.

18


19


20


18. Святой Петр  между святым Иоанном Крестителем и Святым Павлом. Пинакотека Брера.
19. Крещение Сан-Джованни-ин-Брагора, Венеция, Италия.
20 Суд Мидаса. Музыкальное состязание между Аполлоном и Марсией.

21


22


23


21. Святой Иероним в пустыне, 1493-94 Пинакотека Брера.
22 Святое собеседование. Пинакотека Брера, Милан.
23. Мадонна с младенцем.  пинакотека, Болонья, Эмилия-Романья.

24


25


26


24  Св. Иероним в пустыне.
25. Мадонна с младенцем, святыми и донаторами. Художественный музей Кливленда, завещание Джона Л. Северанса.
26. Мадонна с младенцем между святыми Урсулой и Франциском Ассизским, ок. 1495..

27


28


29


27 Суд Мидаса, 1505-1508.
28. Мадонна с младенцем. Национальный музей Уэльса.
29. Неверия св. Фомы Галерея Академии, Венеция,.

30


31


32


30. Распятие с Девой Марией и Иоанном Богословом Фонд Генри Барбера, Институт изящных искусств Барбера, Бирмингемский университет.
31 Мадонна с младенцем со Святыми Георгием и Иаковом, ок.1510. Музей изящных искусств, Кан, Франция.
32. Благовещение. Эрмитаж, Петербург.

33


34


35


33. Мадонна с младенцем.
34. Мадонна с младенцем. Рейксмузейм, Амстердам.
35. Маданна на троне со св. Иаковом и св. Иеронимом. Палаццо Кьерикати, Виченца, Италия.

35.1


36


37


35.1. Деталь.  Маданна на троне со св. Иаковом и св. Иеронимом. Палаццо Кьерикати, Виченца, Италия.
36. Святое собеседование Музей Калуста Гюльбенкян, Лиссабон, Португалия.
37. Св. Рох, св.Эбот и св. Лючия THE MET.

38


39


40


38. Мадонна с младенцем.
39. Мадонна с младенцем. Детройтский институт искусств, США.
40. Мадонна с младнцем, св. Иоанном и Марией Магдалиной. Лувр, Париж.

41


42


43


41. Мадонна с младенцем на троне со святым Себастьяном, Свв. Иоанном Крестителем, Марией Магдалиной, Рохом и членами Братства Сан-Джованни Евангелиста. Пинакотека Брера.
42. Мадонна с младенцем. Музей искусств Северной Каролины, Роли, США.
43. Коронование Девы Марии. Santi Giovanni e Paolo, Venice, Italy.

44


45



44. Св. Себастьян. Музей изящных искусств, Страсбург, Франция.
45. Мадонна с младенцем. Музей Штеделя, Франкфурт-на-Майне, Германия.