БОТТИЧЕЛЛИ Сандро Искусство Италии Флорентийская школа / Sandro Botticelli Italian Early Renaissance

 САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ 
АЛЕССАНДРО ДИ МАРИАНО ДИ ВАННИ ФИЛИПЕПИ 
1445 - 1510
ИТАЛИЯ


Рождение Венеры (ок.1485) (280 х 180) (Флоренция, Уффици)

Итальянский живописец, один из значимых мастеров эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Автор «Весна», «Венера и Марс» и давшей художнику мировую знаменитость «Рождение Венеры».
Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.
Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). В 1462 году (по некоторым источникам — около 1464) начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет.
В связи с отъездом Липпи в Сполето Боттичелли перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо, куда чуть раньше поступил подмастерьем юный Леонардо да Винчи.

Весна 
Галерея Уффици



Венера и Марс 
Национальная  галерея, Лондон


СЕРИЯ  о Настаджо (ниже)
Настаджо дельи Онести  - серия картин, написанных под влиянием «Декамерона» Боккаччо. Это серия живописных композиций на деревянных щитах, которыми было принято украшать спальни знатных жителей города Флоренции. Написанные по случаю бракосочетания Джанноццо Пуччи с Лукрецией Бини в 1483 году, эти картины, вероятно, были заказаны Лоренцо Великолепным, состоявшим в родстве с обеими семьями

Репродукция
Сандро Боттичелли
История Настаджо дельи Онести I
Музей Прадо, Мадрид

Три панели находятся в Прадо,  четвертая панель в частной коллекции

1.Настаджо, отвергнутый дочерью Паоло Травесари, покидает Равенну. Попрощавшись с друзьями, он в задумчивости бредёт по сосновой роще близ Равенны; его меланхоличные размышления прерывает появление обнажённой девушки, бегущей от всадника и его собак, норовящих укусить её.

Репродукция
Сандро Боттичелли
История Настаджо дельи Онести II
Музей Прадо, Мадрид

Три панели находятся в Прадо,  четвертая панель в частной коллекции

2.Настаджо с ужасом наблюдает, как всадник распарывает спину упавшей женщины и достаёт у девушки сердце; сердце он отдаёт собакам на корм; после этого девушка снова возвращается к жизни и погоня возобновляется. В действительности, всадник оказывается прадедом Настаджо Гвидо дельи Анастаджи, который, будучи отвергнутым возлюбленной, покончил с собой и теперь вместе с ней искупает свой грех. Каждую пятницу он вместе с возлюбленной переживает сцену погони в лесу. Настаджо бросается прочь, в то время как разные эпизоды погони повторяются за его спиной.

Репродукция
Сандро Боттичелли
История Настаджо дельи Онести
Музей Прадо, Мадрид

Три панели находятся в Прадо,  четвертая панель в частной коллекции

3.Настаджо устраивает всё в том же сосновом лесу пир для семьи Траверсари, желая, чтобы гости стали свидетелями страшного зрелища. Объятая ужасом дочь Паоло Траверсари соглашается выйти замуж за Настаджо.
4. Свадебный пир документально показывает пышность роскошных празднеств, устраиваемых в те годы во Флоренции. Одно из таких пиршеств было организовано по случаю свадьбы Бернардо Ручеллаи и Наннины Медичи, описанной в разных источниках.

Поклонение волхвов (совместно с Филиппино Липпи) (1465-1467) (136 x 50) (Лондон, Нац.галерея)

1


2


3


1.Мадонна с младенцем + два ангела (ок.1460-1465) (Вашингтон, Нац.галерея)
2.Мадонна с младенцем и ангелом (1465-1467) (87 х 60) (Флоренция, галл.дель Оспидаль дель Иннокенти).
3.Мадонна делла Лоджия (ок.1467) (72 x 50) (Флоренция, Уффици)

4


5


6


4.Мадонна с младенцем и ангелом (1467-1468) (110x70) (Аяччо, Музей искусства).
5.Мадонна с младенцем и двумя ангелами (ок.1468) (100 x 71) (Неаполь, галл. Национале ди Каподимонте)
6.Портрет юноши (ок.1469) (51 x 33,7 см) (Флоренция, Палаццо Питти, галерея Палатина).

7


8


9


7.Мадонна с младенцем (1465-1470) (73 x 49) (Париж, Лувр)
8.Мадонна с млад, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем (1465-1470) (64 x 85) (Флоренция, галерея Академии)
9.Мадонна с младенцем (1469-1470) (Авиньон, муз. Петит Палас)

10


11


12


10.Мадонна Евхаристии (ок.1470) (84х65) (Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер)
11.Стойкость (ок.1470) (167 x 87) (Флоренция, Уффици).
12.Мадонна в розовом саду (ок.1470) (65 x 124) (Флоренция, Уффици).

13


14


15


13.Мадонна с младенцем в славе (1469-1470) (120 x 65) (Флоренция, Уффици)
14.Мадонна с младенцем в окружении шести святых (ок.1470) (194 x 170) (Флоренция, Уффици)
15.Мадонна с младенцем в окружении пяти ангелов (ок.1470) (40 x 58) (Париж, Лувр).

16


17


18


16.Мадонна с младенцем (ок.1470) (Вашингтон, Нац.галерея) 
17.Обнаружение мёртвого Олоферна (ок.1472) (31 х 25) (Флоренция, Уффици) 
18.Возвращение Юдифи (ок.1472) (31 x 24) (Флоренция, Уффици).

20


22


27


20.Св.Себастьян (ок.1473) (195 x 75) (Берлин, Гос.музей).
22. Портрет молодого человека с медальоном Козимо Медичи (1474) (57,5 x 44) (Флоренция, Уффици).
27. Портрет молодой женщины (1475) (41 x 61) (Флоренция, палаццо Питти, галерея Палатина).

28


29


30


28.Рождество Христово (фреска) (ок.1473-1475) (США, Южная Каролина, Колумбия, Музей искусства).
29. Поклонение волхвов (ок.1475) (111 х 134) (Флоренция, Уффици).
30.Поклонение волхвов (1470-1475) (132 см) (Лондон, Нац. галерея).

31


32


34


31 .Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крест. в розовом саду (1470-1475) (93 x 69) (Париж, Лувр).
32.Портрет аристократки (ок.1471) (66 х 41) (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
34.Мадонна с младенцем на фоне моря (ок.1477) (40 x 28) (Венеция, галерея Академии).

33.1.История Эсфири. Три сцены (1470-1475) (Париж, Лувр).

33.2


33.3


37


33..История Эсфири. Эсфирь у дворцовых ворот (1474-1475) (48,4 x 43,2) (Оттава, Нац.галлерея Канады).
33.3.История Эсфири. Триумф Мардохея (1470-1475) (48,3 x 43,2) (Оттава, Нац.галлерея Канады).
37. Портрет Джулиано Медичи (1476-1477) (76 х 53) (Вашингтон, Национ. галерея)

36.Рождество Христово (1476-1477) (200 х 300) (Флоренция, мон-рь Санта Мария Новелла).

37


38


39


37. Мадонна с восемью ангелами (тондо Рацинского) (ок.1478) (135 x 135) (Берлин, Гос.музей).
38. Св.Франциск и ангелы (ок.1475-1480) (Лондон, Нац.галерея).
39. Портрет молодой женщины (после 1480) (48 x 35) (Берлин, Гос.музей).

40


41


42


40. Мадонна 'Магнификат' (1480-1481) (118 см) (Флоренция, Уффици).
41. Поклонение младенцу Христу (ок.1482) (95 см) (Пьяченца, Музей Чивико).
42. Паллада и кентавр (1482-1483) (205 х 147.5) (Флоренция, Уффици).

43


44


45


43. Портрет молодого человека (1482-1483) (41 x 31) (Вашингтон, Нац.галлерея).
44. Мадонна дель Либро (ок.1483) (58 х 40) (Милан,  Музей Полди Пеццоли).
45. Портрет молодой женщины (Портрет Симонетты Веспуччи в образе нимфы) (1480-1485) (82 х 54) (Франкфурт, муз.Искусств)

46


47


48


46. Мадонна Барди, слева- Иоанн Крест., справа- Иоанн Богосл. (1484) (185 х 180) (Берлин, Гос.музей).
47. Благовещение (ок.1485) (19 х 31) (Нью-Йорк, Метрополитен).
48. Мадонна с младенцем (1475-1485) (Чикаго, Институт искусства).

49. Суд Париса (ок.1485) (Венеция, галлерея Джорджио Чини).

50


51


52


50. Мадонна с гранатом (делла Мелаграна) (ок.1487) (144 см) (Флоренция, Уффици).
51. Алтарь св.Барнабаса 'Сан Барнаба' (ок.1488) (268 х 280) (Флоренция, Уффици).
52. Благовещение Честелло (1489-1490) (150 x 156) (Флоренция, Уффици).

51.1..Алтарь Сан Барнаба. Пределла. Видение св.Августина 


51.2..Алтарь Сан Барнаба. Пределла. Христос

51.3..Алтарь Сан Барнаба. Пределла. Саломея с головой св. Иланна

52.4. Алтарь Сан Барнаба. Пределла. Извлечение сердца из св.Игнатия Богоносца

53


54


55


53. Мадонна с младенцем, шестью ангелами и св.Иоанном Крест. (1488-1490) (Рим, галерея Боргезе).
54. .Поклонение Богоматери Младенцу с пятью ангелами.
55. Поклонение младенцу Христу (Хьюстон).

56


57


58


56. Мадонна с младенцем (ок.1490) (88.9 cm x 55.88) (Гарвардский университет, коллекция Фогга).
57. Поклонение младенцу Христу (ок.1490) (122 x 80.5) (Эдинбург, Нац.галерея Шотландии)
58. Алтарь 'Сан Марко'. Коронация Богоматери (1490-1492) (Флоренция, Уффици).

59. Алтарь 'Сан Марко'. Пределла. Св.Иоанн Богослов на Патмосе (21 х 269).


60. Алтарь 'Сан Марко'. Пределла. Св.Августин в своей келье (21 х 269).

61


62


63


61 Св.Троица с Иоанном Крест. и Марией Магдал. + Товия и ангел (1491-1494) (215 x 192) (Лондон, галерея Курто).
62. Мадонна с младенцем (между 1490-1495) (74 см) (Бразилия, Сан-Паоло, Музей искусства).
63. .Рождество Христово (между 1490-1495) (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер).


Мистическое Рождество. Национальная Галерея Лондон

 Это одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто, ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов, именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея. В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

«Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.»