КАРПАЧЧО Витторе Итальянская живопись / Vittore Carpaccio Venetian, c. 1465 - 1525/1526 Italian painting


ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО
1465 - 1526  
Италия

01. Распятие Десяти тысяч мучеников на горе Арарат
Галерея Академии, Венеция

Подписанный и датированный 1515 годом алтарь, созданный по заказу Этторе Оттобона, первоначально был помещен  с правой стороны церкви Сант-Антонио-ди-Кастелло, ныне разрушенной. Сюжет, ранее не публиковавшийся в итальянском искусстве, повествует о десяти тысячах мучеников: девять тысяч римских воинов, посланных на борьбу с армянскими мятежниками под предводительством сотника Акакия, терпят серьезное поражение и только благодаря обращению в христианство, что произошло после появления ангела, наставляющего их в заповедях веры на горе Арарат, изображенной на заднем плане, им удается победить врага.
 Новость об инциденте достигает ушей императора, который вместе с шестью другими языческими царями, узнаваемыми по всадникам в правом нижнем углу, прибывает на место, чтобы подвергнуть новообращенных тем же мучениям, которым подвергся Христос во время Страстей. Благодаря вере, проявленной армией Акация, к ним присоединяется еще тысяча воинов, заслуживающих той же участи. 

01


02


03


01. Деталь. Распятие Десяти тысяч мучеников на горе Арарат
02. Деталь Распятие Десяти тысяч мучеников на горе Арарат
03. Деталь Распятие Десяти тысяч мучеников на горе Арарат

Витторе Карпаччо / Vittore Carpaccio; 1465 не позднее 152 — итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель венецианской школы. Витторе Карпаччо родился, как предполагают, в Италии, но точные место и дата его рождения неизвестны. Сначала он работает в манере Виварини, но, став учеником Джентиле Беллини, быстро усваивает и развивает его стиль
«Карпаччо» - это итальянская форма Скарпанца, фамилия венецианской купеческой семьи, в которой родился художник. После подписания ранней работы «Vetor Scarpanzo» он использовал варианты латинского «Carpatio» или «Carpathius» для подписания работ в дальнейшем.

Ничего определенного не известно об обучении и ранней живописи Карпаччо, хотя вполне вероятно, что он учился в студии Беллини, где, возможно, работал с Джентиле и Джованни Беллини. Впоследствии он, путешествовал какое-то время по  материковой части Италии, как это было принято у художников того времени. Его самая ранняя датированная работа - Прибытие святой Урсулы в Кельн из цикла, изображающего легенду о святой Урсуле (первоначально Scuola di Sant'Orsola; сейчас Gallerie dell'Accademia, Venice), надписанной с датой 1490 года.

1. Чудо креста на мосту Риальто. 
Галерея Академии, Венеция

Эта композиция входила в серию картин, которая предназначалась для зала Альберго (или залы Креста) религиозного братства (скуолы) святого Иоанна Евангелиста (Скуола-Гранде-ди-Сан-Джованни-Еванджелиста), в которой с 1369 года хранился фрагмент чудотворного Святого креста. Ни одна другая венецианская скуола не обладала столь значимой реликвией. На этот сюжет было создано десять полотен (из них сохранилось только восемь).
На картине изображена сцена, рассказывающая о чудесах, которые совершила необычная реликвия. Она посвящена исцелению одержимого, которое состоялось с участием патриарха Градо Франческо Кверини в 1494 году.

1.1


1.2


1.3


1.1., 1.2. 1.3. Деталь.  Чудо креста на мосту Риальто

Город показан так достоверно, что даже возможно узнать некоторые сооружения, например Фондако-дей-Тедески (Немецкое подворье) справа, которое было разрушено в 1505 году пожаром. Фасады с обеих сторон написаны Карпаччо с разных ракурсов, что приводит к асимметрии, которая тщательно уравновешена гладью канала, расширяющегося вправо и одновременно сходящегося слева в точку на дальнем плане

1.4


1.5


1.6


1.4., 1.5. 1.6. Деталь.  Чудо креста на мосту Риальто

Цикл о св. Урсуле 

Святая Урсула, согласно «Золотой легенде», была дочерью одного британского короля-христианина. Король Англии, услышав о её красоте и мудрости, отправил послов просить её руки для своего сына. Но было одно препятствие: Урсула и её отец были христианами, а король Англии и его сын — язычниками. Урсула поставила условия, чтобы принц принял крещение, но и тогда он сможет жениться на Урсуле лишь после того, как она совершит в паломничество в Рим. Отправившись в путь на кораблях вместе с сопровождавшими её одиннадцатью тысячами девушек, Урсула достигла Кёльна. Здесь ей во сне явился ангел и поведал, что все паломники вернутся из Рима в Кёльн и здесь примут мученическую смерть. Доплыв до Базеля, пилигримы оставили корабли и дальше двинулись пешком. В Риме они увидели папу римского и отправились обратно. Папа Кириак (мифический персонаж) последовал за ними. Когда корабли прибыли в Кёльн, город окружило войско гуннов. Варвары схватили и убили всех паломников. Урсула осталась последней. Поражённый её красотой, предводитель гуннов захотел взять её в жёны. Урсула отвергла его, и разгневанный вождь поразил её стрелой в сердце.

 
3. Апофеоз святой Урсулы .
Галерея Академии, Венеция

Скуола святой Урсулы была основана в Венеции 15 июля 1300 года и находилась под покровительством патрицианской семьи Лоредан. Здание скуолы не сохранилось. Первоначально она располагалась в небольшом строении вблизи южной апсиды церкви Санти-Джованни-э-Паоло. В 1488 году было решено украсить зал скуолы полотнами, иллюстрирующими житие святой Урсулы. Работа была поручена молодому художнику Витторе Карпаччо. Расходы, вероятно, в значительной степени покрывались Лореданами.

3.1


3.2


3.3



История жизни и мученичества Урсулы была одним из самых популярных сюжетов позднего средневековья. Изложенная Иаковом Ворагинским в «Золотой легенде», она легла в основу множества произведений искусства. Карпаччо, вероятно, был знаком с итальянским переводом книги, напечатанным в Венеции в 1475 году. Сюжет картин приблизительно следует за этим текстом, но художник обогащает его множеством деталей, порожденных его воображением. 

Картина, представляющая собой запрестольный образ, занимала в старом здании скуолы почти всю торцевую стену. Арка, обрамляющая полотно, создавала своего рода панораму, зрительно расширяющую внутреннее пространство зала.

Подчёркнуто симметричная традиционная композиция строится вокруг фигуры святой в центре. Она стоит на колонне из пальмовых листьев в окружении херувимов, а сверху над ней простирает руки Бог Отец. У подножья колонны — её коленопреклонённые спутницы, одетые в роскошные наряды венецианских дам. На втором плане слева мы видим принца Эрея и папу Кириака в тиаре. Рядом с ними — три мужские головы, предположительно, портреты конкретных членов правления скуолы. Три дамы, стоящие на коленях на переднем плане слева, — это, вероятно, сёстры одного из главных жертвователей — Пьетро Лоредана

4. Прибытие в Кёльн
Галерея Академии, Венеция

На обратном пути корабль Урсулы прибывает в Кёльн, поднимаясь вверх по реке Рейн, однако в город вторгаются войска гуннов Аттилы, изображенных на переднем плане, в то время как ему сообщают об их прибытии. Флаги с тремя коронами рядом на красном фоне, согласно критическому прочтению, принадлежат Мухаммеду II, чтобы намекнуть на угрозу со стороны турок, врагов Венеции.
 
4.1 


4.2


4.3


4.1, 4.2, 4.3. Деталь.  Прибытие в Кёльн

5. Прибытие послов 
Галерея Академии, Венеция

Сцена разделена на три части в соответствии с перспективой, заданной нарисованной архитектурой. В центре английские послы доставляют королю Бретани предложение руки и сердца Урсулы, его дочери, и Эрео. Справа Орсола диктует отцу условия, необходимые для брака, перечисляя их пальцами, начиная с обращения Эрео в христианскую религию. Слева несколько элегантных членов Compagnia della Calza, вероятные братья Scuola di Sant'Orsola, населяют открытую лоджию на фоне лагуны. Открытие холста в нижнем центре последовало за открытием двери после выполнения картины.

5.1


5.2


5.3


5.1.  5.2. .5.3 Прибытие послов 

6. Прощание с послами. 
Галерея Академии, Венеция

Отец Орсолы завершает переговоры и поручает послам отправить с условиями, выдвинутыми его дочерью для брака. Возможно, Карпаччо был вдохновлен церемониями, проводимыми во дворце дожей, о чем свидетельствует наличие балдахина, поддерживаемого самшитовыми гирляндами, символом герцогской власти, и писцом на заднем плане. Луч света, проникающий слева, заливает большую комнату, выходящую во двор, роскошно украшенный полихромным мрамором.

7. Встреча паломников с папой Кириаком
Галерея Академии, Венеция

Под стенами замка Сант-Анджело, образ которого был известен Карпаччо по гравюрам, паломников принимает папа (в источниках именуемый «Кириак»), который благословляет Орсолу и Эрео в присутствии кардиналов и епископов. Сильно перспективное видение подчеркивается архитектурой и двумя процессиями, которые, начинаясь сзади, сходятся в центре.

7.1


7.2



7.1. 7.2 Встреча паломников с папой Кириаком
Под стенами замка Сант-Анджело, образ которого был известен Карпаччо по гравюрам, паломников принимает папа (в источниках именуемый «Кириак»), который благословляет Орсолу и Эрео в присутствии кардиналов и епископов. Сильно перспективное видение подчеркивается архитектурой и двумя процессиями, которые, начинаясь сзади, сходятся в центре.

8. Встреча и отъезд помолвленной пары
Галерея Академии, Венеция

Слева направо мы видим четыре разных эпизода: принц Эрео прощается со своим отцом; встреча Орсолы и Эрео; невеста приветствует короля и королеву Бретани; на заднем плане помолвленная пара уезжает в Рим. Полюс знамени разделяет два мира: Англию слева, христианскую Бретань справа, вдохновленную, как и в других картинах цикла, современной Венецией, обновленной архитектурой Марко Кодусси, Пьетро и Туллио Ломбардо.

9.Мученичество паломников и похороны Урсулы
Галерея Академии, Венеция

Вернувшись в Кельн, королевская процессия подвергается нападению гуннов, теперь хозяев города. Резня завершается принесением в жертву Урсулы на переднем плане, которая будет пронзена стрелой

9.1


9.2


93


9.1, 9.2 9.3 Деталь. Мученичество паломников и похороны Урсулы


10. Сон Урсулы 
Галерея Академии, Венеция

11


12


13


11. Встреча Иоахима и Анны между святыми Людовиком IX и Либерой. Галерея Академии, Венеция
12. Явление распятий горы Арарат в церкви Сан-Антонио-ди-Кастелло. Галерея Академии, Венеция
13. Представление Иисуса в храме. Галерея Академии, Венеция

14


15


16


14. Мадонна с младенцем. Национальная галерея. Вашингтон 
15. Читающая мадонна. Национальная галерея. Вашингтон 
16. Бегство в Египет Национальная галерея. Вашингтон 

17


18


19


17. Портрет дворянина (ок. 1510 года)
18. Христос среди ангелов с орудиями страстей
19. Дама с книгой. Художественный музей Денвера

20


21


22


20. Смерть Богородицы. Пинакотека Феррары
21. Мадонна с младенцем. Фонд Бемберг
22. Портрет дамы. (аттр) Галерея Боргезе, Рим 

23


24


25


23. Рождение Богородицы. Галерея Академии Каррара (Бергамо) 
24. Св. Рох. Галерея Академии Каррара (Бергамо)
25. Портрет дожа Леонардо Лоредан

26


27


28


26. Встреча и Елизаветы и Анны  Галерея Франкетти
27.  Галерея Франкетти
28. Читающая мадонна с с младенцем. Gemäldegalerie, Берлин

29


30


31


29. Охота в лагуне.   the Getty Center
30. Две венецианки
31. Реконструкция. 
Картина приобрела большую популярность в XIX веке во многом благодаря Джону Рёскину, который называл ее «лучшей на свете картиной». Рёскин полагал, что на ней изображены две куртизанки. В XX веке его точка зрения была оспорена, и в настоящее время большинство специалистов полагают, что на ней две знатные дамы, младшая из них к тому же одета как новобрачная и просто смотрят на рыбаков. 

32

строка 9, столбец 1
33

строка 9, столбец 2
строка 9, столбец 3
32. Prudence the High Museum of Art
33. Проповедь святого Стефана. Лувр, Париж
34.

Дочь императора Гордиана изгнана святым Трифоном  в Музее Богдана и Варвары Ханенко