ДЖОТТО Сан-Франческо в Ассизи ФРАНЦИСКАНСКИЙ ЦИКЛ / Giotto di Bondone Basilica di San Francesco (Assisi) Francesco d'Assisi

ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ
1266(67) -1377
ЦЕРКОВЬ САН-ФРАНЧЕСКО В АССИЗИ 
ФРАНЦИСКАНСКИЙ ЦИКЛ


Базилика Святого Франциска в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто (итал. La Basilica di San Francesco d'Assisi) — главный храм ордена францисканцев, расположенный в городе Ассизи (Италия, административный регион Умбрия). Является одной из шести папских базилик Католической церкви.

Храм получил всемирную известность благодаря знаменитым фрескам XIII века по мотивам жития Св. Франциска, автором которых считается Джотто с учениками. Церковь Сан-Франческо вместе с монастырём Сакро-Конвенто в Ассизи внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Это двухъярусная церковь.

ФРЕСКИ ВЕРХНЕЙ ЦЕРКВИ

 
1


2


3



4


5


6


4. Интерьер 
5.  Св.Францис и св.Клара (1279-1300).
6. Фрески с житием св. Франциска 

7


8


8


7.Сцена 1. Юродивый предсказывает св.Франциску грядущую славу.
И было так, что некий житель Ассизи, человек простой, но, как все полагают, умудрённый Богом, как-то раз проходя по городу и повстречав Франциска, снял с себя плащ и постелил свою одежду у него ног, показывая тем самым, что Франциск со временем удостоится всех знаков почтения, поскольку ему предстоит совершить великое дело, за которое он и будет превыше многих почитаем всем христианским миром

8. Сцена 2. Франциск отдаёт свой плащ обедневш. воину 
И когда восстановились его силы, и он вышел, по обычаю надев красивую новую одежду, ему повстречался некий воин, прежде прославленный, а теперь обнищавший и бедно одетый, и он был поражён пылким состраданием к нищете этого человека и тут же, разоблачившись, отдал ему свою одежду, тем самым в одно мгновение исполнив две обязанности милосердия: прикрыл позор достойного воина и облегчил нужду бедного человек

9. Сцена 3. Сон о дворце.
В ту же ночь, погрузившись в сон, он по милости Божией увидел огромный и пышный дворец с множеством воинского оружия, украшенного знаком креста Христова, и так было ему предуказано, что милосердие, которое он во имя любви к Вышнему Царю оказал бедному солдату, будет оплачено ни с чем не сравнимой наградой. Он стал спрашивать во сне, чей это дворец и откуда он взялся, и услышал ответ и подтверждение свыше, что всё это будет принадлежать ему и его воинству.

10


11


12


10. Сцена 4. Распятие из Сан Домиано.
И вот однажды он вышел в поле поразмыслить и в размышлениях своих дошёл до церкви святого Дамиана, обветшавшей и почти развалившейся от крайней старости, и вошёл в неё, воспламенившись духом, для молитвы, и когда он распростёрся перед образом Христа, дух его получил в молитве немалое облегчение. Глазами, полными слез, взирал он на крест Господень, и тогда с креста раздался голос, трижды провозгласивший (а он внимал эти словам телесным ухом): «Ступай, Франциск, отстрой дом мой, — ты видишь, он почти разрушился!» Кроме Франциска, в церкви в тот час никого не было, он содрогнулся и замер, и когда он постиг сердцем, что внимал самому Христу, он лишился памяти и упал без чувств

11. Сцена 5. Отказ от имущества.

12. Сцена 6. Сон папы Иннокентия (Франциск-строитель).
«Иннокентию III является во сне Святой Франциск, поддерживающий церковь»

13


14


15


13.Утвкрждение устава Францисканского ордена.
Папа больше не сомневался в святости Франциска и понял замысел Божий. Но не чрезмерна ли проповедуемая им бедность? Он снова призвал Франциска и выразил ему свои опасения, разделяемые некоторыми кардиналами. Франциск в ответ вдохновенно и рыцарственно воспел госпожу Бедность, восхваляя её как прекраснейшую даму, завоевавшую сердце Небесного Царя, в Чьём облике запечатлелось благородство Отца. Неужто такой Отец не позаботится о Своих возлюбленных детях? Папа был тронут. Его опасения рассеялись. Ступай с Богом, — сказал он, — и проповедуй с сотоварищами покаяние, как Он вам внушит. Когда возрастёте числом, сообщите, мы дадим вам новые дозволения и возложим на вас новые поручения

14. Сцена 8. Чудесное явление св.Францисска братии.

15. Сцена 9. Видение небесных престолов.
однажды брат Пацификус, молившись с ним вместе в церкви, был вознесён в экстазе, и увидел несколько тронов в небесах, и был среди них один, превосходивший остальные по роскоши, весь украшенный драгоценными камнями. И он вопросил себя, для кого может быть предназначено столь великолепное место, и тут голос сказал ему: «Сие было место ангела, и теперь оно сохранено для смиренного Франциска» 

16


17


18


16. Сцена 10. Изгнание демонов из Ареццо.
Случилось однажды, что Франциск пришёл в Ареццо, и был весь этот город разрушен от вражды между горожанами. Приблизившись к стенам, он узрел демонов, возрадовавшихся вражде и пробуждающих в душах жителей желание уничтожать друг друга; так что позвал он брата, звавшегося Сильвестром, человека Божьего, достойного и простого, и сказал ему: «Ступай к воротам города и от лица Господа Всемогущего прикажи демонам быстро покинуть его». Брат поспешил к городским воротам, читая псалмы во славу Божью. И крикнул он затем во весь голос перед входом в город: «Во имя Всемогущего Господа и по приказу отца нашего Франциска, изыдите, демоны!». И вернулся мир в Ареццо, и стали люди спокойными снова[

17. Сцена 11. Испытание огнём перед султаном.
…но на Франциска ничто не действовало. Взяв с собой брата Иллюминато, он вступил на землю противника с криком: «Султан, султан». Их тут же схватили, жестоко избили и привели к султану Мелек-эль-Камелю, доблестному и мудрому государю. В ответ на просьбу султана Франциск изложил цель прихода: он хотел не отречься от Христа, но обратить султана и его людей в евангельскую веру. Он долго говорил о тайне Единого и Троичного Бога, но, чувствуя, что слова его не доходят, придумал нечто более действенное. — Прикажи, — сказал он, — чтобы разожгли большой огонь, и позови своих священников. Мы вместе войдём в огонь. Кто из нас останется невредим, в его веру и уверуй. — Ни один из наших священников не согласится на такое испытание в защиту нашей веры, — ответил султан. Но Франциск не сдавался. Святой Дух подсказывал ему новые доводы и слова, но напрасно: султан, внутренне убеждённый в правоте Франциска, боялся «народного шума»

18. Сцена 12. Экстаз св.Франциска.

19


20


21


19. Сцена 13. Празднование Рождества в Греччо.

20. Сцена 14. Чудесное открытие источника.

21. Сцена 15. Проповедь птицам.
Неподалеку от Каннары в одно свежее весеннее утро они увидали множество птиц, которые весело щебетали на цветущих ветвях. Таинственная сила приблизила к ним Франциска, и тотчас птицы взлетели кругом него и уселись ему на плечи, на голову, на руки. Изумленному спутнику Франциска показалось, что перед ним не явь, а сон, что Адам неслыханным чудом вдруг вернулся в состояние невинности и беседует со зверями и птицами. А Франциск, как будто всё происходило естественным порядком, велел своим певчим друзьям умолкнуть, после чего начал проповедь, увещевая птиц всегда восхвалять Господа, питающего и одевающего их с неизреченной любовью. Под конец он осенил их крестным знамением и отпустил летать и петь. Некоторое время он понаблюдал, как они взмывают в воздух, машут крыльями и распевают нежные песни, потом снова пустился в путь

22


23


24


22.Сцена 16. Смерть дворянина из Челано.
Франциск, прибыв в Челано, чтобы проповедовать там, был остановлен неким дворянином, скромно, но настойчиво звавшим его разделить с ним трапезу. Франциск извинялся и отказывался, но в конце концов, был побеждён его доводами. Час обеда настал и стол был накрыт. Хозяин был счастлив, и вся его семья радовалась гостям, пришедшим вкусить обед вместе с ними. Франциск же поднялся, устремил взор в небеса и сказал дворянину: «Брат хозяин, я пришёл в твой дом по твоим молитвам, чтобы обедать с тобой, но слушай же внимательно меня сейчас, ибо суждено тебе будет обедать не здесь, а в другом месте. Иди и исповедуйся как можно быстрее, и не оставь ничего в тайне из того, что бы ты приберёг для последнего исповедания. Господь воздаст тебе сегодня, за то, что ты принял его людей в своем доме с такой любовью». Прислушавшись к его святым словам, дворянин позвал священника, сопровождавшего Франциска, и исповедался ему. Он привёл свой дом в порядок и стал ждать, когда свершится по слову святого. И когда все сидевшие начали есть, дворянин перекрестился и протянул руку к хлебу. Но прежде чем он прикоснулся к нему, его голова упала и дух покинул тело

23. Сцена 17. Франциск перед папой Гонорием III.

24. Сцена 18. Явление Св.Франциска во время проповеди.

25


26


27


25. Сцена 19. Стигматизация Св.Франциска.
26. Сцена 20. Смерть и вознесение св.Франциска.
27. Сцена 21. Явление брату Августину и епископу Ассизскому

28


29


30


28. Сцена 22.Подтверждение стигматов.
29.Сцена 23. Оплакивание св.Франциска.
30.Сцена 24. Канонизация св.Франциска.

31


32


33


31. Сцена 25. Явление папе Григорию IX.
32. Фотография фресок стены фасада.
33. Тондо. мадонна с младенцем.

34


35


36


34.Пятидесятница (1290).
35.Вознесение Господне (ок.1300).
36. Апостол Павел (1290).

ФРЕСКИ НИЖНЕЙ ЦЕРКВИ



2


3


4


3.Встреча Марии и Елисаветы (1310).
4.Рождество Христово (1310).

5


6


7


5.Поклонение волхвов (1310).
6. Принесение во храм (Сретение) (1310).
 7.Избиение младенцев (1310).

8


9


10


8.Бегство в Египет (1310).
9.Возвращение в Иерусалим (1310).
10. Иисус среди учителей (1310).

11


12




11.Распятие (1310).
12.Смерть отрока в Сессе (1310).
13.Воскресение отрока в Сессе (1310).




15


16


17


15.Аллегория Смирения. 
16. Фрески капеллы св.Марии Магдалины. св.Мария Магдалина и кардинал.
17.Путешествие св.Марии Магдалины в Марсель (ок.1320).

18. Фрески капеллы св.Марии Магдалины. Свод.


19


20


21


19. .Воскрешение Лазаря (ок.1320).
20 .Не прикасайся ко Мне (ок.1320).
21.Путешествие св.Марии Магдалины в Марсель (ок.1320).

22. Триптих Стефанески (лицевая сторона) (ок.1330)  (Ватикан, пинакотека).


23. Триптих Стефанески (оборотная сторона) (ок.1330) (Ватикан, пинакотека)


24. Успение Богоматери (ок.1310)  (Берлин, Гос.музей).


25. Алтарь Перуцци (ок.1310-1315) Роли, Музей искусств Северной Каролины


25.1


25.2


25.3


25.1. Алтарь Перуцци (ок.1310-1315) панель 2. Мадонна (Роли, Музей искусств Северной Каролины).
25.2 Алтарь Перуцци (ок.1310-1315) панель 3. Христос благословляющий (Роли, Музей искусств Северной Каролины)
25.3. Алтарь Перуцци (ок.1310-1315) панель 4. Св.Иоанн Креститель (Роли, Музей искусств Северной Каролины).

26. Болонский полиптих (1330-1335)  (Болонья, Нац. пинакотека).

26.1


26.2


26.3


26.1 Доска полиптиха. Мадонна с младенцем (1320-1325)  (Вашингтон, Нац. галерея).
26.2 Доска полиптиха. Св.Иоанн Евангелист (1320-1325).
26.3. Доска полиптиха. Св.Лаврентий (1320-1325).

27


28


29


27. Мадонна Оньиссанти (Маэста) (ок.1310)  (Флоренция, Уффици).
28. Мадонна с младенцем (1297).
29. Мадонна Магнификат (Ватикан, пинакотека).

30. Полиптих Бадия (ок.1300) Флоренция, Уффици


31. Полиптих Барончелли (ок.1334) Флоренция, базилика Санта-Кроче


32


33


34


32. Стигматизация св.Франциска (1295-1300) Пределла 1. Сон папы Иннокентия III.
33. Стигматизация св.Франциска (1295-1300) Пределла 2. Утверждение устава Францисканского ордена.
34. Стигматизация св.Франциска (1295-1300) Пределла 3. Проповедь птицам (Париж, Лувр).