ГОЛЬБЕЙН Ганс Пляска смерти / Hans Holbein d. J. Dance of Death / Mortis Saltatio / Danza macabra

 ГАНС ГОЛЬБЕЙН "ПЛЯСКА СМЕРТИ" и не только...
Dance of Death / Mortis Saltatio /  Danza macabra
1497 - 1543

**Чтоб увеличить репродукцию – нажмите на нее
**  © The University of Adelaide Library University of Adelaide  South Australia
Репродукция  
Ганс Гольбейн  
1. Сотворение (Creation)     
Создание Евы из ребра Адама


DIEV, Ciel, Mer, Terre, procrea
De rien demonstrant sa puissance
Et puis de la terre crea
L’homme, & la femme a sa semblance.

Гравюры привожу по изданию  "Пляски Смерти" Библиотеки Университета Аделаиды (The University of Adelaide Library). Также, каждая из гравюр, как и в оригинале, содержит  цитату из Библии на латыни. 

Пляска смерти — род аллегорической драмы или процессии, в которой главным корифеем являлась смерть и которая некогда представлялась в лицах и часто изображалась в картинах, гравюрах и скульптурных произведениях на Западе Европы. В основании её содержания лежали идеи о ничтожестве человеческой жизни, ежеминутно угрожаемой кончиною, о мимолётности земных благ и несчастий, о равенстве всех и каждого пред лицом смерти, внезапно сражающей и папу, и императора, и последнего из простолюдинов, одинаково неумолимо уносящей и старца, и юношу, и новорождённого младенца.



Репродукция  
Ганс Гольбейн
2. Искушение (Temptation)     
Ева попробовав яблоко, предлагает Адаму еще собрать

ADAM fut par EVE deceu
Et contre DIEV mangea la pomme,
Dont tous deux ont la Mort receu,
Et depuis fut mortel tout homme.
1233333333333333333333333333333333

3


4


5


3.Изгнание Адама и Евы из Рая (Expulsion of Adam and Eve)    После Изгнания люди смертны. Появляется Смерть, играя на  музыкальном инструменте 
4. Адам возделывает землю (Adam tills the soil) После Изгнания Адам возделывает землю, Смерть помогает ему. Невдалеке Ева кормит грудью Каина ( Бытие III) 
5. Кости человечества (?) (Bones of all men) Толпа скелетов, играющих на рогах, трубах и тому подобном, зовет человечество в могилу. 

6


7


8


6. Папа Римский (Pope) Папа (Лев X.) со Смертью на его стороне коронует Императора, который целует его ногу. Другая Смерть, в шляпе кардинала, среди помощников.
7. Император (Emperor) Император (Максимилиан I.) наказывает своего министра за несправедливое решение. Но даже в этом случае Смерть обличает его. 
8.  Король (King) Король (Франциск I) сидит на пиру под балдахином, посыпанным лилиями. Смерть, как виночерпий, наливает свой последний глоток.  

9


10


11


9. Каридинал (Cardinal) Смерть снимает шляпу кардинала, когда он вручает письмо  богатому человеку. 
 
10. Императрица (Empress) Императрица, идущая со своими фрейлинами, перехвачена женщиной-смертью, которая ведет ее к открытой могиле. 
11. Королева (Queen) Смерть в обличье придворного шута утаскивает Королеву, когда она покидает свой дворец. 

12


13


14


12. Епископ (Bishop) Солнце садится, и смерть уводит престарелого епископа от скорбящих пастырей его стада. 
13. Герцог (Duke) Герцог безжалостно отворачивается от нищенки и ее ребенка. Между тем смерть, фантастически увенчанная, возлагает на него руки. 
14. Аббат (Abbot) Смерть, разорив аббата в митре,  и гонит его вперед, не смотря на угрозы  требником. 

15


16


17

15. Аббатисса (Abbess) Смерть, в венке из флагов, уводит настоятельницу-аббатиссу на глазах у визжащей монахини. 
16. Дворянин (Nobleman) Смерть тащит сопротивляющегося дворянина к могиле на заднем плане. 
17. Канонник (Canon) Каноник со своим сокольничим, пажом и шутом входит в дверь церкви. Смерть показывает ему, что песок в песочных часах символизирующих его жизнь кончился. 

18


19


20


18. Судья (Judge) Смерть забирает судейский жезл у судьи, поскольку он берет взятку от богатого клиента, но тот этого даже не замечает. 
19. Адвокат (Advocate) Смерть настигает адвоката на улице, когда с ним расплачивается  богатый клиент. 
20. Сенатор (Senator) Советник, побуждаемый дьяволом, целиком поглощен дворянином и отворачивается от бедного просителя. Но смерть, со стеклом и лопатой, ждет у его ног.. 

21


22


23


21. Проповедник (Preacher) Смерть, в плаще, стоит на кафедре позади проповедника и готовится ударить его в челюсть. 
22. Священник (Priest) Священника ведут к больному человеку. Но смерть предшествует ему как его ризничий. 
23. Монах (Monk) Смерть настигает монаха, как только его ящик для подаяний и мешок наполняются. 

24


25


26


24. Монахиня (Nun) Молодая монахиня опускается на колени перед алтарем, но поворачивается к своему возлюбленному, который играет на лютне. Смерть тем временем, как отвратительная старая карга, гасит алтарные свечи. 
25. Старуха (Old woman) "Melior est mors quam vita" - пожилой женщине, которая ходит по кладбищам со своими костяными четками, пока смерть играет музыку 
26. Врач (Physician) Смерть приводит к врачу безнадежного больного и велит ему вылечиться самому. 

27


28


29


27. Астролог (Astrologer) Астролог созерцает подвесную небесную сферу. Но смерть держит  череп перед его глазами. 
28. Богач (Rich man) Смерть находит богача за его столом и забирает деньги. 
29. Торговец (Merchant) Смерть хватает торговца среди прибывших тюков.. 

30


31


32
30. Моряк (Seaman) Смерть ломает мачту корабля, и экипаж находится в ужасном положении.  
31. Рыцарь (Knight) Смерть, в кирасе и кольчуге, пронзает рыцаря насквозь. 
32. Граф (Count) Смерть, в образе крестьянин с кистенем, нападает на графа со  спины. 

32


33


34


33. Старик (Old man) Смерть, играя на цимбалах, уводит его в могилу. 
34. Графиня (Countess) Смерть помогает графине, украшая ее шейным платком из костей мертвецов.. 
35. Дворянка (Noblewoman) “Me et te sola mors separabit” гласит девиз. И смерть уже танцует перед ней. 

36


37


38


36. Герцогиня (Duchess) Смерть овладевает ею в постели, в то время как его товарищ играет на скрипке. 
37. Уличный торговец (Peddler) Смерть останавливает его на дороге с товарами за спиной. 
38. Пахарь (Ploughman) Смерть бежит по бокам лошадей, когда солнце садится, и борозды заканчиваются. 

39

строка 9, столбец 1
40

строка 9, столбец 2
41

строка 9, столбец 3
39. Ребенок (Child) Пока готовится скудная домашняя трапеза, смерть крадет самого младшего ребенка. 
40. Судный день (Last Judgment) “Omnes stabimus ante tribunal Domini.” 
41. Герб Смерти (Escutcheon of Death) Герб смерти, Гольбейн и его жена 

В 1545 году, в пятом лионском издании Пляски Смерти Гольбейна ряды "танцующих" пополнились. 12 новых персонажей скорее всего были нарисованы не Гольбейном, а неизвестным художником, который позже добавил их к оригинальным сценам. Между Ребенком (39) и Судным днем (40) здесь появляются:

42


43


44


42. Солдат сражающийся со Смертью. Мертвые воины лежат у их ног. На заднем плане скелет играет на барабане. Смерть, вооруженная только костью и щитом, сражается с солдатом на поле боя.
43. Смерть и Демон вместе нападают на Игрока
44. Смерть вливает вино в рот Пьянице

45


46


47


45. Смерть тянет Глупца за одежду, одновременно играя на волынке.
46. Смерть не дает Разбойнику ограбить старую женщину.
47. Смерть ведет Слепого, ухватив его трость.

48


49



48. Смерть ломает телегу Возничего, который не теперь не может управлять ею.
49. Больной бродяга просит милостыню на улице (Но Смерти здесь нет!).

АЛФАВИТ С ПЛЯСКОЙ СМЕРТИ (Гольбейн Г.)

































ГЕНРИХ АЛЬДЕГРЕВЕР  / Heinrich Aldegrever. Пляска смерти / Danza macabra

Генрих Альдегревер или Альдеграф, называемый также Альбертом Вестфальским — немецкий живописец и гравёр XVI века, ученик школы Альбрехта Дюрера. Генрих Альдегревер родился в 1502 году в Падерборне, в семье Германа Трипенмеккера, прозванного Альдегревером, который в 1527 году взял себе это имя.
 
1


2


3


1.Сотворение Евы (1540)
2.Бог предупреждает Адама и Еву (1540)
3.Искушение Адама и Евы (1540)
   
4


5


6


4.Адам и Ева после грехопадение (1540)
5.Изгнание Адама и Евы из рая (1541)
6. Адам и Ева после изгнания из рая (1540) (гравюра)
   
7


8


9


7. Грехопадение (1541)
8. Адам и Ева после изгнания из рая (1541) (гравюра)
9. Папа и смерть (1541)

10


11


12


10. Кардинал и смерть (1541)
11. Епископ и смерть (1541)
12. Аббат и смерть (1541)

ВАЦЛАВ ХОЛЛАР (Václav Hollar) 1607 - 1677 чешский гравер и рисовальщик. 
После захвата Праги во время Тридцатилетней войны семья Холлара разорилась и Вацлав, намеревавшийся стать юристом, решил учиться на художника. Самые ранние его работы, дошедшие до нас, датируются 1625—1626 годами. Это небольшие гравюры, одна из которых — копия картины Альбрехта Дюрера «Мария с младенцем».