ВАН ЭЙК Ян "Гентский алтарь" Живопись Нидерландов / Jan van Eyck Early Netherlandish, Renaissance
ЯН ВАН ЭЙК
ок. 1385(90) - 1441
ГОЛЛАНДИЯ
ГОЛЛАНДИЯ
Портрет четы Арнольфини Национальная Галерея, Лондон
Ранненидерландский художник-новатор Северного Возрождения, дипломат, мастер портрета, автор более ста картин на религиозные сюжеты. Младший брат художника и своего учителя Губерта ван Эйка.
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в городе Маасейке Льежской епархии в Северных Нидерландах. Учился у старшего брата Губерта и работал с ним до 1426 года. Начал самостоятельную деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов. Впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III.
С 1425 года ван Эйк становится придворным герцога Бургундии Филиппа Доброго, который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал работу. 19 мая 1425 года датирован документ, из которого следует, что художник принят на службу к герцогу в качестве камердинера «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами, выгодами и жалованием...в 100 парижских ливров в год». В 1435 году герцог распорядился повысить жалование художнику до 360 ливров в год.
В 1427—1428 годах в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, а затем в Португалию в числе тех, кто должен был договориться о свадьбе Филиппа Доброго и португальской принцессы. Ван Эйку было поручено написать портрет невесты. Было сделано два портрета. Оба были отправлены герцогу вместе с проектом брачного договора. Один был отправлен сушей, другой морем. До нашего времени портреты не сохранились.
2. Мадонна в интерьере (ок.1433) Мельбурн, Нац. галерея Виктория
3. Мадонна канцлера Ролена. 1435. Лувр, Париж
5. Дрезденский триптих, известен также под названиями Богородица с Младенцем, Архангелом Михаилом и Святой Екатериной и Алтарь Девы Марии — небольшой навесной алтарный триптих работы ранненидерландского художника Яна ван Эйка. Триптих состоит из пяти отдельных панелей — центральной и двух двусторонних крыльев. Работа подписана, художник сам датировал её 1437 годом. Галерея СтарыхМастеров, Дрезден.
7. Диптих Голгофа и Страшный суд (1420-1425) (56.5 x 19.7) (Нью-Йорк, Музей Метрополитен)
8. Дрезденский триптих (1437) (закрыт). Благовещение.
10. Мадонна у фонтана (1439) (19 х 12) (Антверпен, Королевский музей изящ.искусств).
11. Св.Иероним в келье (1435-1440) (20 х 12.5) (Детройт, Институт искусств)
13. Портрет человека в красном тюрбане. 1433. Национальная галерея, Лондон
14. Портрет Джованни Арнольфини (ок.1435) (29 × 20) (Берлин, Гос.музей).
|
|
|
16. Портрет кардинала (возможно папского легата Николо Альбергати) (1431-1433) (32.5 x 25.5) (Вена, Музей истории искусств).
17. Портрет Маргарет, жены художника (1439) (32.6 × 25.8) (Брюгге, Groeningemuseum)
18. Портрет мужчины (Тимофей) (Леаль Совенир) (1432) (34,5 x 19) (Лондон, Нац. галерея).
21. Стигматизацич Св.Франциска (1430-1432) (12.7 x 14.6) (Филадельфия, Музей искусств).
22. Фонтан изящества и триумф Церкви над синагогой (1430) (181 x 119) (Мадрид, Прадо).
ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ
Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Губертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Освящён 6 мая 1432 года.
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа.
Внешняя сторона алтаря
В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие Христа.
2. Иоанн Креститель,
3. Иоанн Богослов
4. Жена донатора
Верхний ряд
6. Богоматерь, Бог-Отец и Иоанн Креститель
7. Ангелы и Ева
Нижний ряд
9. Поклонение агнцу
10. Шествие отшельников и пилигримов