ВАН ЭЙК Ян "Гентский алтарь" Живопись Нидерландов / Jan van Eyck Early Netherlandish, Renaissance

ЯН ВАН ЭЙК
ок. 1385(90) - 1441
ГОЛЛАНДИЯ 

Портрет четы Арнольфини  Национальная Галерея,  Лондон


Ранненидерландский художник-новатор Северного Возрождения, дипломат, мастер портрета, автор более ста картин на религиозные сюжеты. Младший брат художника и своего учителя Губерта ван Эйка. 
 Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в городе Маасейке Льежской епархии в Северных Нидерландах. Учился у старшего брата Губерта и работал с ним до 1426 года. Начал самостоятельную деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов. Впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III.

Мадонна в церкви (ок.1425) Берлин, Гос.музей

С 1425 года ван Эйк становится придворным герцога Бургундии Филиппа Доброго, который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал работу. 19 мая 1425 года датирован документ, из которого следует, что художник принят на службу к герцогу в качестве камердинера «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами, выгодами и жалованием...в 100 парижских ливров в год». В 1435 году герцог распорядился повысить жалование художнику до 360 ливров в год.

Мадонна с картезианским монахом (1441)  Нью-Йорк, Коллекция Фрик

В 1427—1428 годах в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, а затем в Португалию в числе тех, кто должен был договориться о свадьбе Филиппа Доброго и португальской принцессы. Ван Эйку было поручено написать портрет невесты. Было сделано два портрета. Оба были отправлены герцогу вместе с проектом брачного договора. Один был отправлен сушей, другой морем. До нашего времени портреты не сохранились.

1


2


3


1. Благовещение (ок.1435) Вашингтон. Нац. галерея
2. Мадонна в интерьере (ок.1433) Мельбурн, Нац. галерея Виктория
3. Мадонна канцлера Ролена. 1435. Лувр, Париж

4. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436. Музей Гронинге, Брюгге

5. Дрезденский триптих, известен также под названиями Богородица с Младенцем, Архангелом Михаилом и Святой Екатериной и Алтарь Девы Марии — небольшой навесной алтарный триптих работы ранненидерландского художника Яна ван Эйка. Триптих состоит из пяти отдельных панелей — центральной и двух двусторонних крыльев. Работа подписана, художник сам датировал её 1437 годом. Галерея СтарыхМастеров, Дрезден. 

6


7


8


6. Диптих Благовещение (1433-1435) (39 x 24) Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы
7. Диптих Голгофа и Страшный суд (1420-1425) (56.5 x 19.7) (Нью-Йорк, Музей Метрополитен)
8. Дрезденский триптих (1437) (закрыт). Благовещение.

9


10


11


9. Мадонна Лукка (1432-1441) (65.5 x 49.5) (Франкфурт, Штеделевский институт искусства).
10. Мадонна у фонтана (1439) (19 х 12) (Антверпен, Королевский музей изящ.искусств).
11. Св.Иероним в келье (1435-1440) (20 х 12.5) (Детройт, Институт искусств)

12


13


14


12. Портрет Бодуэна де Ланоя (1433) (26 x 20) (Берлин, Гос. музей).
13. Портрет человека в красном тюрбане. 1433. Национальная галерея, Лондон
14. Портрет Джованни Арнольфини (ок.1435) (29 × 20) (Берлин, Гос.музей).

15. Мадонна с картезианским монахом (1441) (47 × 61) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик).

16


17


18

16. Портрет кардинала (возможно папского легата Николо Альбергати) (1431-1433) (32.5 x 25.5) (Вена, Музей истории искусств).
17. Портрет Маргарет, жены художника (1439) (32.6 × 25.8) (Брюгге, Groeningemuseum)
18. Портрет мужчины (Тимофей) (Леаль Совенир) (1432) (34,5 x 19) (Лондон, Нац. галерея).

19.Несение креста (Будапешт, Музей изящ.искусств).

20


21


22


20. Средневековый пир (Версаль, Musee National du Chateau).
21. Стигматизацич Св.Франциска (1430-1432) (12.7 x 14.6) (Филадельфия, Музей искусств).
22. Фонтан изящества и триумф Церкви над синагогой (1430) (181 x 119) (Мадрид, Прадо).

ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ



Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Губертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Освящён 6 мая 1432 года.
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа.

Внешняя сторона алтаря
В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие Христа.


1


2


3


4


1. Дрнатор
2. Иоанн Креститель, 
3. Иоанн Богослов
4. Жена донатора










Верхний ряд

5


6


7


5. Адам и ангелы
6. Богоматерь, Бог-Отец и Иоанн Креститель
7. Ангелы и Ева

Нижний ряд

8


9


10


8. Праведные Судьи и Воинство Христово
9. Поклонение агнцу
10. Шествие отшельников и пилигримов