ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО Итальянская живопись / Fra Angelico Italian Early Renaissance painter
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
Раннее Возрождение
Fra Angelico
Italian Early Renaissance painter
1400 - 1455
ИТАЛИЯ
ИТАЛИЯ
Посмертный портрет Фра Беато Анджелико кисти Луки Синьорелли, фрагмент фрески «Деяния Антихриста» .
Святой Католической церкви, итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, доминиканский монах. Причислен к лику блаженных Католической церковью в 1983 году (по другим источникам — 3 октября 1982 г.). В 1984 г. канонизирован. Память 18 февраля.
Именем Анджелико художник обязан основоположнику современного искусствознания Джорджо Вазари, который в одном из своих знаменитых «Жизнеописаний», опубликованном в 1550 г., обрисовал, опираясь на ряд источников, светлый и возвышенный образ живописца, отмечая, что тот был «столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных», но... как говорят... "не верь Вазари он обманет.."
Более или менее точно известно, что родился в 1400 году в Виккьо в долине Муджелло близ Флоренции. Поступил в доминиканский монастырь во Фьезоле в 1418 году.
Учитель неизвестен. Начинал деятельность с иллюстраций к религиозным книгам.
Алтарь св.Петра-Мученика (1427-1429) (137 х 168) Флоренция, Музей Сан-Марко
В 1447 году со своим учеником Беноццо Гоццоли создавал фрески в соборе Успения Богородицы в Орвието, а в 1447—1450 годах — украшал ими стены капеллы Никколина во дворце пап в Ватикане. Другим его учеником был Антониаццо Романо — важная фигура итальянской живописи XV века.
Фра Анджелико вернулся во Флоренцию в 1449 году. В 1450 году он стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле.
В 1452 году художник снова едет в Рим — по вызову нового папы Николая V.
Фра Беато Анджелико умер в 1455 году в Риме. Похоронен в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где его могила существует до нынешнего времени. На его саркофаге можно прочесть: «Здесь покоится достопочтенный художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция, Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье». Латинский текст эпитафии на его могиле предположительно составлен папой Николаем
Благовещение (ок.1426) (194 x 194) Мадрид, Прадо
1.ШКАФ ДЛЯ УТВАРИ. ФЛОРЕНЦИЯ, МУЗЕЙ САН-МАРКО
Серии небольших картин с изображением сцен из жизни Христа бы-ли заказаны Пьеро де Медичи для украшения створок шкафа, в кото-ром хранилась серебряная утварь, поднесенная Мадонне Аннунциате (Armadio degli Argenti) в монастыре Сан Марко.
Заказ был связан с проектом переустройства молельни Пьеро Медичи, располагавшейся между капеллой Мадонны Аннунциаты и монастырской библиотекой. Композиции были размещены на двух дверках, открывавшихся нару-жу; впоследствии, в 1461-1463 годах, их заменили одной створкой.
Всего существует 35 небольших картин одинакового размера, изображающих эпизоды из Нового Завета. Это часть большей коллек-ции, состоящей из 40 картин одинакового размера (38,5 x 37 см) и од-ной картины двойного размера. 6 картин были утеряны. Из 35 картин, представленных в музее Сан Марко, 3 приписываются кисти Бальдови-нетти, все остальные – работы Фра Анжелико.
|
|
|
1.1. Рождество Христово.
1.2. Обрезание. Принесение во Храм
1.3. Поклонение волхвов.
|
|
|
1.4. Бегство в Египет.
1.5. Отрок Христос среди израильских учителей.
1.6.Воскрешение Лазаря (38.5 х 37)
|
|
|
1.7. Вход Господень в Иерусалим (38.5 х 37).
1.8. Тайная вечеря
1. 9. Омовение ног апостолов
|
|
|
1.10. Установление таинства Евхаристии.
1.11.Гефсиманское моление (Моление о чаше)
1.12. Христос перед Каиафой
|
|
|
1.13. Уничижение Христа.
1.14. Бичевание
1.15. Несение креста
|
|
|
1.16. Распятие
1.17. Оплакивание Христа.
1.18.Сошествие Христа во ад.
|
|
|
1.19. Мироносицы и ангел в пустом гробе.
1. 20. Вознесение
1.21. Сошествие Св. Духа
2.АЛТАРЬ ИЗ ПЕРУДЖИ. ПЕРУДЖА ГАЛЕРЕЯ УМБРИИ
Большой алтарь, называемый Триптихом из Перуджи, был выполнен для капеллы Сан Николло церкви святого Доминика в Перудже. Он со-стоит из трех основных панелей, пределлы с тремя картинами, и двух декорированных боковых пилястр. Позднее он был разобран. Большая его часть находится сейчас в Национальной Галерее Умбрии в Перуд-же, две картины из пределлы находятся в Пинакотеке Ватикана.
2.2. Левая панель. Св.Доминик и свт.Николай-Чудотворец
2.3. Центр.панель. Мадонна с младенцем на троне
2.5. Пределла 2. Свт.Николай спасает судно с зерном (35 х 61.5) Ватикан, Пинак
2.6. Пределла 3. Спасение осуждённых, Успение (34х60) Перуджа, Нац. галерея
3.АЛТАРЬ ЦЕРКВИ СВ. ДОМИНИКА В ФЬЕЗОЛЕ
В 1418 году церковь и монастырь Сан Доменико получили крупное пожертвование по завещанию богатого купца Бернабо дельи Альи — церковь была посвящена его святому покровителю Варнаве. Алтарный образ Анджелико в ней датируется серединой 1420-х годов.
Подобно триптиху Сан Пьетро Мартире, первоначально алтарь со-стоял из трех готических створок: в центре была представлена Мадон-на на троне с Младенцем и ангелами, по бокам — святые: Фома Аквин-ский и Варнава слева, Доминик и Петр Мученик справа.
В 1501 году триптих был переделан Лоренцо ди Креди в ренессанс-ный алтарь с сидящей под балдахином Мадонной и святыми, стоящими в архитектурном обрамлении на фоне пейзажа. Этот новый алтарь, со-стоящий из центральной части с расписными пилястрами находится сейчас в церкви монастыря Сан Доменико.
3.2.Мадонна с младенцем в окружении святых и анг (212 х 237) (Фьезоле, ц.Сан-Доменико)
3.5 Пилястры. Архангел Михаил (1423-1424) (35.5 x 14) (Кёльн, частная коллекция)
3.6.Пилястры. Евангелист Марк (1423-1424) (36 х 11) (Шантийи, Музей Конде)
3.8.Пилястры. Евангелист Матфей (1423-1424) (36 х 11) (Шантийи, Музей Конде)
3.9.Тондо (15.9 х 15.6). Святой епископ (Нью-Йорк, Метрополитен).
4.ФРЕСКИ МОНАСТЫРЯ САН-МАРКО
В 1427 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь Сан Марко доминиканского ордена. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию. Фра Беато Анжелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и он переселился в монастырь Сан-Марко лет через десять после его перестройки.
Мадонна теней (193 х 273) коридор 1-го этажа
|
|
|
4.2. Благовещение (230 х 321) (коридор 2-го этажа).
4.3. Св.Доминик поклоняется распятию (340х155) (коридор 2 этажа).
4.6. Положение во гроб (184 х 152) (2 келья)
4.7. Вид третьей кельи.
4.9. Распятие с предстоящ. святыми (194 х 166) (4 келья).
4.10 Рождество Христово (193 х 164) (5 келья).
5.12. Осмеяние Христа (188 х 164) (7 келья).
6.13. Воскресение Христово (189 х 164) (8 келья).
4.15. Принесение во храм (158 х 136) (10 келья).
4.16. Мадонна на троне со свв.Домиником и Зиновием (11 келья).
4.21 Распятие с Б.М., свв.Домиником и Марией Магдал. (25 келья).
4.22. Христос - Муж скорбей (179 х 128) (26 келья).
4.24. Сошествие Христа во ад (31 келья).
4.25. Нагорная проповедь (190 х 198) (32 келья).
4.27 Искушение Христа (33 келья).
4.28. Моление о чаше (182 х 181) (34 келья).
4.30 Прибивание ко кресту (152 х 112) (36 келья).
4.31. Голгофа со св.Домиником и св.Фомой Аквинским (37 келья).
4.33. Поднесение губки с уксусом (келья 41).
4.34. Пронзание копьем сотником Лонгиным (196 х 199) (42 келья).
4.37. Распятие с Богородицей и св.Домиником.
4.38. Распятие с Богородицей, св.Домиником и ангелами.
5.РАБОТЫ ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
5.2. Пределла. Сон папы Иннокентия III (29 х 210).
5.3. Пределла. Апостолы Пётр и Павел являются св.Доминику (29 х 210).
5.5. Пределла. Проповедь св.Доминика и Чудо с книгой (209 х 206).
5.6. Пределла. Ангелы подают пищу монахам (29 х 210).
5.9. Коронование Богоматери (1434-1435) (117 х 115) (Флоренция, Уффици)
5.10. Коронование Богоматери (1434-1435) (117 х 115) (Флоренция, Уффици).
5.11. Коронование Богоматери. Пределла 1. Обручение Девы Марии Флоренция, Уффици |
5.12. Коронование Богоматери. Пределла 2. Успение Богоматери Флоренция, Уффици |
5.14. Алтарь Анналена (ок.1435-1437) (180 x 202). Мадонна с мл., свв.Пётр-Муч., Косма, Дамиан, Иоанн Еванг., Лавре (Флоренция, Музей Сан-Марко)
5.15. Благовещение (1430-е) (195 х 158) (Сан-Джованни-Вальдарно, базилика Санта Мария делла Граце)
5.17. Коронование Богоматери (1420-е) (27 х 37.2) (Кливленд, Музей искусства).
5.18. Благовещение (ок.1426) (194 x 194)_Пределла 5. Успение Богоматери.
5.20. Алтарь Анналена (ок.1435-1437)_Пределла 4-5. Спасение свв.Косьмы и Дамиана от утопления + Спасение от сожжения (Флоренция, Сан Марко).
5.21. Алтарь Анналена (ок.1435-1437)_Пределла 6-7. Спасение свв.Косьмы и Дамиана от распятия + Мучен. свв.Косьмы и Дамиана(Флоренция, Сан Марко).
5.28. Дарохранительница. Madonna della Stella (ок.1424) (60 х 30) (Флоренция, Музей Сан Марко)
5.31. Линайуольская дарохранительница (открыта) (1433)_Пределла 1. Проповедь ап.Петра в присутствии св.Марка (39 х 56).
5.33. Линайуольская дарохранительница (открыта) (1433) (260 х 330)_центральное изображение. Мадонна с младенцем.
5.36. Дарохранительница. Коронация Богородицы (1430-е) (69 х 37) (Флоренция, музей Сан-Марко)
5.48. Мадонна с младенцем между св.Домеником и св.Фомой Аквинским (между 1424 и 1430) (196 x 187) (С-Петербург, Эрмитаж)
5.51. Мадонна с младенцем на троне в окружении святых и ангелов (1430-1433) (Франкфурт, Кунстхалле).
5.57. Мощевик. Распятие с предстоящ. Богоматерью и св.Иоанном Евангелистом (поздние 1440-е) (69.9 x 38) (Бостон, Музей изящ.искусств).
Снятие с креста (санта тринита) (1437-1440) (176 х 185) (Флоренция, Музей Сан-Марко).
5.23. Благовещение (1432-1434) Пределла 1. Обручение Девы Марии.
5.24. Благовещение (1432-1434) Пределла 2. Встреча Девы Марии с Елизаветой.
5.26. Благовещение (1432-1434)_Пределла 4. Введение Девы Марии во храм.
2.27. Благовещение (1432-1434)_Пределла 5. Успение Богоматери.
|
|
|
5.29. Дарохранительница. Благовещение + Поклонение вохвов (1424) (42 x 25) (Флоренция, музей Сан-Марко)
5.30. Дарохранительница. Коронация Богородицы (1430-е) (69 х 37) (Флоренция, музей Сан-Марко)
|
|
|
5.32. Линайуольская дарохранительница (открыта) (1433)_Пределла 2. Поклонение волхвов (39 х56).
5.33. Линайуольская дарохранительница (открыта) (1433)_Пределла 3. Мученичество св.Марка (39 х 56).
|
|
|
5.34. Мадонна (Умиление) (ок.1430) (60.7 x 45.2) (Вашингтон, Нац. галерея)
5.35. Мадонна с виноградом (ок.1425) (Принстон, фонд Барбара Пясецкая Джонсон).
|
|
|
5.37. Линайуольская дарохранительница (закрыта) (1433) (Флоренция, музей Сан-Марко).
5.38. Линайуольская дарохранительница (открыта) (1433) (260 х 330) (Флоренция, музей Сан-Марко)
5.40. Мадонна с младенцем (1425-1430) (Детройт, Музей искусств).
5.41. Мадонна с младенцем (1433) (100 х 60) (Турин, Пинакотека Сабаута).
5.43. Мадонна с младенцем (ок.1433) (70 х 51) (Берлин, Гос.музей).
5.44. Мадонна с младенцем (Умиление) (1435-1445) (98,6 x 49,2) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы).
5.46. Мадонна с младенцем и святыми (1428-1430) (128 х 68) (Парма, Нац. галерея)
5.47. Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами (ок.1425) (Петербург, Эрмитаж).
|
|
|
5.49. Мадонна с младенцем, святыми и донатором (1446-1449) (24.9 x 24.8) (Бостон, Музей изящ.искусств)
5.50. Мадонна с младенцем на троне в окружении святых и ангелов (1430-1433) (Франкфурт, Кунстхалле)
|
|
|
5.52. Мадонна с младенцем, св.Домиником и св.Екатериной в окружении ангелов (1427-1435) (23 x 18) (Ватикан, Пинакотека)
5.53. Мадонна с младенцем.
5.55. Поклонение волхвов (в соавт. с фра Филиппо Липпи) (1440-1460) (137.2 см) (Вашингтон, Нац. галлерея).
5.56. Распятие (1450-1455) (88 х 36) (Гарвардский университет, Музей Фогга).
|
|
|
||||||
|
|
|
5.58. Распятие (ок.1420-1423) (63.8 x 48.3) (Нью-Йорк, Метрополитен).
5.59. Реликварий. Успение Богородицы (ок.1430) (61.8 х 38.5) (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер)
5.60. Поклонение волхвов (1423-1424) (Берн, Абегг-Штиффунг).
5.70. Распятие (ок.1440) (34 x 50.2) (Нью-Йорк, Метрополитен)
5.71. Рождество Христово (1425-1430) (29 х 18.9) (Форли, пинакотека Цивика)
|
|
|
5.73. Рождество Христово (1425-1430) (Миннеаполис, Музей искуства).
5.74. Стигматизация св.Франциска и Смерть Петра-Мученика (1436-1437) (24,3 x 43,8) (Загреб, Картинная галерея).
5.75. Триптих Мадонна с младенцем и свв.Петром и Павлом (Оксфорд, Музей Ашмол)
Триптих 'Цертоза дель Галлуццо' (1420-1445) (Флоренция, музей Сан-Марко).
Школа св.Фомы Аквинского (1450-1455) (47 х 148) (Флоренция, музей Сан-Марко)