ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО Итальянская живопись / Fra Angelico Italian Early Renaissance painter

ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО  
Раннее Возрождение
 Fra Angelico  
Italian Early Renaissance painter
1400 - 1455 
ИТАЛИЯ
Посмертный портрет Фра Беато Анджелико кисти Луки Синьорелли, фрагмент фрески «Деяния Антихриста» .

Святой Католической церкви, итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, доминиканский монах. Причислен к лику блаженных Католической церковью в 1983 году (по другим источникам — 3 октября 1982 г.). В 1984 г. канонизирован. Память 18 февраля.
Именем Анджелико художник обязан основоположнику современного искусствознания Джорджо Вазари, который в одном из своих знаменитых «Жизнеописаний», опубликованном в 1550 г., обрисовал, опираясь на ряд источников, светлый и возвышенный образ живописца, отмечая, что тот был «столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных», но... как говорят... "не верь Вазари он обманет.." 
Более или менее точно известно, что родился в 1400 году в Виккьо в долине Муджелло близ Флоренции. Поступил в доминиканский монастырь во Фьезоле в 1418 году.
Учитель неизвестен. Начинал деятельность с иллюстраций к религиозным книгам. 

Алтарь св.Петра-Мученика (1427-1429) (137 х 168) Флоренция, Музей Сан-Марко

В 1447 году со своим учеником Беноццо Гоццоли создавал фрески в соборе Успения Богородицы в Орвието, а в 1447—1450 годах — украшал ими стены капеллы Никколина во дворце пап в Ватикане. Другим его учеником был Антониаццо Романо — важная фигура итальянской живописи XV века.

Фра Анджелико вернулся во Флоренцию в 1449 году. В 1450 году он стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле.
В 1452 году художник снова едет в Рим — по вызову нового папы Николая V.
Фра Беато Анджелико умер в 1455 году в Риме. Похоронен в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где его могила существует до нынешнего времени. На его саркофаге можно прочесть: «Здесь покоится достопочтенный художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция, Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье». Латинский текст эпитафии на его могиле предположительно составлен папой Николаем 

Благовещение (ок.1426) (194 x 194) Мадрид, Прадо
            

1.ШКАФ ДЛЯ УТВАРИ. ФЛОРЕНЦИЯ, МУЗЕЙ САН-МАРКО

Серии небольших картин с изображением сцен из жизни Христа бы-ли заказаны Пьеро де Медичи для украшения створок шкафа, в кото-ром хранилась серебряная утварь, поднесенная Мадонне Аннунциате (Armadio degli Argenti) в монастыре Сан Марко. 
Заказ был связан с проектом переустройства молельни Пьеро Медичи, располагавшейся между капеллой Мадонны Аннунциаты и монастырской библиотекой. Композиции были размещены на двух дверках, открывавшихся нару-жу; впоследствии, в 1461-1463 годах, их заменили одной створкой. 
Всего существует 35 небольших картин одинакового размера, изображающих эпизоды из Нового Завета. Это часть большей коллек-ции, состоящей из 40 картин одинакового размера (38,5 x 37 см) и од-ной картины двойного размера. 6 картин были утеряны. Из 35 картин, представленных в музее Сан Марко, 3 приписываются кисти Бальдови-нетти, все остальные – работы Фра Анжелико. 

1.1. Сцены из жизни Христа

1


2


3


1.1. Рождество Христово.
1.2. Обрезание. Принесение во Храм
1.3. Поклонение волхвов.

4


5


6


1.4. Бегство в Египет.
1.5. Отрок Христос среди израильских учителей.
1.6.Воскрешение Лазаря (38.5 х 37)

7


8


9


1.7. Вход Господень в Иерусалим (38.5 х 37).
1.8. Тайная вечеря
1. 9. Омовение ног апостолов 

10


11


12


1.10. Установление таинства Евхаристии.
1.11.Гефсиманское моление (Моление о чаше)
1.12. Христос перед Каиафой

13


14


15


1.13. Уничижение Христа.
1.14. Бичевание 
1.15. Несение креста

16


17


18


1.16. Распятие
1.17. Оплакивание Христа.
1.18.Сошествие Христа во ад.

19


20


21


1.19. Мироносицы и ангел в пустом гробе.
1. 20. Вознесение
1.21.  Сошествие Св. Духа

1.2.Мистическое колесо (видение пророка Иезекииля 

2.АЛТАРЬ ИЗ ПЕРУДЖИ. ПЕРУДЖА ГАЛЕРЕЯ УМБРИИ

Большой алтарь, называемый Триптихом из Перуджи, был выполнен для капеллы Сан Николло церкви святого Доминика в Перудже. Он со-стоит из трех основных панелей, пределлы с тремя картинами, и двух декорированных боковых пилястр. Позднее он был разобран. Большая его часть находится сейчас в Национальной Галерее Умбрии в Перуд-же, две картины из пределлы находятся в Пинакотеке Ватикана. 

Алтарь. Реконструкция

1


2


3
2.1. Архангел Гавриил из композиции Благовещение.
2.2. Левая панель. Св.Доминик и свт.Николай-Чудотворец 
2.3. Центр.панель. Мадонна с младенцем на троне 

4


5


6


2.4. Пределла 1. Рождение св.Николая, сцены жития (34х60)  Ватикан, Пинакотека
2.5. Пределла 2. Свт.Николай спасает судно с зерном (35 х 61.5) Ватикан, Пинак
2.6. Пределла 3. Спасение осуждённых, Успение (34х60)  Перуджа, Нац. галерея

3.АЛТАРЬ ЦЕРКВИ СВ. ДОМИНИКА В ФЬЕЗОЛЕ

В 1418 году церковь и монастырь Сан Доменико получили крупное пожертвование по завещанию богатого купца Бернабо дельи Альи — церковь была посвящена его святому покровителю Варнаве. Алтарный образ Анджелико в ней датируется серединой 1420-х годов. 
Подобно триптиху Сан Пьетро Мартире, первоначально алтарь со-стоял из трех готических створок: в центре была представлена Мадон-на на троне с Младенцем и ангелами, по бокам — святые: Фома Аквин-ский и Варнава слева, Доминик и Петр Мученик справа. 
В 1501 году триптих был переделан Лоренцо ди Креди в ренессанс-ный алтарь с сидящей под балдахином Мадонной и святыми, стоящими в архитектурном обрамлении на фоне пейзажа. Этот новый алтарь, со-стоящий из центральной части с расписными пилястрами находится сейчас в церкви монастыря Сан Доменико. 

Реконструкция







3.1.  Пределла. Крайняя левая панель. Доминиканские монахи и монахини.
3.2.Мадонна с младенцем в окружении святых и анг (212 х 237) (Фьезоле, ц.Сан-Доменико)

4


5


6


3.4 Пилястры. Св.Николай (1423-1424) (частная коллекция).
3.5 Пилястры. Архангел Михаил (1423-1424) (35.5 x 14) (Кёльн, частная коллекция)
3.6.Пилястры. Евангелист Марк (1423-1424) (36 х 11) (Шантийи, Музей Конде)

7


8


9


3.7.Тондо. Св.Ромул  (Лондон, Нац. галерея).
3.8.Пилястры. Евангелист Матфей  (1423-1424) (36 х 11) (Шантийи, Музей Конде)
3.9.Тондо (15.9 х 15.6). Святой епископ (Нью-Йорк,  Метрополитен).

4.ФРЕСКИ МОНАСТЫРЯ САН-МАРКО

В 1427 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь Сан Марко доминиканского ордена. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию. Фра Беато Анжелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и он переселился в монастырь Сан-Марко лет через десять после его перестройки.

Мадонна теней (193 х 273) коридор 1-го этажа


1


2


3


4.1.Св.Доминик поклоняется распятию (коридор 2-го этажа).
4.2. Благовещение (230 х 321) (коридор 2-го этажа).
4.3. Св.Доминик поклоняется распятию (340х155) (коридор 2 этажа).

4.4.Голгофа

5


6


7


4.5.  Явление Христа Марии Магдал. после воскресения (1 келья)
4.6. Положение во гроб (184 х 152) (2 келья)
4.7. Вид третьей кельи.

8


9


10


4.8. Благовещение (190 х 164) (3 келья)
4.9. Распятие с предстоящ. святыми (194 х 166) (4 келья).
4.10 Рождество Христово (193 х 164) (5 келья).

11


12


13


4.11. Преображение Господне (193 х 164) (6 келья).
5.12. Осмеяние Христа (188 х 164) (7 келья).
6.13. Воскресение Христово (189 х 164) (8 келья).
 
14


15


16


4.14. Коронация Богоматери (184 х 167) (9 келья).
4.15. Принесение во храм (158 х 136) (10 келья).
4.16. Мадонна на троне со свв.Домиником и Зиновием (11 келья).

17


18


19


4. 17. Распятие с Богородицей (в одной из 15-23 келий).

20


21


22
4.20. Крещение Христа (179 х 148) (келья 24)
4.21 Распятие с Б.М., свв.Домиником и Марией Магдал. (25 келья).
4.22. Христос - Муж скорбей (179 х 128) (26 келья).

23


24


25


4.23 Несение креста (148 х 131) (28 келья).
4.24. Сошествие Христа во ад (31 келья).
4.25. Нагорная проповедь (190 х 198) (32 келья).

26


27


28


4.26. Поцелуй Иуды (32-а келья).
4.27 Искушение Христа (33 келья).
4.28. Моление о чаше (182 х 181) (34 келья).

29


30


31


4.29. Тайная вечеря (186 х 234) (35 келья).
4.30 Прибивание ко кресту (152 х 112) (36 келья).
4.31. Голгофа со св.Домиником и св.Фомой Аквинским (37 келья).
                                       
32


33


36


4.32. Распятие с Б.М., св.Космой, Иоанном Богосл. и П (38 келья).
4.33. Поднесение губки с уксусом (келья 41).
4.34. Пронзание копьем сотником Лонгиным (196 х 199) (42 келья).

4.35. Поклонение королей (184 х 362) (39 келья).

36


37


38


4.36. Распятие со св. Домиником (196 х 199) (43 келья).
4.37. Распятие с Богородицей и св.Домиником.
4.38. Распятие с Богородицей, св.Домиником и ангелами.

5.РАБОТЫ ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО

1


2


3


5.1. Распятие (фреска) (1340-1345) (435 х 260) (Париж, Лувр).
5.2. Пределла. Сон папы Иннокентия III (29 х 210).
5.3. Пределла. Апостолы Пётр и Павел являются св.Доминику (29 х 210).

4


5


7


5.4. Пределла. Воскресение Христово (209 х 206).
5.5. Пределла. Проповедь св.Доминика и Чудо с книгой (209 х 206).
5.6. Пределла. Ангелы подают пищу монахам (29 х 210).

7. Коронование Богоматери (1430-1435) (209 х 206) (Париж, Лувр).

8


9


10


5.8. Коронование Богоматери (1434-1435) (209 х 206) (Париж, Лувр).
5.9. Коронование Богоматери (1434-1435) (117 х 115) (Флоренция, Уффици)
5.10. Коронование Богоматери (1434-1435) (117 х 115) (Флоренция, Уффици).
            
5.11. Коронование Богоматери. Пределла 1. Обручение Девы Марии Флоренция, Уффици

5.12. Коронование Богоматери. Пределла 2. Успение Богоматери Флоренция, Уффици


13


14


15


5.13. Алтарь Bosco ai Frati (ок.1450) (174 х 174) (Флоренция, Музей Сан-Марко).
5.14. Алтарь Анналена (ок.1435-1437) (180 x 202). Мадонна с мл., свв.Пётр-Муч., Косма, Дамиан, Иоанн Еванг., Лавре (Флоренция, Музей Сан-Марко)
5.15. Благовещение (1430-е) (195 х 158) (Сан-Джованни-Вальдарно, базилика Санта Мария делла Граце)

16


17


18


5.16. Благовещение (1432-1434) (175 х 180) (Кортона, музей Диочезано).
5.17. Коронование Богоматери (1420-е) (27 х 37.2) (Кливленд, Музей искусства).
5.18. Благовещение (ок.1426) (194 x 194)_Пределла 5. Успение Богоматери.

5.19. Алтарь Анналена (ок.1435-1437)_Пределла 2-3. Св.Дамиан получает деньги + свв.Косьма и Дамиан перед проконсулом Лисием (Флоренция, Сан Ма)

5.20. Алтарь Анналена (ок.1435-1437)_Пределла 4-5. Спасение свв.Косьмы и Дамиана от утопления + Спасение от сожжения (Флоренция, Сан Марко).


5.21. Алтарь Анналена (ок.1435-1437)_Пределла 6-7. Спасение свв.Косьмы и Дамиана от распятия + Мучен. свв.Косьмы и Дамиана(Флоренция, Сан Марко).

22


23


24


5.22.Благовещение (1430-е) Пределла. Встреча Девы Марии и Елизаветы).
5.23. Благовещение (1432-1434) Пределла 1. Обручение Девы Марии.
5.24. Благовещение (1432-1434) Пределла 2. Встреча Девы Марии с Елизаветой.

25


26




5.25. Благовещение (1432-1434)_Пределла 3. Поклонение волхвов.
5.26. Благовещение (1432-1434)_Пределла 4. Введение Девы Марии во храм.
2.27. Благовещение (1432-1434)_Пределла 5. Успение Богоматери.

28


29


30


5.28. Дарохранительница. Madonna della Stella (ок.1424) (60 х 30) (Флоренция, Музей Сан Марко)
5.29.  Дарохранительница. Благовещение + Поклонение вохвов (1424) (42 x 25) (Флоренция, музей Сан-Марко)
5.30. Дарохранительница. Коронация Богородицы (1430-е) (69 х 37) (Флоренция, музей Сан-Марко)
         
31


32


33


5.31. Линайуольская дарохранительница (открыта) (1433)_Пределла 1. Проповедь ап.Петра в присутствии св.Марка (39 х 56).
5.32. Линайуольская дарохранительница (открыта) (1433)_Пределла 2. Поклонение волхвов (39 х56).
5.33. Линайуольская дарохранительница (открыта) (1433)_Пределла 3. Мученичество св.Марка (39 х 56).

33


34


35


5.33. Линайуольская дарохранительница (открыта) (1433) (260 х 330)_центральное изображение. Мадонна с младенцем.
5.34. Мадонна (Умиление) (ок.1430) (60.7 x 45.2) (Вашингтон, Нац. галерея)
5.35. Мадонна с виноградом (ок.1425) (Принстон, фонд Барбара Пясецкая Джонсон).

36


37


38


5.36. Дарохранительница. Коронация Богородицы (1430-е) (69 х 37) (Флоренция, музей Сан-Марко)
5.37. Линайуольская дарохранительница (закрыта) (1433) (Флоренция, музей Сан-Марко).
5.38. Линайуольская дарохранительница (открыта) (1433) (260 х 330) (Флоренция, музей Сан-Марко)

39


40

41


5.39. Мадонна с лилией (1445) (74 х 52) (Амстердам, Гос.музей).
5.40. Мадонна с младенцем (1425-1430) (Детройт, Музей искусств).
5.41. Мадонна с младенцем (1433) (100 х 60) (Турин, Пинакотека Сабаута).

42


43


44


5.42. Мадонна с младенцем (Берн, Музей искусства)
5.43. Мадонна с младенцем (ок.1433) (70 х 51) (Берлин, Гос.музей).
5.44. Мадонна с младенцем (Умиление) (1435-1445) (98,6 x 49,2) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы).
         
45


46


47


5.45. Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Флоренция, Академия).
5.46. Мадонна с младенцем и святыми (1428-1430) (128 х 68) (Парма, Нац. галерея)
5.47. Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами (ок.1425) (Петербург, Эрмитаж).

48


49


50


5.48. Мадонна с младенцем между св.Домеником и св.Фомой Аквинским (между 1424 и 1430) (196 x 187) (С-Петербург, Эрмитаж)
5.49.  Мадонна с младенцем, святыми и донатором (1446-1449) (24.9 x 24.8) (Бостон, Музей изящ.искусств)
5.50. Мадонна с младенцем на троне в окружении святых и ангелов (1430-1433) (Франкфурт, Кунстхалле)

51


52


53


5.51. Мадонна с младенцем на троне в окружении святых и ангелов (1430-1433) (Франкфурт, Кунстхалле).
5.52. Мадонна с младенцем, св.Домиником и св.Екатериной в окружении ангелов (1427-1435) (23 x 18) (Ватикан, Пинакотека)
5.53. Мадонна с младенцем.

54


55


56

5.54. Положение во гроб (ок.1450) (88.9 x 54.9) (Вашингтон, Нац. галлерея).
5.55. Поклонение волхвов (в соавт. с фра Филиппо Липпи) (1440-1460) (137.2 см) (Вашингтон, Нац. галлерея).
5.56. Распятие (1450-1455) (88 х 36) (Гарвардский университет, Музей Фогга).
            
57


58


59


60


70


71


5.57. Мощевик. Распятие с предстоящ. Богоматерью и св.Иоанном Евангелистом (поздние 1440-е) (69.9 x 38) (Бостон, Музей изящ.искусств).
5.58.  Распятие (ок.1420-1423) (63.8 x 48.3) (Нью-Йорк, Метрополитен).
5.59.  Реликварий. Успение Богородицы (ок.1430) (61.8 х 38.5) (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер)
5.60. Поклонение волхвов (1423-1424) (Берн, Абегг-Штиффунг).
5.70. Распятие (ок.1440) (34 x 50.2) (Нью-Йорк, Метрополитен)
5.71. Рождество Христово (1425-1430) (29 х 18.9) (Форли, пинакотека Цивика)

Снятие с креста (санта тринита) (1437-1440) (176 х 185) (Флоренция, Музей Сан-Марко).

 
73


74


75


5.73. Рождество Христово (1425-1430) (Миннеаполис, Музей искуства).
5.74. Стигматизация св.Франциска и Смерть Петра-Мученика (1436-1437) (24,3 x 43,8) (Загреб, Картинная галерея).
5.75. Триптих Мадонна с младенцем и свв.Петром и Павлом (Оксфорд, Музей Ашмол)

Страшный суд (ок.1431-1435)_деталь 1. Христос в славе с Богородицей, св.Иоанном Крестителем, 12 апостолами и ангелами

Страшный суд (ок.1431-1435) (105 х 210) (Флоренция, Музей Сан-Марко)

Триптих 'Цертоза дель Галлуццо' (1420-1445) (Флоренция, музей Сан-Марко).

Триптих 'Страшный Суд' (1450-1455) (Рим, Нац. галерея Антики, Палаццо Корсини)

Школа св.Фомы Аквинского (1450-1455) (47 х 148) (Флоренция, музей Сан-Марко)