ВОЙШВИЛЛО ЕВГЕНИЙ Искусство России / Voishvillo Eugene

ЕВГЕНИЙ ВАЛЕРИАНОВИЧ ВОЙШВИЛЛО 
(1907  - 1993)

1-01 лодка викингов дракар

Евгений Войшвилло - российский художник, известный прежде всего работами в области книжной иллюстрации и маринистической графики.

Родился в семье с морскими традициями. Окончил художественно-промышленный техникум при Ленинградской Академии Художеств, выставлялся с 1930 года. Во время Великой Отечественной войны работал в издательском отделе Балтийского флота, старшина второй статьи, кавалер ордена Отечественной войны II степени. В послевоенные годы работал в чертёжном бюро при кафедре военно-морской географии Военно-морской академии.

1-03 Эскадра Христофора Колумба


1-04 каракка САНТА-МАРИЯ
Санта-Мария (исп. Santa María, Святая Мария) — флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку. Это была трёхмачтовая каракка длиной не более 25 метров.

1


2


3


1. 1-05 каравелла ПИНТА. «Пинта» — каравелла, один из трёх кораблей первой экспедиции Христофора Колумба, во время которой, в 1492 году, была открыта Америка. Другими кораблями этой экспедиции были «Санта-Мария» и «Нинья». 12 октября 1492 года вахтенный матрос «Пинты» Родриго де Триана первым увидел Новый Свет. «Пинта» был самой большой каравеллой в первой экспедиции великого путешественника. Однако по неизвестным причинам после гибели «Санта-Марии» руководитель плаванья выбрал не ее в качестве флагмана.

2. 1-06 каравелла НИНЬЯ.
«Ни́нья» (исп. La Niña, «девочка») — испанская каравелла, один из трех кораблей, на которых Христофор Колумб отправился в свою первую океанскую экспедицию и в 1492 году открыл Америку. Настоящее название «Ниньи» — «Санта Клара». Название «Нинья», скорее всего, образовано от имени её владельцев, братьев Ниньо из Могера.

3. 1-07 судно МЭТЬЮ.

4


5


6


4. 1-08 каракка САНТ-ГАБРИЕЛ. Кара́кка (итал. Carасса, исп. Carraca) — большое парусное судно XV—XVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.
Использовались и как торговые, и как военные корабли.

5. 1-09 каракка ВИКТОРИЯ.
Каракка «Виктория» (исп. Victoria) — первый корабль в истории, обогнувший земной шар. Получил название в честь церкви в Севилье, в которой португальский мореплаватель Фернан Магеллан принёс присягу на верность испанскому королю Карлу I. Первое кругосветное плавание началось в 1519 году под командованием Магеллана. После его гибели руководство экспедицией принял на себя Хуан Себастьян Элькано. Из пяти кораблей, отплывших из Испании, лишь «Виктория» вернулась обратно в Санлукар близ Кадиса (6 сентября 1522 года). На борту было 18 моряков из 265, покинувших Испанию вместе с Магелланом.

6. 1-10 галеон ЗОЛОТАЯ ЛАНЬ.
«Золота́я лань» (англ. Golden Hind) — небольшой английский галеон, который между 1577 и 1580 годами обогнул Земной шар. Это был второй в истории корабль, вернувшийся из кругосветного плавания после магеллановской каракки «Виктория». Капитаном судна был сэр Френсис Дрейк.

7


8


9


7. 1-11 галеон ПОЛУМЕСЯЦ.
8. 1-12 корабли ХЕМСКЕРК и ЗЕХАЙН.
9. 1-13 Ботик Петра Великого.

10


11


12


10. 1-14 бот СВЯТОЙ ГАВРИИЛ.
11. 1-15 гукор КРОНШЛОТ.
12. 1-16 пакетботы СВЯТОЙ ПЕТР и СВЯТОЙ ПАВЕЛ.

13


14


15


13. 1-17 бригантины ЧИЧАГОВ, БАБАЕВ, МИХАЙЛОВ.
14. 1-18 судно ИНДЕВОР.
15. 1-19 фрегат НАДЕЖДА.

16


17


18


16. 1-20 корветы БУССОЛЬ и АСТРОЛЯБИЯ.
17. 1-21 русский военный бриг.
18. 1-22 фрегат ЛЮТИН.

19


20


21


19. 1-23 шлюпы НАДЕЖДА и НЕВА.
Шлюп «Надежда» (прежнее название «Леандр») — один из двух кораблей (второй — «Нева»), совершивших в 1803—1806 годах первое русское кругосветное плавание под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского, По высочайшему одобрению российского императора Александра I.

20. 1-24 шлюп ДИАНА.
«Диана» была обычным транспортом-лесовозом, который под руководством В. М. Головнина перестроили на Олонецкой верфи в шлюп — небольшой трехмачтовый парусный корабль.
 Русское правительство решило направить шлюп «Диана» в кругосветную экспедицию, главной целью которой были географические открытия в северной части Тихого океана, преимущественно в пределах России. Экспедиции было также поручено доставить разные материалы в Охотск.

21. 1-25 бриг РЮРИК.
Бриг российского императорского флота, на котором совершил кругосветную экспедицию О. Е. Коцебу. Бриг «Рюрик» был спущен на воду 11 мая 1815 года. Через две недели судно вышло в Ревель, где на него были погружены часть грузов и мореходные инструменты, заказанные для экспедиции И. Ф. Крузенштерном в Англии. Бриг был построен по чертежам корабельного мастера С. С. Разумова и снаряжён для кругосветной экспедиции на средства канцлера графа Н. П. Румянцев

22


23


24


22. 1-26 корвет БИГЛ.
Beagle (Корабль Его Величества «Бигль») — десятипушечный бриг-шлюп типа «Чероки», второй корабль Королевского флота Великобритании, носивший это имя. Назван в честь породы собак бигль (англ. beagle). Во время празднования коронации Георга IV «Бигль» первым прошёл под новым Лондонским мостом. С 27 декабря 1831 по 2 октября 1836 года участвовал в исследовательской экспедиции, в которой принял участие Чарлз Дарвин.

23. 1-27 шлюпы МИРНЫЙ и ВОСТОК.
Первая русская антарктическая экспедиция
Под командованием Беллинсгаузена находился шлюп «Восток», а Лазарева — шлюп «Мирный», численность команды достигала 190 человек. Из-за чрезвычайной поспешности снаряжения (императорский указ вышел 15 марта, отплытие произошло 4 июля 1819 года) не удалось собрать научного отряда, и практически все научные наблюдения, как в области географии, так и этнографии и естествознания, осуществляли офицеры

24. 1-28 бриг НОВАЯ ЗЕМЛЯ.
Бриг «Новая Земля» был заложен на Соломбальской верфи 4 декабря 1817 года и после спуска на воду 10 июля 1819 года вошёл в состав Беломорской флотилии России.
Первое плавание на бриге к Новой Земле было предпринято в 1819 году. Судно вышло из Архангельска по направлению к архипелагу, но, из-за непроходимых льдов и в связи со случаями цинги среди членов экипажа, было вынуждено вернуться в Архангельск. В течение следующего года бриг нёс брандвахтенную службу в Архангельске.
14 июля 1821 года бриг вновь вышел из Архангельска и к 31 июля прибыл к Новой Земле, где до 30 августа экипажем производилась съемка береговой черты, после чего бриг взял курс на Архангельск

25


26


27


25. 1-29 шлюп ПРЕДПРИЯТИЕ. (Энтерпрайз) 

26. 1-30 шлюп СЕНЯВИН.
Построен на Охтинской верфи в 1826 году. Имя получил в честь выдающегося флотоводца адмирала Д. Н. Сенявина. В 1826 — 1828 годах под командованием капитана-лейтенанта Ф. П. Литке совершил кругосветное путешествие.  Путешествие вокруг света, совершенное по повелению Императора Николая I

27. 1-31 фрегат ПАЛЛАДА.
фрегат российского военного флота, заложенный на Охтенском адмиралтействе. Фрегат был построен согласно личному указанию императора Николая I, сделанному в сентябре 1831 года полковнику В. Ф. Стокке. И получил много новинок кораблестроения тех лет, вроде применения вместо якорных канатов цепей, установки чугунных якорных клюзов и применения вместо бочек для хранения питьевой воды квадратных в плане цистерн из лужёного металла.
В честь исторического фрегата назван построенный в 1989 году учебный фрегат.

28


29


30


28. 1-32 корвет АСТРОЛЯБИЯ.
29. 1-33 фрегат НАДЕЖДА.
30. 1-34 транспорт БАЙКАЛ.
«Байкал» (старое написание «Байкалъ») — парусное двухмачтовое транспортное судно Сибирской военной флотилии, участвовавшее в исследовании Дальнего Востока. Пройдя на нём из Охотского моря на юг, Г. И. Невельской доказал, что Сахалин это остров.

31


32


33


31. 1-35 клипер МОЛНИЯ.
32. 1-36 шхуна ХЕДА.
33. 1-37 корвет ГАЗЕЛЬ.

34


35


36


34. 1-38 корвет ВИТЯЗЬ.
«Витязь» — парусно-винтовой корвет, первый русский цельнометаллический бронепалубный крейсер «корветского ранга» — предшественник русских бронепалубных крейсеров 2-го ранга. Спроектирован и построен в рамках выполнения судостроительной программы 1881 года.
Имя прославленного корвета «Витязь» навсегда вошло в память мирового мореплавания. История знает немало весьма драматичных дальних морских походов и кругосветных путешествий, но в ряду десяти самых прославленных кораблей мира, имена которых начертаны на фронтоне Международного океанографического музея в Монако, упомянут только один российский корабль — «Витязь».
Заслуга в этом принадлежит первому командиру корабля — адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Его подлинно научный труд: «„Витязь“ и Тихий океан» с подробным изложением результатов всех исследований, выполненных экипажем судна, обессмертил имя славного корвета.

35. 1-39 пароход ПОМЕРАНИЯ.

36. 1-40 шхуна СВЯТАЯ АННА.
Судно было спущено на воду в Великобритании. Использовалась несколькими британскими путешественниками, затем российской полярной экспедицией под руководством Г. Л. Брусилова при попытке прохождения Северного морского пути (1912—1914); пропала без вести в 1914 году.

37


38


39


37. 1-41 бригантина ГАНЗА.
38. 1-42 шхуна ГЕРМАНИЯ.
39. 1-43 судно СВЯТОЙ ФОКА.
Экспедиция Седова, состоявшаяся в 1912–1914 годах. В августе 1912 года участники экспедиции отбыли из Архангельска на парусном судне "Святой мученик Фока" с намерением добраться до Земли Франца Иосифа, чтобы затем на собачьих упряжках достичь Северного полюса.

40


41


42


40. 1-44 корвет ЧЕЛЛЕНДЖЕР
Парусно-паровой корвет, который участвовал в первой океанографической экспедиции (1872—1876 годы). Результаты проведённых исследований легли в основу такой научной дисциплины, как океанография. С 1858 года корабль был в составе Королевского флота. В 1862 году участвовал в боевых действиях против Мексики, включая оккупацию порта Веракрус. Идея океанографической экспедиции принадлежала шотландскому биологу Эдинбургского университета Чарльзу Уивиллу Томсону. Королевский военно-морской флот предоставил Королевскому научному обществу корабль «Челленджер», который был переоборудован в 1872 году для научных целей.

41. 1-45 судно ЗАРЯ.
42. 1-46 яхта ИРОНДЕЛЬ.

43


44


45


43. 1-47 шхуна ЖАНЕТТА.
Будущий печально знаменитый парусник, шхуна "Жанетта", вначале носил название "Пандора"  (до 1879 г.)."Жанетта" участвовала в исследовании Северного Ледовитого океана. "Жанетта"  вмерзла во льды, после чего начался ледовый дрейф, длившийся 22 месяца. Экипаж, высадившийся на лёд, двинулся на юг к устью Лены, где Де-Лонг погиб от голода. В середине сентября 1881 г. только 13 человек достигли континента

44. 1-48 пароход ВЕГА.
45. 1-49 корвет ВИТЯЗЬ.

46


47


48


46. 1-50 судно АЛЬБАТРОС.

47. 1-51 баркентина ИППОЛИТ.
Баркентина «Святой Ипполит» была построена по инициативе и стараниями проживавшего в Таганроге с 1883 по 1894 год Ипполита Ильича Чайковскогого, брата прославленного композитора. Ипполит Чайковский с 1885 по 1894 год являлся членом, а затем председателем Комитета по заведованию Таганрогскими мореходными классами.
Ростовской мореходке баркентину «Ипполит» передали в 1924 году

48. 1-52 судно ФРАМ.
«Фрам» (норв. Fram — «вперёд») — норвежская деревянная парусно-моторная шхуна, специально построенная для нужд полярных исследований, в частности, длительного дрейфа в паковых льдах. Конструктор — Колин Арчер, автором проекта был Фритьоф Нансен, строительство велось под наблюдением Отто Свердрупа. От самой постройки судно было государственной собственностью. На «Фраме» в 1893—1912 годах были совершены три экспедиции к Северному и Южному полюсам

49


50


51


49. 1-53 судно ВАЛЬДИВИЯ.
50. 1-54 ледокол ЕРМАК.
Ерма́к — ледокол русского и советского флотов. Первый в мире ледокол арктического класса. Назван в честь русского исследователя Сибири — Ермака Тимофеевича. В ноябре 1897 года правительство выделяет деньги на постройку ледокола, и комиссия во главе с вице-адмиралом С. О. Макаровым приступает к разработке технических условий. В составе комиссии были Д. И. Менделеев, адмирал Ф. Ф. Врангель и другие

51. 1-55 судно ДИСКАВЕРИ.

52


53


54


52. 1-56 пароход ГАУСС.
«Га́усс» (нем. Gauß ) — германское полярное судно (баркентина), специально построенное для нужд полярных исследований. На нём в 1901—1903 годах проходила первая Германская антарктическая экспедиция под началом Эриха фон Дригальского. Кайзер Германии Вильгельм II был недоволен результатами похода, и в 1904 году судно было продано Канаде и переименовано в «Арктик».

53. 1-57 шхуна ЙОА.
«Йоа» (норв. Gjøa) — первое в истории человечества судно, прошедшее Северо-Западным проходом из Атлантического океана в Тихий вокруг северной оконечности Американского континента. Экспедиционное судно Р. Амундсена в 1903—1906 годах. После прибытия в Сан-Франциско яхта была выставлена для всеобщего обозрения, в 1972 году перемещена в Морской музей Осло. С 2013 года над судном построен защитный шатёр.

54. 1-58 судно ДОЙЧЛАНД.

55 


56


57


55. 1-59 ледокольный пароход ГЕОРГИЙ СЕДОВ.

56. 1-60 ледокольный пароход СИБИРЯКОВ.
«Александр Сибиряков» (с 1909 по 1916 год — «Беллавенчур») — ледокольный пароход. Впервые преодолел Северный морской путь за одну навигацию (1932). Следуя с Диксона, 25 августа 1942 года у острова Белуха погиб в неравном бою с немецким крейсером «Адмирал Шеер»

57. 1-61 судно ТЕРРА НОВА.

58


59


60
58. 1-62 ледокольный пароход МАЛЫГИН.
59. 1-63 ледокольный пароход САДКО.
60. 1-64 транспорты ТАЙМЫР и ВАЙГАЧ.

61


62


63


61. 1-65 судно МЕТЕОР.
62. 1-66 ледокол КРАСИН.
Кра́син (до 1927 Святого́р) — арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов — судно-музей, построенный на верфи в Великобритании в 1916—1917 году. В 1927 году был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина (1870—1926).
63. 1-67 шхуна МОД.

64


65


66


64. 1-68 шхуна ПЕРСЕЙ.
«Персей» — первое советское научно-исследовательское судно.
Постройка зверобойного судна «Персей» была начата онежским промышленником Е. В. Могучим в 1916 году в Онеге. Через три года его отбуксировали в Архангельск, где на реке Лае после передачи Советом Труда и Обороны корпуса судна Плавморнину 10 января 1922 года, началась его достройка и оборудование по норвежским чертежам, как научно-исследовательского судна.

65. 1-69 пароход ЧЕЛЮСКИН.
«Челю́скин» — советский пароход. Был построен в Дании по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для хождения между устьем Лены (отсюда и первоначальное название судна «Лена») и Владивостоком. В Чукотском море пароход встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков».
«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев.

66. 1-70 ледокольный пароход МУРМАН.

67


68


69


67. 1-71 научно-исследовательское судно ВИТЯЗЬ.
68. 1-72 шхуна АЛЬБАТРОС.
69. 1-73 судно ГАЛАТЕЯ.

70


71


72


70 1-74 щхуна ЗАРЯ.
71. 1-75 научно-исследовательское судно ВИТЯЗЬ.
72. 2-02 бриг РЮРИК.

73


74


75


73. 2-03 корвет ВИТЯЗЬ.
74. 2-04 шлюп ДИАНА.
75. 2-05 корабли Чичагова.

76


77


78


76. 2-06 шлюпы НЕВА и НАДЕЖДА.
77. 2-07 фрегат ПАЛЛАДА.
78. 2-08 клипер ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА МАРИЯ НИКОЛЕВНА.

79


80


81


79. 3-01 линейный корабль СВЯТОЙ АНДРЕЙ.
80. 3-04 бриг ФЕНИКС.
81. 3-05 фрегат УРАНИЯ.

82


83


84


82. 3-11 барк СЕДОВ.
83. 3-12 барк КРУЗЕНШТЕРН.
84. 4-01 фрегат ПАЛЛАДА.