ЭНГР Жан Огюст Доминик Искусство Франции / Jean Auguste Dominique Ingres French painter

ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР
1780 - 1867
Франция

*Чтоб увеличить репродукцию – нажмите на нее
**Все репродукции подписаны, указано местонахождения. Для просмотра – наведите курсор

1806 Наполеон I на императорском троне Париж, Музей армии в Доме Инвалидов

Жан Огю́ст Домини́к Энгр /Jean Auguste Dominique Ingres - французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века, родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Отец был родом из Тулузы, но осел в патриархальном Монтобане, где преуспел как художник-универсал, который брался за живописные, скульптурные и архитектурные работы, а также был известен как скрипач. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии.

Почитание тела Христова.  Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Энгр-младший  получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797—1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.

Христос дает Петру ключи от Рая.  Музей Энгра, Монтобан

Творчество Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. 

Генрих IV играет со своими детьми.  Музей современного искусства Пти-Пале, Женева

Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе. Он также оценивается как крупнейший представитель историзма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении, и его, Энгра, миссия — продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса.

1827 Апофеоз Гомера Париж, Лувр

В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Это выразилось в создании множества композиций, которые копировали ранние, особенно любимые произведения. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений; написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». В 1864 году он написал заново «Эдипа». По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни».
Последняя его картина — восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием» — символически датирована 31 декабря 1866 года.

8 января 1867 года 86-летний художник направился в Национальную библиотеку, где копировал «Положение во гроб» Джотто (с репродукции). Вечером друзья устроили музыкальный вечер, где исполнялись квартеты Моцарта и Керубини. Возвращаясь после ужина домой, Энгр простудился. Недомогание перешло в пневмонию, от которой он скончался 14 января

1


2


3


1. Христос среди учителей.  Музей Энгра, Монтобан
2. Жанна Дарк на коронации Карла VII в Реймском кафедральном соборе в 1429 году. Лувр, Париж
3. Месье де Норвен. Национальная галерея, Лондон 

4


5


6


4. Людовик XIV обедает с Мольером. Комеди Франсез, Париж
5. Автопортрет в возрасте 78 лет. Галерея Уффици
6. Сон Оссиана. Музей Энгра

 7. Спящая одалиска. Музей Виктории и Альберта, Лондон

8. Большая одалиска. Лувр, Париж
 
9


10


11


9. Мадам де Сенонн. Музей изящных искусств, Нант
10. Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева Эрмитаж, СПБ
11. Турецкие бани. Лувр, Париж

12


13


14


12. Мадемуазель Каролин Ривьер. Лувр, Париж
13. Композитор Керубини с музой лирической поэзии. Лувр, Париж
14. Сидящая купальщица (Купальщица Вальпинсона). Луар, Париж

15


16


17


15. Роже спасает Анжелику. Лувр Париж
16. Графиня де Турнон. Художественный музей Филадельфии, Филадельфия
17. Ахиллес и Агамемнон. Высшая национальная школа изящных искусств, Париж

18


19


20


18. Эдип и Сфинкс. 1808, Лувр
19. Юпитер и Фетида.  1811, Экс-ан-Прованс, Музей Гране
20. Рафаэль и Форнарина, 1814, Музей Фогга, Гарвардский университет

21


22


23


21. Обет Людовика XIII. 1820 — 1824, Монтобан, собор Нотр-Дам
22. Портрет Карла X в коронационном одеянии. 1829, Байонна, Музей Бонна
23. Мученичество святого Симфориона. 1824—1834, Отен, кафедральный собор

24


25


26


24. Одалиска и рабыня. 1842. Холст, масло. Художественный музей Уолтерса, Балтимор. США
25. Антиох и Стратоника. 1840, музей Конде
26. Герцог Орлеанский. После 1842, Национальная галерея искусства

27


28


29


27. Источник. 1820—1856, музей Орсе
28. Дельфина Ромель-Энгр. 1859, частное собрание
29. Портрет княгини де Брольи 1853, Метрополитен-музей

30


31


32


30. Портрет графини д'Оссонвиль 1845, Коллекция Фрика
31. Марцелл Эрис, до 1811 г.
32. Вергилий читает «Энеиду», 1864 г.

33


34


35


33.  Герцог Альба в Сент-Гудюль в Брюсселе, ок. 1814 г.
34. Франциск I принимает последний вздох Леонардо да Винчи 1818 г.
35. Филипп V награждает маршала Бервика Золотым руном

36


37


38


36. Паоло и Франческа 1814 г.
37. Madame Moitessier 1856, National Gallery , London

39


40


41


39.  Папа Пий VII в Сикстинской капелле. Национальная галерея искусства, Вашингтон
40. Каролина Мюрат, королева Неаполя ЧС
41. Обручение Рафаэля с племянницей кардинала Биббиены.  Художественный музей Уолтерса, Балтимор

42


43


44


42. Мадонна в короне 
43. Портрет джентльмена с книгой ЧС
44. Наполеон Бонапарт в мундире Первого Консула.  Музей Курциуса, Льеж