ЭНГР Жан Огюст Доминик Искусство Франции / Jean Auguste Dominique Ingres French painter
ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР
1780 - 1867
Франция
1780 - 1867
Франция
*Чтоб увеличить репродукцию – нажмите на нее
**Все репродукции подписаны, указано местонахождения. Для просмотра – наведите курсор
Жан
Огю́ст Домини́к Энгр /Jean Auguste Dominique Ingres - французский художник,
живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века, родился
29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Он был первенцем в
семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Отец был
родом из Тулузы, но осел в патриархальном Монтобане, где преуспел как
художник-универсал, который брался за живописные, скульптурные и архитектурные
работы, а также был известен как скрипач. Позднее Энгр-старший был избран
членом Тулузской академии.
Почитание тела Христова. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Энгр-младший
получил и художественное, и музыкальное
образование, в 1797—1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806—1824
и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции
(1820—1824). Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской
Академии в Риме (1835—1840). В молодости профессионально занимался музыкой,
играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо
Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.
Творчество
Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в
мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с
доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и
Кватроченто. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его
собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и
сюжеты ближе к романтизму. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий
перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные
формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Энгр определял
своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако
эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его
разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Генрих IV играет со своими детьми. Музей современного искусства Пти-Пале, Женева
Декларируемый
эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что
привело к упорной и резкой полемике с последним. За редкими исключениями
произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также
истории античности, истолкованной в эпическом духе. Он также оценивается как
крупнейший представитель историзма в европейской живописи, заявляя, что
развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении,
и его, Энгра, миссия — продолжить с того же уровня, который был достигнут в
эпоху Ренессанса.
1827 Апофеоз Гомера Париж, ЛуврВ
конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Это выразилось в
создании множества композиций, которые копировали ранние, особенно любимые
произведения. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина
станет канонической для следующих поколений; написал два повторения
«Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». В 1864 году он написал заново
«Эдипа». По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству
исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому
стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его
творческой жизни».
Последняя
его картина — восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием» — символически
датирована 31 декабря 1866 года.
8
января 1867 года 86-летний художник направился в Национальную библиотеку, где
копировал «Положение во гроб» Джотто (с репродукции). Вечером друзья устроили
музыкальный вечер, где исполнялись квартеты Моцарта и Керубини. Возвращаясь
после ужина домой, Энгр простудился. Недомогание перешло в пневмонию, от
которой он скончался 14 января
2. Жанна Дарк на коронации Карла VII в Реймском кафедральном соборе в 1429 году. Лувр, Париж
3. Месье де Норвен. Национальная галерея, Лондон
5. Автопортрет в возрасте 78 лет. Галерея Уффици
6. Сон Оссиана. Музей Энгра
10. Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева Эрмитаж, СПБ
11. Турецкие бани. Лувр, Париж
13. Композитор Керубини с музой лирической поэзии. Лувр, Париж
14. Сидящая купальщица (Купальщица Вальпинсона). Луар, Париж
16. Графиня де Турнон. Художественный музей Филадельфии, Филадельфия
17. Ахиллес и Агамемнон. Высшая национальная школа изящных искусств, Париж
19. Юпитер и Фетида. 1811, Экс-ан-Прованс, Музей Гране
20. Рафаэль и Форнарина, 1814, Музей Фогга, Гарвардский университет
22. Портрет Карла X в коронационном одеянии. 1829, Байонна, Музей Бонна
23. Мученичество святого Симфориона. 1824—1834, Отен, кафедральный собор
25. Антиох и Стратоника. 1840, музей Конде
26. Герцог Орлеанский. После 1842, Национальная галерея искусства
28. Дельфина Ромель-Энгр. 1859, частное собрание
29. Портрет княгини де Брольи 1853, Метрополитен-музей
31. Марцелл Эрис, до 1811 г.
32. Вергилий читает «Энеиду», 1864 г.
34. Франциск I принимает последний вздох Леонардо да Винчи 1818 г.
35. Филипп V награждает маршала Бервика Золотым руном
37. Madame Moitessier 1856, National Gallery , London
40. Каролина Мюрат, королева Неаполя ЧС
41. Обручение Рафаэля с племянницей кардинала Биббиены. Художественный музей Уолтерса, Балтимор
43. Портрет джентльмена с книгой ЧС
44. Наполеон Бонапарт в мундире Первого Консула. Музей Курциуса, Льеж