Живопись в деталях содержание
ЦУКИОКА (Тайсо) ЁСИТОСИ
1839 - 1892
Япония
*Чтоб увеличить репродукцию – нажмите на нее
Японский художник.
Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э. Его деятельность
пришлась на две эры – последние годы эпохи Эдо и последующую эпоху Мэйдзи. Как
и многие японцы той эпохи, Ёситоси интересовался западными новшествами, однако
позднее стал серьёзно обеспокоен утратой многих аспектов традиционной японской
культуры, в том числе упадком направления укиё-э.
Родился в городе Эдо,
районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария
Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет
увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди. В 1850 году, в
возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской
гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси.
В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Многие прежние любители традиционной гравюры укиё-э и покровители художников сошли со сцены, а мастера, ориентированные на старые традиции и духовные идеалы, стали неугодными. В начале 1870-х годов Ёситоси испытал острый творческий и душевный кризис. Нищета и безысходность повлияли на здоровье художника, и он впал в глубокую депрессию.
В 1873 г. он выходит из кризиса и меняет своё имя на Ёситоси Тайсо.
В 1874-1876 гг. работает иллюстратором в газете «Юбинхоти симбун», где публикует около 60 рисунков.
Во второй половине 70-х годов Ёситоси начинает больше интересовать психологизм и персонализация изображаемых им людей.
К 1880-м годам финансовое положение художника немного налаживается, а к 1884 году у него было уже около восьмидесяти учеников.
from the series Tokyo Restaurants with Some Fancy Dishes
Во второй половине 1860-х годов Ёситоси создал много работ в жанре мудзан-э - картин с изображением жестоких сцен. Эти темы были навеяны смертью отца, а также разгоравшейся войной Босин (1868-1869 гг.). В 1866 году подготовил серию («Двадцать восемь убийств со стихами»), особенностью которой была детальная прорисовка сцен убийств. В неспокойные годы эстетика насилия снискала популярность среди широких слоёв населения, благодаря чему имя молодого художника стало ещё более известно в Эдо.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий - "Цуки хякуси" ("Сто видов Луны"). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.