МАТТИАС СТОМ Утрехтские караваджисты. Нидерланды / Matthias Stom. Utrecht Caravaggists

 Живопись в деталях содержание 

 МАТТИАС СТОМ
не ранее 1589 -  ок.1670
Нидерланды 

*Чтоб увеличить репродукцию – нажмите на нее
**Все репродукции подписаны. Для просмотра – наведите курсор
*** Утрехтские караваджисты — небольшая группа голландских художников XVII века, писавших в стиле барокко, которая творчески развивала находки художника-реформатора из Италии Караваджо (1571—1610).

1. Самсон и Далила

Нидерландский художник, принадлежавший к группе утрехтских караваджистов. Известен также под именами Matteo Stoma,  Matteo Fiamengo (Маттео Фламандец). Известно, что с 1615 учился в Риме у Геррита ван Хонтхорста, в Риме же работал до 1632. Затем до 1640 работал в Неаполе, позже — в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). 

В то время как в прошлом художника обычно называли Стомером, теперь считается, что его настоящее имя было Стом, так как это имя он использовал в качестве своей подписи. Ранее предполагалось, что его имя «Стом», что в переводе с голландского означает «тупой», было дано художнику в качестве прозвища, исходя из предположения, что он страдает этим недугом. Однако подтверждений этому тезису нет. Сведения о его жизни отрывочны. Его место рождения не указано в документах и ​​не может быть определено с уверенностью. Голландский историк искусства Г. Дж. Хугеверфф писал в 1942 году, что художник родился в Амерсфорте, недалеко от Утрехта. Источник его заявления Хугеверфа неизвестен и не отслеживается. Муниципальные архивы Амерсфорта не содержат записей о стомах.

2. Христос изгоняющий менял их Храма

Традиционно считалось, что он был учеником Герарда ван Хонтхорста, в частности, из-за близости их стиля. Однако сам ван Хонтхорст не возвращался из Италии в свой родной город Утрехт до 1620 года. Маловероятно, что Стом начал бы ученичество у ван Хонтхорста, когда ему было уже 20 лет. Это все еще оставляет открытой возможность того, что Стом прошел дополнительное обучение в мастерской ван Хонтхорста после первоначального обучения в другом месте. В качестве альтернативы он мог обучаться у Хендрика тер Бруггена , другого ведущего утрехтского караважиста , который вернулся из Италии в 1614 году, или у других художников, таких как Иоахим Втевал , Паулюс Морелсе или Авраам Блумарт.. Никаких документальных свидетельств, подтверждающих ученичество Стомера, не существует. 

3. Смерть Брута

Самое раннее документальное свидетельство о Стоме датируется 1630 годом, когда  «Маттео Стом, fiamengo pittore, di anni 30». (Матиас Стом, фламандский художник 30 лет) было записано как живущий с французским художником Николя Прово на Страда дель Ольмо в Риме.

 Несколько картин Стома находились в мальтийских коллекциях, что указывает на то, что Стом имеет покровителей на Мальте. Неизвестно, работал ли он на Мальте. Последняя документация о деятельности Стома на Сицилии датируется 1649 годом. После этого, в 1652 году, мы находим упоминание о большом алтаре Успения Богородицы с тремя святыми для церкви Санта-Мария-де-Лорино в городе Чиудуно недалеко от Бергамо. в Ломбардии. Стом мог бы доставить этот алтарь из Сицилии, но более вероятно, что он работал в северной Италии в последние годы своей жизни.

4


5


6


4. Поругание Христа
5. Мученичество св. Варфоломея
6. Суд Соломона  Sotheby's Lot.35
 
7


8


9


7. Поклонение волхвов Художественный музей Северной Каролины
8. Св. Иоанн Креститель Рейксмузеум Амстердам
9. Ecce Homo Рейксмузеум Амстердам

10


11


12


10. Поклонение волхвов Musée des Augustins
11. Св. Иероним Нантский музей искусств
12. Поклонение волхвов Национальный музей Стокгольм

 
13


14


15


13. Молодой человек читающий при свечах Национальный музей Стокгольм
14. Благовещение Уффици
 15. Молящаяся пожилая женщина Метрополитен-музей
   
16


17


18


16. Призвание св. Матфея Музеи изящных искусств Сан-Франциско
17. Mucius Scaevola in the presence of Lars Porsenna Art Gallery of New South Wales
18. Исав и Иаков Эрмитаж Собрание Петра Семёнова-Тян-Шанского
 
19


20


21


19. Старуха со свечей Эрмитаж Собрание Петра Семёнова-Тян-Шанского
20. Святое семейство Национальный музей искусства Каталонии
21. Саломея получает голову Иоанна Крестителя Национальная галерея Лондон
           
22


23


24


22.Солдат зажигающий свечу Национальный музей в Варшаве
23. Неверие святого Фомы. Прадо, Мадрид
24. Суд Соломона Музей изящных искусств, Хьюстон

25


26


27


25. Обмен. Национальная Галерея Армении
26. Иисус среди докторов
27. Лот покидающий Содом Музей и галерея Университета Боба Джонса
 
28


29


30


28. Старуха со свечей Staatliche Kunstsammlungen Dresden
29. Исцеление слепого Тобиаса Ernest Zmeták Art Gallery
 30. Суд Соломона Currier Museum of Art
     
31


32


33


31. Жертвоприношение Исаака Musée Fesch
32. Бичевание Христа Музей школы дизайна Род-Айленда
33. Ужин в Эммаусе Музей Гренобля
 
34


35


36


34. Царь Давид Музей изящных искусств Марселя
35. Поклонение пастухов Palazzo Madama and Casaforte degli Acaja
36. Поклонение волхвов Musée des Beaux-Arts de Rouen
 
37


38


39


37. Саломея с головой Иоанна Крестителя Musei di Strada Nuova
38. Благовещение Kunsthistorisches Museum
39. Старуха и мальчик при свечах Birmingham Museums Trust
         
40


41


42


40. Старуха с книгой Staatliche Kunsthalle Karlsruhe
41. Св. Петр в молитве National Museum in Warsaw